НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 06.08.2003 № А55-6906/03-35

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел.(846-2) 24-43-73

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ                                        

г. Самара

6 августа 2003 г.                                                                      Дело № А55- 6906-8303/03-35

Арбитражный суд Самарской области

в составе председательствующего судьи Костюченко Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО ИК «Перспектива плюс» г. Самара к Инспекции МНС РФ по Самарскому району г. Самара о признании недействительным решения

и встречному иску Инспекции МНС РФ по Самарскому району г. Самара к ОАО ИК «Перспектива плюс» г.Самара о взыскании штрафа в размере 1218254 руб.

при участии в заседании:

от ОАО ИК «Перспектива плюс» – Ковалюнас Д.А., Кирсанов Д.Б., Старостина Л.С.,

от налогового органа – Моисеева Е.Г., Павкова Е.В.,

установил:

            ОАО ИК «Перспектива плюс» г.Самара просит признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по Самарскому району г.Самара № 797 ДСП от 09.06.03 г. в части начислений задолженности по подоходному налогу: недоимка в размере 6084521 руб., пени –  2866530 руб., штраф – 1218254 руб.    

            Налоговый орган заявил встречный иск о взыскании штрафных санкций в размере 1218254 руб., начисленных на основании оспариваемого решения (л.д. – 59-68, т. 1).

Принимая во внимание, что:

            В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка деятельности ОАО ИК «Перспектива плюс» по вопросам правильности исчисления, удержания и полноты перечисления подоходного налога с физических лиц в бюджет, страховых взносов во внебюджетные фонды  за период с 01.01.2000 г. по 31.12.2000 г. и правильности исчисления, удержания и полноты перечисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога за период 2001 г.

            По итогам проверки составлен акт № 609 ДСП от 13.05.03 г. (л.д. – 86-97), по результатам рассмотрения которого налоговый орган принял решения о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде начислений недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 6084521 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 2866529 руб. 97 коп.; штрафных санкций -  в размере 1218254 руб., в том числе по ст. 123 НК РФ за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в размере 1216904 руб.; по ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в размере – 1350 руб.  (л.д. – 71-83).

            Налогоплательщик не оспаривает факта непредставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, по которому начислен штраф в размере 1350 руб.

            Поводом к оспариванию решения налогового органа в оставшейся части послужило то, что в оспариваемой части решение налогового органа, по мнению налогоплательщика, является незаконным и не обоснованным.

            Во встречном требовании налоговый орган просит взыскать с налогоплательщика весь штраф, начисленный по оспариваемому решению – в размере 1218254 руб., так как считает его начисленным в соответствии с налоговым законодательством.

            Основаниями для начислений по оспариваемому решению налоговый орган указывает тот факт, что налогоплательщиком допущены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, что составило 1216904 руб. (6084521 х 20%), в том числе:

            2000 г. – 160636, 8 руб.,

            2001 г. – 1056267, 4 руб.

            При этом налоговый орган считает, что налогоплательщиком в проверяемый период нарушены ст. 12 и ст. 3 «т» Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» № 1998-1 от 07.12.1991 г. и ч. 2 ст. 214 НК РФ – за период с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г. по договорам комиссии на совершение операций с ценными бумагами организаций налоговая база по каждому Комитенту определялась не в полном объеме, налог на доходы физических лиц не исчислялся.

            Согласно ст. 2 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. Не подлежат налогообложению суммы, полученные в течение 2000 г. от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Датой получения дохода в 2000 г. является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме. При исчислении налога с доходов физических лиц, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, могут быть учтены документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением и реализацией указанного имущества, но при этом исключение сумм в пределах, указанных в п.п. «т» п. 1 ст. 3 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» не производится.

            Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги за 2001 г. установлены ч. 2 ст. 214.1 НК РФ.

            В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков. Доход (убыток) по сделке купли продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг и расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.

            В случае, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным п. 1 ст. 220 НК РФ.

            Налоговая база определяется налоговым агентом по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога осуществляется налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода. Налог подлежит уплате в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств  клиенту.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога источником выплаты дохода налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме должен уведомить налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае должна производиться в соответствии со ст. 228 НК РФ.

