НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 27.02.2014 № А59-209/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно - Сахалинск № дела А59 - 209/2014

27 февраля 2014 года

 Арбитражный суд в составе:

председательствующего ___Д Ж А В А Ш В И Л И В. Н.____

с у д е й ___________________________________________________

при ведении протокола судебного заседания секретарем ГОСУДАРЕВОЙ А. В.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области к открытому акционерному обществу «Анивское предприятие по эксплуатации мелиоративных систем» (ОГРН 1036500623400, ИНН 6501145784) о взыскании налогов, пени и штрафа в общей сумме 2 701 988 рублей 19 копеек.

 В заседании приняли участие:

от истца –

от ответчика –

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области (далее – инспекция) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании налогов, пени и штрафа в общей сумме 2 701 988 рублей 19 копеек с открытого акционерного общества «Анивское предприятие по эксплуатации мелиоративных систем» (далее - общество).

В обоснование заявленных требований указано, что за обществом числится следующая задолженность:

- по целевым сборам на содержание милиции в сумме 153. 77 руб., в том числе пени 153. 77 руб., начисленные за период с 10. 07. 2006 г. по 06. 08. 2008 г.;

- по транспортному налогу организаций в сумме 1338. 64 руб., в том числе штраф 1257. 60 руб., пени 81. 04 руб., начисленные в связи с несвоевременной оплатой налога по декларациям за 2004 г., 1 квартал 2005 г., 2 квартал 2005 г., 3 квартал 2005 г., за 2005 г., 1 квартал 2006 г., за 2006 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 12708. 80 руб., в том числе налог 7019. 81 руб., пени 5688. 99 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01. 01. 2000 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам в Фонд социального страхования ФСС в сумме 235432. 32 руб., в том числе налог 130583. 00 руб., пени 104869. 32 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01. 01. 2000 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам в территориальные фонды медицинского страхования ТФОМ в сумме 217237. 51 руб., в том числе налог 120480. 99 руб., пени 96756. 52 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01 .01. 2000 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 1423868. 32 руб., в том числе налог 789685. 00 руб., пени 634183. 32 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01. 01. 2000 г.;

- по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 г., и погашения задолженности прошлых лет) в сумме 7688. 30 руб., в том числе пени 7688. 30 руб., начисленные за период с 07. 04. 2006 г. по 27. 12. 2007 г.;

- по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. ст. 227, 228 НК РФ в сумме 710165. 99 руб., в том числе налог 124564. 00 руб., пени 512677. 36 руб., штраф 11332. 00 руб., начисленные по решению выездной налоговой проверки № 09 - 03/3723 от 12. 12. 2005 г., пени 61592. 63 руб., начисленные за период с 12. 10. 2007г. по 01. 01. 2012 г.;

- по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, зачисляемому в бюджет городских округов в сумме 12805. 26 руб., в том числе пени 12805. 26 руб., начисленные за период с 06. 03. 2013 г. по 23. 07. 2013 г.;

- предыдущих лет в ФЗ РФ в сумме 41503. 80 руб., в том числе налог 10884. 69 руб., пени 16377. 00 руб., начисленные по решению выездной налоговой проверки № 09 - 03/3723 от 12. 12. 2005 г., налог 2890. 29 руб., пени 11351. 82 руб., начисленные за период с 01. 09. 2006 г. по 24. 09. 2013 г.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет ПФР в сумме 39065. 48 руб., в том числе пени 39065. 48 руб., начисленные за период с 06. 08. 2007 г. по 08. 10. 2008 г.

Общая сумма задолженности составляет 2 701 988, 19 руб.

Поскольку выставленные налогоплательщику требования об уплате данных сумм остались без исполнения, инспекция просит произвести взыскание задолженности в судебном порядке. Одновременно инспекция заявила ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления в суд.

В судебное заседание стороны не явились, заявитель просит рассмотреть дело без его участия.

