НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 01.09.2023 № А59-1227/2023





Арбитражный суд Сахалинской области

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru

 Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1227/2023  08 сентября 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 01.09.2023. Полный текст  решения изготовлен 08.09.2023. 

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи  Александровской Е.М., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Костык А.А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  акционерного общества «Совхоз «Тепличный» (ОГРН 1026500538129,  ИНН 6501254511) к Контрольно-счетной палате Сахалинской области  (ОГРН 1116501006896, ИНН 6501241960) о признании недействительным  предписания от 26.01.2023 № 02-06/88, 

при участии:

от заявителя – Ефимова О.С. по доверенности от 01.01.2023,  от КСП Сахалинской области – Колесниченко М.В. по доверенности от 

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Совхоз «Тепличный» (далее – заявитель,  общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Сахалинской области (далее – КСП, контрольный) о  признании недействительным предписания от 26.01.2023 № 02-06/88. 

В обоснование требования заявитель указал, что контрольное  мероприятие в отношении общества было предусмотрено п. 8 плана  работы контрольно-счетной палаты Сахалинской области на 2023 год, 


однако не было размещено во ФГИС «Единый реестр контрольных  (надзорных) мероприятий», и не согласовано с органом прокуратуры по  месту осуществления деятельности истца. 

В соответствии со статьей 6 БК РФ получатель средств из бюджета -  юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса,  бюджетным и автономным учреждением). Следовательно,  государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении  общества должен осуществляться в части расходования бюджетных  средств, предоставленных в виде субсидий (ст. 78 БК РФ) в порядке,  установленном главой 26 БК РФ, в порядке контроля за деятельностью  главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета  субъекта Российской Федерации, предоставившего указанные средства, в  случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в  договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств  соответствующего бюджета (пункт 2 части 4 статьи 9). 

Что касается полномочий контрольно-счетной палаты Сахалинской  области, возложенных Законом № 60-30 в части оценки эффективности  формирования государственной собственности, управления и  распоряжения такой собственностью, то в отношении общества объектом  контроля могут быть акции, которые принадлежат учредителю в лице  министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской  области. 

Имущество общества является обособленным и находится в его  собственности на основании распоряжения министерства имущественных  и земельных отношений от 29.12.2012 № 2279-р «Об условиях  приватизации государственного унитарного сельскохозяйственного  предприятия «Совхоз «Тепличный». 

Проверка финансово-хозяйственной деятельности общества, которая  не затрагивает вопросы получения, расходования (использования) средств  областного бюджета, не может являться предметом внешнего  государственного финансового контроля, и не входит в полномочия  контрольно-счетной палаты Сахалинской области. 

Письмом контрольного органа от 17.01.2023 г. (исх. № 02-06/47) у  истца были запрошены документы, не имеющие отношения к проверке  расходования бюджетных средств, предоставленных истцу, а напрямую  касающиеся финансово-хозяйственной деятельности Общества 

По мнению общества, контрольный орган не имел правовых  оснований запрашивать у общества документы, указанные в таблице, так  как они не относятся к проверке использования средств, полученных из  областного бюджета. 

Общество отмечает, что оспариваемое предписание не содержит  указание на конкретные факты создания препятствий инспекторам и иным 


сотрудникам аппарата контрольно-счетной палаты для проведения  контрольного мероприятия. 

Заявителем приведены и иные доводы несогласия с оспариваемым  представлением, изложенные в дополнительных письменных возражениях. 

В судебном заседании представитель общества настаивал на  удовлетворении заявленных требований. 

Контрольно-счетная палата Сахалинской области в представленном  отзыве, дополнительных пояснениях и ее представители в судебном  заседании с заявленными требованиями не согласились, указав на  законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта. 

Заслушав в судебном заседании участников процесса и изучив  материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие  существенное значение для рассмотрения настоящего дела. 

Постановлением Сахалинской областной Думы от 22.12.2022 №  1/11/198-8 на основании статьи 12 Закона Сахалинской области от  30.06.2011 года № 60-ЗО «О контрольно-счетной палате Сахалинской  области» предложено включить в план работы КСП на 2023 год проверку  использования средств областного бюджета, направленных, в том числе,  на реализацию государственной программы Сахалинской области  «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и  других государственных программ, в части средств, направленных АР  «Совхоз Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной  деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в  областной бюджет Сахалинской области за 2020-2022 годы и истекший  период 2023 года (пп.12, п.1 Постановления) (т.д.1, л.д.68). 

