НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 21.11.2014 № А59-4192/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4192/2014

24 ноября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.11.2014. Полный текст решения изготовлен 24.11.2014.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бадмаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (ОГРН 1046500639998, ИНН 6501152735) о признании незаконным и отмене предписания от 18.07.2014 № ЕБ-03Н-28/2014 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,

при участии:

от Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» - Гатиловой М.В. по доверенности от 16.01.2014,

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области – Почепко А.И. по доверенности от 18.03.2014 № ОК 05-02/18/97,

У С Т А Н О В И Л :

Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» (далее – Компания, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области о признании незаконным и отмене предписания от 18.07.2014 № ЕБ-03Н-28/2014 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

В обоснование заявленного требования указано, что оспариваемым предписанием заявителю в срок 01.09.2014 необходимо провести корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012, 1,2,3,4 кварталы 2013, 1 квартал 2014 за размещение отхода 4 класса опасности «Буровые отходы и попутные воды, размещаемые в глубоких горизонтах недр». Довнести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012, 1,2,3,4 кварталы 2013, 1 квартал 2014 согласно проведенным расчётам. Компания осуществляет деятельность по реализации Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции, заключенного 22.06.1994 (далее - СРП «Сахалин-2») во внутренних морских водах и в территориальном море.

Согласно инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», зарегистрированным в Министерстве юстиции 24.03.1993 за номером 190 (далее - инструктивно-методические указания), при размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке могут осуществлять страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.

Поскольку у Компании имеются в наличии такие обстоятельства как:

- лицо, размещающее отходы, является природопользователем;

- отходы относятся к категории токсичных (4 класса опасности);

- отходы размещаются на специализированных по их захоронению (изоляции в подземных горизонта) полигонах; Факт регистрации специализированных полигонов является общеизвестным и подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://s-rpn.ru/index/groro/0-41;

- проведено страхование рисков экологического ущерба, связанных с осуществлением морских буровых работ,

то заявитель освобождается от платы за размещение буровых отходов.

Более того, в соответствии с п. 6.5. Инструктивно-методических указаний подземное размещение отходов является природоохранным мероприятием. Таким образом, утилизация буровых отходов и сточных вод в глубоких подземных горизонтах исключает негативное воздействие на окружающую среду.

Также заявителем указано на положения СРП «Сахалин-2», в соответствии с п. 18 которого, за исключением случаев, специально оговоренных в основном тексте настоящего Соглашения, права, обязанности и обязательства в отношении уплаты налогов и обязательных платежей, установленных для Сахалинского Проекта какими-либо Государственными Органами, определяются в Дополнении 1 «Налоги и обязательные платежи» Приложения Е.

Пункт 3 (а) Дополнения 1 Приложения Е СРП «Сахалин-2» определяет, что за исключением положений, предусмотренных пунктом 1, Компания, Родственные ей Организации, их подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками каких-либо налогов, в том числе взимаемых у источника налогов на суммы выплат процентов и распределяемой прибыли таким организациям или такими организациями, налога на добавленную стоимость, которым облагаются товары, услуги, предоставляемые нерезидентами Российской Федерации, налогов на превышение установленного норматива фонда заработной платы, таможенных пошлин и сборов, отчислений в дорожные фонды, налогов на имущество, другие ценности и средства, а также любых других сборов и платежей, установленных в настоящее время или устанавливаемых в дальнейшем Государственными Органами или от их имени в отношении прибыли или выручки, получаемых в связи с Сахалинским Проектом, относящейся к нему деятельности, а также имущества, которое приобретается в собственность в связи с проектом или арендуется у иностранных организаций в связи с ним. Данное положение соотносятся с п. 25 СРП «Сахалин-2» «Охрана окружающей среды и безопасность персонала», согласно которому Компанией будут приняты все разумные меры для максимального ограничения загрязнения и предотвращения ущерба здоровью и безопасности персонала, воздушной и водной среде, растительному и животному миру.

Таким образом, в отношении деятельности, связанной с реализацией СРП «Сахалин-2» Компания не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, указанная плата не подлежит уплате в бюджет. По вопросу применения положений СРП и нераспространения на Компанию положений законодательства РФ, устанавливающих обязательные платежи, уплата которых не предусмотрена СРП «Сахалин-2», сформировалась обширная судебная практика, которая полностью подтверждает позицию Компании.

В судебном заседании представитель Компании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Административный орган в отзыве, поддержанном его представителем в судебном заседании, с требованиями Компании не согласился, указав на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

Заслушав представителей участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, в период с 23.06.2014 по 18.07.2014 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу совместно с сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области на основании Приказа Федеральной службы Росприроднадзора от 15.05.2014 №284 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Компанией природоохранного законодательства на объектах заявителя.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), Компанией не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отхода 4 класса опасности «Буровые отходы и попутные воды, размещаемые в глубоких горизонтах недр» за 4 квартал 2012, 1,2,3,4 кварталы 2013, 1 квартал 2014 в сумме 71 883 442 руб. 09 коп.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 18.07.2014 № 08-2014/САХ-2.

