НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 28.04.2010 № А59-807/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-807/2010

04 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 04 мая 2010 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания судьей Орифовой В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» к Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области о признании незаконным бездействия по невозврату НДС за январь 2010 года в сумме 307 730 908 руб. (согласно декларации по НДС за январь 2010 года, составленной в долларах США) в срок 5 календарных дней, предусмотренный СРП «Сахалин-2»,

при участии представителей:

от заявителя – Виноградова М.М. по доверенности от 22.03.2010, Алексахина Р.А. по доверенности от 22.03.2010, Назарчук О.В. по доверенности от 23.04.2010, Лебедева Ю.А. по доверенности от 22.03.2010,

от налогового органа – Рябков Ю.Н. по доверенности от 15.04.2009, Гайдученко Р.Н. по доверенности от 24.03.2010, Сугоняко И.А. по доверенности от 31.03.2010 № 04-16/09609,

У С Т А Н О В И Л:

Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» (далее – Компания, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области (далее – Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконным бездействия по невозврату НДС за январь 2010 года в сумме 307 730 908 руб. (согласно декларации по НДС за январь 2010 года, составленной в долларах США) в срок 5 календарных дней, предусмотренный СРП «Сахалин-2» и обязании Инспекцию устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о возврате налога.

В обоснование требований, поддержанных представителями заявителя в судебном заседании, указано, что Компания является стороной Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции от 22 июня 1994г. (далее – СРП Сахалин-2, Соглашение). 24.02.2010 Компания направила в адрес Инспекции налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за январь 2010 года. Согласно данным декларации сумма НДС, уплаченная поставщикам товаров (работ, услуг), подлежащая возврату составила 10 343 731 долларов США (307 730 908 руб.). При этом Компания одновременно с представлением декларации обратилась в налоговый орган с письменным заявлением о возврате суммы налога в пятидневный срок, предусмотренный п.3 (а) Дополнения 1 Приложения Е СРП «Сахалин – 2». Соответствующий возврат Инспекцией произведен не был. В соответствии с п. 15 ст. 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Закона о СРП, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений НК РФ и (или) иных актов законодательства РФ о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений. Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон № 225-ФЗ) также установлено, что соглашения о разделе продукции, заключенные до вступления в силу Закона № 225-ФЗ, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. Компанией были выполнены все условия для возврата НДС, предусмотренные положениями СРП «Сахалин-2». Любая сумма «входного» НДС (уплаченная поставщикам) подлежит возврату Компании в течение 5 дней при соблюдении двух условий: уплаты суммы налога поставщикам; подача налоговой декларации, где отражены суммы НДС, уплаченные поставщикам. Бездействие Инспекции по невозврату Компании подлежащего возврату НДС в пятидневный срок является незаконным и противоречит СРП «Сахалин-2». СРП «Сахалин-2» не является единственным актом на территории РФ, предусматривающим подобный порядок возмещения НДС. Так, п. (с) ст. 22.1 СРП «Сахалин-1» предусмотрено, что каждая сторона Консорциума имеет право на возврат по НДС в течение 5 рабочих дней после подачи ежемесячных налоговых деклараций в размере разницы между выплаченной суммой НДС, переведенной в доллары США, и полученной суммой НДС, переведенной в доллары США, включая любые избыточные суммы, возникающие в течение тех месяцев, когда продажи не осуществлялись. При этом по сведениям Компании в настоящее время Инспекция производит возврат Оператору проекта «Сахалин-1» с соблюдением указанного срока. Кроме того, Федеральным законом от 17.12.2009 № 318 –ФЗ в НК РФ в НК РФ была введена ст. 176.1, предусматривающая аналогичный заявительный порядок возмещения сумм НДС, согласно которому налоговые органы при выполнении определенных условий возмещают НДС в течение 5 дней и в отношении юридических лиц, не осуществляющих деятельность в рамках СРП «Сахалин-2». В соответствии с п. 10 ст. 176.1 НК РФ налоговый орган на основании решения о возврате суммы налога, оформляет поручение на возврат, которое должно быть исполнено в течение 5 дней.

В письменных объяснениях, представленных заявителем в судебном заседании, Компания указала, что в настоящем деле обжалуется не порядок возврата НДС (в том числе применение положений НК РФ о порядке проведения камеральной налоговой проверки), а бездействие инспекции, выразившееся в непроведении возврата НДС в срок, установленный СРП «Сахалин-2». Довод инспекции о преюдициальном значении дел № А59-2191/04-С24, № А59-3556/04-С24, № А59-2707/04-С24 для разрешения настоящего спора является незаконным и необоснованным, поскольку предметом рассмотрения споров по данным делам, являлся не срок возврата НДС в соответствии с положениями СРП «Сахалин-2», а вопросы, касающиеся исчисления и возврата НДС. Кроме того, указанные судебные акты содержат ссылки на то, что к Компании подлежит применению п.3 (а) Дополнения 1 Приложения Е СРП «Сахалин-2». Относительно суммы НДС в размере 307 730 908 рублей, заявленной Компанией к возмещению по строке 050 раздела 1 декларации за январь 2010, компания пояснила следующее. Одновременно с подачей налоговой декларации по НДС за январь 2010, составленной в долларах США, Компания для информации представила в налоговый орган декларацию с данными о суммах НДС в рублях, основанной на учетных регистрах компании в долларах США, а также книги покупок за соответствующий месяц. Итоговая сумма НДС, заявляемая к возмещению в разделе 1 строки 050 Декларации, представляет собой разницу между общей суммой НДС, уплаченной поставщикам и пересчитанной в рубли (Приложение № 2 к разделу 3 Декларации), и суммой НДС, начисленной с реализации в размере 207 000 рублей (раздел 3 по строке 010 Декларации).

