АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
августа 2015 года | Дело № | А55-7667/2015 | |||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи | Лихоманенко О.А. | ||||||
рассмотрев 30 июля 2015 года в судебном заседании, в котором объявлена резолютивная часть решения, дело по заявлению | |||||||
Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, г.Сызрань | |||||||
к Государственному учреждению «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г.Сызрани», г.Сызрань | |||||||
о взыскании 439547 руб. 76 коп. | |||||||
при участии в заседании, протокол которого велся помощником судьи Водолагиной Л.С.: | |||||||
от заявителя – Куракиной О.М., доверенность от 11.06.2014; от заинтересованного лица – не явился, надлежаще извещен; | |||||||
установил: | |||||||
Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по пени по земельному налогу в сумме 242520 руб. 33 коп., в том числе пени за август 2014 год в сумме 123248 руб. 05 коп. и пени за сентябрь 2014 год в сумме 119272 руб. 28 коп., а также взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество за период 2012 год, 2013 год и 1 квартал 2014 года в сумме 180569 руб. и пени по налогу на имущество в сумме 16458 руб. 43 коп. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещён надлежащим образом, в силу п. 2 ч.4 ст. 123 АПК РФ, о чем орган связи проинформировал суд справкой. Отзыв на заявление заинтересованным лицом не представлен. В соответствии со ст.215 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя заинтересованного лица. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Государственное учреждение "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г.Сызрани", являющееся в соответствии со ст.ст.373, 374 НК РФ плательщиком земельного налога, представило в инспекцию налоговые декларации по земельному налогу за 2010, 2011, 2012, 2013 годы, согласно которым самостоятельно исчислило за указанные периоды налог к уплате в бюджет: За 2013 год: - по сроку уплаты 30.04.2013 – 1772791 руб.; - по сроку уплаты 31.07.2013 – 1772791 руб.; - по сроку уплаты 31.10.2013 – 1772791 руб.; - по сроку уплаты 10.02.2014 – 1772788 руб.; За 2012 год: - по сроку уплаты 02.05.2012 – 1772791 руб.; - по сроку уплаты 31.07.2013 – 1772791 руб.; - по сроку уплаты 31.10.2013 – 1772791 руб.; - по сроку уплаты 11.02.2014 – 1772788 руб.; За 2011 год: - по сроку уплаты 03.05.2012 – 73868 руб.; - по сроку уплаты 01.08.2012 – 73868 руб.; - по сроку уплаты 31.10.2012 – 73868 руб.; - по сроку уплаты 01.02.2012 – 73866 руб.; За 2010 год: - по сроку уплаты 01.02.2011 – 295470 руб. Статьей 397 НК РФ (пункты 1 и 2) предусмотрена уплата земельного налога и авансовых платежей по налогу в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ. Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 393 НК РФ). В силу п. 1, 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, пени, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 № 98 разъяснил, что отсутствие в нормах Налогового кодекса Российской Федерации положений о применении к авансовым платежам правил, устанавливающих основания и порядок направления требований об уплате налога, не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). Эта обязанность устанавливается применительно к отдельным налогам в соответствующих нормах части второй НК РФ. Согласно п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Следовательно, пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на сумму которой они начислены. Поскольку ответчик не уплатил в установленный срок указанный земельный налог в полном объеме, ему обоснованно были начислены и предъявлены к уплате налоговым органом пени по земельному налогу в размере 242520 руб. 33 коп. согласно расчету. В нарушение ст.45 НК РФ Государственное учреждение "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г.Сызрани" не исполнило установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем, в соответствии со ст. 69 НК РФ, инспекцией направлены в адрес налогоплательщика требования об уплате налога № 1290 по состоянию на 26.09.2014 об уплате пени за август 2014 года в сумме 123248 руб. 05 коп., а также требование № 1436 по состоянию на 16.10.2014 об уплате пени за сентябрь 2014 года в сумме 119272 руб. 28 коп. Налоговый орган указывает, что требования не исполнены. Кроме того, на основании ст.373 НК РФ Государственное учреждение "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г.Сызрани" является плательщиком налога на имущество организаций. В соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. На основании п.3 ст.3 Закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налог уплачивается путем внесения в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Уплата авансовых платежей по налогу на имущество организаций производится не позднее 35 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. По итогам налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную как разница от произведения налоговой ставки и налоговой базы и суммами авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в течение налогового периода, в срок не позднее 10-го апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. 