НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 21.03.2011 № А59-5406/10

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                      Дело № А59-5406/2010

23 марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2011 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатурским А.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Сахалинской области о признании недействительными части 1, части 2  словосочетания «неправомерной задолженности прошлых лет» второго предложения, последнего предложения  пункта 1 содержания требования  раздела 1 «Неэффективное использование средств», части 1 содержания требования пункта  2 раздела 1 «Неэффективное  использование  средств» предписания Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской  области  от 28.10.2010 №61-03-132/2320

с участием представителей:

от заявителя – Харина  Н.М. по доверенности  от 30.06.2010 №637, Пушкарева Е.А.  по доверенности от  17.01.2011 без номера,

 от Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области– Шнайдер  С.В. по доверенности  от 21.01.2011 №3,

         У С Т А Н О В И Л :

Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Сахалинской области (далее  – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ)  о признании недействительными  части 1, части  2, касающейся словосочетания «неправомерной задолженности прошлых лет» второго предложения, последнего предложения пункта 1 содержания  требования раздела 1 «Неэффективное использование  средств», части 1 содержания требования пункта 2 раздела 1 «Неэффективное  использование средств» предписания от 28.10.2010 №61-03-132/2320 Территориального управления Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора  в Сахалинской области (далее – Управление, административный орган).  

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Управлением проведена проверка  финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2009 год, о чем был составлен акт №61-03/132.  На основании акта вынесено  оспариваемое в части предписание.

Заявитель полагает, что проверяющим  неправильно истолкована дебиторская задолженность Фонда социального страхования перед учреждением на конец проверяемого периода в сумме  523472 рубля как перечисление аванса (уплата налога) при отсутствии налогооблагаемой базы, поскольку источник образования данной задолженности – превышение  расходов на цели обязательного страхования. Учреждение не производило  авансовые платежи  в счет предстоящего года по Единому социальному налогу, финансирование  отчетного года  было направлено  на расходы того же  года, а именно на выплаты пособий по временной нетрудоспособности сотрудникам, начисленным в 2009 году. Дебиторская задолженность  в размере 523472 рубля этот разница между самостоятельно  выплаченными учреждением пособиями по временной  нетрудоспособности и суммой возврата  от Фонда социального страхования.

Необоснованно  указано  управлением на нарушение заявителем,  ст.34 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ),  поскольку в данном случае был получен наилучший результат- отсутствие задолженности  перед работниками учреждения по заработной плате, который не мог получиться без  образования оспариваемой  дебиторской задолженности. Порядок возмещения  расходов по обязательному  социальному страхованию  был определен  действовавшим до 01.01.2010  Постановлением  Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004 №22 «Об утверждении Инструкции  о порядке учета и расходования средств  обязательного социального страхования». Согласно указанной Инструкции расходы по обязательному социальному страхованию осуществляют  работодатели, являющиеся  плательщиками единого социального налога  в счет начисленного  налога, подлежащего  зачислению в Фонд. В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного  единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением Фонда.

При этом указанной Инструкцией и иными нормативными документами не установлены сроки  предоставления страхователем документов в Фонд социального страхования. В то же время, в соответствие со ст.5 Федерального закона РФ от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному  страхованию»  оплата пособий по временной  нетрудоспособности  осуществляется в порядке, установленном  для выплаты работникам заработной платы. Неисполнение указанной обязанности по выплате больничного  со стороны учреждения могло повлечь за собой наступление материальной и административной ответственности последнего.

11.01.2010 по итогам отчетного периода  (2009 год) заявителем была представлена в Фонд социального страхования ведомость по форме 4-ФСС, в которой  по состоянию на 01.01.2010  сумма в размере 523472 рубля  указана как дебиторская задолженность. В этой связи,  факт превышения расходов на цели обязательного социального страхования на конец проверяемого периода  является исполнением требований действующего законодательства.

