Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5501/22
13 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13.12.2023 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовым К.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Металлторг» (ИНН 2533009762, ОГРН 1082533000307, адрес регистрации: 690089, Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, д. 98в, кабинет 1)
о признании недействительными решения Сахалинской таможни (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951) по результатам таможенного контроля № 10707000/210/220922/Т000058/00002 от 22.09.2022 и уведомление Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № 10702000/У2022/0002750 от 27.09.2022,
при участии:
от заявителя не явились,
от Сахалинской таможни – Сокол Н.А. по доверенности от 05.10.2022 № 05-16/17970 (сроком до 31.12.2023),
от Владивостокской таможни (в режиме онлайн-заседания) – Гитько Д.А. по доверенности от 05.10.2023 № 99 (до перерыва), Николюк А.П., по доверенности от 10.08.2023 № 77 (после перерыва),
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Металлторг» обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне о признании недействительными решения Сахалинской таможни (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951) по результатам таможенного контроля № 10707000/210/220922/Т000058/00002 от 22.09.2022 и уведомление Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № 10702000/У2022/0002750 от 27.09.2022.
В обоснование заявленного требования общество в своем заявлении, дополнительных пояснениях указало, из графы 44 декларации на товары № 10702070/030121/0000613 следует, что по указанной декларации ООО «Металлторг» была сформирована к отгрузке отдельная товарная партия на основании инвойса (код документа 04021) № М2 от 03.01.2021.
То обстоятельство, что согласно отметкам таможенного органа на оборотной стороне первого листа копии декларации на товары № 10702070/030121/0000613 заявленный ООО «Металлторг » товар был погружен на судно и вывезен с таможенной территории ЕАЭС на основании поручения № М2 от 27.01.2021 - 11.02.2021 и на основании поручения № 2-А от 28.01.2021 - 12.02.2021, вопреки утверждению таможенного органа, сделанному со ссылкой на подпункт 2 пункта 2 статьи 116 Таможенного кодекса ЕАЭС, не свидетельствует о нарушении ООО «Металлторг» пункта 2 Порядка заполнения декларации на товары, поскольку подпунктом 2 пункта 2 статьи 116 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Из графы 7 декларации на товары № 10702070/030121/0000613 следует, что в настоящем случае ООО «Металлторг» применялось не периодическое таможенное декларирование (статья 116 Таможенного кодекса ЕАЭС), а неполное таможенное декларирование (статья 115 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Как следует из графы 20 декларации на товары № 10702070/030121/0000613, поставка на экспорт товара, заявленного ООО «Металлторг» в указанной декларации, осуществлялась на условиях FOB(Владивосток), согласно которым обязанность по заключению договора перевозки товара от согласованного пункта отгрузки лежит на покупателе (подпункт «а» пункта БЗ условий FOBМеждународных правил толкования торговых терминов «Инкотермс-2000»), в связи с чем на момент подачи указанных деклараций на товары ООО «Металлторг» не располагало информацией, предусмотренной подпунктом 3 пункта 2 статьи 115 Таможенного кодекса ЕАЭС о транспортных средствах, которые будут зафрахтованы иностранным покупателем для вывоза с таможенной территории ЕАЭС задекларированных ООО «Металлторг» отдельной товарной партии, подготовленной к отгрузке на основании инвойса № М2 от 03.01.2021, указанного в графе 44 (код документа 04021) вышеуказанной декларации на товары, и транспортных (перевозочных) документах на перевозку данной товарной партии.
Сведения о транспортных средствах, на которых был произведен вывоз с таможенной территории ЕАЭС отдельной товарной партий, сформированной на основании инвойса №М2 от 03.01.2021 и декларации на товары № 10702070/030121/0000613, а также о транспортных (перевозочных) документах были внесены ООО «Металлторг» в указанную декларацию на товары в установленный пунктом 3 статьи 115 Таможенного кодекса ЕАЭС восьмимесячный срок, что таможенным органом не оспаривается.
Иных особенностей применения неполного таможенного декларирования (пункт 4 статьи 115 Таможенного кодекса ЕАЭС) на момент подачи ООО «Металлторг» указанной декларации на товары правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании установлено не было.
