НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 15.02.2021 № А59-5369/20

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024

http://sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5369/2020

20 февраля 2021 года

Резолютивная часть объявлена 15.02.2021 года. В полном объеме решение изготовлено 20.02.2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ойношевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026500753124, ИНН 6503010084) к обществу с ограниченной ответственностью «Стройград» (ОГРН 1166501056952, ИНН 6511005641) о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 рублей за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, СЗВ-М за апрель 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, февраль 2020 года в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л :

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) (далее – управление, заявитель) обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Стройград» (далее – общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 рублей за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, СЗВ-М за апрель 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, февраль 2020 года в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечило.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечило, отзыв по существу требований не представило.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Стройград» зарегистрировано в качестве юридического лица 08.08.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области 26.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1166501056952. При постановке на налоговый учет обществу присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6511005641.

В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074007070362.

Как следует из материалов дела, страхователем в адрес Управления представлены сведения в отношении застрахованных лиц:

26 апреля 2019 г. по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецова Бориса Владимировича. Обязанность по предоставлению сведений СЗВ-СТАЖ за 2018 г. подлежала исполнению не позднее 01 марта 2019 г.

21 мая 2019 г.должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2019 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении двух застрахованных лиц - Ким Мен Дя и Кузнецова Бориса Владимировича. Обязанность по предоставлению сведений СЗВ-М за апрель 2019 г. подлежала исполнению не позднее 15 мая 2019 г.

07 ноября 2019 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении двух застрахованных лиц - Ким Мен Дя и Кузнецова Бориса Владимировича.

02 февраля 2020 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М заоктябрь 2019г (тип сведений «ДОП») в отношении одного застрахованного липа - Кузнецовой Жанны Владимировны.

05 декабря 2019 г должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении двух застрахованных лиц - Ким Мен Дя и Кузнецова Бориса Владимировича.

02 февраля 2020 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 г (тип сведений «ДОП») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецовой Жанны Владимировны.

Обязанность по предоставлению сведений СЗВ-М за ноябрь 2019 г. подлежала исполнению не позднее 16 декабря 2019 г.

14 января 2020 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах но форме СЗВ-М за декабрь 2019 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецова Бориса Владимировича.

02 февраля 2020 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 г. (тип сведений «ДОП») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецовой Жанны Владимировны.

Обязанность по предоставлению сведений СЗВ-М за декабрь 2019 г. подлежала исполнению не позднее 15 января 2020 г.

18 марта 2020 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2020 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецовой Жанны Владимировны.

Обязанность по предоставлению сведений СЗВ-М за февраль 2020 г. подлежала исполнению не позднее 16 марта 2020 г.

Усмотрев в действиях общества нарушение части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, выразившееся в несвоевременном представлении сведений озастрахованных лицах в установленный срок по Форме СЗВ-М за апрель 2019г., октябрь 2019 г., ноябрь 2019 г., декабрь 2019 г., февраль 2020 г., а также сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, в отношении: 1 застрахованного лица за 2018 год, 2 застрахованных лиц за апрель 2019 года, 1 застрахованного лица за октябрь 2019 года, 1 застрахованного лица за ноябрь 2019 года, 1 застрахованного лица за декабрь 2019 года, 1 застрахованного липа за февраль 2020 года, Управлением составлены акты о выявленных правонарушениях:

от 23.03.2020 года №074S18200002603 (несвоевременное представление сведений по форме СЗВ- СТАЖ за 2018 г.);

от 18.06.2019 года № 074S18190007164 (несвоевременное представление сведений по форме СЗМ «ИСХ» за апрель 2019 года);

от 26.02.2020 года № 074S18200001562 (несвоевременное представление сведений по форме СЗМ «ИСХ» за октябрь 2019 г.);

от 26.02.2020года № 074S18200001564 (несвоевременное представление сведений по форме СЗМ «ИСХ» за ноябрь 2019 г.);

от 26.02.2020 года № 074S18200001565 (несвоевременное представление сведений по форме СЗМ «ИСХ» за декабрь 2019 г.);

от 24.03.2020 года № 074S18200002668 (несвоевременное представление сведений по форме СЗМ «ИСХ» за февраль 2020 г.).

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных ч. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ ПФР Управлением приняты:

решение № 074S19190008732 от 16.07.2019 г о привлечении

страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2019 г.;

решение № 074S19200002067 от 26.03.2020 г. о привлечении

страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за октябрь 2019 г.:

решение № 074S19200002068 от 26.03.2020 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за ноябрь 2019 г.:

решение № 074S19200002069 от 26.03.2020 г о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхованияза декабрь 2019 г.;

решение № 074S19200002761 от 14.05.2020 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за 2018 г.:

решение № 074S19200002762 от 14.05.2020 г, о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за февраль 2020 г.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде применения финансовыхсанкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного липа.

