Арбитражный суд Сахалинской области
693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,
http://sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1227/2023 08 сентября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 01.09.2023. Полный текст решения изготовлен 08.09.2023.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костык А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Совхоз «Тепличный» (ОГРН 1026500538129, ИНН 6501254511) к Контрольно-счетной палате Сахалинской области (ОГРН 1116501006896, ИНН 6501241960) о признании недействительным предписания от 26.01.2023 № 02-06/88,
при участии:
от заявителя – Ефимова О.С. по доверенности от 01.01.2023, от КСП Сахалинской области – Колесниченко М.В. по доверенности от
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Совхоз «Тепличный» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Сахалинской области (далее – КСП, контрольный) о признании недействительным предписания от 26.01.2023 № 02-06/88.
В обоснование требования заявитель указал, что контрольное мероприятие в отношении общества было предусмотрено п. 8 плана работы контрольно-счетной палаты Сахалинской области на 2023 год,
однако не было размещено во ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», и не согласовано с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности истца.
В соответствии со статьей 6 БК РФ получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением). Следовательно, государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении общества должен осуществляться в части расходования бюджетных средств, предоставленных в виде субсидий (ст. 78 БК РФ) в порядке, установленном главой 26 БК РФ, в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставившего указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета (пункт 2 части 4 статьи 9).
Что касается полномочий контрольно-счетной палаты Сахалинской области, возложенных Законом № 60-30 в части оценки эффективности формирования государственной собственности, управления и распоряжения такой собственностью, то в отношении общества объектом контроля могут быть акции, которые принадлежат учредителю в лице министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Имущество общества является обособленным и находится в его собственности на основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений от 29.12.2012 № 2279-р «Об условиях приватизации государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Совхоз «Тепличный».
Проверка финансово-хозяйственной деятельности общества, которая не затрагивает вопросы получения, расходования (использования) средств областного бюджета, не может являться предметом внешнего государственного финансового контроля, и не входит в полномочия контрольно-счетной палаты Сахалинской области.
Письмом контрольного органа от 17.01.2023 г. (исх. № 02-06/47) у истца были запрошены документы, не имеющие отношения к проверке расходования бюджетных средств, предоставленных истцу, а напрямую касающиеся финансово-хозяйственной деятельности Общества
По мнению общества, контрольный орган не имел правовых оснований запрашивать у общества документы, указанные в таблице, так как они не относятся к проверке использования средств, полученных из областного бюджета.
Общество отмечает, что оспариваемое предписание не содержит указание на конкретные факты создания препятствий инспекторам и иным
сотрудникам аппарата контрольно-счетной палаты для проведения контрольного мероприятия.
Заявителем приведены и иные доводы несогласия с оспариваемым представлением, изложенные в дополнительных письменных возражениях.
В судебном заседании представитель общества настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Контрольно-счетная палата Сахалинской области в представленном отзыве, дополнительных пояснениях и ее представители в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указав на законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Заслушав в судебном заседании участников процесса и изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
Постановлением Сахалинской областной Думы от 22.12.2022 № 1/11/198-8 на основании статьи 12 Закона Сахалинской области от 30.06.2011 года № 60-ЗО «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» предложено включить в план работы КСП на 2023 год проверку использования средств областного бюджета, направленных, в том числе, на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ, в части средств, направленных АР «Совхоз Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет Сахалинской области за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года (пп.12, п.1 Постановления) (т.д.1, л.д.68).
Распоряжением Контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 26.12.2022 года № 01-13/9 утвержден план работы на 2023 год, на основании которого распоряжениями от 09.01.2023 № 01-02/2, 17.03.2023 № 01-02/12 и 27.04.2023 № 01-02/23 в отношении АО «Совхоз Тепличный» проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ в части средств, направленных АО «Совхоз «Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года (т.д. 1, л.д. 58).
27.12.2022 года в адрес общества направлено уведомление № 0206/1316 о том, что в соответствии с пунктом 8 плана работы на 2023 год с 10 января по 31 марта 2023 будет проводиться контрольное мероприятие, в связи с чем, проверяемому лицу необходимо предоставить информацию за 2020-2022 годы согласно прилагаемому перечню, не позднее 11.01.2023 года.