Общество отзыв на заявление не представило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

В силу ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело без участия лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16. 01. 2014 открытое акционерное общество «Анивское предприятие по эксплуатации мелиоративных систем» зарегистрировано в качестве юридического лица 03 декабря 2003 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1036500623400, в связи с постановкой на налоговый учет присвоен ИНН 6501145784.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены названном Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требование об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

При этом с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

Так, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд также полагает необходимым отметить, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, пени, штрафа, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание данных платежей (пункт 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17. 03. 2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иными федеральным законом либо арбитражным судом.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения инспекции в суд с настоящим заявлением явилось наличие по данным налогового органа у налогоплательщика следующей задолженности:

- по целевым сборам на содержание милиции в сумме 153. 77 руб., в том числе пени 153. 77 руб., начисленные за период с 10. 07. 2006 г. по 06. 08. 2008 г.;

- по транспортному налогу организаций в сумме 1338. 64 руб., в том числе штраф 1257. 60 руб., пени 81. 04 руб., начисленные в связи с несвоевременной оплатой налога по декларациям за 2004 г., 1 квартал 2005 г., 2 квартал 2005 г., 3 квартал 2005 г., за 2005 г., 1 квартал 2006 г., за 2006 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 12708. 80 руб., в том числе налог 7019. 81 руб., пени 5688. 99 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01. 01. 2000 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам в Фонд социального страхования ФСС в сумме 235432. 32 руб., в том числе налог 130583. 00 руб., пени 104869. 32 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01. 01. 2000 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам в территориальные фонды медицинского страхования ТФОМ в сумме 217237. 51 руб., в том числе налог 120480. 99 руб., пени 96756. 52 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01 .01. 2000 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 1423868. 32 руб., в том числе налог 789685. 00 руб., пени 634183. 32 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01. 01. 2000 г.;

- по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 г., и погашения задолженности прошлых лет) в сумме 7688. 30 руб., в том числе пени 7688. 30 руб., начисленные за период с 07. 04. 2006 г. по 27. 12. 2007 г.;

- по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. ст. 227, 228 НК РФ в сумме 710165. 99 руб., в том числе налог 124564. 00 руб., пени 512677. 36 руб., штраф 11332. 00 руб., начисленные по решению выездной налоговой проверки № 09 - 03/3723 от 12. 12. 2005 г., пени 61592. 63 руб., начисленные за период с 12. 10. 2007г. по 01. 01. 2012 г.;

- по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, зачисляемому в бюджет городских округов в сумме 12805. 26 руб., в том числе пени 12805. 26 руб., начисленные за период с 06. 03. 2013 г. по 23. 07. 2013 г.;

- предыдущих лет в ФЗ РФ в сумме 41503. 80 руб., в том числе налог 10884. 69 руб., пени 16377. 00 руб., начисленные по решению выездной налоговой проверки № 09 - 03/3723 от 12. 12. 2005 г., налог 2890. 29 руб., пени 11351. 82 руб., начисленные за период с 01. 09. 2006 г. по 24. 09. 2013 г.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет ПФР в сумме 39065. 48 руб., в том числе пени 39065. 48 руб., начисленные за период с 06. 08. 2007 г. по 08. 10. 2008 г.

Общая сумма задолженности составляет 2 701 988, 19 руб.

Об уплате задолженности в добровольном порядке инспекция выставила требование № 148666 от 27. 12. 2005, сроком исполнения до 06. 01. 2006, требование № 150396 от 28. 12. 2005, сроком исполнения до 07. 01. 2006, требование № 176757 от 26. 06. 2006, сроком исполнения до 06. 07. 2006, требование № 220450 от 12. 12. 2006, сроком исполнения до 22. 12. 2006, требование № 780 от 04. 06. 2004, сроком исполнения до 14. 06. 2004, требование № 13389 от 17. 04. 2007, сроком исполнения до 23. 04. 2007, требование № 102062 от 13. 05. 2008, сроком исполнения до 04. 06. 2008, требование № 113576 от 15. 08. 2008, сроком исполнения до 03. 09. 2008, требование № 237562 от 08. 12. 2009, сроком исполнения до 28. 12. 2009.

Из данных документов следует, что задолженность по уплате обществом предъявленной ко взысканию суммы образовалась за 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 года.

Обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением поступило 22 января 2014 года, то есть по истечении сроков с момента возникновения такого права, что свидетельствует о пропуске инспекцией предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ срока подачи заявления в суд.

Пропуск данного процессуального срока налоговым органом не оспаривается, в связи с чем, инспекцией заявлено ходатайство о его восстановлении.