По результатам проверки управлением выдано, в том числе предписание № ЕБ-03Н-28/2014 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 18.07.2014.

Не согласившись с выданным предписанием, Компания обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.

Согласно оспариваемому предписанию Компании предписано в срок до 01.09.2014 провести корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012, 1,2,3,4 кварталы 2013, 1 квартал 2014 за размещение отхода 4 класса опасности «Буровые отходы и попутные воды, размещаемые в глубоких горизонтах недр». Довнести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012, 1,2,3,4 кварталы 2013, 1 квартал 2014 согласно проведенным расчётам.

Статьей 1 Закона № 7-ФЗ определено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (ч. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства от 28.08.1992 № 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344. Министерством природы Российской Федерации утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

В соответствии со ст. 23 Закона № 89-ФЗ с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов предполагает их хранение и захоронение; хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). При этом, обращение с отходами подразумевает деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, которые, за исключением накопления отходов, вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию) (Постановление Президиума ВАС РФ № 15331/2011).

В ст. 12 Закона № 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ. Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах (постановления Президиума ВАС РФ № 1752/2011, 4433/2010, 14561/2008).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с лицензией на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию отходов 1-4 класса опасности от 26.03.2009 № ОТ-77-00212, действующей до 26.03.2014 и лицензией от 07.05.2014 065 № 00067 Компании разрешено осуществлять в части видов деятельности - «захоронение» по месту осуществления деятельности следующие виды отходов 3-4 класса опасности:

-«Отработанные буровые растворы» (код по ФККО 3410000002004);

-«Отработанный буровой шлам» (код по ФККО 3410000004004);

-«Буровые сточные воды (технологические жидкости)»;

-«Шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов» (код по ФККО 5460150104033).

Образующиеся в процессе деятельности отходы размещаются в подземных сооружениях для опытно-промышленного и последующего промышленного размещения буровых отходов и попутных вод на Астохском участке Пильтун-Астохском нефтегазоконденсатном месторождении (МСП «ПА-А», лицензия ШОМ 14370 ЗЭ от 29.12.07, регистрационный номер объектов в реестре объектов размещения отходов № 7978) и на Пильтунском участке Пильтун-Астохском нефтегазоконденсатном месторождении (МСП «ПА-Б», лицензия ШОМ 144118 ЗЭ от 18.06.07, регистрационный номер объектов в реестре объектов размещения отходов № 7984).

Довод компании о необходимости применения с учетом обозначенных обстоятельств п. 4.5 Инструктивно-методических указаний, согласно которому при размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке могут осуществлять страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском, судом признается несостоятельным.

Из буквального толкования указанной выше нормы следует, что плата с природопользователей за размещение не взимается только тогда, когда имеется специализированный полигон по их обезвреживанию, захоронению и хранению, а поскольку под хранением понимается размещение с целью последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду, то имеющиеся у компании сооружения не могут быть признаны таковыми.

Кроме того, фактический сбор и временное складирование компанией в подземных сооружениях в силу своей деятельности отходов производства (буровые отходы и попутные воды) до их вывоза на специализированный полигон не может быть приравнено к захоронению, обезвреживанию в том смысле в каком оно определено Законом № 89-ФЗ.

Сведений о наличии у компании специализированных полигонов по обезвреживанию, захоронению и хранению токсичных отходов в материалах дела не имеется. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.

В ходе осуществления полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в соответствии с пп. 5.3 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.05.13 № 259 Компании дополнительно начислено 71 883 442 руб. 09 коп. по разделам 4 расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 кварталы 2012, 1,2,3,4 кварталы 2013, 1 квартал 2014 по причине отсутствия исчисленных сумм плат за размещение отхода 4 класса опасности «Буровые отходы и попутные воды, размещаемые в глубоких горизонтах недр».

Доначисленная сумма платежей в бюджет и порядок ее расчета компанией не оспаривается.

Ссылка заявителя на СРП «Сахалин-2» судом также не принимается по следующим основаниям.

В соответствии с п. 18 СРП «Сахалин-2» за исключением случаев, специально оговоренных в основном тексте настоящего Соглашения, права, обязанности и обязательства в отношении уплаты налогов и обязательных платежей, установленных для Сахалинского Проекта какими-либо Государственными Органами, определяются в Дополнении 1 «Налоги и обязательные платежи» Приложения Е.

Согласно п. 1 Компания, ее подрядчики и субподрядчики являются плательщиками налога на прибыль, установленного согласно Закону Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», со всеми последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1994 г. («Налог на Прибыль»), в отношении дохода таких лиц от Сахалинского Проекта. Условия, ставки и порядок взимания Налога на Прибыль должны оставаться без изменений в течение всего срока действия Соглашения, включая сроки его продления.

