НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 06.03.2018 № А59-6233/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-6233/2017

13 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2018 года. Решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2018 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Максимовым В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области о признании недействительным представления от 15.11.2017 №61-27-08/3827,

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 24.01.2018 №2, ФИО2 по доверенности от 25.01.2018 №3,

от Управления Федерального казначейства по Сахалинской области – ФИО3 по доверенности от 27.02.2018, ФИО4 по доверенности от 31.10.2017 №61-17-05.

У С Т А Н О В И Л :

Государственное казенное учреждение «Сахалинские лесничества» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления от 15.11.2017 № 61-27-08/3827, вынесенного Управлением Федерального казначейства по Сахалинской области (далее – ответчик, Управление, УФК, административный орган).

В обоснование заявленных требований учреждение в своем заявлении указало, что оспариваемое представление является незаконным, поскольку первичный учетный документ, поступивший по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, что требует в свою очередь время, поскольку число первичных учетных документов составляет около 700 ежемесячно. Из-за удаленности филиалов учреждения, первичные учетные документы направляются посредством почты России. Проверяющие не приняли во внимание, что месячный, квартальный бухгалтерский учет является промежуточным по отношению к годовому бюджетному учету. На основании приказа Минфина РФ от 28.12.2010 №191н учреждение находится в ведении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, куда и предоставляет годовую бюджетную отчетность бюджетных средств в установленный срок. При этом, данные бухгалтерского учета соответствуют первичным документам на конец отчетного периода, общая сумма бухгалтерского учета за 2016 год составляет 923454 тыс. рублей, а сумма 342758 тыс. рублей, отраженная в акте проверки, вошла в текущий финансовый год. В этой связи, учреждение считает, что им не было допущено несвоевременного списания горюче-смазочных материалов по данным бухгалтерского учета. Также учреждение не может согласиться с нарушением, связанным с невнесением им изменений в бюджетную смету, в обоснование (расчеты) плановых сметных назначений за 2015-2016 годы, поскольку учреждение составляло, утверждало и вело бюджетные сметы в соответствии с приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 27.02.2012 №8-п. Поэтому ссылка проверяющих на нарушение п.п. 6, 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина №112н в редакции от 30.09.2016, не состоятельна. Указаны и иные доводы несогласия с оспариваемым представлением.

Представители учреждения в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.

Управление и его представители по доверенности в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 02.03.2018 и до 15-00 часов 06.03.2018.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено следующее.

В период времени с 25.09.2017 по 18.10.2017 Управлением была проведенавыездная проверка учреждения на основании приказа Управления от 22.09.2017 №338 по предмету - использование средств, предоставленных учреждению из федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы РФ «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» за период 2015-2016 годы.

По результатам проверки составлен акт от 18.10.2017.

Из содержания акта следует, что выборочной проверкой списания горюче-смазочных материалов (далее- ГСМ) установлены факты их несвоевременного списания по данным бухгалтерского учета. Так, согласно первичным документам (путевым листам) фактически использованный на автотранспорт ГСМ (бензин АИ-92 – 1165,42 л., дизтопливо -25,5 л.) в июне 2016 года на общую сумму 53,385 тыс. рублей по данным бухгалтерского учета списан в августе 2016 года, использованный ГСМ (бензин АИ-80 – 930 л, бензин АИ-92-2882,63 л., дизтопливо – 783,1 л) на общую сумму 221,885 тыс. рублей по данным бухгалтерского учета списан в сентябре 2016 года, использованный ГСМ (бензин АИ-92 -1005 л., дизтопливо – 355 л.) в мае-июне 2016 года на общую сумму 67,488 тыс. рублей списан по данным бухгалтерского учета в октябре 2016 года.

Таким образом, по данным проверяющих, в нарушение п.1 ст.10 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п.4,9,11 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ 01.12.2010 №157н, при ведении бухгалтерского учета учреждением не обеспечено формирование достоверной информации как о наличии остатков государственного имущества (ГСМ) на первое число каждого месяца, так и о его фактическом использовании. Общая сумма нарушения в постановке бухгалтерского учета за 2016 год составила 342,758 тыс. рублей.

Кроме этого, из акта проверки следует, что бюджетная смета на 2015 год ГКУ «Сахалинские лесничества» утверждена и.о. министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области С. А ФИО5 и согласована заместителем директора департамента, начальником отдела финансового, кадрового и правового обеспечения ФИО6 30.12.2015 в общей сумме 219 684,666 тыс. рублей, в том числе, за счет субвенции, выделенной из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в сумме 76 430,523 тыс. рублей.

