НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 06.10.2021 № А59-3233/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело А59-3233/2021

13 октября 2021 года г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 6 октября 2021 года, решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Качаловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению областного казенного учреждения «Смирныховский центр занятости населения» (ОГРН 1026500915759, ИНН 6514000779, адрес регистрации: 694350, Сахалинская область, Смирныховский район, пгт. Смирных, ул. Пирогова 4В) о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) от 8 апреля 2021 года № 074S19210002618,

при участии в судебном заседании:

представитель заявителя Игнатюк Ксения Викторовна, по доверенности от 15 июня 2021 года (сроком действия до 31 декабря 2021 года),

ответчик – представителей не направил,

у с т а н о в и л :

Областное казенное учреждение «Смирныховский центр занятости населения» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к государственному учреждению – управление пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (далее – управление) о признании недействительным решения от 8 апреля 2021 года № 074S19210002618.

Учреждения не оспаривая нарушение срока предоставления отчетности, полагает, что в рассматриваемом случае имеются смягчающие вину обстоятельства совершения правонарушения, которые позволяют снизить размер назначенного штрафа. В качестве таковых заявитель просит учесть, что правонарушение совершено впервые при отсутствии умысла, отсутствие негативных последствий для Пенсионного фонда Российской Федерации и застрахованных лиц, в связи с чем, просил снизить размер финансовой санкции до 500 рублей.

Управление в представленном отзыве заявленное требование не признало и в его удовлетворении просило отказать, считая размер назначенного учреждению наказания законным и обоснованным.

4 октября 2021 года в суд поступило заявление о процессуальном правопреемстве. Указано, что в результате реорганизации истец государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) реорганизовано в форме присоединения к государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области.

Признав дело подготовленным к рассмотрению, суд завершил предварительное судебное заседание и в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) открыл судебное заседание в первой инстанции.

Рассматривая заявление о правопреемстве, суд приходит к следующему.

Из представленных в дело материалов следует, что 29 апреля 2021 года Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации издано постановление № 147п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Сахалинской области», по которому принято решение о реорганизации государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области путем присоединения к нему подведомственных территориальных органов ПФР, в том числе государственного учреждения – управление пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное).

Соответствующие записи внесены в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении двух юридических лиц, согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении государственного учреждения – управление пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) деятельность указанного учреждения прекращено путем реорганизации в форме присоединения. О чем 29 сентября 2021 года внесена соответствующая запись.

Согласно статье 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Пунктом 4 статьи 57 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

В соответствии со статьей 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Поскольку судом установлено, что переход прав ответчика осуществлен в порядке правопреемства в процессе реорганизации юридических лиц, заявление о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Областное казенное учреждение «Смирныховский центр занятости населения» зарегистрировано в качестве юридического лица 18 января 2001 года Администрацией Смирныховского муниципального образования за регистрационным номером 67-Г, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области 9 декабря 2002 года внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026500915759. При постановке на налоговый учет учреждению присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6514000779.

В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074-014-000055.

Из материалов дела усматривается, что первоначально отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (л.д.50-53) в отношении 18 застрахованных лиц направлена учреждением в установленный пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок, а именно 12 февраля 2021 года (л.д.53 оборотная сторона).

Согласно протоколу проверки отчетности страхователя от 12 февраля 2021 года указанный документ принят управлением без замечаний, о чем свидетель­ствует раздел «результат проверки» (л.д.54).

10 марта 2021 года учреждением с целью дополнения ранее поданных све­дений направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год тип формы «дополняю­щая»в отношении 199 застрахованных лиц, сведения о которых не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период (л.д.55-62).

Согласно протоколу проверки отчетности страхователя от 10 марта 2021 года указанный документ принят управлением без замечаний, о чем свидетель­ствует раздел «результат проверки» (л.д.63 оборотная сторона).

Должностным лицом управления, усмотрев в действиях учреждения нарушения пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, выразившиеся в представлении страхователем необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год за пределами установленного законодательством срока был составлен акт от 12 марта 2021 года № 074S18210001630 (л.д.66).

По результатам рассмотрения акта и других материалов проверки, которая состоялась 8 апреля 2021 года, начальником управления принято решение № 074S19210002618, о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к обществу финансовой санкции, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, размер которой составил 99500 рублей (119 застрахованных лиц * 500 рублей).

Не согласившись с указанным решением управления, учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд считает заявление общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Аналогичная обязанность страхователя предусмотрена статьей 15 Закона № 27-ФЗ.

В пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представля­ет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заклю­чивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страховате­лем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законо­дательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; ату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законо­дательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, опреде­ляемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правиль­ного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.

В силу статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Абзацем 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ определено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 27 июля 2020 года вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, (далее - Инструкция № 211н).

Согласно пункту 40 Инструкции № 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Инструкция № 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции № 211н).

Между тем, суд исходит из того, что положения статьи 15 Закона № 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.

Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона № 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции № 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.

В целом по смыслу статьи 17 Закона № 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Из материалов дела усматривается и участниками процесса не оспаривается, что первоначально отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (тип исходная) за 2020 год в отношении 18 застрахованных лиц учреждение представило в пенсионный фонд 12 февраля 2021 года, то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок.

Сведений о наличии недостатков в представленной отчетности управлением не представлено.

Из материалов дела усматривается, что первоначально отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (л.д.50-53) в отношении 18 застрахованных лиц направлена учреждением в установленный пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок, а именно 12 февраля 2021 года (л.д.53 оборотная сторона).

Согласно протоколу проверки отчетности страхователя от 12 февраля 2021 года указанный документ принят управлением без замечаний, о чем свидетель­ствует раздел «результат проверки» (л.д.54).

10 марта 2021 года учреждением с целью дополнения ранее поданных све­дений направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год тип формы «дополняю­щая»в отношении 199 застрахованных лиц, сведения о которых не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период (л.д.55-62).

Согласно протоколу проверки отчетности страхователя от 10 марта 2021 года указанный документ принят управлением без замечаний, о чем свидетель­ствует раздел «результат проверки» (л.д.63 оборотная сторона).

Таким образом, судом установлено, что, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, отдел реализовал предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975 по делу № А22-1060/2018, от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960 по делу № А40-22593/2018, от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700 по делу № А04-5751/2017, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702 по делу № А04-5748/2017, от 30.10.2017 № 307-КГ18-6769 по делу № А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Имея в виду приведенное правовое регулирование, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения отдела к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку ответчик самостоятельно выявил и представил органу пенсионного фонда дополняющие сведения по форме СЗВ-М за данный отчетный период.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей к последующему контролю своей отчетности, самостоятельному и своевременному устранению допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению дополнительных гарантий защиты прав и интересов застрахованных лиц.

При таких обстоятельствах суд признает вынесенное управлением решение от 8 апреля 2021 года № 074S19210002618о привлечении учреждения к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ недействительными, а заявленные требования – подлежащим удовлетворению.

Нарушение срока обжалования решения пенсионного фонда в арбитражный суд со стороны заявителя не выявлено.

Иные доводы участвующих в деле лиц суд не принимает как не влияющие на исход по настоящему делу.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании данного акта недействительным.

Принимая во внимание, что стороны по настоящему делу освобождены от уплаты государственной пошлины в силу статей 333.35 и 333.37 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Произвести процессуальное правопреемство по делу: ответчика государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) заменить на государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1026500532960 ИНН 6500005551 адрес регистрации 693020 Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69.корп.А).

Признать решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) от 8 апреля 2021 года № 074S19210002618 о привлечении областного казенного учреждения «Смирныховский центр занятости населения» к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Арбитражный суд Дальневосточного округа.

Судья О.Н. Боярская