При этом налогоплательщику, получающему доходы во исполнение названных договоров, заключенных в его пользу, не предоставлено право выбора уплаты налога у источника выплаты дохода или при подаче налоговой декларации. Налогоплательщик лишь вправе воспользоваться у источника выплаты дохода имущественным налоговым вычетом, согласно пп.1 п.1 ст. 220 НК РФ, в случае, если его расходы на приобретение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально. Вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в этом случае налогоплательщику не представляется.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу что, решение ИМНС РФ по Самарскому району  № 797 ДСП от 09.06.03г.  в части начислений по недоимки по подоходному налогу, пени, штрафа является незаконным,   встречный иск подлежит  удовлетворению только в части взыскания штрафа в размере 1 350 руб. по следующим основаниям:

             Согласно нормами  закона, на которые ссылается налоговый орган, датой получения дохода в календарном году являлась дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме (ст.2 ФЗ). При этом не подлежали налогообложению суммы, полученные в течение года от продажи «другого имущества» (в том числе, ценных бумаг),  принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной оплаты труда. По желанию налогоплательщика такой вычет мог быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанных доходов (п. «т» ст.З ФЗ). При определении налогооблагаемой базы комиссионеров заявитель руководствовался именно этими нормами ФЗ. Налог исчислялся и удерживался истцом при фактическойвыплате сумм дохода физическим лицам в течение 2000 года. С выплаченных сумм был начислен и перечислен в бюджет налог в размере 113 552 рубля.

Статьей 2 Федерального закона от 05.08.2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового Кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные   акты РФ о налогах» в редакции Федерального закона от 24.03.2001 г. № 33-ФЗ, признан утратившим силу со дня введения в действие части второй Налогового Кодекса Закон РФ от 07.12.1991г. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», за исключением части третьей статьи 12, которая утрачивает силу с 1 января 2002 г. Кроме того, частью второй статьи 18 Федерального закона №118-ФЗ в редакции Закона от 24.03.2001г. №33-ФЗ установлено, что пункт 2 статьи 220 части второй Кодекса в части предоставления имущественного вычета при продаже ценных бумаг вводится в действие с 1 января 2002 года. При этом следует отметить, что статья 12 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», определяющая порядок налогообложения доходов физических лиц от продажи имущества, принадлежащих им на праве собственности, была введена Федеральным законом от 23.12.1994 г. №74-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», утратившим силу с 1 января 2001 года. Далее,  согласно ст.2 чакона РФ №71-ФЗ от 30.05.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ (главу 23 «Налог на доходы физических лиц»)», в часть вторую Налогового Кодекса РФ была внесена статья 214.1 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги».

В своих действиях заявитель руководствовался п.З ст.214.1 Налогового Кодекса РФ, который устанавливает, что имущественный налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты, либопо окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган. Заявителем  в 2001 году были поданы в налоговый орган сведения о валовом доходе физических лиц, а причитающиеся налоговые вычеты были предоставлены физическим лицам в налоговом органе по месту их регистрации.

Согласно ст. 8 Налогового Кодекса РФ, налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Следовательно, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. Взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям статьи 8 Налогового Кодекса. Более того, согласно п.9 ст.226 Налогового Кодекса РФ, уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

            Кроме того, перечисление   удержанных   налогов   осуществляется   в   порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком.  Предусмотренная п.1 ст.46 НК РФ возможность взыскания суммы налога с налогового агента является способом принудительного исполнения налоговым агентом обязанности по   перечислению   в   бюджет   суммы   налога,   фактически  удержанной   из   средств налогоплательщика.    Взыскание неудержанного подоходного налога и пеней с налогового агента является неправомерным. Данный вывод подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой Арбитражного суда Северо-Западного округа  (Постановление от 27.1l.2001г. по делу №А56-19855/01 и Постановление от  18.12.2000г.  по делу №А05-5447/00-288/12).

            В соответствии с п. 7 ст. 3  НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

            Так как взыскание  налоговым органом  недоимки по подоходному налогу является неправомерным, соответственно и начисление пени  и штрафа является так же незаконным.

            Кроме того, в нарушение требований ст. 101 НК РФ решение налогового органа не содержит описания конкретных обстоятельств налогового правонарушения, за которое налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности. В оспариваемом решении имеются лишь ссылки на приложения ни к решению, а к акту налоговой проверки. Согласно  п. 6 ст. 101 НК РФ  несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

            При таких обстоятельствах суд считает, что заявление налогоплательщика следует удовлетворить.

            Согласно ст. 110 НК РФ расходы по госпошлине подлежат отнесению на заинтересованное лицо. Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины, дело рассмотрено без взимания госпошлины.

            Руководствуясь ст. 167-170, 201  АПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение ИМНС РФ по Самарскому району г. Самары №797 ДСП от 09.06.03г. в части начислений по недоимки по подоходному налогу в размере 6 084 521 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере  2 866 530 руб., штрафа в размере 1 216 099 руб., начисленному по ст. 123 НК РФ.

Встречный иск удовлетворить частично. Взыскать с ОАО ИК «Перспектива плюс» г. Самара в бюджет штраф     в размере 1 350 руб. начисленный по п. 1 ст. 126 НК РФ и госпошлину в размере 100 руб.

В остальной части встречного иска отказать.

ОАО ИК «Перспектива плюс» г. Самара выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в размере  1 000 руб. по заявлению.

                    Судья                                                                             Костюченко Н.Н.