Распоряжением Контрольно-счетной палаты Сахалинской области  от 26.12.2022 года № 01-13/9 утвержден план работы на 2023 год, на  основании которого распоряжениями от 09.01.2023 № 01-02/2, 17.03.2023   № 01-02/12 и 27.04.2023 № 01-02/23 в отношении АО «Совхоз Тепличный»  проведена проверка использования средств областного бюджета,  направленных на реализацию государственной программы Сахалинской  области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и  регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и  продовольствия» и других государственных программ в части средств,  направленных АО «Совхоз «Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты  дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и истекший период  2023 года (т.д. 1, л.д. 58). 


27.12.2022 года в адрес общества направлено уведомление № 0206/1316 о том, что в соответствии с пунктом 8 плана работы на 2023 год с  10 января по 31 марта 2023 будет проводиться контрольное мероприятие, в  связи с чем, проверяемому лицу необходимо предоставить информацию за  2020-2022 годы согласно прилагаемому перечню, не позднее 11.01.2023  года. 

Кроме того, общество выразило несогласие с проведением проверки  со ссылкой на положения федерального закона РФ от 07.02.2011 № 6-ФЗ,  Закона Сахалинской области от 30.06.2011 № 60-ЗО, Приказа КСП  Сахалинской области от 28.03.2012 № 1, федерального закона РФ от  21.12.2021 № 414-ФЗ, отметив, что вмешательство в хозяйственную  деятельность общества со стороны государственных органов не  допускается, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  общества осуществляется ревизионной комиссией, результаты  оформляются отчетом (заключением). К тому же общество как получатель  субсидий представляет ГРСБ всю необходимую отчетность об  использовании субсидий и достижении результатов предоставления  субсидий (т.д.1, л.д.82). 


просьбой обеспечить необходимые условия для работы должностных лиц  контрольного органа и подготовить необходимые документы в  соответствии с запросом от 27.12.2022 № 02-06/1316. 

В указанном уведомлении нормативно обоснованы положения  законодательства, в том числе, основания, по которым ограничение на  проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий в 20222023 годах не применяются в отношении осуществления государственного  финансового контроля; полномочия КСП Сахалинской области в части  проведения финансового контроля; а также правовое основание для  проведения проверки в отношении АО «Совхоз Тепличный» как объекта  государственного финансового контроля (т.д.1, л.д.73). 

В ходе проведения проверки, в связи с неисполнением обществом  требования о предоставлении информации, оформленного письмом от  27.12.2022 № 02-06/1316, в адрес АО «Тепличный» контрольным органом  направлено письмо от 17.01.2023 года 02-06/47 с просьбой о  предоставлении информации и документов за период 2020-2022 годы. При  этом перечень необходимых документов приведен в табличном виде, и по  содержанию аналогичен сведениям, истребованным в письме от 27.12.2022   № 02-06/1316 (т.д.1, л.д. 76). 

В этот же день в адрес общества контрольным органом направлено  письмо № 02-06/49, в которым зафиксировано, что по состоянию на  17.01.2023 года на объекте контроля – АО «Совхоз Тепличный»  должностным лицам КСП не представлены документы и информация,  необходимые для проведения контрольного мероприятия, в связи чем,  контрольный орган просил обеспечить представление сведений о лице,  осуществляющим руководство, или на которое возложены  соответствующие обязанности в период с 16.01.2023, с приложением  надлежаще заверенных копий распорядительных документов в случае  передачи полномочий (т.д.1, л.д. 79). 

При этом, 18.01.2023 в ответ на обращение общества от 12.01.2023 №  35, контрольным органом в адрес общества направлены дополнительные  разъяснения в части нормативного обоснования проведения финансового  контроля, со ссылкой на положения федерального закона № 248-ФЗ, № 


294-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ и полномочий КСП по проверке  отдельных вопросов. 

По фактам создания препятствий инспекторам и иным сотрудникам  аппарата КСП Сахалинской области 18.01.2023 составлен акт, которым  зафиксировано непредставление запрашиваемых документов, указанных в  письме от 17.01.2023 года № 02-06/47, что является нарушением статьей  16, 18 Закона Сахалинской области «О контрольно - счетной палате  Сахалинской области» (т.д.1, л.д.115). 