Заявитель полагает, что ссылка в предписании на ст.34 БК РФ необоснованна, поскольку последняя содержит общий принцип  эффективности и экономности расходования  бюджетных средств и в ней не содержится конкретных правил, которые могли быть нарушены при выполнении участником бюджетного процесса своих полномочий. А поскольку факты нецелевого использования денежных средств  не нашли своего подтверждения в ходе проверки, а расходы учреждением были  произведены в пределах  предусмотренных бюджетной сметой расходов и при наличии всех имеющихся обоснований, выявленное  нарушение  необоснованно.

Также заявитель не согласен с выводом  Управления, что в нарушение требований  ст.ст. 34, 158 и 162 БК РФ учреждением  исчислен и оплачен налог на транспортное средство  в размере 4725 рублей за автомобиль  марки «Тойота-Виста». Указанное транспортное средство находится в оперативном управлении  учреждения, а, соответственно, за него должен уплачиваться транспортный налог.

Представители заявителя в  судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Управление в своем отзыве и дополнении к нему, поддержанном в судебном заседании его представителем,    с требованиями заявителя не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 15.03.2011 до 10 часов  18.03.2011 и с 18.03.2010 до 16 часов 30 минут 21.03.2011.

Выслушав представителей заявителя, Управления, изучив материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что  административным органом  в период времени с 30.09.2010 по 22.10.2010 проведена ревизия финансово-хозяйственной  деятельности  в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Сахалинской области за 2009 год. По результатам проверки составлен акт №61-03/132 от 22.10.2010.

В ходе проверки выявлено неэффективное  использование бюджетных средств федерального бюджета в размере  528197 рублей. По результатам  проверки выдано предписание  об устранении  нарушений законодательства от 28.10.2010  №61-03-132/2320.

В качестве нарушения в разделе 1. «Неэффективное использование средств»  в пункте 1 предписания указано, что заявитель не обеспечил  своевременность  взыскания  с Фонда социального страхования (далее- ФСС) дебиторской задолженности за счет  средств федерального бюджета, числящейся  по расчетам с ФСС по единому социальному налогу, возникшей в результате превышения расходов на цели социального страхования. Сумма нарушения указана как 523472 рубля, были нарушены  ст.ст. 34 и 162 БК РФ.

В строке «содержание требования» предписания указано под ч.1 – обеспечить эффективное использование  средств федерального бюджета в соответствии  с требованиями ст.34 БК РФ. Часть 2  «содержания требования» гласит о том, чтобы заявитель произвел  сверку взаиморасчетов с налоговым органом по исчисленным налогам и сборам. Обеспечил  возврат на лицевой счет учреждения неправомерной задолженности прошлых лет в сумме  523472 рубля (ЕСН) с последующим  перечислением в доход федерального бюджета по главе ГРБС в качестве дебиторской задолженности прошлых лет. Также заявителю предложено  исключить  образование неправомерной  дебиторской задолженности на конец текущего финансового года. По части первой срок исполнения  предписания установлен как постоянный, по второй части  в срок до 29.11.2010.

В этом же разделе 1. «Неэффективное использование средств», но уже   в пункте 2 предписания в качестве нарушения  указано, что средства федерального бюджета  были израсходованы  учреждением на оплату транспортного налога на служебный автомобиль «Тойота-Виста», который с 2008 года  находится в неисправном состоянии. Сумма нарушения  4725 рублей, в качестве нарушенных нормативных актов указаны  ст.ст. 34, 162 БК РФ.

В строке «содержание требования» предписания указано под ч.1 – обеспечить эффективное использование  средств федерального бюджета в соответствии  с требованиями ст.34 БК РФ. Часть 2  «содержания требования» содержит требование, чтобы заявитель в установленном  порядке  согласовал с главным  распорядителем бюджетных средств соответствующие документы на списание с баланса учреждения неисправного автомобиля «Тойота-Виста».

По части первой срок исполнения  предписания установлен как постоянный, по второй части  в срок до 29.11.2010.

Заявитель предписание оспаривает в части по пунктам 1 и 2 раздела  1 первые части  «содержание требования» в полном объеме. По пункту 1 раздела 1 часть 2 «содержание требования» во втором предложении словосочетание «неправомерной задолженности  прошлых лет» и последнее предложение указанной части требования предписания в полном  объеме.

