НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 09.02.2006 № А59-6462/05

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-6462/05-С15

16 февраля 2006 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.02.06 г. Полный текст решения изготовлен 16.02.06 г.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Белоусовым А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Сахалинской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании частично недействительным предписания от 20.10.05 г. № 61-03-05-043/843,

при участии:

от управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Сахалинской области – ФИО1, ведущего специалиста, по доверенности от 31.01.06 г.; ФИО2, начальника отдела надзора за электрической и почтовой связью, по доверенности от 02.06.06 г., ФИО3, заместителя руководителя, по доверенности от 26.12.05 г.,

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области – ФИО4, заместителя начальника отдела финансового надзора в социальной сфере, отраслях экономики и оборонном комплексе, по доверенности от 01.02.06 г.; Хе Д.Х, главного государственного инспектора отдела валютного надзора, по доверенности от 01.02.06 г.,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи по Сахалинской области (далее - Россвязьнадзор) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее – Росфиннадзор) о признании недействительным абз. 2 п. 4 предписания от 20.10.05 г. № 61-03-05-043/843 по устранению выявленных нарушений по акту ревизии от 14.10.05 г., согласно которому учреждению необходимо привести в соответствие с постановлением ГК Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» начисление районного коэффициента к заработной плате работников.

В обоснование заявленных требований Россвязьнадзор указал, что он относится не к органам хозяйственного ведения (как полагает управление), а к организациям связи, поскольку находится в ведомстве Мининформсвязи РФ. В связи с этим при выплате районного коэффициента 1,6 правомерно руководствовался постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18.06.60 г. № 815/17 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников эксплуатационных предприятий и организаций связи». В своей деятельности осуществляет не только контролирующие (надзорные) функции, но и иные, не относящиеся к контролю (надзору), установленные п.п. 5.5., 5.6., 5.7., 5.8., 5.10. постановления Правительства РФ от 30.06.04 г. № 318 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи». В соответствии с п. 2 гл. 6 Федерального закона РФ от 07.07.03 г. № 126-ФЗ «О связи» Россвязьнадзор осуществляет лицензирование деятельности в области оказания услуг связи.

Россвязьнадзор полагает, что он относится к организациям производственный сферы, поскольку работает на пополнение бюджета за счет возмездности оказываемых услуг, а также перечисления в местный бюджет сумм административных штрафов, взыскиваемых в возмещение ущерба.

По мнению Россвязьнадзора его действия по начислению районного коэффициента к заработной плате работников полностью соответствуют требованиям ст. ст. 316 и 423 Трудового кодекса РФ и разъяснениям Минфина РФ, данным в письме от 06.08.02 г. № 09-05-18/135. Считает, что решение Сахалинского областного Совета народных депутатов от 24.04.01 г. № 130 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих на территории Сахалинской области» устанавливающее районный коэффициент в размере 1,6 не противоречит ст. 10 Закона от 19.02.93 г. « 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера». Вопрос финансирования затрат по выплатам районного коэффициента установлен постановлением Правительства РФ от 01.09.92 г., согласно которому для учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, выплаты по районным коэффициентам производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание, то есть за счет федерального бюджета.

В судебном заседании представители Россвязьнадзора полностью поддержали заявленные требования и просят их удовлетворить.

Росфиннадзор в отзыве на заявление, а также его представители в судебном заседании считают заявленные требования необоснованными и в их удовлетворении просят отказать. В части неправомерного применения Россвязьнадзором повышенных размеров районных коэффициентов к зарплате работников указали, что в соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) размер районного коэффициента устанавливается Федеральным законом. В связи с тем, что до настоящего времени такой закон не принят, то согласно ст. 423 ТК РФ в этой части продолжает применяться союзное законодательство, не противоречащее законодательству РФ, и таковым является постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. № 380/П-18. Указанным постановлением установлен районный коэффициент для г. Южно-Сахалинска в размере 1,4. Поэтому применение Россвязьнадзором коэффициента 1,6 неправомерно. Утверждение заявителя о том, что он является организацией связи, считают ошибочным, поскольку в силу п. 4, п. 11 Указа Президента РФ № 314 Федеральная служба по надзору в сфере связи является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, но ни как не деятельность в области связи.

По мнению Росфиннадзора постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18.06.60 г. № 815/17 установлены районные коэффициенты к заработной плате работников эксплуатационных предприятий и организаций связи, к каковым Россвязьнадзор не относится.