Таким образом, ООО «Металлторг» соблюдены все условия неполного таможенного декларирования в отношении товара, заявленного в декларации на товары № 10702070/030121/0000613, предусмотренные статьей 115 Таможенного кодекса ЕАЭС.
То обстоятельство, что товар, заявленный ООО «Металлторг» в декларации на товары № 10702070/030121/0000613, был вывезен с таможенной территории ЕАЭС не на одном судне, а на нескольких судах, при решении вопроса о соблюдении ООО «Металлторг» условий неполного таможенного декларирования (статья 115 Таможенного кодекса ЕАЭС) правового значения не имеет, поскольку пунктом 2 Порядка заполнения декларации на товары не установлен запрет на отгрузку нескольких товарных партий в одном транспортном средстве (судне), в том числе на догрузку транспортного средства (судна) до полной вместимости путем частичной погрузки другой товарной партии, то есть на отправку одной товарной партии в нескольких транспортных средствах (судах), если поданное покупателем под сформированную продавцом товарную партию транспортное средство с учетом необходимости погрузки остатков предшествующих товарных партий не вмещает текущую товарную партию.
При изложенных обстоятельствах решение Сахалинской таможни по результатам таможенного контроля № 10707000/210/220922/Т000058/00002 от 22.09.2022 не соответствует статье 115 Таможенного кодекса ЕАЭС и нарушает права и законные интересы ООО «Металлторг» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 74 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установленные данным решением факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, привели к возложению на ООО «Металлторг» обязанности по уплате вывозной таможенной пошлины, что подтверждается направлением Владивостокской таможней в адрес ООО «Металлторг» уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № 10702000/У2022/0002750 от 27.09.2022.
Кроме того, общество указало, что регион деятельности Сахалинской таможни ограничен Камчатским краем, Магаданской областью, Сахалинской областью, Чукотским автономным округом, акваторией вод территориального моря Российской Федерации, омывающего берега указанных административных образований. В этой связи, по мнению общества, у Сахалинской таможни отсутствовали полномочия на проведение камеральной проверки в отношении общества, зарегистрированного в городе Владивосток. Также заявитель полагает, что таможней допущены процессуальные нарушения при принятии оспариваемого решения.
Таможня в представленном отзыве, дополнениях к нему, и ее представитель в судебном заседании требование общества не признали, считая оспариваемые решения законными и обоснованными.
Владивостокская таможня в представленном отзыве и ее представитель в судебном заседании поддержали доводы Сахалинской таможни, указав на необоснованность заявленных требований.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению спора в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица 18.07.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером 1082533000307, ИНН 2533009762.
Основной вид деятельности общества – торговля оптовая отходами и ломом (код ОКВЭД 46.77).
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) Сахалинской таможней была проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Металлторг» по вопросу достоверности сведений, заявленных в декларации на товары, в том числе ДТ № 10702070/030121/0000613.
Сахалинской таможней в рамках проведения камеральной таможенной проверки установлено следующее.
ООО «Металлторг» (продавец) заключен контракт № MT/AMRG-1-2019 от 07.05.2019 с компанией AsianMetalResourcesGroup., LTD (покупатель) на поставку товаров (лома черных металлов).
Во исполнение контракта № MT/AMRG-1-2019 от 07.05.2019 на Владивостокском таможенном посту (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни ООО «Металлторг», являющимся отправителем, декларантом, лицом, ответственным на финансовое урегулирование, осуществлено таможенное декларирование товаров «лом черных металлов, несортированный, навалом, ГОСТ 2787-75, лом черных металлов, представляет собой массив лома и отходов вторичных черных металлов из углеродистых сталей различных марок, и видов, различной толщины металла, несортированный, непакетированный, разделанный на куски различных размеров и форм, включающий в себя следующие части: разрезанные на куски трубы различных диаметров и длины; сплющенные и разрезанные на части емкости теплообменных элементов различной конструкции; демонтированная и разрезанная на части автотракторная, друга техника и оборудование; демонтированные и разрезанные на куски сварные конструкции, состоящие из швеллеров, двутавровых балок, кронштейнов, уголков и прочих крепежных изделий, шпунтов, стержней; автомобильные диски, обода, другие изделия и их части, не подлежащие дальнейшему использованию из-за поломки, разрезов, деформации; разрезанная на части и демонтированная бытовая техника и прочий бытовой лом; прочие мелкие куски металла, производитель ООО «Металлторг», товарным знаком не обозначен».