Согласно расчетной  ведомости по средствам фонда социального страхования Российской Федерации  за 2009 год, представленной  заявителем в Фонд социального страхования 11.01.2010, задолженность Фонда социального страхования  на конец отчетного  периода  (31.12.2009) перед учреждением  составила сумму в размере  523472 рубля 94 копейки за счет превышения расходов  на цели социального страхования над суммой начисленного  единого социального налога, подлежащего  зачислению в Фонд социального страхования.

На основании ст.268 БК РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Росфиннадзор в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета.

Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль непосредственно или через свои территориальные органы путем проведения ревизий и проверок.

Пунктом 5.1.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н (далее - Положение N 89н), установлено, что Территориальное управление реализует полномочия по контролю и надзору за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Согласно пункту 5.14.7 Положения N 89н Территориальное управление вправе направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Административный орган установил в качестве нарушения, что в 2009 году учреждение не обеспечило  своевременность взыскания с Фонда социального страхования дебиторской задолженности в размере  523472 рубля  за счет средств федерального бюджета, числящейся по расчетам с Фондом социального страхования по единому социальному налогу, возникшей в результате  превышения расходов заявителя на цели социального страхования.

В этой связи, указывая на нарушения ст.ст. 34 и 162 БК РФ  управление вменило в вину учреждению именно  несвоевременность возврата указанных выше средств от Фонда социального страхования.

Между тем, с указанным нарушением суд согласиться не может в силу следующего.

Согласно ст.34 БК РФ, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В силу ст.162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

С 01.01.2010 утратила силу глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ) в связи с вступлением  в законную силу с этой же даты Федерального закона  «О страховых взносах  в Пенсионный фонд  Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд  обязательного медицинского страхования и территориальные фонды  обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009.

В 2009 году заявитель был плательщиком  единого социального налога.

На основании ст.243 НК РФ,   сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

 Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:  1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации; 2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию; 3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 4) расходов, подлежащих зачету; 5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

На основании ст.240 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004 №22 утверждена Инструкция  о порядке  учета и расходования средств обязательного социального страхования (далее- Инструкция).

Согласно п.п. 2.1., 2.2, 2.4, 2.5, 3.1, 3.2 Инструкции,  за счет средств обязательного социального страхования страхователи, выступающие в качестве работодателей, осуществляют расходы (далее - расходы по обязательному социальному страхованию), в том числе, и на выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности.

 Выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится страхователем-работодателем в порядке и на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования, на основании документов, подтверждающих право работника на получение соответствующего пособия.

Расходы по обязательному социальному страхованию, предусмотренные пунктом 2.1 настоящей Инструкции, осуществляются страхователями-работодателями через их бухгалтерии.

 Страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.

В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящей Инструкции.

Отделения (филиалы отделений) Фонда осуществляют расходование средств обязательного социального страхования на выделение средств страхователям-работодателям на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию; выплату пособий по временной нетрудоспособности.

 Отделения (филиалы отделения) Фонда выделяют страхователям-работодателям средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию страхователям-работодателям, являющимся плательщиками единого социального налога, - в сумме расходов по обязательному социальному страхованию, превышающих сумму начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.

Выделение средств страхователям-работодателям, указанным в пункте 3.2 настоящей Инструкции, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании следующих документов: письменного заявления страхователя; расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 130 (письмом Минюста России от 16.12.2003 N 07/12835-ЮД документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ), утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. N 46 (письмом Минюста России от 16.05.2003 N 07/4857-ЮД документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию.

Выделение средств страхователям-работодателям осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.

Таким образом, указанная Инструкция не содержит  нормативно установленного срока  для обращения  страхователя работодателя, являющегося плательщиком единого социального налога, за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию в сумме расходов по обязательному социальному страхованию, превышающих сумму начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.