Кроме того, общество выразило несогласие с проведением проверки со ссылкой на положения федерального закона РФ от 07.02.2011 № 6-ФЗ, Закона Сахалинской области от 30.06.2011 № 60-ЗО, Приказа КСП Сахалинской области от 28.03.2012 № 1, федерального закона РФ от 21.12.2021 № 414-ФЗ, отметив, что вмешательство в хозяйственную деятельность общества со стороны государственных органов не допускается, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией, результаты оформляются отчетом (заключением). К тому же общество как получатель субсидий представляет ГРСБ всю необходимую отчетность об использовании субсидий и достижении результатов предоставления субсидий (т.д.1, л.д.82).
просьбой обеспечить необходимые условия для работы должностных лиц контрольного органа и подготовить необходимые документы в соответствии с запросом от 27.12.2022 № 02-06/1316.
В указанном уведомлении нормативно обоснованы положения законодательства, в том числе, основания, по которым ограничение на проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий в 20222023 годах не применяются в отношении осуществления государственного финансового контроля; полномочия КСП Сахалинской области в части проведения финансового контроля; а также правовое основание для проведения проверки в отношении АО «Совхоз Тепличный» как объекта государственного финансового контроля (т.д.1, л.д.73).
В ходе проведения проверки, в связи с неисполнением обществом требования о предоставлении информации, оформленного письмом от 27.12.2022 № 02-06/1316, в адрес АО «Тепличный» контрольным органом направлено письмо от 17.01.2023 года 02-06/47 с просьбой о предоставлении информации и документов за период 2020-2022 годы. При этом перечень необходимых документов приведен в табличном виде, и по содержанию аналогичен сведениям, истребованным в письме от 27.12.2022 № 02-06/1316 (т.д.1, л.д. 76).
В этот же день в адрес общества контрольным органом направлено письмо № 02-06/49, в которым зафиксировано, что по состоянию на 17.01.2023 года на объекте контроля – АО «Совхоз Тепличный» должностным лицам КСП не представлены документы и информация, необходимые для проведения контрольного мероприятия, в связи чем, контрольный орган просил обеспечить представление сведений о лице, осуществляющим руководство, или на которое возложены соответствующие обязанности в период с 16.01.2023, с приложением надлежаще заверенных копий распорядительных документов в случае передачи полномочий (т.д.1, л.д. 79).
При этом, 18.01.2023 в ответ на обращение общества от 12.01.2023 № 35, контрольным органом в адрес общества направлены дополнительные разъяснения в части нормативного обоснования проведения финансового контроля, со ссылкой на положения федерального закона № 248-ФЗ, №
294-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ и полномочий КСП по проверке отдельных вопросов.
По фактам создания препятствий инспекторам и иным сотрудникам аппарата КСП Сахалинской области 18.01.2023 составлен акт, которым зафиксировано непредставление запрашиваемых документов, указанных в письме от 17.01.2023 года № 02-06/47, что является нарушением статьей 16, 18 Закона Сахалинской области «О контрольно - счетной палате Сахалинской области» (т.д.1, л.д.115).
Решением Коллегии контрольно-счетной палаты Сахалинской области (протокол от 26.01.2023 № 2) в связи с непредставлением обществом информации и документов, касающихся отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в ходе контрольного мероприятия, предусмотренного п.8 плана работы контрольно-счетной палаты на 2023 год, председателю КСП предложено подписать и направить в адрес АО «Совхоз Тепличный» предписание (т.д.1, л.д. 72).
Предписанием установлено, что в ходе проведения указанного контрольного мероприятия должностным лицом АО «Совхоз «Тепличный» - генеральным директором Бутковым В.Б. были созданы препятствия для проведения контрольного мероприятия при осуществлении инспекторами и иными сотрудниками аппарата контрольно-счетной палаты Сахалинской области возложенных на них должностных полномочий, выразившиеся в непредставлении в установленном порядке информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольного мероприятия.
