НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 03.11.2022 № А55-17121/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846)207-55-15

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

03 ноября 2022 года

Дело №

А55-17121/2022

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Хмелева С.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мачневой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании  01 ноября 2022 года дело

по иску Общества с ограниченной ответственностью "Волжский магистральный коллектор"

к  Обществу с ограниченной ответственностью "Самарское Объединение Керамики"

о взыскании 865 014 руб. 18 коп.

при участии в заседании:

от истца – Котов А.С., представитель по доверенности от 14.09.2022, диплом,

от ответчика – Пушкарев В.А., представитель по доверенности от 18.07.2022, диплом,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Волжский магистральный коллектор" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Самарское Объединение Керамики" задолженности по договору на сброс и прием сточных вод №03/09 от 30.12.2008 за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период март 2022 года в размере 865 014 руб. 18 коп.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Из материалов дела следует, 30.12.2008 года между ООО «Межрайоный напорный самотечный коллектор» и ООО «Самарское объединение керамики» (Ответчик) был заключен договор на сброс и прием сточных вод № 03/09, согласно которому ООО «Межрайоный напорный самотечный коллектор» оказывает услуги по приему сточных вод, а ООО «Самарское объединение керамики» оплачивает оказанные услуги.

01.07.2018 года между ООО «МНСК», ООО «Волжский магистральный коллектор» (Истец), ООО «Самарское объединение керамики» было заключено соглашение о замене стороны в договоре на сброс и прием сточных вод № 03/09 от 30.12.2008 года, согласно которому ООО «ВМК» приобретает все права и обязанности по договору перед ООО «СОК» на сброс и прием сточных вод № 03/09 от 30.12.2008 года, а ООО «СОК» приобретает все права и обязанности по договору перед ООО «ВМК» по данному договору.

ООО «ВМК» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляет прием, очистку и транспортировку сточных вод от абонентов, подключенных к централизованным сетям водоотведения ООО «ВМК».

В соответствии с п. 111 Постановления Правительства РФ от 29.03.2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения» абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения

негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

В соответствии с п. 113 Постановления Правительства РФ от 29.03.2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения» сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 года № 728 «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем:

а) обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (далее - визуальный контроль);

б) отбора проб сточных вод;

в) анализа отобранных проб сточных вод.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 года № 728 «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.

24.03.2022 года ООО «ВМК» был произведен отбор сточных вод, сбрасываемых Ответчиком в канализационный сети ООО Истца, о чем был составлен Акт отбора проб от 24.03.2022 года.

По результатам проведенных анализов аккредитованной лабораторией был выдан протокол результатов исследований (испытаний) и измерений проб сточных вод № 3/11-2022-СтВ от 12.04.2022 года. По результатам исследования контрольной пробы было выявлено превышение предельно допустимых концентраций вещества Хлориды в составе сточных вод. Концентрация вещества составила 7380 мг/дм3, предельно допустимая концентрация, установлена Приложением № 5 к Постановления Правительства РФ от 29.03.2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения», и составляет 1000 мг/дм3.

Отношения сторон возникли в сфере энергоснабжения, к которой относится поставка холодной питьевой воды, и возмездного оказания услуг по приемке сточных вод.

Данные отношения регулируются Законом N 416-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 которого к договору водоснабжения и водоотведения применяются положения договора об энергоснабжении и о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также рядом подзаконных судебных актов, в том числе Правилами N 644, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.

Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 111 Правил N 644 закреплена обязанность абонентов соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать в том числе следующему требованию: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил (пункт 113 Правил N 644).

Приложением N 5 к указанным Правилам в настоящее время установлен Перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.

В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.

Согласно пункту 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.

За негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения (за превышение максимально допустимых концентраций (МДК) начисление производится на основании Раздела VII Правил N 644.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация ВКХ имеет право взимать с абонентов следующие виды платежей: плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод; плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

Подпунктами "ж" и "и" пункта 35 Правил N 644 установлены корреспондирующие данному праву обязанности абонентов соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований и вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств в Российской Федерации, с 01.01.2014 предусмотрены ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст.