Решением Коллегии контрольно-счетной палаты Сахалинской области  (протокол от 26.01.2023 № 2) в связи с непредставлением обществом  информации и документов, касающихся отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в ходе контрольного мероприятия,  предусмотренного п.8 плана работы контрольно-счетной палаты на 2023  год, председателю КСП предложено подписать и направить в адрес АО  «Совхоз Тепличный» предписание (т.д.1, л.д. 72). 

Предписанием установлено, что в ходе проведения указанного  контрольного мероприятия должностным лицом АО «Совхоз  «Тепличный» - генеральным директором Бутковым В.Б. были созданы  препятствия для проведения контрольного мероприятия при  осуществлении инспекторами и иными сотрудниками аппарата  контрольно-счетной палаты Сахалинской области возложенных на них  должностных полномочий, выразившиеся в непредставлении в  установленном порядке информации, документов и материалов,  необходимых для проведения контрольного мероприятия. 

Общество предупреждено о том, что указанные действия являются  нарушением статей 16, 18 Закона Сахалинской области «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» и влекут за собой ответственность  должностных лиц в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 


С учетом изложенного и на основании ст. 16 Закона Сахалинской  области «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» АО «Совхоз  «Тепличный» предписано незамедлительно устранить указанные  препятствия для проведения контрольного мероприятия, а также принять  меры в отношении должностных лиц, не исполняющих законные  требования контрольно-счетной палаты Сахалинской области. 

В соответствии со статьей 19 Закона Сахалинской области «О  контрольно-счетной палате Сахалинской области» срок исполнения  предписания установлен 10.02.2023. 

Не согласившись с предписанием контрольного органа от 26.01.2023   № 02-06/88, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в  арбитражный суд. 

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц,  исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и  взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими  доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2  статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации для удовлетворения требований о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными  решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо  наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному  правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. 

Таким образом, для признания ненормативного акта  недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным  необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их  закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной  экономической деятельности. 

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта закону или иному нормативному  правовому акту, законности принятия оспариваемого решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или  лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,  совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств,  послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган  или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия  (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 


Пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлено, что Участниками бюджетного процесса являются: 

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава  муниципального образования; 

законодательные (представительные) органы государственной власти  и представительные органы местного самоуправления (далее -  законодательные (представительные) органы); 

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); 

Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников  финансирования дефицита бюджета; 

получатели бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Бюджетного кодекса  Российской Федерации бюджетные полномочия органов государственного  (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том  числе Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные  органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,  установлены настоящим Кодексом. 

Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также  осуществляют бюджетные полномочия, в том числе по вопросам,  установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О  Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7  февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и  деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон 6- ФЗ, пункт 2 статьи 157). 

Бюджетные полномочия контрольно-счетных органов субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные  пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются с соблюдением  положений, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года  N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных  образований" (пункт 5). 

Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской  Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль  осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного 


законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых  актов, регулирующих бюджетные правоотношения. 

Государственный (муниципальный) финансовый контроль  подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и  последующий. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 265 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешний государственный (муниципальный)  финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является  контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской  Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего  государственного (муниципального) финансового контроля). 

Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в  полном объеме представлять в органы государственного (муниципального)  финансового контроля по их запросам информацию, документы и  материалы, необходимые для осуществления государственного  (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным  лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля  допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля,  выполнять их законные требования (пункт 3). 

Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 268.1 Бюджетного  кодекса Российской Федерации полномочиями органов внешнего  государственного (муниципального) финансового контроля по  осуществлению внешнего государственного (муниципального)  финансового контроля являются контроль в других сферах,  установленных, в том числе Федеральным законом от 7 февраля 2011 года  N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных  образований". 

В соответствии с частью 1 статья 2 Федерального закона N 6-ФЗ  правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных  органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции  Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6  октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным  кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом,  другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 

Целью Федерального закона N 6-ФЗ является установление общих  принципов организации, деятельности и основных полномочий 


контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и  контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1). 