Общество предупреждено о том, что указанные действия являются нарушением статей 16, 18 Закона Сахалинской области «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» и влекут за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного и на основании ст. 16 Закона Сахалинской области «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» АО «Совхоз «Тепличный» предписано незамедлительно устранить указанные препятствия для проведения контрольного мероприятия, а также принять меры в отношении должностных лиц, не исполняющих законные требования контрольно-счетной палаты Сахалинской области.
В соответствии со статьей 19 Закона Сахалинской области «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» срок исполнения предписания установлен 10.02.2023.
Не согласившись с предписанием контрольного органа от 26.01.2023 № 02-06/88, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, установлены настоящим Кодексом.
Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия, в том числе по вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон 6- ФЗ, пункт 2 статьи 157).
Бюджетные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (пункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования (пункт 3).
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль в других сферах, установленных, в том числе Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В соответствии с частью 1 статья 2 Федерального закона N 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Целью Федерального закона N 6-ФЗ является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий
контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).
Пунктами 1 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ установлено, что контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет, в том числе следующие основные полномочия: контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении, в том числе организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии с Законом Сахалинской области от 30.06.2011 № 60- ЗО «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» (далее – Закон № 60-ЗО) Контрольно-счетная палата Сахалинской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Сахалинской области, образуется Сахалинской областной Думой и ей подотчетна.
Основные полномочия КСП Сахалинской области определены статьей 9 Закона № 60-ЗО, в том числе, контроль за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль за исполнением областного бюджета Сахалинской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета Сахалинской области, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Сахалинской области, оценка эффективности предоставления налоговых и иных; льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета Сахалинской области, а также оценка законности предоставления государственных гарантии и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств областного бюджета Сахалинской области и имущества, находящегося в
целей
государственной собственности Сахалинской области; оценка
реализуемости, рисков и результатов достижения социально-экономического развития Сахалинской области, предусмотренных документами стратегического планирования Сахалинской области, в пределах компетенции.
Таким образом, полномочия КСП Сахалинской области определены Федеральным законом N 6-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Сахалинской области от 30.06.2011 № 60-ЗО «О контрольно-счетной палате Сахалинской области».
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах; юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц
Как установлено судом и следует из материалов дела, единственным акционером ОА "Совхоз Тепличный» " является Сахалинская область как публично-правовое образование (субъект Российской Федерации), в лице Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской
области, следовательно общество является объектом государственного финансового контроля в силу п.п.1 и 3 статьи 266.1 БК РФ.
Согласно статье 12 Федерального закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.
Планирование деятельности Контрольно-счетной палатой осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений представительного органа, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок включения в планы деятельности контрольно-счетных органов поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 8 плана работы контрольно-счетной палаты Сахалинской области на 2023 год, утвержденным распоряжением контрольно- счетной палаты Сахалинской области от 26.12.2022 № 01-13/8, на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 09.01.2023 № 01-02/2 организовано контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ в части средств, направленных АО «Совхоз «Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года» сроком проведения проверки с 10 января по 31 марта 2023 года, в том числе срок проведения основного этапа проверки определен с 16 января по 23 марта 2023 года. Срок проверки на основании распоряжения от № 01-02/12 продлен до 28.04.2023, в том числе срок основного этапа - до 21.04.2023.
«Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдение условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года». (далее – Программа) –т.д.1, л.д.93.
Предмет контрольного мероприятия (в редакции последующих изменений от 16.01.2023,03.12.2023, 17.03.2023 гг.):
средства областного бюджета, направленные в рамках государственных программ Сахалинской области: «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018- 2025 годы», «Развитие энергетики Сахалинской области», средства АО «Совхоз «Тепличный», подтверждающие исполнение условий финансирования/софинансирования в рамках соглашений (договоров), заключенных с органами исполнительной власти Сахалинской области; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, регламентирующие предоставление и использование средств областного бюджета, направленных АО «Совхоз «Тепличный»; нормативные правовые акты, регламентирующие процессы управления и распоряжения государственным имуществом Сахалинской области; соглашения, договоры, контракты; платежные, финансовые, отчетные и другие документы, подтверждающие получение и использование средств; бухгалтерская и иная отчетность; прочие документы и материалы, имеющие отношение к теме контрольного мероприятия.