Согласно пунктам 19, 22, 27 Правил № 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2.

Отбор проб произведен в соответствии с действующим законодательством: Правилами N 644, Правилами N 525 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, договором от 04.04.2017 N 104/С-132-ВК.

Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.

Согласно пункту 123 Правил N 644 размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле:

П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр,

где Qпр - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров).

Таким образом, в случае нарушения абонентом требований к допустимым максимальным значениям показателей и концентраций загрязняющих веществ по результатам анализа сточных вод, расчет платы производится с начала календарного месяца, в котором производился отбор, и до следующего отбора, но не более чем за три календарных месяца.

Согласно п. 123(2) Постановления Правительства РФ № 644 Результаты анализов контрольных проб сточных вод, отобранных организацией, осуществляющей водоотведение, должны быть учтены абонентом при внесении изменений в декларацию, а также при подаче декларации на очередной год.

В случае отсутствия у абонентов, поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, дополнительно применяется коэффициент 2 (до начала календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором декларация была принята для осуществления контроля состава и свойств сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение).

По результатам проведенного анализа концентрация вещества Хлориды в составе сточных вод составляет 7380 мг/дмЗ (ФКi).

Предельно допустимая концентрация вещества Хлориды согласно Приложения № 5 к Постановлению Правительства РФ № 644 составляет 1000 мг/дмЗ (ДКi).

Коэффициент воздействия согласно Приложения № 5 к Постановлению Правительства РФ № 644 равен 2 ( KB).

Ki= ((7380-1000)/1 ООО) х 2 = 12,76

Ответчиком не подавалась, в установленном порядке, декларация сточных вод, в связи с чем при расчете платы за негативное воздействие на централизованную систему канализации применяется дополнительный коэффициент 2 (ДК).

Тариф на водоотведение для абонентов ООО «ВМК» установлен приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 17.12.2021 года № 767 и равен 29,17 рублей, НДС не облагается.

Ответчику были оказаны услуги по приему сточных вод за период март 2022 года в объеме 1 162 м3, что подтверждается подписанным сторонами актом оказанных услуг № 34 от 31.03.2022 года.

Таким образом, плата за негативное за негативное воздействие на централизованную систему канализации за период март 2022 года составляет:

П = 12,76 (кратность превышения) х 29,17 (тариф) х 1162 (объем) х 2 (доп. коэффициент) = 865 014, 18 рублей.

Согласно п. 7 Договора оплата за оказанные услуги производится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным календарным месяцем, по установленному тарифу на водоотведение.

При этом суд не может принять возражения ответчика, представившего результаты лабораторных испытаний лишь за более поздний период (июнь-июль 2022 года).

Несмотря на возражения ответчика суд считает доказанным и факт надлежащего отбора спорных проб в ООО «Сок» и передачи их на исследование, поскольку при оборе проб присутствовал главный энергетик ответчика, ранее также участвовавший в отборе проб сточных вод абонента, а акт передачи отобранной пробы непосредственно для исследования содержит информацию о той же пломбе, что и в акте отбора.

Учитывая изложенное, поскольку оплата за негативное воздействие на централизованную систему канализации за период март 2022 года ответчиком не произведена, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по оплате государственной пошлины согласно статье 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика, в связи с удовлетворением исковых требований.

Руководствуясь ст. 167-171, 180, 181, ч. 1 ст. 259, ч.3 ст.319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с Общества  с ограниченной ответственностью "Самарское Объединение Керамики"  (ИНН 6325029081) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Волжский магистральный коллектор" (ИНН 635025355) задолженность по договору на сброс и прием сточных вод №03/09 от 30.12.2008 за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период март 2022 года в размере 865 014 руб. 18 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 20 300 руб.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, в течение месяца, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.П. Хмелев