Ходатайство мотивировано тем, что срок пропущен в связи с большим документооборотом, а также значительным объемом судебных дел.

В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины его пропуска уважительными.

Аналогичное положение закреплено в пункте 3 статьи 46 НК РФ.

Таким образом, основным условием для восстановления данного срока является уважительность причины его пропуска.

Исходя из смысла названных норм, следует, что уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.

При этом следует отметить, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о взыскании обязательных платежей обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.

Оценив в соответствии с главой 7 АПК РФ доводы, изложенные в ходатайстве, суд не находит оснований для признания причин пропуска срока уважительными и восстановления срока на подачу заявления о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафу.

При этом суд признает, что инспекция располагала достаточным временем для подготовки и направления в суд настоящего заявления.

Доказательств наличия других причин, которые могли быть признаны судом уважительными, заявителем не представлено.

Таким образом, ввиду отсутствия уважительных причин, при которых закон позволяет суду восстанавливать пропущенный процессуальный срок, заявленное инспекцией ходатайство удовлетворению не подлежит, в связи с чем, правовых оснований для рассмотрения спора по существу не имеется.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении требования инспекции о взыскании с общества следующей задолженности: - по целевым сборам на содержание милиции в сумме 153. 77 руб., в том числе пени 153. 77 руб., начисленные за период с 10. 07. 2006 г. по 06. 08. 2008 г.;

- по транспортному налогу организаций в сумме 1338. 64 руб., в том числе штраф 1257. 60 руб., пени 81. 04 руб., начисленные в связи с несвоевременной оплатой налога по декларациям за 2004 г., 1 квартал 2005 г., 2 квартал 2005 г., 3 квартал 2005 г., за 2005 г., 1 квартал 2006 г., за 2006 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 12708. 80 руб., в том числе налог 7019. 81 руб., пени 5688. 99 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01. 01. 2000 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам в Фонд социального страхования ФСС в сумме 235432. 32 руб., в том числе налог 130583. 00 руб., пени 104869. 32 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01. 01. 2000 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам в территориальные фонды медицинского страхования ТФОМ в сумме 217237. 51 руб., в том числе налог 120480. 99 руб., пени 96756. 52 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01 .01. 2000 г.;

- по недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 1423868. 32 руб., в том числе налог 789685. 00 руб., пени 634183. 32 руб. по переданным актам сверки с фонда по состоянию на 01. 01. 2000 г.;

- по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 г., и погашения задолженности прошлых лет) в сумме 7688. 30 руб., в том числе пени 7688. 30 руб., начисленные за период с 07. 04. 2006 г. по 27. 12. 2007 г.;

- по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. ст. 227, 228 НК РФ в сумме 710165. 99 руб., в том числе налог 124564. 00 руб., пени 512677. 36 руб., штраф 11332. 00 руб., начисленные по решению выездной налоговой проверки № 09 - 03/3723 от 12. 12. 2005 г., пени 61592. 63 руб., начисленные за период с 12. 10. 2007г. по 01. 01. 2012 г.;

- по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, зачисляемому в бюджет городских округов в сумме 12805. 26 руб., в том числе пени 12805. 26 руб., начисленные за период с 06. 03. 2013 г. по 23. 07. 2013 г.;

- предыдущих лет в ФЗ РФ в сумме 41503. 80 руб., в том числе налог 10884. 69 руб., пени 16377. 00 руб., начисленные по решению выездной налоговой проверки № 09 - 03/3723 от 12. 12. 2005 г., налог 2890. 29 руб., пени 11351. 82 руб., начисленные за период с 01. 09. 2006 г. по 24. 09. 2013 г.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет ПФР в сумме 39065. 48 руб., в том числе пени 39065. 48 руб., начисленные за период с 06. 08. 2007 г. по 08. 10. 2008 г.

Общая сумма задолженности составляет 2 701 988, 19 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 216 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области о восстановлении срока на подачу заявления в суд отказать.

В удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области к открытому акционерному обществу «Анивское предприятие по эксплуатации мелиоративных систем» (ОГРН 1036500623400, ИНН 6501145784) о взыскании налогов, пени и штрафа в общей сумме 2 701 988 рублей 19 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В. Н. Джавашвили