Согласно бюджетной смете субвенция в сумме 76 430,523 тыс. рублей выделена ГКУ «Сахалинские лесничества» по следующим направлениям бюджетной классификации:

030 0407 2005129 111 211 - 50 122,000 тыс. рублей (заработная плата);

030 0407 2005129 112 212 - 1 406,100 тыс. рублей (прочие выплаты);

030 0407 2005129 111 213 - 14 380, 500 тыс. рублей (начисления на выплаты по оплате труда);

030 0407 2005129 244 221 - 1 972,363 тыс. рублей (услуги связи);

030 0407 2005129 112 222 - 300,000 тыс. рублей (транспортные услуги);

030 0407 2005129 244 226 528,688 тыс. рублей (прочие услуги);

030 0407 2005129 244 340 - 7 534,148 тыс. рублей (увеличение стоимости материальных запасов);

030 0407 2075129 244 226 - 186,724 тыс. рублей (прочие услуги).

В соответствии с пунктом 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 № 112н (далее - Приказ №112н), к представленной на утверждение смете приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.

В нарушение пункта 11 Приказа № 112н внесение изменений в бюджетную смету, в частности, в обоснование (расчеты) плановых сметных назначений не вносились.

Так, расчетами к смете по КОСГУ 222 «Транспортные услуги» предусмотрены суточные при служебных командировках на общую сумму 300,00 тыс. рублей. Фактически средства в сумме 44,906 тыс. рублей направлены на оплату проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

По КОСГУ 212 «Прочие выплаты» расчетами к смете предусмотрены суточные при служебных командировках в сумме 45,000 тыс. рублей. Фактически суточные при служебных командировках за счет средств субвенции не выплачивались. Все средства по КОСГУ 212 «Прочие выплаты» направлены на компенсацию расходов по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно работников учреждения.

Бюджетная смета на 2016 год ГКУ «Сахалинские лесничества» утверждена и.о. министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО6 и согласована директором департамента, планирования и использования бюджета, начальником отдела бюджетного планирования ФИО7 15.12.2016 в общей сумме 249 646,620 тыс. рублей, в том числе, за счет субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в сумме 76 158,420 тыс. рублей.

Согласно бюджетной классификации средства субвенции в сумме76158,420 тыс. рублей выделены по следующим направлениям бюджетной классификации:

030 0407 2000151290 111 - 50 122,000 тыс. рублей (фонд оплаты труда казенных учреждений и взносы по обязательному социальному страхованию);

030 0407 2000151290 112 - 1 700,000 тыс. рублей (иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда);

030 0407 2000151290 119 - 15 137,600 тыс. рублей (иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда);

030 0407 2000151290 244 - 8 991,400 тыс. рублей (прочая закупка товаров, работ и услуг);

030 0407 2050251290 244 - 207,420 тыс. рублей (прочая закупка товаров, работ и услуг).

Бюджетная смета подтверждена расчетами.

В нарушение пункта 11 Приказа № 112н внесение изменений в
бюджетную смету, в частности, в обоснования (расчеты) плановых
сметных назначений не вносились.

Так, по КБК 030 0407 2000151290 112 - иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда, расчетами к смете предусмотрены суточные при служебных командировках в сумме 1700,000 тыс. рублей. Фактически средства в сумме 1 351,145 тыс. рублей использованы на компенсацию расходов по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно, средства в сумме 52,881 тыс. рублей использованы на оплату проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях.

Возражения на акт проверки заявителем представлены не были.

По результатам рассмотрения Управлением акта проверки, административным органом вынесено представление от 15.11.2017 №61-27-08/3827.

Оспариваемым представлением от 15.11.2017, учреждению предписано на основании ст.269.2, ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ, пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ 28.11.2013 №1092 рассмотреть указанную в представлении информацию о нарушениях бюджетного и иного законодательства и принять меры по устранению причин и условий допущенных нарушений, о результатах рассмотрения представления сообщить в срок до 27.12.2017. В пункте 1 представления указано на нарушение, связанное с несвоевременным списанием ГСМ по данным бухгалтерского учета, в пункте 2 представления указано на нарушение, связанное с невнесением изменений в бюджетную смету, в обоснования (расчеты) плановых сметных назначений.

Не согласившись с оспариваемым представлением в полном объеме, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением, которое суд находит частично обоснованным.