Ссылки заявителя на постановление Совмина РФ от 04.02.91 г. № 76 и решение Сахалинского облисполкома № 130 Росфиннадзор находит несостоятельными, так как затраты по установлению районных коэффициентов осуществляются не за счет средств федерального бюджета, а за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РФ, автономных округов, местных бюджетов. С августа 2004 года финансирование заявителя осуществляется как финансирование органа государственного управления.

На основании изложенного, по мнению Росфиннадзора в спорном случае подлежит применению районный коэффициент, установленный в размере 1,4 постановлением от 04.09.64 г. № 380/П-18.

Заслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела Росфиннадзором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Россвязьнадзора за 2004 год и 1 полугодие 2005 года, по результатам которой 20.10.05 г. вынесено представление № 61-03-05-043/843.

В представлении отмечен ряд выявленных нарушений финансово-бюджетного законодательства, в том числе неправомерные расходы по заработной плате, вследствие неправомерного применения районного коэффициента.

В резолютивной части предписания Россвязьнадзору указано на необходимость привести в соответствие с постановлением ГК Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» начисление районного коэффициента к заработной плате работников.

Россвязьнадзор, не согласившись с предписанием Росфиннадзора в указанной части, обратился в суд с настоящим заявлением.

В остальной части Россвязьнадзор предписание от 20.10.05 г. № 61-03-05-043/843 не оспаривает.

Оценив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит несостоятельными выводы Росфиннадзора о неправомерном применении Россвязьнадзором к заработной плате работников районного коэффициента в размере 1,6.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 04.09.64 г. № 380/П-18 были утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В частности, для Курильских районов Сахалинской области установлен коэффициент 2,0; для Ногликского района и г. Охи -1,6; для остальных районов области – 1,4.

Согласно п. 13 постановления Совмина РСФСР от 04.02.91 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и Советам народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

На основании этого постановления Совмина РСФСР Сахалинским облисполкомом 24.04.91 г. принято решение № 130 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих на территории Сахалинской области», согласно которому были установлены коэффициенты для Курильских районов – 2,0, для Ногликского и Охинского районов – 1,8, для остальных районов – 1,6.

Из изложенного видно, что органом исполнительной власти Сахалинской области районные коэффициенты к заработной плате были установлены не по собственной инициативе, а в соответствии с правом, делегированным ему Правительством РФ.

Как следует из текстов и смысла названных постановления и решения коэффициенты устанавливались не для каких-либо групп предприятий или организаций (государственного, регионального или местного подчинения), а для территорий, в данном случае для всех предприятий, организаций и учреждений, находящихся в Сахалинской области.

Постановлением Совмина РСФСР также было определено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Из этого Росфиннадзор делает вывод, что выделение средств на эти цели из федерального (государственного) бюджета не предусмотрено, следовательно, указанное действие Постановления не распространяется на организации, финансируемые из федерального бюджета.

Такое утверждение суд находит неверным, т.к. Постановление подобного исключения не содержит и не ставит необходимость осуществления затрат по выплате коэффициентов в зависимость от того, из какого бюджета организации финансируются. Очевидно, что и бюджетные организации должны иметь соответствующие средства для выплаты коэффициента работникам, предусматривая их в сметах доходов и расходов.

Данный вывод подтверждается и изданным 01.09.92 г. постановлением Правительства РФ № 653 «О возмещении предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, затрат на выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам». Этим нормативным актом разъяснено, что для учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, указанные выплаты производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание, а в случае их недостаточности – за счет средств соответствующих бюджетов.

Как пояснили в судебном заседании представители заявителя и не оспаривается представителями Росфиннадзора, в смете на содержание Россвязьнадзора соответствующие расходы были предусмотрены.

Также ст. 10 Закона РФ от 19.02.93 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции, действовавшей до 01.01.05 г.) определено, что лицам, работающим в указанных районах, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.

Данная норма Закона еще раз подтверждает несостоятельность позиции Росфиннадзора о том, что Россвязьнадзор должен выплачивать своим работникам коэффициент к заработной плате, отличный от коэффициента, установленного на территории Сахалинской области.

Кроме того, постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18.06.60 г. № 815/17 были утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников эксплуатационных предприятий и организаций связи. В частности, согласно приложению к данному постановлению для Сахалинской области установлен коэффициент 1,6.

Довод Росфиннадзора о том, что заявитель не относится к организации связи суд находит несостоятельным, как не основанный на нормах действующего законодательства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.03 г. № 126-ФЗ «О связи» организацией связи признается юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.

Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба по надзору в сфере связи.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.04 г. № 318 утверждено положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, согласно п. 2 которого данная служба находится в ведении Министерства информационных технологий и связи РФ. Разделом 2 Положения определены полномочия Федеральной службы, к которым наряду с контрольными относятся иные функции в области связи, в том числе осуществление лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, ведение реестра операторов, выдача разрешений на применение франкировальных машин и эксплуатацию сетей (сооружений) связи, регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения и др.

Аналогичные положения закреплены в приказе Министерства информационных технологий и связи РФ от 11.01.06 г. № 4 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.01.06 г. № 7394), которым утверждено типовое Положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи.

Анализ приведенных норм законодательства позволяет суду сделать вывод об относимости заявителя к организациям связи.

Как следует из текста и смысла постановления от 18.06.60 г. № 815/17 коэффициенты устанавливались в данном случае для всех организаций связи, находящихся в Сахалинской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, суд считает, что заявленные Россвязьнадзором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекс РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 20.10.05 г. № 61-03-05-043/843 «По устранению выявленных нарушений по акту ревизии от 14.10.05 г.» в части абзаца 2 пункта 4 «Привести в соответствие с постановлением ГК Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» начисление районного коэффициента к заработной плате работников» недействительным.

Выдать управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи по Сахалинской области справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2 000 рублей, уплаченной согласно платежному поручению от 30.11.05 г. № 551.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Сахалинской области в течение одного месяца.

Судья А.И. Белоусов 

ПРОТОКОЛ

судебного заседания

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-6462/05-С15

02-09 февраля 2006 года.

Арбитражный суд в составе

Судьи Белоусова А.И.

рассматривает в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, дело по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Сахалинской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании частично недействительным предписания от 20.10.05 г. № 61-03-05-043/843.

Судебное заседание открыто в 16 час. 30 мин.

Судом объявлено какое дело подлежит рассмотрению.

В судебное заседание явились:

от управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Сахалинской области – ФИО1, ведущий специалист, по доверенности от 31.01.06 г.; ФИО2, начальник отдела надзора за электрической и почтовой связью, по доверенности от 02.06.06 г.; ФИО3, заместитель руководителя, по доверенности от 26.12.05 г.,

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области – ФИО4, заместитель начальника отдела финансового надзора в социальной сфере, отраслях экономики и оборонном комплексе, по доверенности от 01.02.06 г.; Хе Д.Х, главный государственный инспектор отдела валютного надзора, по доверенности от 01.02.06 г.

Проверены полномочия участников процесса и они допущены к участию в деле.

Судом объявлен его состав, что протокол судебного заседания ведет судья Белоусов А.И.

Участникам процесса разъяснено их право заявлять отводы. Отводов судье не поступило.

Участникам процесса разъяснены их процессуальные права и обязанности, предусмотренные АПК РФ. Права и обязанности понятны.

Суд заслушал пояснения представителей сторон.

Представители Россвязьнадзора свои требования поддержали в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в поданном в с уд заявлении, пояснительной записке и обосновании к пояснительной записке.

Представители Росфиннадзора в удовлетворении заявленных требований просят отказать по обстоятельствам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

На вопрос суда представитель Росфиннадзора пояснил, что в настоящем судебном заседании не может пояснить были ли направлены сведения о выявленных нарушения в Мининформсвязи РФ.

Суд на месте определил объявить перерыв в судебном заседании до 09.02.06 г. до 15 час. 00 мин.

09.02.06 г. в 15 час. 30 мин. судом объявлено об окончании перерыва и продолжении рассмотрения дела по существу.

Представитель Росфиннадзора пояснил, что никаких сведений в адрес Мининформсвязи РФ управлением не направлялось.

Участники процесса на своих позициях настаивают.

Суд огласил письменные материалы дела и исследовал их.

У участников процесса дополнений к материалам дела нет.

Судом объявлено исследование доказательств законченным и суд переходит к судебным прениям.

В прениях и репликах участники процесса участвовать не желает.

Судом объявлено рассмотрение дела по существу законченным. Суд остается для принятия решения.

Объявлена резолютивная часть решения, и что в полном объеме оно будет изготовлено в установленный АПК РФ срок.

Судом разъяснен порядок ознакомления с мотивированным решением, с протоколом судебного заседания и их обжалования.

Судебное заседание окончено в 15 час. 25 мин.

Протокол составлен 09 февраля 2006 года.

Судья А.И. Белоусов