Инспекция в представленном отзыве, поддержанном ее представителями в судебном заседании, требования компании не признала, указав на следующее. Действительно, п. 3 «а» Дополнения 1 Приложения Е к Соглашению содержит положение о том, что любые суммы НДС, уплаченные Компанией, Родственными организациями, их иностранными подрядчиками или субподрядчиками, сверх выставленных ими к уплате сумм НДС, подлежат возврату этому плательщику в течение 5 дней с подачи им своей месячной декларации, отражающей такие платежи. Однако правила, устанавливающие порядок исчисления и возврата уплаченного поставщиком товаров (работ, услуг), в Соглашении отсутствуют. Согласно п. 24 Соглашения Сахалинский проект осуществляется в соответствии с законами, подзаконными актами, другими актами государственных органов, действующими на территории Российской Федерации, которые официально введены и общедоступны. Порядок возмещения НДС определен законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункты 1-3 статьи 176 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи. При решении вопроса о возмещении НДС налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. По окончании проверки в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проверке не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Поскольку декларация по НДС за январь 2010 года была представлена 24.02.2010, то с учетом определенного НК РФ срока проведения камеральной налоговой проверки, окончание которого приходится на 24.05.2010, правомерность заявленной к возмещению суммы может быть определена только после ее окончания. Следовательно, право на возврат денежных средств может возникнуть у налогоплательщика только после окончания камеральной налоговой проверки. Кроме того, в рамках рассмотрения судебных дел № А59-2191/04-С24, № А59-3556/04-С24, № А59-2707/04-С19(24), решения по которым вынесены, соответственно в 2004 и 2005 годах, арбитражным судом Сахалинской области рассматривался, в том числе вопрос о возврате НДС в течение 5 дней с момента подачи налоговой декларации по НДС Компанией. Судом сделан вывод, что правила, устанавливающие порядок исчисления и возврата НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), в СРП «Сахалин-2» отсутствуют. В рамках настоящего дела, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по другим делам, рассмотренным арбитражным судом Сахалинской области, имеют преюдициальное значение, что согласуется с ч.2 ст. 69 АПК РФ, согласно которой, обстоятельства спора, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В судебном заседании объявлялись перерывы до 23 апреля 2010 до 13 часов 30 минут и до 28 апреля 2010 до 17 часов 00 минут.

Заслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований Компании, исходя из следующего.

24.02.2010 Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» в лице филиала, состоящего на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области, направила в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2010 (далее – Декларация).

Согласно строке 050 раздела 1 Декларации, составленной в долларах США и в рублях, сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 10 343 731 дол. США и 307 730 908 руб., соответственно.

Заявлением от этой же даты Компания, со ссылкой на положения пп. 4 п. 2 ст. 18, п.15 ст. 346.35 НК РФ, п. 7 ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», п. 3 «а» Дополнения 1 Приложения Е к Соглашению, просила Инспекцию возвратить НДС в сумме 10 343 731 дол. США (307 730 908 руб.) в течение пяти дней, а, именно, не позднее 1 марта 2010 года.

Бездействие Инспекции по невозврату заявленных к возмещению сумм НДС в указанный срок, послужило основанием для обращения Компании в суд с настоящим заявлением.

Как усматривается из материалов дела, 22 июня 1994 года между Российской Федерацией в лице Правительства РФ и Администрации Сахалинской области и Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании ЛТД» заключено соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (далее – Соглашение, СРП «Сахалин-2»).

Согласно п. 3 «а» Дополнения 1 Приложения Е к Соглашению любые суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные, в частности, Компанией, сверх выставленных ею к уплате сумм налога на добавленную стоимость, подлежат возврату налогоплательщику в течение 5 дней с подачи им своей месячной декларации, отражающей такие платежи.

Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 18 НК РФ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции относится к специальным налоговым режимам.

Пунктом 1 указанной нормы предусмотрено, что специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 15 ст. 346.35 НК РФ при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями.

Между тем, правила, устанавливающие порядок исчисления и возврата НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) в Соглашении отсутствуют.

Следовательно, реализация требования Компании о возмещении НДС в течение пятидневного срока, предусмотренного Соглашением, не имеет правовых оснований, поскольку, СРП «Сахалин-2» не регламентирует порядок возврата НДС, устанавливая лишь срок такого возврата (в течение 5 дней).