Согласно п.2 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ (далее- БК РФ), под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, анализ приведенной выше нормы, позволяет суду прийти к выводу, что Управление правомочно выносить представление об устранении не только нарушений бюджетного законодательства, но и нарушений иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также по поводу нарушений условий договоров о предоставлении средств из бюджета, а также по требованиям о возмещении причиненного РФ материального ущерба.

На основании подпункта 5 ч.1 ст.162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями - ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета).

Как установлено судом из материалов дела, учреждение является получателем бюджетных средств исходя из понятия получателя таких средств, содержащегося в ст.6 БК РФ.

В соответствии со ст.10 Федерального закона РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее- Закон №402-ФЗ), данные содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

В силу ст.ст.9, 13 Закона №402-ФЗ, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Министерством Финансов РФ 01.12.2010 за №157н принят приказ, которым утверждена Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления , органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений(далее- Инструкция).

На основании п.п. 4, 6, 7, 8, 9, 11 Инструкции, при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает: формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются: порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля; иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы - обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 7 настоящей Инструкции), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.

Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется субъектом учета в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству Российской Федерации регулирование бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности - на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись (далее - электронный регистр).

Записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

31.12.2012 за №277 учреждением принят приказ «Об учетной политике».

Согласно данного приказа, филиалы лесничества не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным представляют расходные документы в централизованную бухгалтерию.

В разделе приказа под названием «учет материальных запасов» указано, что расход ГСМ подтверждается данными путевых листов, предоставляемых в бухгалтерию ежемесячно.

Таким образом, первичным учетным документом, подтверждающим расход ГСМ, является в учреждении путевой лист.

Также в судебном заседании представители учреждения указывали на то, что все филиалы лесничества в установленный срок (до 10 числа следующего за отчетным месяцем) предоставляют в учреждение путевые листы.

Анализ положений Инструкции позволяет суду прийти к выводу, что бухгалтерия учреждения не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа должна провести свой внутренний бухгалтерский контроль последнего (первичного учетного документа) и решить вопрос либо о принятии его к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех необходимых реквизитов и подписей, либо при отсутствии таких реквизитов возвратить его лицу, его составившего, и не принимать к учету такой документ. И в течение этого же срока при условии принятия документа к бухгалтерскому учету, внести записи в регистры бухгалтерского учета.

Однако, как установлено результатами проверки, по первичным документам (путевым листам) фактически использованный ГСМ в июне 2016 года по данным бухгалтерского учета учреждения был списан только в августе 2016, тогда как путевые листы за июнь 2016 года представлены были филиалами лесничества до 10 июля 2016 года. Аналогичная ситуации с использованным ГСМ за июнь 2016 года, списанного в сентябре 2016 года и списанного в октябре 2016 года по путевым листам за май-июнь 2016 года, представленных в бухгалтерию учреждения своевременно – до 10 числа следующего месяца.

При этом, учреждение не представило ни суду, ни Управлению ни в ходе проверки, ни после ее завершения в виде возражений на акт доказательства того, что указанные в акте проверки первичные учетные документы – путевые листы за спорный период времени и на спорные суммы не принимались учреждением к бухгалтерскому учету, поскольку не содержали всех необходимых реквизитов к их оформлению, и по этой причине неоднократно возвращались в филиалы лесничества для их переоформления (путевые листы с отметками учреждения о их первичной регистрации, письма учреждения о возврате таких листов в филиалы лесничества с указанием причин возврата, почтовые уведомления о направлении таких документов, повторные отметки учреждения о регистрации поступивших и переоформленных путевых листов в учреждение и иные документы).

При таких обстоятельствах, суд соглашается с наличием в действиях учреждения нарушения связанного с несвоевременным списанием горюче-смазочных материалов по данным бухгалтерского учета.

При этом, допущенное учреждением нарушение свидетельствует о ненадлежащей организации работы бухгалтерии по проверки первичных учетных документов, а их большое количество не является основанием для несоблюдения требований нормативно правового акта.

В этой связи, пункт 1 оспариваемого представления суд признает законным и обоснованным и не нарушающим права заявителя.

В то же время, суд не может согласиться с наличием нарушения, указанного в пункте 2 оспариваемого представления, в виду его недоказанности по нижеследующим основаниям.

Нарушение, которое вменяется в вину учреждения, заключается в том, что последнее не внесло изменения в бюджетную смету, в обоснования (расчеты) плановых сметных назначений.