Федеральный закон  РФ от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном  социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее- Закон №255-ФЗ) вступивший в силу с 01.01.2007 регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно ст. 3 Закона №255-ФЗ,   действовавшего в период возникновения  спорных правоотношений,  финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

 Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, указанных в части 4 настоящей статьи) за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности,  за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Статьей 4.6 Закона №255-ФЗ установлен такой же порядок  финансового  обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения (оплату листов нетрудоспособности)  за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, который был установлен  Инструкцией, утратившей силу в связи с вступлением в силу с 01.01.2010  Закона №212-ФЗ от  24.07.2009 за исключением срока  выплаты страхового обеспечения страховщиком, который установлен как 10  календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

Таким образом, указанный выше Федеральный закон также не содержит нормативно установленного срока для обращения  работодателя-страхователя к  страховщику за возмещением самостоятельно произведенных им расходов на социальное страхование.

На основании ст. ст. 13 и 15 Закона №255-ФЗ, действовавшего в редакции в период назначения и выплаты пособий,  назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи). Работодатель осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы.

Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

В этой связи, срок выплаты работникам учреждения  пособий по временной нетрудоспособности установлен  на законодательном уровне.

По мнению административного органа, срок   истребования средств федерального бюджета из Фонда социального страхования  страхователем установлен  ст.12  БК РФ, с чем суд согласиться не может.

Статьей 12 БК РФ  установлено, что  финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В соответствии со ст.161 БК РФ,  бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст.242 БК РФ,  операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Как видно из материалов дела, учреждение  осуществило  следующую расходную операцию со средствами федерального бюджета.  Средства, выделенные бюджетному учреждению по бюджетной смете по КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда», которые предназначены  на оплату налогов и сборов, взимаемых со средств на оплату труда, были использованы им на выплаты по листкам нетрудоспособности, поданным работниками  заявителю в 4-м квартале 2009 года. Законность указанной операции  со средствами федерального бюджета  административный орган не оспаривает по материалам дела.

При этом, в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса установленного статьей 34 БК РФ принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.

Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный орган не доказал факт неэффективного использования учреждением средств федерального бюджета. При этом суд исходит из того, что наличие остатка неиспользованных денежных средств в виде неистребованной на момент проверки дебиторской задолженности, установленный при проведении проверки, сам по себе в отрыве от других обстоятельств по делу не может быть расценен в качестве неэффективного использования средств федерального бюджета.

Действующим законодательством  не установлен нормативный срок истребования  страхователем дебиторской задолженности, образовавшейся  у Фонда социального страхования перед заявителем, при  том, что  расходы на выплату больничных учреждение понесло только в 4-м квартале 2009 года, а,  следовательно, на законодательном уровне  оно обязано предоставить  отчет (расчет) в Фонд социального страхования в силу ст.4.8 Закона №255-ФЗ  не позднее 15.01.2010, что им и было сделано.

Также суд отмечает, что в период действия Инструкции, заявитель мог предоставить в Фонд вместе с заявлением на возврат дебиторской задолженности и промежуточную расчетную  ведомость по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию. Между тем, указанное, т.е. подготовка  соответствующей ведомости за календарный месяц,  является правом страхователя, а не обязанностью.

Таким образом,  понесенные заявителем расходы на выплату пособия по листкам нетрудоспособности за счет средств федерального бюджета не могли быть возвращены Фондом заявителю  в 2009 году.

В этой связи,  довод управления, что задание собственника денежных средств, выделенных по смете  заявителю,  не выполнено с наименьшими  затратами, а следовательно,  учреждением  допущено  неэффективное  использование средств  федерального бюджета, не доказан  управлением.

С доводом заявителя, что неэффективным расходованием  средств федерального бюджета административным органом признана сложная  расходная операция, которая началась с выплаты пособий, т.е. расходование средств Фонда социального страхования, которое проводится не напрямую, а посредством движения денежных средств, связанных с временным привлечением средств бюджетной сметы учреждения с кода 213 и  должна была завершиться восстановлением средств средствами Фонда социального страхования  на КОСГУ на подстатью 213 суд не может согласиться, поскольку выплата пособия по временной нетрудоспособности является  расходным финансовым обязательством Фонда социального страхования, а не учреждения.