Пунктами 1 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ  установлено, что контрольно-счетный орган субъекта Российской  Федерации осуществляет, в том числе следующие основные полномочия:  контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и  бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;  контроль за соблюдением установленного порядка управления и  распоряжения имуществом, находящимся в государственной  собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми  результатами интеллектуальной деятельности и средствами  индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации. 

Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль  осуществляется контрольно-счетными органами в отношении, в том числе  организаций, если они используют имущество, находящееся в  государственной (муниципальной) собственности соответствующего  субъекта Российской Федерации (муниципального образования). 

В соответствии с Законом Сахалинской области от 30.06.2011 № 60- ЗО «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» (далее – Закон   № 60-ЗО) Контрольно-счетная палата Сахалинской области является  постоянно действующим органом внешнего государственного  финансового контроля Сахалинской области, образуется Сахалинской  областной Думой и ей подотчетна. 

Основные полномочия КСП Сахалинской области определены статьей  9 Закона № 60-ЗО, в том числе, контроль за соблюдением условий  государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о  предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль за  исполнением областного бюджета Сахалинской области и бюджета  территориального фонда обязательного медицинского страхования  Сахалинской области; организация и осуществление контроля за  законностью, результативностью (эффективностью и экономностью)  использования средств областного бюджета Сахалинской области, и иных  источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;  контроль за соблюдением установленного порядка управления и  распоряжения имуществом, находящимся в государственной  собственности Сахалинской области, оценка эффективности  предоставления налоговых и иных; льгот и преимуществ, бюджетных  кредитов за счет средств областного бюджета Сахалинской области, а  также оценка законности предоставления государственных гарантии и  поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими  способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и  индивидуальными предпринимателями за счет средств областного  бюджета Сахалинской области и имущества, находящегося в 


целей

государственной собственности Сахалинской области; оценка

реализуемости, рисков и результатов достижения социально-экономического развития Сахалинской области, предусмотренных  документами стратегического планирования Сахалинской области, в  пределах компетенции. 

Таким образом, полномочия КСП Сахалинской области определены  Федеральным законом N 6-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской  Федерации, Законом Сахалинской области от 30.06.2011 № 60-ЗО «О  контрольно-счетной палате Сахалинской области». 

В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации объектами государственного (муниципального)  финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе  хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых  образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие  организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их  уставных (складочных) капиталах; юридические лица (за исключением  государственных (муниципальных) учреждений, государственных  (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций  (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и  обществ с участием публично-правовых образований в их уставных  (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей  (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных)  капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица,  получающими средства из соответствующего бюджета на основании  договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего  бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты,  обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями, в части  соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении  средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а  также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях  исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных  (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий  предоставления кредитов, обеспеченных государственными и  муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения  средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц 

Как установлено судом и следует из материалов дела, единственным  акционером ОА "Совхоз Тепличный» " является Сахалинская область как  публично-правовое образование (субъект Российской Федерации), в лице  Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской 


области, следовательно общество является объектом государственного  финансового контроля в силу п.п.1 и 3 статьи 266.1 БК РФ

Согласно статье 12 Федерального закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная  палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые  разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно. 

Планирование деятельности Контрольно-счетной палатой  осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений  представительного органа, предложений и запросов высших должностных  лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации. 

Порядок включения в планы деятельности контрольно-счетных  органов поручений законодательных (представительных) органов,  предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской  Федерации (руководителей высших исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации)  устанавливается законами субъектов Российской Федерации. 

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 8 плана  работы контрольно-счетной палаты Сахалинской области на 2023 год,  утвержденным распоряжением контрольно- счетной палаты Сахалинской  области от 26.12.2022 № 01-13/8, на основании распоряжения председателя  контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 09.01.2023 № 01-02/2  организовано контрольное мероприятие «Проверка использования средств  областного бюджета, направленных на реализацию государственной  программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области  сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ  в части средств, направленных АО «Совхоз «Тепличный», включая  проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий  исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и  истекший период 2023 года» сроком проведения проверки с 10 января по  31 марта 2023 года, в том числе срок проведения основного этапа проверки  определен с 16 января по 23 марта 2023 года. Срок проверки на основании  распоряжения от № 01-02/12 продлен до 28.04.2023, в том числе срок  основного этапа - до 21.04.2023. 


«Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и  соблюдение условий исчисления и уплаты дивидендов в областной  бюджет за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года». (далее – Программа) –т.д.1, л.д.93. 

Предмет контрольного мероприятия (в редакции последующих  изменений от 16.01.2023,03.12.2023, 17.03.2023 гг.): 

 средства областного бюджета, направленные в рамках  государственных программ Сахалинской области: «Развитие в  Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков  сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Развитие  торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018- 2025 годы»,  «Развитие энергетики Сахалинской области», средства АО «Совхоз  «Тепличный», подтверждающие исполнение условий  финансирования/софинансирования в рамках соглашений (договоров),  заключенных с органами исполнительной власти Сахалинской области;  нормативные правовые акты и иные распорядительные документы,  регламентирующие предоставление и использование средств областного  бюджета, направленных АО «Совхоз «Тепличный»; нормативные  правовые акты, регламентирующие процессы управления и распоряжения  государственным имуществом Сахалинской области; соглашения,  договоры, контракты; платежные, финансовые, отчетные и другие  документы, подтверждающие получение и использование средств;  бухгалтерская и иная отчетность; прочие документы и материалы,  имеющие отношение к теме контрольного мероприятия. 

В качестве объектов контроля указаны: Министерство сельского  хозяйства и торговли Сахалинской области (далее - Сахминсельхозторг),  Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской  области (далее - МИЗО), Акционерно общество «Совхоз «Тепличный»  (далее - АО «Совхоз «Тепличный», Общество). 

Целями контрольного мероприятия заявлены, в том числе,  использование АО «Совхоз Тепличный» средств областных субсидий,  влияние средств государственной поддержки на финансовые результаты  общества; исполнение мероприятий, реализуемых обществом за счет  полученных субсидий от Сахминсельхозторг в рамках государственных  программ Сахалинской области, выборочная проверка контрактов  (договоров) общества, учет имущества и оборудования, объектов,  созданных/смонтированных в целях исполнения мероприятий, целевое и  эффективное использование имущества, полученного от министерства  имущественных и земельных отношений Сахалинской области,  использование средств субсидий, полученных от Агентства по труду и  занятости Сахалинской области на финансовое обеспечение (возмещение)  затрат, направленных на содействие занятости работников организаций,  осуществляющих модернизацию производства. 


Период проведения проверки определен в Программе с 16.01.2023  года по 28.04.2023 года. 

В ходе контрольного мероприятия установлено, что АО является  участником ряда государственных программ Сахалинской области, в том  числе государственной программы Сахалинской области «Развитие в  Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков  сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»,  утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от  06.08.2013 № 127 (далее - Государственная программа), в частности,  основных мероприятий «Стимулирование развития производства  сельскохозяйственных культур» подпрограммы № 1 «Развитие подотрасли  растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» и  2.4 «Реализация (комплекса мероприятии по развитию акционерного  общества «Совхоз «Тепличный» подпрограммы № 5 «Техническая и  технологическая модернизация сельского хозяйства». 

Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области  является ответственным исполнителем подпрограмм №№ 1 и 5 Программы  и главным распорядителем средств областного бюджета, предоставленных  участникам названных мероприятии (сельскохозяйственных организаций).

Как следует из Паспорта Государственной программы, она  предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей; а  также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом  вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). 

К приоритетам относятся, в том числе, повышение доходов  сельскохозяйственных товаропроизводителей, в сфере развития  производственного потенциала - мелиорация |земель  сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой  пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий, кадровое  обеспечение агропромышленного комплекса. 

Целью Программы является обеспечение продовольственной  независимости региона в соответствии с параметрами Доктрины, и  финансовой устойчивости организаций агропромышленного комплекса  Сахалинской области. 

Для достижения указанной цели предусматривается решение  следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм и целевых  программ, включенных в Программу: обеспечение населения области  конкурентоспособной продукцией растениеводства основных видов  местного производства на уровне рекомендуемых рациональных норм  потребления; повышение эффективности и конкурентоспособности  продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет  инновационного развития, технического оснащения и привлечения  инвестиции; развитие потенциала агропромышленного комплекса 


Сахалинской области; создание условий для формирования устойчивого и  конкурентоспособного регионального комплекса по производству  пищевых продуктов; повышение конкурентоспособности, рентабельности  и устойчивости развития повышение конкурентоспособности  продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет  технической и технологической модернизации производства; создание 

благоприятной экономической среды, способствующей привлечению  инвестиций в агропромышленный комплекс. 

