Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5449/2020
20 мая 2021 года
Резолютивная часть объявлена 14.05.2021 года. В полном объеме решение изготовлено 20.05.2021 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ойношевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сахалинской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения от 24.09.2020 № 12 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
с участием:
от Сахалинской таможни - ФИО1 по доверенности от 17.12.2020 № 05-16/12499,
от Управления ПФ РФ в г.Южно-Сахалинске – ФИО2, по доверенности от 30.12.2020 № 38,
У С Т А Н О В И Л :
Сахалинская таможня (далее – заявитель, Таможня) обратилась в суд с заявлением к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске (межрайонное) (далее – Управление, пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 24.09.2020 № 12 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В обоснование заявленного требования указано, что сведения по установленной форме СЗВ-ТД за июль 2020 года были поданы в Управление пенсионного фонда РФ на бумажном носителе в установленный законом срок, а именно 02.07.2020, по причине, не зависящей от таможенного органа. Приказом Федеральной таможенной службы от 16.06.2020 № 1546-к назначен новый начальник Сахалинской таможни генерал-майор таможенной службы ФИО3, которому 22.06.2020 с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции было выдано предписание № 1001501 об обеспечении изоляции К служебным обязанностям последний приступил 29.06.2020 года. Исходя из сведений, полученных от СКБ «Контур» отправка отчетности посредством Системы «Контур.Экстерн» при отсутствии действующего сертификата квалифицированной электронной подписи технически невозможна. После внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно 03.07.2020 был получен новый сертификат квалифицированной электронной подписи на имя начальника таможни ФИО3, со сроком действия с 06.07.2020 по 06.10.2021 года.На основании изложенного, таможенный орган полагает, что в силу вышеназванных обстоятельств, у Сахалинской таможни отсутствовала реальная возможность представления формы отчетности СЗВ-ТД в Управление Пенсионного фонда РФ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При таких обстоятельствах, Сахалинская таможня считает, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации применяя финансовые санкции к Сахалинской таможне не приняло во внимание вышеуказанные обстоятельства, в связи с чем, не доказало виновность плательщика страховых взносов.
Управление в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями общества не согласились, указав на законность и обоснованность принятого решения. Управление полагает, что несвоевременное внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а также отсутствие действующего сертификата квалифицированной электронной подписи на имя начальника таможни, не может служить основанием для признания решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования незаконным. У страхователя имелась возможность заранее оформить сертификат квалифицированной электронной подписи на любого сотрудника Сахалинской таможни.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
Приказом Федеральной таможенной службы от 16.06.2020 № 1546-к назначен новый начальник Сахалинской таможни генерал-майор таможенной службы ФИО3.
Согласно копии электронного билета от 17.06.2020 ФИО3 прибыл в Южно-Сахалинск 21.06.2020 года.
22.06.2020 с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Сахалинской области в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ФИО3 было выдано предписание № 1001501 об обеспечении изоляции на срок не менее 14 дней.
Справка о временной нетрудоспособности № 64 от 28.06.2020 подтверждает нахождение начальника Сахалинской таможни на самоизоляции в период с 24.06.2020 по 28.06.2020. К служебным обязанностям последний приступил 29.06.2020 года.
29.06.2020 в налоговый орган представлены сведения в отношении нового руководителя Сахалинской таможни, что подтверждается Листом записи Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о документах, представленных для внесения данной записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
03.07.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении начальника Сахалинской таможни.
После внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно 03.07.2020 был получен новый сертификат квалифицированной электронной подписи на имя начальника таможни ФИО3, со сроком действия с 06.07.2020 по 06.10.2021 года.
02.07.2020 года Сахалинской таможней представлены сведения по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года на бумажном носителе. Согласно протоколу проверки, сведения приняты в полном объеме.
По результатам камеральной проверки представленных сведений по форме СЗВ-ТД за июль 2020 Управлением выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в несоблюдении порядка предоставления сведений в форме электронного документа отчетности по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года, составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №12 от 25.08.2020.
На основании акта и имеющихся материалов, руководитель Управления вынес решение № 12 от 24.09.2020 о применении к заявителю финансовых санкций, за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым привлек страхователя к предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с названным решением, Таможня обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о признании решения недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч.ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанных положений АПК РФ также следует, что законность такого ненормативного акта (решения) и установление факта нарушения им прав и законных интересов заявителя подлежат оценке на дату его принятия (вынесения) органом, осуществляющим публичные полномочия. При этом судебной проверке подлежат те обстоятельства, на основании и при которых был принят оспариваемый акт (решение).
Проверив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федерального закона № 27-ФЗ), определяет, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электроннойподписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 8 Федерального Закона N27-ФЗ указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме.
Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период (абзац 3 пункта 2 статьи 8 Федерального Закона N27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:
страховой номер индивидуального лицевого счета;
фамилию, имя, отчество;
сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 2.1. статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ в разделе «Сведения о трудовой деятельности» указываются:
место работы: наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя); регистрационный номер страхователя;
сведения о выполняемой работе и периодах работы: сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); сведения о переводах на другую постоянную работу; сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений; реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;
информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-ТД, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №730п от 25.12.2019 «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений" (вместе с "Порядком заполнения формы "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)", "Форматом сведений для формы "Сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) зарегистрированного лица" в электронном виде» (далее - Постановление Правления № 730п).