Товары классифицированы декларантом в товарной подсубпозиции 7204499000 ТН ВЭД «Отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки): отходы и лом прочие: прочие: прочие» по ДТ № 10702070/030121/0000613.
Получатель товара – компания AsianMetalResources., LTD, Гонконг. Страна отправления/происхождения – Россия, страна назначения – Вьетнам. Условия поставки FOB Владивосток, цена товара и таможенная стоимость – 52500000 рублей, вес нетто/брутто – 3000000 кг.
ООО «Металлторг» в графе 7 ДТ № 10702070/030121/0000613 указано значение «НТД», что в соответствии с классификатором особенностей таможенного декларирования товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» означает неполное таможенное декларирование в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС.
После выпуска товаров 15.02.2021 ООО «Металлторг» направило в таможенный орган обращение о внесении изменений (дополнений) в ДТ № 10702070/030121/0000613, а именно о внесении изменений в графы 17, 17А, 21, 44 в связи с предоставлением отгрузочных документов в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС, представлены коносаменты № М2 от 28.01.2021, № М2А от 08.02.2021.
По результатам анализа информации, представленной Владивостокской таможней и ООО «Металлторг», таможней установлено, что товар, заявленный в ДТ № 10702070/030121/0000613:
в количестве 281 000 кг фактически погружен и принят 28.01.2021 на судно «OrangeLink» (судовладелец CrystalOceanLimited, флаг Сьерра Леоне) по поручению на отгрузку экспортных товаров № М2 от 27.01.2021, вывезен с таможенной территории ЕАЭС 11.02.2021 по коносаменту № М2 от 28.01.2021;
в количестве 2 719 000 кг фактически погружен и принят 08.02.2021 на судно «OrangeDream» (судовладелец CrystalOceanLimited, флаг Сьерра Леоне) по поручению на отгрузку экспортных товаров № М2-A от 28.01.2021, вывезен с таможенной территории ЕАЭС 12.02.2021 по коносаменту № М2A от 08.02.2021.
Таким образом, отгрузка и вывоз товара, заявленного по ДТ № 10702070/030121/0000613, осуществлена ООО «Металлторг» в разный период времени на разных транспортных средствах международной перевозки, тремя партиями.
В соответствии с Порядком заполнения ДТ, с учетом положений статьи 115 ТК ЕАЭС, партией товара, задекларированного по ДТ № 10702070/030121/0000613, является товар весом 281 000 кг, фактически погруженный и принятый 28.01.2021 на судно «OrangeLink» по поручению на отгрузку экспортных товаров № М2 от 27.01.2021, вывезенный с таможенной территории ЕАЭС 11.02.2021 по коносаменту № М2 от 28.01.2021.
Товар в количестве 2 719 000 кг., фактически погруженный и принятый 08.02.2021 на судно «OrangeDream» по поручению на отгрузку экспортных товаров № М2-A от 28.01.2021 вывезенный с таможенной территории ЕАЭС 12.02.2021 по коносаменту № М2A от 08.02.2021, не может рассматриваться как часть товарной партии, задекларированной в ДТ № 10702070/030121/0000613, в связи с несоблюдением условия одновременной отгрузки.
В отношении части товаров весом 2 719 000 кг, исходя из условий контракта № MT/AMRG-1-2019 от 07.05.2019 и дополнительного соглашения от 25.11.20202, таможенная стоимость составляет 47582500 рублей, сумма вывозной пошлины составляет 10 943 284,37 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия решения по результатам таможенного контроля от 22.09.2022 № 10707000/210/220922/Т000058/00002.
Не согласившись с данными решениями таможенного органа, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд не усматривает правовые основания для удовлетворения заявления общества, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не установил совокупность названных условий применительно к предмету спора.