В качестве объектов контроля указаны: Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (далее - Сахминсельхозторг), Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее - МИЗО), Акционерно общество «Совхоз «Тепличный» (далее - АО «Совхоз «Тепличный», Общество).
Целями контрольного мероприятия заявлены, в том числе, использование АО «Совхоз Тепличный» средств областных субсидий, влияние средств государственной поддержки на финансовые результаты общества; исполнение мероприятий, реализуемых обществом за счет полученных субсидий от Сахминсельхозторг в рамках государственных программ Сахалинской области, выборочная проверка контрактов (договоров) общества, учет имущества и оборудования, объектов, созданных/смонтированных в целях исполнения мероприятий, целевое и эффективное использование имущества, полученного от министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, использование средств субсидий, полученных от Агентства по труду и занятости Сахалинской области на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, направленных на содействие занятости работников организаций, осуществляющих модернизацию производства.
Период проведения проверки определен в Программе с 16.01.2023 года по 28.04.2023 года.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что АО является участником ряда государственных программ Сахалинской области, в том числе государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 127 (далее - Государственная программа), в частности, основных мероприятий «Стимулирование развития производства сельскохозяйственных культур» подпрограммы № 1 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» и 2.4 «Реализация (комплекса мероприятии по развитию акционерного общества «Совхоз «Тепличный» подпрограммы № 5 «Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства».
Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области является ответственным исполнителем подпрограмм №№ 1 и 5 Программы и главным распорядителем средств областного бюджета, предоставленных участникам названных мероприятии (сельскохозяйственных организаций).
Как следует из Паспорта Государственной программы, она предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей; а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
К приоритетам относятся, в том числе, повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в сфере развития производственного потенциала - мелиорация |земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий, кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.
Целью Программы является обеспечение продовольственной независимости региона в соответствии с параметрами Доктрины, и финансовой устойчивости организаций агропромышленного комплекса Сахалинской области.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм и целевых программ, включенных в Программу: обеспечение населения области конкурентоспособной продукцией растениеводства основных видов местного производства на уровне рекомендуемых рациональных норм потребления; повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет инновационного развития, технического оснащения и привлечения инвестиции; развитие потенциала агропромышленного комплекса
Сахалинской области; создание условий для формирования устойчивого и конкурентоспособного регионального комплекса по производству пищевых продуктов; повышение конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости развития повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства; создание
благоприятной экономической среды, способствующей привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс.
К общим индикаторам (показателям) реализации Государственной программы относятся: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); индекс
производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах); индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах); индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (без рыбоперерабатывающей промышленности) (в сопоставимых ценах); индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства); среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным предприятиям, получающим государственную поддержку); рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидии); индекс производительности труда в сельском хозяйстве; индекс производительности труда в пищевой и перерабатывающей промышленности и иные индикаторы.
Указанные индикаторы (показатели) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и включенных в нее подпрограмм.
Таким образом, как справедливо отмечает контрольный орган, оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей, предусмотренных Программой, невозможна без проведения проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, круг которых определен программой контрольного мероприятия.
Доводы заявителя, со ссылкой на положения статьи 9 закона Сахалинской области № 60-ЗО, согласно которым, общество не согласно с отнесением к объектам контроля органа внешнего государственного финансового контроля в связи с тем, что его имущество является обособленным и находится в его собственности на основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений от 29.12.2012 № 2279-р «Об условиях приватизации государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Совхоз «Тепличный» и оплаты акций, суд признает несостоятельным, по следующим основаниям.
Контрольное мероприятие в отношении заявителя проводилось по вопросу соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет.
В соответствии со статьей 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (п.3 статьи 41 БК РФ).
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета (п.5 сттаьи 41 БК РФ).
