АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1393/2011
14 июня 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 14 июня 2011 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатурским А.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 29.03.2011 №61-05-024/747
с участием представителей:
от заявителя – Лозина Ю.В. по доверенности от 03.06.2011 №413Д, Набиева И.В. по доверенности от 03.06.2011 №414-Д,
от Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области– Шнайдер С.В. по доверенности от 21.01.2011 №3,
У С Т А Н О В И Л :
Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 29.03.2011 №61-05-024/747 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее – Управление, административный орган).
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Управлением проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2010 год, о чем был составлен акт №61-05-024 от 05.03.2011. На основании акта вынесено оспариваемое предписание.
Заявитель полагает, что проверяющими неправильно истолковано содержание п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) о возможности заключения оплаты бюджетным учреждением контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, которые производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Превышение фактических расходов над доведенными лимитами бюджетных обязательств обусловлено принятием бюджетных обязательств по состоянию на 01.01.2011 по услугам связи на 5853 рубля больше утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Указанная сумма кредиторской задолженности является расходным обязательством 2010 года, но его исполнение было осуществлено за счет средств 2011 года, в связи с чем, не является бюджетным обязательством 2010 года. В этой связи, бюджетные обязательства по счету «Расчеты по оплате услуг связи» не превышают лимитов бюджетных обязательств 2010 года. Не согласен заявитель и с требованием предписания обеспечить надлежащий учет администрируемых доходов в соответствии с требованиями п.197 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157, в момент возникновения требований к их плательщикам, поскольку письмом Федерального агентства по рыболовству от 15.03.2011 №1267-ВБ/У07 и учетной политикой организации заявителя указано, что предусматривается начисление и учет доходов по факту поступления денежных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета в органах Федерального казначейства, что и делает заявитель, т.е. первичным учетным документов, служащим основанием для совершения операций по начислению и учету администрируемых доходов является платежное поручение плательщика, а начисление доходов производится по факту поступления денежных средств на лицевой счет заявителя.
Не согласен заявитель и с выводами Управления, что им не приняты денежные обязательства по выплате работникам суточных выплат и компенсации командировочных расходов, что привело к искажению учетных и отчетных данных на 01.01.2011, поскольку на момент предоставления авансовых отчетов заявитель не имел остатков лимита бюджетных обязательств по ЭКР 212 для принятия обязательств по оплате суточных, а принятие и начисление суточных явилось бы нарушением ст.162 БК РФ. Кроме того, в авансовых отчетах, описанных в акте проверки и предписании, гражданские служащие не требовали компенсации им суточных, а относительно руководителя организации заявителя указано, что авансовые отчеты им не составлялись по установленной форме с приложением оправдательных документов. Более того, вопросы выплаты указанных компенсаций работникам не относятся к полномочиям административного органа, поскольку гражданские служащие не является участниками бюджетного процесса. А, следовательно, указанное бездействие заявителя не затрагивает права и законные интересы федерального бюджета.
Представители заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.
Управление в своем отзыве, поддержанном в судебном заседании его представителем, с требованиями заявителя не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв со 02.06.2011 до 10 часов 08.06.2011.
Выслушав представителей заявителя, Управления, изучив материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что административным органом в период времени с 07.02.2011 по 05.03.2011 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в Сахалино-Курильском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству за 2010 год. По результатам проверки составлен акт №61-05-024 от 05.03.2011.
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства. По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений законодательства от 29.03.2011 №61-05-024/747.
В качестве нарушения в разделе 1. «Другие финансовые нарушения» в пункте 1 предписания указано, что заявитель неправомерно принял денежные обязательства сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на сумму 5,853 тыс. рублей, чем был нарушен п.2 ст.72, ст.ст.162 и п.3 ст.219 БК РФ. В строке «содержание предписания» указано- обеспечить исполнение требований БК РФ в части принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, срок исполнения предписания- постоянно.
