АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело А59-1208/2012
20 июня 2012 года г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 13 июня 2012 года, решение в полном объеме вынесено 20 июня 2012 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Вовкогон Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874, адрес регистрации: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 69-А)
к Российской Федерации в лице Министерства Внутренних Дел РФ (ОГРН 1037700029620, ИНН 7706074737, адрес регистрации: 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 16)
и Управлению Министерства Внутренних дел РФ по Сахалинской области (ОГРН 1026500537470, ИНН 6501025800, адрес регистрации: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д.149)
о взыскании излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты,
при участии в судебном заседании:
представители истца Ли Нина Хакюновна, по доверенности № 4 от 10 января 2012 года, Кошелева Наталья Станиславовна, по доверенности № 6 от 09 февраля 2012 года,
ответчики и третье лицо – представителей не направили,
у с т а н о в и л :
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ и Управлению Министерства внутренних дел РФ по Сахалинской области о взыскании излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты в размере 68 677,20 рублей (л.д. 6-9).
В обоснование заявленных требований указано, что Харский В.А. являлся получателем пенсии по линии МВД за выслугу лет и на основании удостоверения ветерана боевых действий обладал правом на льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что удостоверение ветерана боевых действий выдано Харскому В.А. незаконно и в результате представления недостоверных сведений истцом в период с 01 января 2005 года по 01 марта 2010 года Харскому В.А. была излишне выплачена ежемесячная денежная выплата в размере 68 677,20 рублей.
Определением суда от 18 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Харский Владимир Александрович (л.д. 1-3).
В судебном заседании представители истца настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчики Российская Федерация в лице Министерства внутренних дел РФ и Управление Министерства внутренних дел РФ по Сахалинской области в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела почтовые уведомления о вручении определения суда от 11 мая 2012 года их представителям (л.д. 62, 63).
В своем отзыве на исковое заявление ответчик Министерство внутренних дел РФ заявленные требования не признал, указал, что заявителем не доказан факт совершения ответчиками незаконных действий (бездействия), неправомерность таких действий, размер понесенного ущерба, а так же причинная связь между неправомерными действиями и наступившим последствиями. Кроме того, в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации, в связи с чем ущерб может быть причинен государству, но не Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области, в связи с чем последнее не может являться надлежащим истцом по настоящему делу (л.д. 46-47).
Третье лицо Харский В.А. в судебное заседание не явился, представителя не направил, отзыв на иск в суд не представил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (л.д. 70, 65-66).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1, пункта 6 статьи 23 названного Федерального закона право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Как следует из материалов дела, Харский Владимир Александрович состоял на службе в органах внутренних дел.
27 августа 2004 года Управление внутренних дел по Сахалинской области выдало Харскому В.А. удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № 0012821, дающее право на льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
На основании указанного удостоверения государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области в период с 01 января 2005 года по 01 марта 2010 года производило выплаты Харскому В.А. ежемесячной денежной выплаты, на общую сумму 68 677,20 рублей (л.д. 21-25).
В дальнейшем ответчик Управление внутренних дел по Сахалинской области признал выдачу Харскому В.А. удостоверения ветерана боевых действий незаконной, в связи с чем с 01 апреля 2010 года выплата ежемесячной денежной выплаты приостановлена, о чем Харскому В.А. направлено соответствующее уведомление (л.д. 20, 26-28).
Истец, полагая, что Харский В.А. не имел права на получение указанной выплаты ввиду незаконной выдачи ему удостоверения, обратился в суд с требованием о взыскании 68 677,20 рублей в возмещение вреда, причиненного незаконными действиями ответчика Управления внутренних дел по Сахалинской области.
В силу пункта 1. Инструкции «О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий» (по состоянию на дату выдачи удостоверения), утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 названной Инструкции).
В соответствии с пунктом 2.4. Инструкции «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России», утвержденной Приказом Министерства Внутренних Дел РФ от 07 мая 2004 года № 282, удостоверения оформляются и выдаются так же гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений.
Согласно пункту 3. указанной Инструкции к подтверждающим документам относятся:
1. Для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, а также указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - справки архивных учреждений, подтверждающие:
· участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону «О ветеранах», раздел III);
· участие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года;
· участие в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
· службу в составе автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения там боевых действий;
· принадлежность к летному составу, совершавшему вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения там боевых действий.
Подтверждающими документами также могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, реализованные наградные материалы, справки архивных учреждений об участии в выполнении боевых заданий по разминированию территорий и объектов в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года и о службе на минных тральщиках в период траления боевых мин с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, летные книжки.
2. Для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.
3. Для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
4. Для остальных лиц, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, - документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 11 октября 2000 года № 69.
Как следует из сообщения Следственного Управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Сахалинской области, по итогам служебной проверки установлено, что удостоверение, выданное Харскому В.А., признано недействительным, поскольку Харский В.А. не принимал фактического участия в боевых действиях и удостоверение выдано лишь на основании одних командировочных удостоверений (л.д. 28).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из смысла указанных правовых норм следует, что ответственность государства за действия должностных лиц наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством РФ.
Наличие удостоверения является достаточным для государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области основанием для соответствующих выплат и его отсутствие (аннулирование) является достаточным основанием для прекращения этих выплат.
Как следует из представленных истцом в материалы дела документов, выводы о незаконности выдачи Харскому В.А. удостоверения ветерана боевых действий основаны на отсутствии приказа, выписки из приказа, подтверждающие фактическое участие лица в боевых действиях.
Вместе с тем, при принятии решения вопроса об осуществлении ежемесячной денежной выплаты Харскому В.А. ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области обладало необходимыми полномочиями по проверке обоснованности выдачи удостоверения о праве на льготу, однако в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательства, свидетельствующие о проведении соответствующей проверки, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязательным условием для наступления ответственности в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ является наличие состава правонарушения: противоправности действий (бездействия), наличие вреда, причинная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Суд полагает, что при разрешении данного спор следует исходить не из формального подхода о том, правильно ли выдано удостоверение пенсионеру МВД РФ Харскому В.А., а из того обстоятельства, действительно ли указанное лицо являлось участником боевых действий.
Отсутствие приказа, выписки из приказа командира (начальника) воинской части, подразделения и органа, привлекаемого к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия Харского В.А. в контртеррористических операциях, являются основаниями для признания недействительным факта выдачи удостоверения ветерана боевых действий, однако не свидетельствуют о том, что данный факт отсутствовал как таковой.
При таких обстоятельствах суд, исследовав материалы дела и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, приходит к выводу о недоказанности истцом совокупности условий, необходимых для привлечения ответчиков к ответственности, ввиду непредставления им однозначных и бесспорных доказательств того, что именно по вине последних совершены действия в виде начисления и выплаты ежемесячной денежной выплаты, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874, адрес регистрации: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 69-А) к Российской Федерации в лице Министерства Внутренних Дел РФ (ОГРН 1037700029620, ИНН 7706074737, адрес регистрации: 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 16) и Управлению Министерства Внутренних дел РФ по Сахалинской области (ОГРН 1026500537470, ИНН 6501025800, адрес регистрации: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д.149) о взыскании излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Судья О.Н. Боярская