Порядок и условия таможенного декларирования товаров регулируются нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком либо иным лицом представляются декларация на товары или ее копия, транзитная декларация в отношении товаров, указанных в пункте 3 настоящей статьи, либо сведения о декларации на товары или транзитной декларации, если такая декларация на товары или транзитная декларация не представляется в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 1 пункта 2 статьи 92 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Пунктом 7 статьи 104 ТК ЕАЭС определено нормативное регулирование особенностей таможенного декларирования в случае, если декларант не располагает на момент подачи декларации на товары точными сведениями, необходимыми для заявления в такой декларации на товары – подлежит применению статья 115 ТК ЕАЭС.
Положения статьи 115 ТК ЕАЭС устанавливают, что неполное таможенное декларирование осуществляется в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза.
При неполном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться: 1) о получателе товаров; 2) о стране назначения товаров и (или) торгующей стране; 3) о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров; 4) об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера) (пункт 2). После выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии с настоящей статьей, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров, если менее продолжительные сроки не установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 3).
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» утвержден Порядок заполнения декларации на товары и форма декларации на товары.
В силу пункта 2 Порядка в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящим Порядком, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру. Под одной товарной партией при вывозе товаров с таможенной территории рассматриваются товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней сделке, либо без совершения какой-либо сделки.
Согласно абзацу 3 пункта 7 статьи 104 ТК ЕАЭС особенности таможенного декларирования в случае, если лицо осуществляет перемещение через таможенную границу Союза товаров двумя или более партиями на одних и тех же условиях в течение периода поставки (далее – периодическое таможенное декларирование), определяются статьей 116 указанного кодекса.
Статьей 102 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что при вывозе с таможенной территории Союза товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
При периодическом таможенном декларировании декларация на товары подается в отношении всех товаров, которые будут перемещаться через таможенную границу Союза двумя или более партиями в течение периода поставки, в счет исполнения обязательств по одной сделке, а при отсутствии сделки - по одному документу, подтверждающему право владения, пользования или распоряжения товарами, или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки (пункт 1 статьи 116 ТК ЕАЭС).
Исходя из содержания понятия «отгрузка», предусмотренного статьей 116 ТК ЕАЭС, для целей применения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования под отгрузкой понимается передача товаров перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку, либо первому перевозчику при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях вывоза товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с пунктом 5 статьи 116 ТК ЕАЭС при периодическом таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС, исходя из количества товаров, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза в течение заявленного периода поставки, за исключением следующих сведений, которые по своему характеру могут быть не известны декларанту на момент подачи декларации на товары: 1) о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары, кроме сведений о виде транспорта, которым будут перевозиться товары; 2) об отдельных документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) иные сведения, определяемые Комиссией в зависимости от категорий товаров и вида транспорта, которым они перевозятся.
Таким образом, в случае применения неполного таможенного декларирования в рамках статьи 115 ТК ЕАЭС, товары должны быть отгружены (переданы) перевозчику одновременно, поскольку указанная статья не содержит положений о возможности отгрузки или вывоза товаров в течение определенного периода времени.
Учитывая, что осуществление нескольких отгрузок товаров в течение определенного периода времени в случае применения неполного таможенного декларирования в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС не предусмотрено, то одновременная отгрузка и перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС указывает на несоблюдение таможенных правил (особенностей) в части таможенного декларирования товаров по установленной форме неполного таможенного декларирования и необходимости подачи таможенной декларации на партию товара, перемещаемую отдельно.
Из материалов дела следует, что отгрузка товаров, заявленных в ДТ № 10702070/030121/0000613, происходила неодновременно по поручениям на отгрузку экспортных товаров, составленным в разные дни. Разрешения таможенного органа на погрузку также даны в разные дни.
Следовательно, товары были сданы перевозчикам, осуществляющим международную перевозку, неодновременно. Товары были фактически погружены и приняты на разные транспортные средства международной перевозки в разные даты.
Вывоз товаров, заявленный в ДТ, также осуществлен в разный период времени по разным коносаментам на разных транспортных средствах международной перевозки.
Следовательно, неполное таможенное декларирование в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС могло быть применено в отношении части товаров, заявленных в ДТ № 10702070/030121/0000613, в количестве, указанном в коносаменте № М2. Остальные товары, заявленные в ДТ № 10702070/030121/0000613, отгруженные позднее и вывезенные в количестве, указанном в коносаменте №№ М2А, не могу рассматриваться как части товарных партий, задекларированных по ДТ, в связи с несоблюдением условия одновременной отгрузки.