 Как указывает управление в своем письменном отзыве, заявитель произвел первую часть расходной операции со средствами федерального бюджета, выплатив пособия работникам, но не произвел  своевременно и в разумный срок в порядке, предусмотренном  законодательством, восстановление временно использованных средств федерального бюджета по КОСГУ 213. При этом управление не указало, каким нормативным актом установлен  такой своевременный и разумный срок, а также критерии для оценки его разумности.

Из материалов дела, в том числе, представленной суду учреждением переписки с Сахалинским региональным отделением  фонда социального страхования, установлено, что заявитель, начиная с июля 2010 года,  предпринимал меры по перечислению  дебиторской задолженности  по расходам на социальное страхование из Фонда социального страхования.

С учетом изменившегося законодательства, отмены единого социального налога, дебиторская задолженность была возвращена Фондом в бюджет в  декабре 2010 года. 

Ссылка управления в отзыве на приказ Минздравразвития РФ от 04.12.2009 №951н, которым  утвержден перечень  документов, которые должны быть  представлены  страхователем для принятия решения территориальным  органом  фонда социального страхования РФ о выделении  необходимых средств на выплату страхового обеспечения, и по которому  предоставлена возможность в случае необходимости предоставлять расчетные  ведомости  за любой период понесенных расходов, а в рамках проведенной проверки было установлено, что на 11.01.2010 заявитель для реализации права на возврат дебиторской задолженности  имел все документы, предусмотренные  Законом №255-ФЗ,  и должен был подать соответствующее заявление в Фонд социального страхования,   судом отклоняется, поскольку из акта проверки и оспариваемого предписания  видно, что в качестве нарушения указано  на неэффективное использование средств  бюджета именно в 2009 году, а не за 2010 год. К тому же, приказ  №951н от 04.12.2009 вступил в силу с 01.01.2010.

При таких обстоятельствах, административный орган в силу ст.65 АПК РФ не доказал, что учреждение как получатель бюджетных средств должно было и могло обеспечить принятие и исполнение обязательств  2009 финансового года  в 2009 году без  переходящих остатков, в том числе и путем истребования  дебиторской задолженности у Фонда социального страхования. При этом, управление  не доказало, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи по уплате налогов могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В этой связи,  суд приходит к выводу о недоказанности  совершения учреждением нарушения, указанного в  пункте 1  раздела 1 оспариваемого предписания.

Также суд не может  согласиться и с выводом административного органа о доказанности нарушения, указанного в пункте 2 раздела 1 оспариваемого предписания.

В качестве неэффективного использования средств федерального бюджета в 2009 году  учреждению вменена  уплата транспортного налога на служебный автомобиль  марки «Тойота-Виста» гос. номер В838 ЕХ, который  с 2008 года  находится в неисправном состоянии и не используется.

Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена действующим законодательством, неуплата которого может повлечь за собой начисление пеней.

При этом из акта проверки видно, что учреждением  и в 2008 и в 2009 годах направлялись в адрес вышестоящей организации  Роснедвижимости (главного распорядителя бюджетных средств)  документы на согласование списания  неисправного транспортного средства, однако согласование на списание транспортного  средства  получено не было.

При этом в 2008 и 2009 годах действовали два самостоятельных порядка  согласования списания  основных средств  и федерального имущества:  Порядок  согласования  списания  основных средств с Роснедвижимостью, утвержденный приказом Роснедвижимости от 25.06.2008 №П/0199,  и Порядок  рассмотрения Федеральным  агентством  по управлению государственным  имуществом обращений по вопросам списания федерального имущества, утвержденного  приказом Министерства экономического развития РФ от 05.11.2008 №344.

В первом случае списание основных средств происходило  по согласованию с Роснедвижимостью, во втором,  с  территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным  имуществом.

Таким образом, после согласования списания основных средств с главным распорядителем бюджетных средств, необходимо было согласовать списание имущества и с   Территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Сахалинской области.

Ссылку в отзыве управления на Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 №834, которым утверждено  Положение об особенностях списания федерального имущества,  суд находит  необоснованной, поскольку предметом ревизии был 2009 год.

В качестве способа понудить  главного распорядителя  бюджетных средств  согласовать списание  неиспользуемого и неисправного транспортного средства управление в отзыве указало на обращение заявителя в суд в порядке главы 24 АПК РФ путем оспаривания действий (бездействия).