В связи с тем, что штрафные санкции в сумме: 500. 00 рублей (за 2018 г.); 1 000 00 рублей (за апрель 2019 г.; 500. 00 рублей (за октябрь 2019 г.); 500, 00 рублей (за ноябрь 2019 г.); 500.00 рублей (за декабрь 2019 г.); 500. 00 рублей (за февраль 2020 г.) не были уплачены в добровольном порядке, должнику направлено:

-требование № 074S01100008344 от 06.08.2019 г. об уплате штрафа в срок до 26.08.2019 г.;

-требование № 074S01200002927 от 14.05.2020 г. об уплате штрафа в срок до 02.06.2020 г.:

-требование № 074S01200002928 от 14.05.2020 г. об уплате штрафа в срок до 02.06.2020 г.;

-требование № 074S01200002929 от 14.05.2020 г. об уплате штрафа в срок до 02.06.2020 г.;

-требование № 074S01200003365 от 04.06.2020 г. об уплате штрафа в срок- до 23.06.2020 г.;

-требование № 074S012000033666 от 04.06.2020 г. об уплате штрафа в срок до 23.06.2020 г.

Поскольку требования в добровольном порядке обществом не уплачены, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом(за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п «Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. № 3п» (зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53092), далее Постановление N 507п.

Порядок заполнения формы и правила проверки отчетности "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" регулируется данным постановлением.

В соответствии с пунктом 2.1.5 Постановления № 507п, в поле «Тип сведений» знаком "X" отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.

Формы с типом сведений «Назначение пенсии» представляются на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил.

При наступлении срока отчетности на застрахованных лиц, на которых была представлена форма с типом сведений "Назначение пенсии", должны быть представлены сведения с типом "Исходная".

Формы с типом "Дополняющая" представляются на застрахованных лиц, данные по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 8 Федерального закона 27-ФЗ страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-­телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений (абзац 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона 27-ФЗ).

При электронном документообороте используется формат «сведения» или «письмо». Тип формата «письмо» предназначено для неформализованной переписки страхователя с органами ПФР. Тип формата «сведения» - основной документооборот по обмену электронными документами страхователя с органами ПФР.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в редакции, действующей с 1 января 2017 года, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и действовавшей в период спорных правоотношений (далее – Инструкция № 766н), в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с приведенными положениями Закона № 27-ФЗ и Инструкции № 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Как следует из материалов дела, 07 ноября 2019 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении двух застрахованных лиц - Ким Мен Дя и Кузнецова Бориса Владимировича.

02 февраля 2020 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М заоктябрь 2019г (тип сведений «ДОП») в отношении одного застрахованного липа - Кузнецовой Жанны Владимировны.

05 декабря 2019 г должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении двух застрахованных лиц - Ким Мен Дя и Кузнецова Бориса Владимировича.

02 февраля 2020 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 г (тип сведений «ДОП») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецовой Жанны Владимировны.

14 января 2020 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах но форме СЗВ-М за декабрь 2019 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецова Бориса Владимировича.

02 февраля 2020 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 г. (тип сведений «ДОП») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецовой Жанны Владимировны.

Следовательно, первоначально представленные сведения за октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года были представлены страхователем своевременно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, дополняющие формы представлены самостоятельно.

Таким образом, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Делая указанный вывод, суд также исходит из того, что согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечение к ответственности не применимо, поскольку юридическая ответственность – это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.

Из материалов дела следует, что 26 апреля 2019 года страхователем представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецова Бориса Владимировича. Обязанность по предоставлению сведений СЗВ-СТАЖ за 2018 г. подлежала исполнению не позднее 01 марта 2019 года.

Усмотрев нарушения срока представления отчетности, Управлением составлен акт о выявленных правонарушениях от 23.03.2020 года №074S18200002603, согласно которому рассмотрение материалов проверки назначено на 20.04.2020 года в 14 часов 25 минут.

Судом установлено, что решение о привлечении страхователя к ответственности №074S19200002761 принято Управлением 14.05.2020 года, при этом доказательства уведомления привлекаемого лица о переносе даты рассмотрения дела в материалы не представлены.

18 марта 2020 г. страхователем представлены сведения по форме СЗМ-СТАЖ за февраль 2020 года (тип сведений «ИСХ») в отношении одного застрахованного лица - Кузнецовой Жанны Владимировны.

Обязанность по предоставлению сведений СЗВ-М за февраль 2020 г. подлежала исполнению не позднее 16 марта 2020 г.

Усмотрев нарушения срока представления отчетности, Управлением составлен акт от 24.03.2020 о выявленных правонарушениях № 074S18200002668 , согласно которому, рассмотрение материалов проверки назначено на 21.04.2020 в 15 часов 00 минут.

Судом установлено, что решение о привлечении страхователя к ответственности 074S19200002762 принято Управлением 14.05.2020 года, при этом доказательства уведомления привлекаемого лица о переносе даты рассмотрения дела в материалы не представлены.

Таким образом, фактические обстоятельства, установленные судом, позволяют прийти к выводу о наличии в деянии заявителя состава вменяемого нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Следовательно, у Управления имелись основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

Таким образом, обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, представить возражения по акту и участвовать в рассмотрении материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно акту о выявленных правонарушениях от 23.03.2020 года №074S18200002603, рассмотрение материалов проверки назначено на 20.04.2020 года в 14 часов 25 минут.