Подпунктом (а) п. 24 СРП «Сахалин-2» предусмотрено, что Сахалинский проект осуществляется в соответствии с законами, подзаконными актами, другими актами государственных органов, действующими на территории Российской Федерации, которые официально введены в действие и общедоступны.

Соглашение о разделе продукции к актам законодательства о налогах и сборах не относится.

Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений установлены в ст. 346.39 НК РФ.

Согласно п. 3 данной нормы, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов при выполнении работ по соглашению превышает общую сумму НДС, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчетном (налоговом) периоде (в том числе при отсутствии указанной реализации), полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном ст. 176 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

Следовательно, указанный порядок возмещения (возврата) налога подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку законодателем в ст. 176 НК РФ определен не только порядок возврата сумм налога, но и срок исполнения процессуальных действий, связанных с таким возвратом, отличный от пятидневного срока, предусмотренного в СРП «Сахалин-2».

То есть законом определено условие применения данной нормы, заключающееся в соблюдении, как порядка, так и срока возврата, которые установлены ст. 176 НК РФ.

Нормы налогового законодательства предусматривают системность их толкования, в связи с чем, незаконным и необоснованным является применение какой-либо нормы в части, не нарушая при этом весь смысл, заложенный в ней законодателем.

Установленный ст. 176 НК РФ срок, предоставляет возможность налоговому органу провести камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 НК РФ и проверить законность предъявляемых к возмещению сумм налога.

В ином случае налоговый орган будет лишен возможности исполнения обязанности по проведению контрольных мероприятий на предмет установления обстоятельств правомерности возврата налогоплательщику уплаченных сумм налога, поскольку их проведение в течение пятидневного срока не предусмотрено ни нормами действующего налогового законодательства, ни Соглашением.

Именно законность и наличие самого факта уплаты налога налоговые органы обязаны проверить, в случае предъявления сумм НДС к возврату.

Иная позиция нарушает заложенную в пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ основную задачу и обязанность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

По мнению суда, пункт 3 «а» Дополнения 1 Приложения «Е» к Соглашению ни коим образом не связывает проведение возврата НДС с обязанностью налогового органа по возмещению сумм налога без проведения проверки обоснованности требований налогоплательщика.

Напротив, на основании действующего законодательства налоговый орган обязан в любом случае принять решение (о возмещении или об отказе в возмещении (полном или частичном), в котором должны отражаться установленные налоговым органом основания возврата.

При отсутствии у налоговых органов права проведения проверки обоснованности предъявления к возмещению сумм НДС, принятие решения, отвечающего требованиям налогового законодательства, и выполнение возложенных на налоговый орган функций, невозможно.

Кроме того, в рамках рассмотрения судебных дел № А59-2191/04-С24, № А59-3556/04-С24, № А59-2707/04-С19(24), судом дана оценка факту наличия в Соглашении пятидневного срока возврата налога при отсутствии условий и порядка проведения возврата соответствующих денежных средств.

Судом отклоняется ссылка Компании на положения ст. 176.1 НК РФ, предусматривающие заявительный порядок возмещения НДС, согласно которому, налоговые органы при выполнении определенных условий возмещают НДС в течение 5 дней.

В соответствии с п.12 ст. 176 НК РФ, введенным в действие Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ, в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога. При этом, положения п. 12 ст. 176 НК РФ применяются к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ).

Согласно п.1 ст. 176.1 НК РФ заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей88 настоящего Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:

1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отмененополностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Из материалов дела не усматривается, что заявитель отвечает условиям, установленным п.2 ст. 176.1 НК РФ.

Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что, устанавливая возможность возмещения сумм налога в заявительном порядке, законодатель четко регламентировал порядок действий в случае не подтверждения обоснованности предъявляемых к возмещению налогоплательщиком сумм налога. Так, в соответствии с п.7 ст. 176.1 НК РФ в заявлении о применении заявительного порядка возмещения налога, налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, ст. 176.1 НК РФ предусмотрен специальный порядок возврата государству средств, в случае выявления обстоятельств необоснованного возмещения налогоплательщику сумм НДС, что исключает, в свою очередь, безнадежные потери бюджета.

Следовательно, в случае возврата компании в пятидневный срок суммы НДС, без проведения соответствующей проверки, государство в лице налоговых органов будет лишено возможности по возврату излишне возмещенных сумм налога (при установлении соответствующих обстоятельств), в силу отсутствия правового регулирования данного вопроса как в НК РФ, так и в СРП «Сахалин-2».

Таким образом, право на возврат заявленных сумм НДС возникает у Компании с учетом определенного НК РФ срока проведения камеральной налоговой проверки.

С учетом изложенного, остальные доводы лиц, участвующих в деле, на исход по делу не влияют.

При установленных судом обстоятельствах, основания для удовлетворения требования Компании  о  признании незаконным бездействия Инспекции по невозврату НДС за январь 2010 в сумме 307 730 908 руб., об обязании устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о возврате налога, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» к Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области о признании незаконным бездействия по невозврату НДС за январь 2010 года в сумме 307 730 908 руб. (согласно декларации по НДС за январь 2010 года, составленной в долларах США) в срок 5 календарных дней, предусмотренный СРП «Сахалин-2», отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В.С. Орифова