В пункте 2 предписания указано допущенное нарушение – моментом отражения в учете операций по начислению поступлений в бюджет администрируемых доходов определен факт поступления денежных средств на доходный лицевой счет, открытый в УФК, в то время как расчеты по суммам поступлений в бюджет, начисленным администратором доходов бюджета, должны учитываться на счете 120500000 «Расчеты по доходам» в момент возникновения требований к их плательщикам, в связи с чем, в составе дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2011 заявитель не обеспечил отражение в бюджетном учете и отчетности объема начисленных штрафных санкций по постановлениям, вступившим в законную силу. Сумма нарушения указана как 2331,650 тыс. рублей, нарушенный нормативный акт – п.149 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2008 №148н. Содержание предписания – обеспечить надлежащий учет администрируемых доходов в соответствии с п.197 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н, а именно в момент возникновения требований к их плательщикам. Принять меры по корректировке общей суммы администрируемых доходов, которая должна быть отражена в бухгалтерском учете в соответствии с п.197 Приказа №157н на соответствующих субсчетах счета 120500000 «Расчеты по доходам» по состоянию на 01.04.2011 с целью выявления реальной суммы дебиторской задолженности по доходам, администрируемым заявителем, на указанную дату (01.04.2011). Срок исполнения до 05.05.2011.
В пункте 3 предписания содержание нарушения указано как – не принятие денежных обязательств по выплате суточных работникам, что привело к искажению учетных данных на 01.01.2011. Указанная сумма не отражена в бюджетном учете в составе кредиторской задолженности для исполнения в дальнейшем публичных обязательств РФ, сумма нарушений – 95,702 тыс. рублей, были нарушены ст.ст. 84 и 70 БК РФ, п.11 Указа Президента РФ от 18.07.2005 №813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих». В качестве содержания требования предписания указано на восстановление на соответствующих счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности, принять необходимые меры по обеспечению исполнения расходных обязательств федерального бюджета в части причитающихся выплат суточных работникам заявителя, срок исполнения предписания – до 05.05.2011.
В пункте 4 предписания указано следующее нарушение – установлено нарушение по компенсации командировочных расходов руководителю организации заявителя- по 9 командировкам авансовые отчеты не представлены, денежные средства на возмещение расходов не выдавались. В период проведения проверки по указанным командировкам представлены документы, подтверждающие факт пребывания в командировке : командировочные удостоверения с отметками о месте пребывания, служебные задания и отчеты о его выполнении. Были нарушены требования ст.ст. 70,84 БК РФ, п.11 Указа №813. В качестве содержания предписания указано на восстановление на соответствующих счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности и принятии необходимых мер по обеспечению исполнения расходных обязательств федерального бюджета в части причитающихся выплат руководителю организации заявителя, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ. Срок исполнения – до 05.05.2011.
01.12.2010 между заявителем (заказчик) и ОАО «Вымпел-Коммуникация»(исполнитель) заключен договор на оказание услуг связи и оплаты их исходя из установленных для заказчика лимитов бюджетных обязательств бюджетных средств на сумму 2800 рублей за 2010 год. Срок действия договора с 01.12.2010 по 31.12.2010. Дополнительным соглашением к договору от 31.12.2010 внесены изменения в раздел договора, связанный с оплатой услуг, сумма договора на 2010 год составила 3781,66 рублей.
01.12.2010 между заявителем и ОАО «Дальсвязь»(исполнитель) заключен договор оказания услуг связи. Сумма договора устанавливается в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на период с 01.12.2010 до 31.12.2010 в размере 88500 рублей. Срок действия договора с 01.12.2010 до 31.12.2010. Дополнительным соглашением к договору от 31.12.2010 сумма контракта установлена в пределах лимитов бюджетного финансирования на 2010 год в размере 93371 рубль 52 копейки.
В силу ч.2 ст.72 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
На основании ст.162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями - принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Согласно ч.3 ст.219 БК РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Поскольку сумма оказания услуг связи в размере 5853 рубля не была включена в лимит бюджетных обязательств заявителя на 2010 год расходным расписанием на 2010 год, соответственно, заявитель не имел право принимать указанные обязательства, поскольку они были приняты с превышением лимитов. Лимиты бюджетных обязательств, доведенные расходным расписанием от 30.12.2010, вступили в силу с 01.01.2011 и не имели отношения к услугам 2010 года.
Ссылку заявителя в обоснование своей правовой позиции на положения ст.161 БК РФ суд находит необоснованной в силу следующего.