Пункт 3 (а) Дополнения 1 Приложения Е СРП «Сахалин-2» определяет, что за исключением положений, предусмотренных п. 1, Компания, Родственные ей Организации, их подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками каких-либо налогов, в том числе взимаемых у источника налогов на суммы выплат процентов и распределяемой прибыли таким организациям или такими организациями, налога на добавленную стоимость, которым облагаются товары, услуги, предоставляемые нерезидентами Российской Федерации, налогов на превышение установленного норматива фонда заработной платы, таможенных пошлин и сборов, отчислений в дорожные фонды, налогов на имущество, другие ценности и средства, а также любых других сборов и платежей, установленных в настоящее время или устанавливаемых в дальнейшем Государственными Органами или от их имени в отношении прибыли или выручки, получаемых в связи с Сахалинским Проектом, относящейся к нему деятельности, а также имущества, которое приобретается в собственность в связи с проектом или арендуется у иностранных организаций в связи с ним.

Иными словами, по мнению Компания, она освобождена от уплаты любых других сборов и платежей, кроме установленных п. 1 Дополнения 1 Приложения Е СРП «Сахалин-2».

Однако из совокупного толкования данного пункта следует, что речь идет об обязательных платежах, установленных в отношении прибыли или выручки, получаемых в связи с Сахалинским Проектом, относящейся к нему деятельности, а также имущества, которое приобретается в собственность в связи с проектом или арендуется у иностранных организаций в связи с ним.

Вместе с тем, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О, плата за загрязнение взимается при осуществлении хозяйствующим субъектом такой деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Данная плата представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия. При этом негативное воздействие оказывается под контролем государства в пределах установленных нормативов. Плата за загрязнение носит компенсационный характер и должна устанавливаться на основе принципа эквивалентности. Внесение платы является условием получения хозяйствующим субъектом права на осуществление деятельности, связанной с негативным воздействием. Таким образом, плата за загрязнение является индивидуально-возмездным платежом, и в силу этого - сбором по правовой природе.

Указанные же платежи не охватываются тем перечнем, которые приведены в Дополнении 1 Приложения Е СРП «Сахалин-2», в связи с чем подлежат уплате.

Согласно СРП «Сахалин-2» настоящее соглашение регулирует вопросы разведки, освоения и разработки запасов Углеводородов на Пильтун-Астохском и Лунском Лицензионных Участках, в том числе, но не исключительно, бурения, заканчивания, испытания и использования поисково-разведочных, эксплуатационных, нагнетательных скважин, проектирования, строительства, монтажа и использования морских платформ и сооружений, установок разделения продукции, хранилищ, сборных и магистральных трубопроводов, Комплекса СПГ и других работ (включая административно-управленческую деятельность) и объектов, необходимых для разведки, освоения запасов, добычи, подготовки, переработки и транспортировки Углеводородов до Пунктов Получения Продукции, организации сбыта Углеводородов, использования продукции, добываемой на Лицензионных Участках, и Дополнительной Выручки для покрытия расходов и издержек, а также распределения остальной такой продукции и выручки между Сторонами. В рамках данного Соглашения такая деятельность будет осуществляться в соответствии с экологическими Общепринятыми Нормами и Стандартами Мировой Нефтегазовой Промышленности, предусматривать использование российского промышленного потенциала и трудовых ресурсов при реализации Сахалинского Проекта, а также способствовать улучшению топливно-энергетического баланса острова Сахалин и Дальневосточного региона России.

Заключая указанный проект, Компания не могла не знать о том, что такая деятельность безусловно повлечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, но тем не менее, в качестве освобождения от уплаты налогов и других сборов и платежей указала только те, что перечислены в п. 3 (а) Дополнения 1 Приложения Е СРП «Сахалин-2».

В отдельный абзац выведено освобождение Компании от уплаты любых налогов и сборов в отношении прав на разведку и разработку запасов Углеводородов на Лицензионных Участках, включая без ограничения акцизные сборы, платежи за право поиска и разведки запасов Углеводородов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предусмотренные ст. 44 Закона «О недрах», и плату за пользование акваториями и участками морского дна, предусмотренную ст. 47 указанного закона.

Оценивая в совокупности представленный СРП «Сахалин-2», в части освобождения от уплаты налогов и других сборов и платежей, исходя из его системного толкования с учетом разъяснений Конституционного Суда РФ, суд не усматривает, что Компания освобождена и от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Довод Компании о наличии обширной судебной практики по вопросу применения положений СРП и нераспространения на Компанию положений законодательства РФ, устанавливающих обязательные платежи, уплата которых не предусмотрена СРП «Сахалин-2» судом отклоняется.

Данная судебная практика сформирована по спорам между непосредственно налоговыми, таможенными органами и Компанией, ее подрядчиками, субподрядчиками по налогам, которые прямо предусмотрены СРП «Сахалин-2».

На основании вышеизложенного, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» о признании незаконным и отмене предписания от 18.07.2014 № ЕБ-03Н-28/2014 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (ОГРН 1046500639998, ИНН 6501152735), отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.И. Белоусов