АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 26-56-17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Самара
05 декабря 2008 года
Дело №
А55-16462/2008
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2008 года.
Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евстигнеевой М.А.
рассмотрев в судебном заседании 02-04 декабря 2008 года
дело по заявлению Войсковой части 59292 г. Самара
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области г. Самара
об отмене постановлений по делам об административном правонарушении
при участии в заседании
от истца, заявителя – представитель Зимин С.И. (по доверенности от 17.11.08г.)
от ответчика, заинтересованного лица - представитель Давидюк О.Н. (по доверенности от 27.02.08г.), представитель Любавина Г.И. (по доверенности от 02.12.08г.)
установил:
Войсковая часть 59292 просит отменить постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 14.10.08г. № 42-08/354, № 42-08/355 о назначении административного наказания, ссылаясь в сущности на отсутствие состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку средства федерального бюджета в размере 200 000 руб. направлены им на цели, соответствующие условиям их получения (л.д.3-5).
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области с заявлением не согласно, просит в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушение заявителем требований ст. ст. 38, 162 Бюджетного кодекса РФ, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств на сумму 200 000 руб. и наличие в его действиях административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ (л.д.32-36, 76-80, 146-147).
В судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 20 мин. 04 декабря 2008г. в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области вынесено постановление от 14.10.08г. № 42-08/354 о назначении административного наказания (протокол об административном правонарушении от 29.09.08г. - л.д. 42-44) - о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Основанием привлечения к административной ответственности явилось то, что средства федерального бюджета в сумме 100 000,00 руб. направлены на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов или иным правовым основаниям их получения, поскольку 05.05.2008г. командиром войсковой части 59292 из средств федерального бюджета был выдан аванс на закупку продовольствия в размере 100 000,00 руб. для подготовки и проведения празднования 90-летия со дня образования ПУрВО, тогда как, согласно письму временно исполняющего обязанности заместителя командующего войсками военного округа по финансово-экономической работе - начальника управления Е. Иванова № 43/1/820 от 05.05.2008, расходы на подготовку и проведение указанного празднования должны производиться за счет денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, вид 101 (л.д.21-23, 54-56).
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области вынесено постановление от 14.10.08г. № 42-08/355 о назначении административного наказания (протокол об административном правонарушении от 29.09.08г. - л.д. 45-47) - о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Основанием привлечения к административной ответственности явилось то, что средства федерального бюджета в сумме 100 000,00 руб. направлены на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов или иным правовым основаниям их получения, поскольку 24.04.2008г. командиром войсковой части 59292 из средств федерального бюджета был выдан аванс на закупку продовольствия в размере 100 000,00 рублей для подготовки и проведения празднования 90-летия со дня образования ПУрВО, тогда как, согласно письму временно исполняющего обязанности заместителя командующего войсками военного округа по финансово-экономической работе - начальника управления Е. Иванова № 43/1/820 от 05.05.2008г., расходы на подготовку и проведение указанного празднования должны производиться за счет денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, вид 101 (л.д.17-19, 57-59).
Согласно ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административную ответственность влечет использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств обладает в т.ч. следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
В силу положений ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
При этом объективная сторона вменяемого заявителю правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств.
В обоснование правомерности использования бюджетных средств заявитель ссылается на наличие остатков лимитов бюджетных обязательств по кодам ЭКР 187 0201 2017000 014 222 в размере 200 000 руб. и 187 0201 2017000 014 340 в размере 100 000 руб., на поступившие 25.08.08г. на лицевой счет денежные средства от приносящей доход деятельности по виду 101, на фактическое получение письма начальника управления Е. Иванова № 43/1/820 от 05.05.2008г. только 12.05.08г., а также на проведенную в ходе ревизии исправительную проводку за счет внебюджетных средств и возврат 21.08.08г. в кассу ранее выданного аванса.
Однако данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения исходя из следующего.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 168н (действовавшим до 01.01.2008г.), на подстатью 222 «Транспортные услуги» относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание транспортных услуг в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за: наем транспортных средств, услуги по пассажирским и грузовым перевозкам, в том числе военным и гражданским перевозкам, стоимость переезда и иные транспортные расходы, связанные с перемещением работников, военнослужащих и членов их семей к месту работы; оплата проезда военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также членов их семей к месту проведения отпуска и обратно в соответствии с законодательством Российской Федерации, другие аналогичные расходы. В свою очередь, на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов; продуктов питания (оплата продовольствия), в том числе продовольственных пайков военнослужащим и приравненным к ним лицам;
прочих материальных запасов; расходы на закупку материальных ценностей в государственный материальный резерв.
Согласно письму временно исполняющего обязанности заместителя командующего войсками военного округа по финансово-экономической работе - начальника управления Е. Иванова № 43/1/820 от 05.05.2008, расходы на подготовку и проведение указанного празднования должны производиться за счет денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, вид 101(л.д.12).
Сметой доходов и расходов Федерального бюджета на 2008 год заявителю предусмотрено выделение денежных средств на содержание личного состава войсковой части, что не опровергается заявителем. Поэтому остатки лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 01.04.2008г. по коду ЭКР 187 0201 2017000 014 222 (транспортные услуги) в размере 200 000,00 руб. и по коду ЭКР 187 0201 2017000 014 340 (увеличение стоимости материальных запасов) в размере 100 000,00 руб. должны быть израсходованы в соответствии со сметой доходов и расходов на содержание личного состава военнослужащих (согласно штата войсковой части).
Тогда как фактически федеральные денежные средства в сумме 200 000,00 руб. были выданы из кассы на подготовку и проведение празднования 90-летия со дня образования Приволжско-Уральского военного округа, который проводился не на территории войсковой части и не только для служащих войсковой части, что не опровергается заявителем.
Поскольку рассматриваемые денежные средства были выданы из кассы по расходному кассовому ордеру от 24.04.2008г. № 204 в размере 100 000,00 руб. (л.д.14) и по расходному кассовому ордеру от 05.05.2008г. № 212 в размере 100 000,00 руб. (л.д.15-16), а по решению Приволжско-Уральского военного округа оплата этих расходов должна быть произведена за счет денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности в сумме 200 000,00 руб., суд считает доказанным факт нецелевого использования бюджетных средств.
Вместе с тем, федеральные денежные средства в общей сумме 200 000,00 руб. не были израсходованы заявителем, т.к. в период ревизии по приходному кассовому ордеру от 21.08.2008г. сумма 100 000,00 руб. возвращена в кассу войсковой части, на 100 000,00 руб. дана исправительная проводка - за счет внебюджетных средств восстановлен федеральный бюджет, на что указано в акте ревизии от 10.09.08г. № 42-02-04/218П (л.д.73). Данные обстоятельства заинтересованное лицо также подтверждает в дополнении к отзыву (л.д.146-147).
В силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно позиции Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005г. № 5,
малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 2 июня 2004г. № 10 (п.18), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В связи с тем, что выданные из кассы по расходным кассовым ордерам бюджетные денежные средства не были израсходованы, а указанные - возврат и исправительная бухгалтерская проводка о восстановлении денежных средств с внебюджетных средств на федеральный бюджет осуществлены в ходе ревизии, суд считает возможным применить ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - освободить заявителя, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в названном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004г. № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь ст. ст. 167, 180, 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными и отменить полностью постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 14.10.08г. № 42-08/354, № 42-08/355 о назначении административного наказания.
Решение вступает в законную силу по истечение десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и в этот же срок оно может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
И. К. Степанова