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2020 N590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» определено, что в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица сведения СЗВ-ТД предоставляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
В соответствии с пунктом п. 1.9 Постановление Правления № 730п страхователь представляет форму СЗВ-ТД в форме электронного документа. В случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц менее 25, он может представлять форму СЗВ- ТД на бумажном носителе.
Абзац 4 статьи 17 Федерального закона 27-ФЗ регламентирует, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела согласно данным отчета по форме СЗВ-М за июнь 2020 года численность работающих зарегистрированных лиц в Сахалинской таможне за предшествующий месяц составляет 268 человек.
Следовательно, страхователь в силу выше приведенных положений обязан представлять сведения по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа.
Между тем, принимая оспариваемое решение, Управлением не учтены фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины страхователя в совершении вменяемого нарушения.
Приказом Федеральной таможенной службы от 16.06.2020 № 1546-к назначен новый начальник Сахалинской таможни генерал-майор таможенной службы ФИО3.
Согласно копии электронного билета от 17.06.2020 ФИО3 прибыл в Южно-Сахалинск 21.06.2020 года.
22.06.2020 с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Сахалинской области в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ФИО3 было выдано предписание № 1001501 об обеспечении изоляции на срок не менее 14 дней.
Справка о временной нетрудоспособности № 64 от 28.06.2020 подтверждает нахождение начальника Сахалинской таможни на самоизоляции в период с 24.06.2020 по 28.06.2020. К служебным обязанностям последний приступил 29.06.2020 года.
29.06.2020 в налоговый орган представлены сведения в отношении нового руководителя Сахалинской таможни, что подтверждается Листом записи Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о документах, представленных для внесения данной записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
03.07.2020в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
02.07.2020 года Сахалинской таможней представлены сведения по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года на бумажном носителе. Согласно протоколу проверки, сведения приняты в полном объеме.
Согласно сведениям, полученных от СКБ «Контур» отправка отчетности посредством Системы «Контур.Экстерн» при отсутствии действующего сертификата квалифицированной электронной подписи технически невозможна.
После внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно 03.07.2020 был получен новый сертификат квалифицированной электронной подписи на имя начальника таможни ФИО3, со сроком действия с 06.07.2020 по 06.10.2021 года.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводом заявителя о том, что в силу вышеназванных обстоятельств, у Сахалинской таможни отсутствовала реальная возможность представления формы отчетности СЗВ-ТД в Управление Пенсионного фонда РФ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Доводы Управления о том, что заявитель имел возможность оформить сертификат квалифицированной электронной подписи на иного работника страхователя, в том числе и на исполняющего обязанности начальника Сахалинской таможни, суд считает необоснованными, исходя из следующего.
Согласно информации с официального сайта Удостоверяющего центра «Контур» (https://ca.kontur.ru/procedure/documents) для оформления квалифицированной электронной подписи необходимо предоставить паспорт владельца сертификата, заявление на выдачу сертификата, документ о назначении руководителя, доверенность на право подписи, доверенность на получение (в случае если сертификат выдается на сотрудника организации).
Представленный в материалы судебного дела договор № 100283167119000046 от 15.11.2019 года, заключенный между Сахалинской таможней и АО «Производственная фирма «СКВ Контур» на основании п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, свидетельствует о предоставлении права использования программы для ЭВМ «Контур.Экстерн» по тарифному плану «Бюджетник Плюс» на 1 год, с применением встроенных в сертификат СКЗИ «КриптоПро CSP» в количестве 1 штуки. То есть право использования электронно-цифровой подписи предоставлено 1 лицу, а именно начальнику Сахалинской таможни ФИО4 (срок действия ЭЦП по 10.12.2020).
Приказом Федеральной таможенной службы от 16.06.2020 № 1546-к назначен новый начальник Сахалинской таможни генерал-майор таможенной службы ФИО3.
В этой связи, таможенным органом инициировано заключение нового договора № 100283167220000024 сроком на один год в количестве также 1 электронно-цифровой подписи.
Количество лиц, допущенных и имеющих право подписания документов электронно-цифровой подписью корреспондируется с планом информатизации, направленным Федеральной таможенной службой в нижестоящие таможенные органы, который не допускает нецелевое использование бюджетных средств.
Сахалинская таможня является федеральным органом исполнительной власти и финансируется из федерального бюджета, главным распорядителем которого является Федеральная таможенная служба. При заключении договоров таможенный орган руководствуется доведенными лимитами бюджетных обязательств.
При таких обстоятельствах, таможенный орган не вправе самостоятельно расширять круг лиц, за которыми закрепляется право подписи бухгалтерских и иных распорядительных документов в электронном виде, посредством применения электронно-цифровой подписи.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы участников процесса, принимая во внимание, что сведения по форме СЗВ-ТД были представлены страхователем в установленный срок, их представление на бумажном носителе обусловлено объективными причинами, суд приходит к выводу об отсутствии вины страхователя, и, как следствие, отсутствие оснований для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требование заявителя о признании незаконным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) от 24.09.2020 № 12 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования Сахалинской таможни удовлетворить.
Признать решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) от 24.09.2020 № 12 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, незаконным.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.М. Александровская