Согласно ст.6 БК РФ, бюджетная смета это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

На основании ст.221 БК РФ, бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

Предметом нарушения являются бюджетные сметы учреждения за 2015 и 2016 года.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области утвержден приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области за №8-п от 27.02.2012.

Этот порядок был разработан в соответствии с общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Министерства финансов РФ №112н от 20.11.2007 (далее- приказ №112н).

Поскольку бюджетные сметы учреждения были составлены на 2015 и 2016 года, то при проверке законности действий учреждения по их ведению суд применяет нормы приказа №112н в редакции приказа, действовавшего с изменениями на 17.12.2015.

При этом, изменения внесенные в приказ №112н приказом от 30.09.2016 №168н суд не применяет, поскольку согласно п.2 приказа Минфина РФ от 30.09.2016 №168н настоящий приказ применяется при составлении , утверждении и ведении сметы : государственного казенного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального казенного учреждения), его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (муниципального органа) и органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом, начиная с составления, утверждения и ведения сметы на 2018 год (плановый период 2019 и 2020 годов).

В спорной же ситуации предметом правовой оценки суда являются сметы за 2015 и 2016 года.

На основании п.п. 3, 4, 6, 11 приказа №112н, составлением сметы в целях настоящих Общих требований является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (далее - лимиты бюджетных обязательств).

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов.

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Ведением сметы в целях настоящих Общих требований является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Изменения показателей сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу (приложение N 3 к настоящим Общим требованиям).

Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс," и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус,":

- изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;

-изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;

- изменяющих распределение сметных назначений, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;

- изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящих Общих требований, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.

Анализ положений приказа №112н позволяет суду прийти к выводу, что обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являются составной частью сметы, а под ведением сметы понимается внесение в нее изменений, которое заключается фактически в утверждении изменения показателей бюджетной сметы – сумм увеличения или уменьшения объемов сметных назначений. Т.е., не каждое изменение будет являться ведением бюджетной сметы, а только то, которое связано с изменением суммы конкретного наименования показателя бюджетной сметы и не расчетов к ней.

Между тем, как следует из акта проверки и оспариваемого представления, в расчетах к бюджетным сметам по конкретным видам расходов учреждение указало конкретное их назначение использования. На самом деле, фактически денежные средства, указанные в расчетах, а не в сметах, были использованы учреждением на другие цели, однако в пределах одного и того же вида расхода кода бюджетной классификации и наименования показателя сметы, что не отрицается по материалам дела и самим Управлением, т.е. по указанным видам расходов, на которые были использованы средства на цели, отличные от целей, указанных в расчетах к бюджетным сметам, не запрещено в соответствии с приказом Минфина РФ от 01.07.2013 №65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» использовать эти средства на расходы казенных учреждений, которые фактически были понесены последними.

При этом, нарушение о котором идет речь в акте проверки и в представлении, по мнению Управления, заключается именно в невнесении учреждением изменений не в бюджетную смету как таковую, а в обоснования (расчеты) плановых назначений к бюджетной смете.

Между тем, для такого случая внесения изменений в смету приказ №112н указаний и обязанностей для лиц, ведущих смету, не содержит.

Напротив, внесение изменений в расчеты плановых назначений возможно, но только для случаев обоснования этим необходимости изменения значений наименований показателей бюджетной сметы в виде сумм в сторону их увеличения или уменьшения.

Указанный вывод суда подтверждается рекомендуемыми формами (образцами) Изменения показателей бюджетной сметы, являющихся приложениями к приказу №112н (приложение №3) и к приказу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области №8-п от 27.02.2012, из которых видно, что могут меняться только значения ( в рублях) наименований показателей бюджетной сметы в сторону их увеличения или уменьшения, но не показатели в рублях проектных расчетов сметных назначений.

Таким образом, изменение расчетов плановых сметных назначений, как хочет это видеть Управление, не повлечет за собой фактически изменение в бюджетных сметах сумм в рублях по конкретным показателям, по конкретным видам расходов как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения, так и изменение вида расходов.

При таких обстоятельствах, суд признает незаконным пункт 2 оспариваемого представления.

Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют и правового значения не имеют и суд им оценку в решении не дает.

Срок на обращение в суд с заявленными требованиями не пропущен.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным пункт 2 представления Управления Федерального казначейства по Сахалинской области от 15.11.2017 №61-27-08/3827 в части нарушения, касающегося невнесения изменений в бюджетную смету, в обоснование (расчеты) плановых сметных назначений за период 2015-2016 года.

В удовлетворении остальных заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья И.Н. Шестопал