Согласно ч.5 ст.161 БК РФ, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Суд соглашается с доводом Управления, что неисполнение принятых обязательств может быть вызвано только законными действиями бюджетополучателей или действиями вышестоящих органов, например недофинансирование доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, обязательства заявителем приняты сверх лимитов обязательств именно 2010 года, как указано на это в дополнениях к договорам услуг связи, заключенным 31.12.2010, однако лимиты заявителю главным распорядителем на услуги связи не увеличились, их заявитель увеличил себе сам. Таким образом, перерасход 2010 года заявитель погасил за счет средств, выделенных в 2011 году, не предназначенных на оплату услуг 2010 года.
Таким образом, суд соглашается с нарушением заявителем положений ст.ст. 72,162 и 219 БК РФ.
В то же время, заявитель оспаривает предписание как ненормативный правовой акт в части его требований.
Приказом Министерства Финансов РФ от 04.09.2007 №75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности».
Согласно ст.122 Регламента, в предписании должны быть указаны способы (предложения) по устранению выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
В связи с чем, по общему правилу предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Изучение пункта 1 оспариваемого предписания показало, что в последнем содержатся требования, адресованные учреждению об обеспечении им исполнения требований БК РФ в части принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Срок исполнения указан как постоянно.
Таким образом, фактически предписание в части пункта №1 вынесено с целью недопущения выявленных нарушений впредь, т.е. на будущее, совершение которых в будущем предугадать нельзя и их можно выявить только в результате повторной ревизии финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2011 год.
В этой связи, такие требования оспариваемого предписания фактически неисполнимы и незаконны.
Между тем, в силу ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ) для признания ненормативного правового акта незаконным недостаточно установления только несоответствия его требованиям норм права, необходимо, чтобы ненормативный акт нарушал еще и права и интересы заявителя.
Между тем, оспариваемое в части предписание не нарушает права заявителя, поскольку его требования не выполнимы и не несут никаких неблагоприятных последствий для заявителя в случае их невыполнения.
При таких обстоятельствах, суд отказывает заявителю в удовлетворении первой части требований предписания в связи с не нарушением им прав заявителя.
Из материалов дела установлено, что приказом Федерального агентства по рыболовству от 12.02.2009 №92 утвержден Порядок осуществления территориальными органами Федерального агентства по рыболовству полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ. (далее Порядок).
Согласно указанного Порядка, территориальные органы Росрыболовства обладают следующими бюджетными полномочиями по закрепленным кодам классификации доходов бюджетов бюджетной системы РФ: осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляют взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, формируют и представляют Росрыболовству сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления Росрыболовством функций главного администратора доходов бюджета (п.4). В силу п.5 Порядка, территориальные органы Росрыболовства принимают меры по надлежащему исполнению полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 №995, обеспечивают представление в Управление финансов Росрыболовства в рамках типовых форм отчетности бюджетных учреждений данных о начисленных и поступивших в бюджеты бюджетной системы РФ доходов, заверенных территориальными органами Федерального казначейства, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.11.2008 №128н.
Согласно информации, представленной Отделом административного производства учреждения, в 2010 году в области рыболовства и сохранения биологических ресурсов выявлено 4340 нарушений, по которым наложены штрафные санкции на общую сумму 5068,550 тыс. рублей без учета сумм за причиненный ущерб. В течение проверяемого периода взыскано штрафов на сумму 2736,900 тыс. рублей или 54% наложенных штрафов.
Как установлено проверкой, указанные штрафные санкции отражались в учетных данных по мере их поступления на лицевой счет по учету администрируемых доходов.
Между тем, согласно п.149 Инструкции по бюджетному учету, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н (далее- Инструкция), которая устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, а также иных некоммерческих организациях, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не являющихся участниками бюджетного процесса, осуществляющих ведение бюджетного учета, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов, начисление доходов на счете бюджетного учета 120500000 «Расчеты по доходам» должно отражаться администратором доходов в момент возникновения требования к их плательщикам, тогда как моментом отражения учреждением в учете операций по начислению поступлений в бюджет администрируемых доходов определен факт поступления денежных средств на доходный лицевой счет.
В этой связи, в составе дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2011 учреждением не обеспечено отражение в бюджетном учете и отчетности объема начисленных штрафных санкций по вступившим в законную силу постановлениям.
При этом, довод заявителя, что проверяющими не отражена точная сумма нарушения, суд полагает голословным, поскольку такая информация была предоставлена самим учреждением.
Согласно п.п. 1 и 2 Инструкции, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О бухгалтерском учете", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
Государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией через: план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к настоящей Инструкции); иные вопросы организации бюджетного учета.