Осуществление поставки товаров по ДТ № 10702070/030121/0000613 на условиях FOB Владивосток не меняет содержание вышеперечисленных правил таможенного декларирования.
«Free on Board»/»Свободно на борту», в соответствии с установленными Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс», означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза.
При таких обстоятельствах бремя ответственности за правильное применение норм права ЕАЭС, определяющих соответствующие особенности и форму таможенного декларирования, возложено на продавца, то есть на ООО «Металлторг».
Доводы заявителя о том, что у общества отсутствовала информация, на каком судне покупатель произведет вывоз товарной партии, в рассматриваемом случае правового значения не имеют, поскольку отсутствие сведений о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров, не свидетельствует о возможности отгрузки товаров в течение определенного периода времени, а также перемещения товаров через таможенную границу двумя и более партиями при неполном таможенном декларировании.
Согласно пункту 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации», как одна товарная партия рассматриваются товары, перевозимые от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному документу.
Подпунктом 48 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждается наличие договора перевозки товаров.
В рассматриваемом случае товары, заявленные в ДТ № 10702070/030121/0000613, фактически погружены и приняты на разные транспортные средства международной перевозки разными иностранными перевозчиками в разные даты.
Вывоз товаров также осуществлен в разный период времени по разным коносаментам на разных транспортных средствах международной перевозки разными иностранными перевозчиками.
Отклоняя доводы заявителя, суд также отмечает, что в случае, если общество не располагало информацией о том, какими судами будет производиться перевозка, неполное таможенное декларирование в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС могло быть применено в отношении первой части товаров, заявленных в ДТ № 10702070/030121/0000613, в количестве, указанном в коносаменте № М2.
Остальные товары, заявленные в ДТ № 10702070/030121/0000613, отгруженные позднее и вывезенные в количестве, указанном в коносаменте № М23А, не могу рассматриваться как части товарных партий, задекларированных по ДТ, в связи с несоблюдением условия одновременной отгрузки.
Таким образом, таможенным органом были обоснованно вынесено решение по результатам таможенного контроля от 22.09.2022 года № 10707000/210/220922/Т000058/00002, и, как следствие, законно и обоснованно направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10702000/У2022/0002750 от 27.09.2022.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 ТК ЕАЭС в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Согласно пункту 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Ненадлежащее исполнение обязанности влечет начисление пени в порядке, установленном статьей 72 Закона № 289-ФЗ
Принятие таможней оспариваемых решений не привело к изменению размера вывозной таможенной пошлины, однако в результате принятие таких решений был изменен момент исполнения обществом обязанности по уплате таможенной пошлины в отношении частей товара.
Уведомления № 10702000/У2022/0002750 от 27.09.2022 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей были направлены Сахалинской таможней в адрес общества, что соответствует требованиям статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ; расчет судом проверен, признан надлежащим.
Оценивая доводы общества о том, у Сахалинской таможни отсутствовали полномочия на проведение камеральной проверки в отношении общества, зарегистрированного в городе Владивосток, суд полагает необходимым отметить следующее.
При рассмотрении дел по правилам главы 24 АПК РФ арбитражные суды разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций - субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности в сфере административных и иных публичных правоотношений, осуществляя проверку законности ненормативных правовых актов и решений (далее также - решения), действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Осуществляя проверку оспариваемого ненормативного правового акта или его отдельных положений, арбитражный суд устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума № 21), при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности). В связи с этим решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий.
В том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также проверяет соблюдение указанного порядка. Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для заявителя и влияют на исход дела (пункт 19 Постановления Пленума № 21).
Исходя при приведенных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ненормативный правовой акт является недействительным и не может выступать основанием для возложения обязанностей на граждан и организаций, ограничения их прав, свобод и законных интересов, если он издан с превышением полномочий (ultra vires), то есть принят по вопросу в сфере публичного права, решение которого не относилось к компетенции данного органа по существу (относилось к компетенции иных органов публичной власти).