18.08.2014 Государственное учреждение "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г.Сызрани" представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за 2012 год, 2013 год и 1 квартал 2014 года. В соответствии с представленными уточненными декларациями сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила за 2012 год – 80253 руб., за 2013 год – 80253 руб., за 1 квартал 2014 года – 20063 руб. Налоговый орган указывает, что в установленный законом срок ответчик не уплатил налог на имущество организаций за 2012 год, 2013 год и 1 квартал 2014 года, в связи с чем у него возникла задолженность в сумме 180569 руб. В силу положений п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. За несвоевременную уплату налога на имущество Государственному учреждению "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г.Сызрани" были начислены пени по налогу на имущество организаций в сумме 16458 руб. 43 коп. В нарушение ст.45 НК РФ Государственное учреждение "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г.Сызрани" не исполнило установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем, в соответствии со ст. 69 НК РФ, инспекцией направлены в адрес налогоплательщика требования об уплате налога № 29824 по состоянию на 15.09.2014 об уплате налога на имущество в размере 180569 руб. и пени по налогу на имущество в размере 15713 руб. 57 коп., а также требование № 1576 по состоянию на 14.10.2014 об уплате пени по налогу на имущество в сумме 744 руб. 86 коп. Налоговый орган указывает, что требования не исполнены. В соответствии с п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 НК РФ). Ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 20.11.2014 в указанный реестр внесена запись о принятии решения о ликвидации учреждения как юридического лица и назначении ликвидатора. Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ установлено, что выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. В соответствии с частью 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Удовлетворение требований кредиторов в ином порядке, то есть помимо установленной ликвидационной комиссией очередности, противоречит положениям гражданского законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов юридического лица. Исходя из указанных норм права, суд приходит к выводу о том, что в отношении предъявления требований к организациям, находящимся в процессе ликвидации установлен специальный досудебный порядок урегулирования спора, предусматривающий обязательное направление требований в ликвидационную комиссию, процедура которого предусмотрена законом, а именно статьями 63, 64 ГК РФ. Данный порядок предусматривает возможность кредитора обратиться в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требования, либо ее уклонения от его рассмотрения. В целях соблюдения указанного досудебного порядка взыскания задолженности на основании решения заявителем в адрес учреждения и, соответственно, ликвидатора выставлены требования № 1290 от 26.09.2014, № 1436 от 16.10.2014, № 29824 от 15.09.2014, № 1576 от 14.10.2014 в которых налогоплательщику предложено произвести уплату налога и пени. Требования заинтересованным лицом исполнены не были, при этом ликвидатор учреждения уклонился от рассмотрения направленных требований инспекции, ответа на данные требования не дал, обратного ответчиком не доказано. В силу положений ч.3.1 ст.70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Заинтересованным лицом не представлены доказательства своевременной уплаты налога и пени по земельному налогу и налогу на имущество, а также не представлены возражения по существу заявленных требований. Не представлены ответчиком доказательства рассмотрения требований инспекции и направления ответа на него, а также удовлетворения требования налогового органа. При таких обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании статьи 102, части 1 статьи 110 АПК РФ, статьи 333.17, 333.21 НК РФ судебные расходы по государственной пошлине следует отнести на заинтересованное лицо и взыскать с него в доход федерального бюджета, поскольку пошлина не была уплачена при подаче заявления ввиду освобождения налогового органа от ее уплаты в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ. | |||||||
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить. Взыскать с Государственного учреждения «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г.Сызрани», расположенного по адресу: 446001, Самарская область, г.Сызрань, ул.Советская, д.24, задолженность по налогу на имущество в сумме 180569 руб., пени по налогу на имущество в сумме 16458 руб. 43 коп., пени по земельному налогу в сумме 242520 руб. 33 коп., а всего в сумме 439547 руб. 76 коп. Взыскать с Государственного учреждения «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г.Сызрани», расположенного по адресу: 446001, Самарская область, г.Сызрань, ул.Советская, д.24 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 11790 руб. 95 коп. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца. | |||||||
Судья | / | О.А. Лихоманенко | |||||