Между тем, в силу ст.198 АПК РФ такое обращение  в суд  возможно только при наличии одновременно двух условий,  оспариваемое бездействие  является незаконным и нарушает права и интересы заявителя.

При этом действовавший в 2009 году Порядок  согласования  списания  основных средств с Роснедвижимостью, утвержденный приказом Роснедвижимости от 25.06.2008 №П/0199, не предусматривал какого-либо   срока рассмотрения вопроса   о согласовании  списания  основных средств, а само оспариваемое бездействие не нарушает и не нарушало  каких-либо прав заявителя, поскольку собственником  денежных средств на выплату транспортного налога  являлось  государство, а не заявитель.

Таким образом, суд полагает, что  управление не доказало неэффективное использование средств федерального бюджета на уплату транспортного налога   в размере 4725 рублей за неисправное транспортное средство.  

В то же время, заявитель оспаривает предписание как ненормативный правовой акт в части  его требований.

Приказом Министерства  Финансов РФ  от 04.09.2007 №75н утвержден  Административный регламент  исполнения  Федеральной службой финансово-бюджетного  надзора государственной  функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением  законодательства РФ при использовании  средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также  материальных ценностей, находящихся  в федеральной собственности».

Согласно  ст.122 Регламента,  в предписании должны быть указаны способы (предложения) по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

В связи с чем, по общему правилу предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание, для устранения указанного нарушения.

Изучение оспариваемого предписания в части №61-03-132/2320 от 28.10.2010 показало, что в последнем содержатся требования, адресованные учреждению  об обеспечении  им эффективного использования средств федерального бюджета, а также об исключении  образования неправомерной дебиторской задолженности на конец текущего финансового года. Срок исполнения указан как постоянно, относительно требования предписания об исключении образования  дебиторской задолженности на конец текущего года срок исполнения не указан, но, по всей видимости, подразумевается - 31.12.2010.

Таким образом,  фактически предписание  вынесено  с целью недопущения  выявленных нарушений  впредь, т.е. на будущее, совершение которых в будущем предугадать  нельзя и их можно выявить только в результате повторной  ревизии  финансово-хозяйственной деятельности  учреждения за 2010 год.

В этой связи, такие требования оспариваемого предписания фактически неисполнимы и незаконны.

Между тем, в силу ст.198 АПК РФ для признания  ненормативного правового  акта незаконным  недостаточно  установления только несоответствия его требованиям  норм права, необходимо, чтобы  ненормативный акт нарушал еще и  права и интересы заявителя.

Между тем, оспариваемое в части  предписание  не нарушает  права заявителя, поскольку его требования  не выполнимы и не несут никаких неблагоприятных последствий для заявителя в случае их невыполнения.

Относительно  оспариваемого в предписании словосочетания « неправомерной задолженности прошлых лет» второго  предложения  части 2 пункта 1 раздела 1, то указанное  словосочетание также не нарушает права заявителя, поскольку, во-первых, слово «неправомерная задолженность» является фактически опиской, так как  нарушением является неэффективное  использование средств, а не наличие неправомерной задолженности, а, во-вторых, смысловая нагрузка требования предписания связана с обеспечением возврата  на лицевой счет  учреждения  задолженности  прошлых лет  в сумме 523472 рубля ЕСН с последующим перечислением  ее в доход федерального бюджета, а не то, что указанная задолженность является неправомерной.   

Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.

Поскольку суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований по их существу,  суд отказывает заявителю и в удовлетворении его требований  о взыскании судебных расходов в виде уплаченной им при подаче иска в суд государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Сахалинской области требований о признании недействительными части 1, части 2  словосочетания «неправомерной задолженности прошлых лет» второго предложения, последнего предложения  пункта 1 содержания требования  раздела 1 «Неэффективное использование средств», части 1 содержания требования пункта  2 раздела 1 «Неэффективное  использование  средств» предписания Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской  области  от 28.10.2010 №61-03-132/2320, взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия  через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                  И.Н. Шестопал