Согласно положениям статьи 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся, в том числе, доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Законами Сахалинской области от 19.12.2019 № 124-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», от 23.12.2020 № 94-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов», от 22.12.2021 № 107-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и 2024 годов» от 26.12.2022 № 115-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены прогнозы в каждом финансовом году поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендом по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, главным администратором которых являлось министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Указанными нормативными актами установлено, что данные доходы по коду бюджетной классификации « 1 11 01000 00 0000 120» относятся к доходам с использованием имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по коду бюджетной классификации « 1 11 00000 00 0000 000».
Следовательно, общество является хозяйствующим субъектом, использующим имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности.
С учетом приведенного правового регулирования, доводы заявителя о незаконности отнесения общества, имеющего обособленное имущество к объектам внешнего финансового контроля и проверка его финансово-хозяйственной деятельности, подлежит отклонению в связи с необоснованностью.
В соответствии с частью 3.1. статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ) в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений контрольно-счетных органов, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Судом не установлено нарушений Контрольно-счетной палатой каких-либо прав и законных интересов АО "Совхоз Тепличный" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, нарушений или создания препятствий для их реализации от 26.01.2023 № 02-06/88.
Организация проведения контрольного мероприятия в пределах предоставленных Федеральным законом N 6-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Сахалинской области № 60-ЗО полномочий, не нарушает права и охраняемые законом интересы проверяемого.
Анализ представленных в материалы дела доказательств, в том числе, переписка между контрольным органом и обществом свидетельствует о нежелании общества в целом исполнять требования уполномоченного органа, что, безусловно, свидетельствует о создании препятствий для проведения проверки.
Доводы общества в части представления документов в иные органы, невозможность исполнения предписания в установленные сроки, в связи с большим объемом истребуемых документов, равно как и указание контрольным органом в числе документов необходимых для проверки отдельных отчетов и форм, которые отсутствуют у общества, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого акта, принятого контрольно-счетной палатой в пределах предоставленных полномочий, и в отсутствие нарушения прав и законных интересов проверяемого лица.
Доводы общества о том, что контрольным органом были запрошены документы, предоставленные ранее в ходе контрольных мероприятий, проведенных в 2022 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку в рассматриваемом случае предмет и период проверки отличаются, а кроме того, в 2022 году документы представлялись обществом не в полном объеме, что зафиксировано в акте проверки.
Довод заявителя о нарушении его прав и законных интересов в связи с не размещением информации о контрольном мероприятии во ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» и несогласование проверки с органами прокуратуры основан на ошибочном толковании норм права, по следующим основаниям.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ) предусмотрено согласование в отдельных случаях проведение контрольного мероприятия с органом прокуратуры и создание Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий», правила формирования и ведения которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из п. 8 ч. 4 ст. 2 данного Закона, его положения не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля.
Правоотношения в области организации и осуществления внешнего государственного финансового; контроля регулируются бюджетным законодательством, в том числе Федеральным законом от 07.02.2011 № 6- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Сахалинской области от 30.06.2011 № 60-30 «О контрольно-счетной палате Сахалинской области».
Действующим законодательством, регулирующим правоотношения в области организации и осуществления внешнего государственного финансового контроля, не предусмотрено согласование с органом прокуратуры проведение органом внешнего государственного финансового контроля контрольного мероприятия, а равно внесение сведений Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, созданный реализации отдельных положений Федерального закона № 248- ФЗ.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы ОА "Совхоз Тепличный» не нарушались, не возлагались и не создавались незаконные обязанности, препятствующие в осуществлении его деятельности в экономической сфере, предписание 26.01.2023 года № 02-06/88 принято в компетенции контрольно-счетной палаты Сахалинской области в соответствии с нормами действующего законодательства.
Остальные доводы участников процесса не влияют на исход по данному делу и правового значения для разрешения спора не имеют.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований акционерного общества «Совхоз «Тепличный» к Контрольно-счетной палате Сахалинской области о признании недействительным предписания от 26.01.2023 № 02-06/88, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья Е.М. Александровская
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 21.03.2023 18:52:00
Кому выдана Александровская Елена Марковна