Нарушение порядка принятия ненормативного правового акта, в том числе связанное с несоблюдением порядка проведения отдельных мероприятий государственного контроля органами публичной власти, к компетенции которых по существу относится решение спорного вопроса в сфере публичного права, может являться основанием для признания такого акта или его отдельных положений недействительными, если допущенное нарушение повлияло на реализацию прав и свобод граждан, организации, в частности, не позволило реализовать права, связанные с участием в той административной процедуре, в рамках которой должен приниматься оспариваемый акт.
В силу положений статьи 351 Таможенного кодекса, статей 253 - 254 Закона о таможенном регулировании таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, обеспечивая в пределах своей компетенции на территории таможенного Союза выполнение задач, возложенных действующим таможенных законодательством, в том числе совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию. Деятельность таможенных органов основывается на принципах единства системы таможенных органов и централизованного руководства, единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 310 Таможенного кодекса формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов. При этом для проведения таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение.
Одной из форм таможенного контроля, применяемых таможенным органом после выпуска товаров, является проведение камеральной таможенной проверки. Таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо (пункт 4 статьи 331 Таможенного кодекса).
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 332 Таможенного кодекса камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки путем изучения и анализа сведений, содержащихся в декларации на товары и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
На основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Таможенным кодексом и (или) статьей 218 Закона № 298-ФЗ, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка (часть 28 статьи 237 Закона о таможенном регулировании).
Из совокупного анализа вышеуказанных норм таможенного законодательства следует, что таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо. Иных ограничений при проведении таможенных проверок таможенными органами по региональному принципу акты, составляющие право ЕАЭС, и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании не устанавливают.
Учитывая специфику проведения камеральной таможенной проверки после выпуска товара, назначаемой по инициативе таможенных органов и осуществляемой путем изучения и анализа имеющихся в их распоряжении сведений о таможенных операциях, совершенных на всей таможенной территории, не предполагающей выезд к проверяемому лицу, местонахождение и место осуществления проверяемым лицом своей предпринимательской деятельности, а также место первоначального декларирования товара не имеют определяющего значения при оценке правомерности реализации таможенными органами своих контрольных функций.
Доводы общества со ссылкой на пункт 6 Приказа ФТС России от 27.03.2020 № 329 «О реорганизации Камчатской, Магаданской и Сахалинской таможен», согласно которому регионом деятельности Сахалинской таможни определен Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ, акватория вод территориального моря Российской Федерации, омывающего берега указанных административных образований, судом не принимаются, поскольку из существа отношений, регулируемых таможенным законодательством, не вытекает установление строго территориального принципа при реализации контрольных полномочий, имея в виду, что таможенный контроль осуществляется в отношении всех товаров, ввезенных на таможенную территорию, в том числе на основе баз данных, содержащих информацию о таможенных операциях, совершенных на различных таможнях.
Более того, общество не указало, что какие-либо права или законные интересы были затронуты в связи с проведением камеральной таможенной проверки Сахалинской таможней. Судом не установлены обстоятельства, которые бы позволяли полагать, что при принятии оспариваемых решений таможенным органом не было обеспечено право лица на ознакомление с доказательствами, право давать пояснения (возражения) по существу выявленных нарушений и иные права, гарантированные таможенным законодательством.
Напротив, судом установлено, что общество представляло возражения на акт проверки, которые были учтены при принятии оспариваемых решений. При этом решения Сахалинской таможни содержат мотивированные выводы об отсутствии у общества права на осуществление нескольких отгрузок товаров в течение определенного периода времени, в случае применения неполного таможенного декларирования, данные решения являются по существу правильными.
Руководствуясь в совокупности вышеприведенными обстоятельствами, рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение Сахалинской таможни от 22.09.2022 № 10707000/210/220922/Т000058/00002, и уведомление Владивостокской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № 10702000/У2022/0002750 от 27.09.2022 соответствуют положениям ТК ЕАЭС и не нарушает права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении требования общества в полном объеме.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.
Принимая во внимание результаты рассмотрения настоящего дела, суд в силу данной нормы относит судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины на общество.
На основании изложенного,руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований о признании недействительными решения Сахалинской таможни по результатам таможенного контроля № 10707000/210/220922/Т000058/00002 от 22.09.2022 и уведомление Владивостокской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № 10702000/У2022/0002750 от 27.09.2022 отказать.
Отменить обеспечительные меры после вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья | Е.М. Александровская |