К общим индикаторам (показателям) реализации Государственной  программы относятся: индекс производства продукции сельского  хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); индекс 

производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах); индекс  производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах); индекс  производства пищевых продуктов, включая напитки (без  рыбоперерабатывающей промышленности) (в сопоставимых ценах);  индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского  хозяйства; среднемесячная начисленная заработная плата работников  сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства);  среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве  (по сельскохозяйственным предприятиям, получающим государственную  поддержку); рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом  субсидии); индекс производительности труда в сельском хозяйстве; индекс  производительности труда в пищевой и перерабатывающей  промышленности и иные индикаторы. 

Указанные индикаторы (показатели) предназначены для оценки  наиболее существенных результатов реализации Государственной  программы и включенных в нее подпрограмм. 

Таким образом, как справедливо отмечает контрольный орган, оценка  реализуемости, рисков и результатов достижения целей, предусмотренных  Программой, невозможна без проведения проверки отдельных вопросов  финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, круг  которых определен программой контрольного мероприятия. 

Доводы заявителя, со ссылкой на положения статьи 9 закона  Сахалинской области № 60-ЗО, согласно которым, общество не согласно с  отнесением к объектам контроля органа внешнего государственного  финансового контроля в связи с тем, что его имущество является  обособленным и находится в его собственности на основании  распоряжения министерства имущественных и земельных отношений от  29.12.2012 № 2279-р «Об условиях приватизации государственного  унитарного сельскохозяйственного предприятия «Совхоз «Тепличный» и  оплаты акций, суд признает несостоятельным, по следующим основаниям. 


Контрольное мероприятие в отношении заявителя проводилось по  вопросу соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в  областной бюджет. 

В соответствии со статьей 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся  налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. 

К неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе, доходы от  использования имущества, находящегося в государственной или  муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и  автономных учреждений, а также имущества государственных и  муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных,  земельных участков и иных объектов недвижимого имущества,  находящихся в федеральной собственности, используемых единым  институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным  законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию  жилищного строительства" (п.3 статьи 41 БК РФ). 

Доходы от использования имущества, находящегося в  государственной или муниципальной собственности, и платных услуг,  оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных  поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении,  утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его  исполнении включаются в состав доходов бюджета (п.5 сттаьи 41 БК РФ). 

Согласно положениям статьи 42 БК РФ к доходам бюджетов от  использования имущества, находящегося в государственной или  муниципальной собственности, относятся, в том числе, доходы в виде  прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям,  принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской  Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев,  установленных федеральными законами. 

Законами Сахалинской области от 19.12.2019 № 124-ЗО «Об  областном бюджете Сахалинской области на 2020 год и на плановый  период 2021 и 2022 годов», от 23.12.2020 № 94-ЗО «Об областном  бюджете Сахалинской области на 2021 и на плановый период 2022 и 2023  годов», от 22.12.2021 № 107-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и 2024  годов» от 26.12.2022 № 115-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и на  плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены прогнозы в каждом  финансовом году поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на  доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендом по акциям, принадлежащим Российской  Федерации, субъектам Российской Федерации, главным администратором  которых являлось министерство имущественных и земельных отношений  Сахалинской области. 


Указанными нормативными актами установлено, что данные доходы  по коду бюджетной классификации « 1 11 01000 00 0000 120» относятся к  доходам с использованием имущества, находящегося в государственной и  муниципальной собственности, по коду бюджетной классификации « 1 11  00000 00 0000 000». 

Следовательно, общество является хозяйствующим субъектом,  использующим имущество, находящееся в государственной и  муниципальной собственности. 

С учетом приведенного правового регулирования, доводы заявителя о  незаконности отнесения общества, имеющего обособленное имущество к  объектам внешнего финансового контроля и проверка его финансово-хозяйственной деятельности, подлежит отклонению в связи с  необоснованностью. 

В соответствии с частью 3.1. статьи 270.2 Бюджетного кодекса  Российской Федерации представления и предписания органов внешнего  государственного (муниципального) финансового контроля составляются  и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом  от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности  контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и  муниципальных образований". 