Согласно ст.2 Федерального закона РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В силу ст.9 указанного выше закона, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.
Таким образом, постановления административных органов о привлечении к административной ответственности также можно рассматривать в качестве первичных учетных документов для целей бухгалтерского учета.
При этом, в приказе Федерального агентства по рыболовству от 12.02.2009 №92 отсутствует указание на момент отражения в учете операций по начислению поступлений в бюджет администрируемых доходов, т.е, по факту поступления денежных средств, или по моменту возникновения требования.
Указание в учетной политике учреждения, что начисление и учет доходов производится по факту поступления денежных средств на лицевой счет заявителя, противоречит положениям Инструкции.
Таким образом, пункт 2 оспариваемого предписания является законным и не нарушает права заявителя.
По пунктам 3 и 4 оспариваемого предписания учреждением не приняты денежные обязательства по выплате суточных работникам и компенсации командировочных расходов руководителю учреждения по девяти командировкам, что привело к искажению учетных и отчетных данных на 01.01.2011. Указанные суммы не отражены в бюджетном учете в составе кредиторской задолженности федерального бюджета.
Суммы нарушений заявитель не оспаривает по материалам дела.
Согласно ст.70 БК РФ, обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
На основании ст.84 БК РФ, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст.152 БК РФ, участниками бюджетного процесса являются: органы государственного (муниципального) финансового контроля; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Пунктом 1 ст.1 БК РФ установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Таким образом, рассматриваемые отношения между контролирующим органом (ответчиком) и учреждением как бюджетополучателем по вопросу не отражения последним в бюджетном учете задолженности федерального бюджета по государственным гарантиям и выплатам относится к бюджетным отношениям. Более того, в оспариваемых пунктах предписания отсутствует указание на выплату задолженности конкретным работникам, указано только о принятии необходимых мер по обеспечению исполнению расходных обязательств федерального бюджета.
На основании п.п. 11, 34, 35 Указа Президента РФ от 18.07.2005 №813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» (далее- Указа Президента РФ) при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности гражданской службы и денежного содержания, а также возмещаются: а) расходы по проезду к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы; б) расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах; в) расходы по найму жилого помещения; г) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные); д) иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).
При направлении гражданского служащего в служебную командировку ему выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
По возвращении из служебной командировки гражданский служащий обязан в течение трех служебных дней: а) представить в государственный орган авансовый отчет об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах по установленной форме и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в служебную командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и иных связанных со служебной командировкой расходах, произведенных с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица; б) представить в государственный орган отчет о выполненной работе за период пребывания в служебной командировке, согласованный с руководителем самостоятельного подразделения, в котором он постоянно проходит федеральную государственную гражданскую службу.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводом административного органа, что при отсутствии лимитов бюджетных обязательств у учреждения, последнее не имело право направлять работников в командировки.
Согласно ст.162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.
Таким образом, заявитель нарушил положения ст.162 БК РФ, между тем, при отсутствии достаточных лимитов бюджетных обязательств, заявитель мог запросить у главного распорядителя дополнительные лимиты бюджетных обязательств.
Довод заявителя, что работники сами в авансовых отчетах не просили выплатить им суточные, суд находит необоснованным, поскольку перед зарубежной командировкой работников до их сведения заявителем было доведено, что суточные им выплачиваться не будут.
При таких обстоятельствах, факт направления работников в командировку создает у заявителя обязанность отразить кредиторскую или дебиторскую задолженность перед работниками в бюджетном учете, в связи с возникновением расходных обязательств РФ.
При этом, как правильно отметил административный орган, волеизъявления для работника для выплаты ему расходов на командировку не требуется, так как работник сам не принимает решение о направлении себя в командировку.
По указанным выше основаниям не может суд согласиться и с доводом заявителя, что поскольку руководитель учреждения по 9 командировкам не представил авансовый отчет, то и компенсация расходов ему не произведена и сумма задолженности в бюджетном учете не отражена, так как обязательства по учету причитающихся к выплате гарантий и компенсаций при командировке возникают в силу закона в момент принятия решения о командировании работника, а не в момент оплаты после сдачи авансового отчета командированным работником.
При таких обстоятельствах, оспариваемые требования предписания являются законными и обоснованными.
Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству требований о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 29.03.2011 №61-05-024/747, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья И.Н. Шестопал