Судом установлено, что решение о привлечении страхователя к ответственности №074S19200002761 принято Управлением 14.05.2020 года, при этом доказательства уведомления привлекаемого лица о переносе даты рассмотрения дела в материалы не представлены.

Согласно акту от 24.03.2020 о выявленных правонарушениях № 074S18200002668 , рассмотрение материалов проверки назначено на 21.04.2020 в 15 часов 00 минут.

Судом установлено, что решение о привлечении страхователя к ответственности 074S19200002762 принято Управлением 14.05.2020 года, при этом доказательства уведомления привлекаемого лица о переносе даты рассмотрения дела в материалы не представлены.

При этом суд отмечает, что реализация неотложных мер, связанных с реализацией постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20 марта 2020 № 198п «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Президента от 28.04.2020 №294 «О продлении действий мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», не отменяет обязанность Управления по надлежащему уведомлению привлекаемого лица о дате рассмотрения акта и других материалов проверки.

Доказательства уведомления общества о назначении рассмотрения акта 14.05.2020 года в материалах дела отсутствуют.

Допущенные Управлением ПФР нарушения процедуры привлечения к ответственности являются существенными, поскольку ответчик не имел возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами.

Таким образом, требование о взыскании санкций за несвоевременное представление сведений за 2018 год по форме СЗВ-СТАЖ в размере 500 рублей, за февраль 2020 года по форме СЗМ в размере 500 рублей удовлетворению не подлежат, поскольку решение принято с нарушением установленной Законом 27-ФЗ процедуры, без надлежащего извещения страхователя.

Из материалов дела следует, что 21 мая 2019 г. должником в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2019 г. (тип сведений «ИСХ») в отношении двух застрахованных лип - Ким Мен Дя и Кузнецова Бориса Владимировича. Обязанность по предоставлению сведений СЗВ-М за апрель 2019 г. подлежала исполнению не позднее 15 мая 2019 г.

Акт о выявленных нарушениях составлен 18.06.2019 года № 074S18190007164 (несвоевременное представление сведений по форме СЗМ «ИСХ» за апрель 2019 года).

Решением № 074S19190008732 от 16.07.2019 г общество привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1000 рублей.

Требование об уплате финансовой санкции от 06.08.2019 № 074S01100008344 направлено в адрес страхователя, срок исполнения установлен до 26.08.2019 года.

Абзацами 15-17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Вместе с тем, сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений, не установлены.

В то же время статья 2 Закона № 167-ФЗ относит Закон № 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа данной нормы в корреспонденции с положениями Закона № 27-ФЗ следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Согласно статье 115 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), регламентирующей срок давности взыскания штрафов, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 данного Кодекса.

В пункте 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Также указано, что в случае отмены судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене такого судебного акта.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1-3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно статье 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Из материалов дела усматривается, что согласно выставленному требованию об уплате финансовой санкции от 06.08.2019 № 074S01100008344 направлено в адрес страхователя, срок исполнения установлен до 26.08.2019 года, следовательно, с заявлением о взыскании штрафа Управление могло обратиться не позднее 26.02.2020 года.

С настоящим заявлением Управление обратилось в суд 29.10.2020, (согласно оттиску штемпеля на почтовом конверте), то есть с пропуском процессуального шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ и пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд пенсионным фондом не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с настоящим заявлением в суд не представлено.

При этом суд отмечает, что первоначально, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд заявлением о выдаче судебного приказа 09.10.2020 года, в рамках дела № А59-5053/2020 (также за пределами шестимесячного срока),

В рассматриваемом случае отсутствует возможность применить по аналогии норму пункта 3 статьи 48 НК РФ, согласно которой требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2).

Судом установлено, что в рамках дела № А59-5053/2020 определение об отмене судебного приказа не выносилось. Управлению отказано в выдаче судебного приказа, поскольку требование о взыскании финансовых санкций не является бесспорным, то есть не отвечает условиям статьи 229.2 АПК РФ, что исключает применение положений абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.

Исходя из фактических обстоятельств и сложившейся правоприменительной практики, заявитель не мог не знать о последствиях обращения в порядке приказного производства с требованием очевидно не являющимся бесспорным.

В связи с чем, обращение управления первоначально за взысканием финансовых санкций в порядке приказного производства не может быть признано уважительным исходя из целей достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений.

В дополнение суд полагает необходимым отметить, что действующее законодательство не предусматривает возможность прерывания или приостановления течения процессуального шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ. В любом случае в условиях пропуска такого срока дело подлежит рассмотрению по существу только при наличии соответствующего ходатайства о восстановлении пропущенного срока и признания причин пропуска уважительными, что управлением оставлено без внимания.

На основании части 1 статьи 115 АПК РФ участвующие в деле лица утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Пропуск срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела документами не доказано событие вменяемого правонарушения, а, следовательно, не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявления управления о взыскании с общества 3 500 рублей финансовой санкции.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины, то вопрос о распределении госпошлины судом не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026500753124, ИНН 6503010084) к обществу с ограниченной ответственностью «Стройград» (ОГРН 1166501056952, ИНН 6511005641) о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 рублей за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, СЗВ-М за апрель 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, февраль 2020 года в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья Е.М. Александровская