В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от  07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности  контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и  муниципальных образований" (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 N  6-ФЗ) в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер  по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений  контрольно-счетных органов, а также в случае воспрепятствования  проведению должностными лицами контрольно-счетных органов  контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в  органы государственной власти и государственные органы субъекта  Российской Федерации, органы местного самоуправления и  муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их  должностным лицам предписание. 

Судом не установлено нарушений Контрольно-счетной палатой  каких-либо прав и законных интересов АО "Совхоз Тепличный" в сфере  предпринимательской или иной экономической деятельности, нарушений  или создания препятствий для их реализации от 26.01.2023 № 02-06/88. 

Организация проведения контрольного мероприятия в пределах  предоставленных Федеральным законом N 6-ФЗ, Бюджетным кодексом  Российской Федерации, Законом Сахалинской области № 60-ЗО  полномочий, не нарушает права и охраняемые законом интересы  проверяемого. 


Анализ представленных в материалы дела доказательств, в том  числе, переписка между контрольным органом и обществом  свидетельствует о нежелании общества в целом исполнять требования  уполномоченного органа, что, безусловно, свидетельствует о создании  препятствий для проведения проверки. 

Доводы общества в части представления документов в иные органы,  невозможность исполнения предписания в установленные сроки, в связи с  большим объемом истребуемых документов, равно как и указание  контрольным органом в числе документов необходимых для проверки  отдельных отчетов и форм, которые отсутствуют у общества, не могут  быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о незаконности  оспариваемого акта, принятого контрольно-счетной палатой в пределах  предоставленных полномочий, и в отсутствие нарушения прав и законных  интересов проверяемого лица. 

Доводы общества о том, что контрольным органом были запрошены  документы, предоставленные ранее в ходе контрольных мероприятий,  проведенных в 2022 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку  в рассматриваемом случае предмет и период проверки отличаются, а  кроме того, в 2022 году документы представлялись обществом не в  полном объеме, что зафиксировано в акте проверки. 

Довод заявителя о нарушении его прав и законных интересов в связи с  не размещением информации о контрольном мероприятии во ФГИС  «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» и несогласование  проверки с органами прокуратуры основан на ошибочном толковании  норм права, по следующим основаниям. 

Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном  контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»  (далее — Закон № 248-ФЗ) предусмотрено согласование в отдельных  случаях проведение контрольного мероприятия с органом прокуратуры и  создание Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий»,  правила формирования и ведения которого устанавливаются  Правительством Российской Федерации. 

Вместе с тем, как следует из п. 8 ч. 4 ст. 2 данного Закона, его  положения не применяются к организации и осуществлению  государственного финансового контроля. 

Правоотношения в области организации и осуществления внешнего  государственного финансового; контроля регулируются бюджетным  законодательством, в том числе Федеральным законом от 07.02.2011 № 6- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных  образований», Законом Сахалинской области от 30.06.2011 № 60-30 «О  контрольно-счетной палате Сахалинской области». 


Действующим законодательством, регулирующим правоотношения в  области организации и осуществления внешнего государственного  финансового контроля, не предусмотрено согласование с органом  прокуратуры проведение органом внешнего государственного  финансового контроля контрольного мероприятия, а равно внесение  сведений Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий,  созданный реализации отдельных положений Федерального закона № 248- ФЗ. 

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации относимость,  допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а  также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности,  суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы ОА "Совхоз  Тепличный» не нарушались, не возлагались и не создавались незаконные  обязанности, препятствующие в осуществлении его деятельности в  экономической сфере, предписание 26.01.2023 года № 02-06/88 принято в  компетенции контрольно-счетной палаты Сахалинской области в  соответствии с нормами действующего законодательства.  

Остальные доводы участников процесса не влияют на исход по  данному делу и правового значения для разрешения спора не имеют. 

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив,  что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия  (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд  принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176,  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований акционерного общества «Совхоз  «Тепличный» к Контрольно-счетной палате Сахалинской области о  признании недействительным предписания от 26.01.2023 № 02-06/88,  отказать. 

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца  со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем  подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской  области. 

Судья Е.М. Александровская 


Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 21.03.2023 18:52:00

 Кому выдана Александровская Елена Марковна