Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-1315/2018
06 сентября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 сентября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 06 сентября 2018 года.
В судебном заседании 30 августа 2018 объявлен перерыв до 04 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мейн" (г. Рязань, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового органа) в банке, а также переводов электронных денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2018, личность установлен на основании предъявленного паспорта,
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 05.06.2018 №2.4-29/13320, личность установлена на основании предъявленного удостоверения.
установил: общество с ограниченной ответственностью "Мейн" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области о признании недействительным, не соответствующим статьям 76, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, решения от 15.11.2017 о приостановлении операций по расчетным счетам заявителя, открытым в ПАО "Промсвязьбанк", а также об обязании принять налоговую декларацию за налоговый период - 23, отчетный год - 2017.
В судебном заседании 16 августа 2018 представитель Общества уточнил требования и просил суд признать недействительными, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), решение о приостановлении операций по расчетным счетам ООО "Мейн", открытым в ПАО "Промсвязьбанк" от 15 ноября 2017 года Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области, как не соответствующее ст.ст. 76, 101 НК РФ, взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области госпошлину в размере 6000 руб. В остальной части от заявленных требований отказывается, последствия отказа известны и понятны.
Суд, руководствуясь ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принял уточнения требований, поскольку указанное процессуальное действие является правом заявителя.
В судебном заседании 30 августа 2018 представитель Общества уточнил требования и просил суд признать недействительными, не соответствующим НК РФ, решение от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового органа) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Суд, руководствуясь ст. 49 АПК РФ, принял уточнения требований, поскольку указанное процессуальное действие является правом заявителя.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Мейн" поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнений.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области требование отклонил.
Из материалов дела следует. 01 ноября 2017 ООО "Мейн" направило в адрес Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области посредством телекоммуникационных каналов связи электронный файл, содержащий декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года (первичный, 23, 2017 год).
Уведомлением от 01.11.2017 налоговая инспекция сообщила об отказе в приеме налоговой декларации, указав, что декларация содержит ошибки и не принята к обработке - не идентифицирован шаблон с кодом документа... ПолОшЭл: КНД, ЗнЭлем: 1151001, Свед: Не идентифицирован шаблон и (или) его декларация (расчет).
13 ноября 2017 Общество направило в адрес инспекции налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года (первичный, 23, 2017 год).
Уведомлением от 14.11.2017 Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области отказала в принятии декларации, указав, что декларация содержит ошибки и не принята к обработке - не идентифицирован шаблон с кодом документа... ПолОшЭл: КНД, ЗнЭлем: 1151001, Свед: Не идентифицирован шаблон и (или) его декларация (расчет).
17 ноября 2017 Общество направило в адрес инспекции налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года (первичный, 23, 2017 год).
Уведомлением от 17.11.2017 инспекция отказала в принятии декларации, указав, что декларация содержит ошибки и не принята к обработке - не идентифицирован шаблон с кодом документа... ПолОшЭл: КНД, ЗнЭлем: 1151001, Свед: Не идентифицирован шаблон и (или) его декларация (расчет).
22 ноября 2017 Общество направило в адрес инспекции налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года (первичный, 23, 2017 год).
Уведомлением от 22.11.2017 инспекция отказала в принятии декларации, указав, что декларация содержит ошибки не - принята к обработке - не идентифицирован шаблон с кодом документа... ПолОшЭл: КНД, ЗнЭлем: 1151001, Свед: Не идентифицирован шаблон и (или) его декларация (расчет).
30 ноября 2017 ООО "Мейн" обратилось в Межрайонную ИФНС России № 2 по Рязанской области с просьбой принять декларацию по НДС за 3 квартал 2017, поскольку она отправлена несколько раз, что подтверждается извещениями о получении декларации по НДС за 3 квартал 2017 и с просьбой рассмотреть проблему непринятия декларации: код ошибки не идентифицирован шаблон с кодом документа.
Ответа на данное обращение со стороны налогового органа не поступило.
15.11.2017 Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области вынесла решение № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового органа) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
09 января 2018 Общество обратилось с жалобой в Управление ФНС по Рязанской области на действия и решение инспекции.
В ответ на данное обращение Управление ФНС по Рязанской области сообщило Обществу о том, что 07.02.2018 декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года принята Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области, вынесено решение от 14.02.2018 № 209795 об отмене решения от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
07.02.2018 Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области принята первичная декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
Решением Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области от 14.02.2018 № 209795 отменено решение от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Поскольку решение от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового органа) в банке, а также переводов электронных денежных средств, в период его действия нарушали права Общества, заявитель обратился в суд с заявлением о признании их недействительным (с учетом уточнений).
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Обществом требование подлежит удовлетворению. Производство по делу в части требования Общества к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области об обязании принять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, следует прекратить. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы налоговые декларации установлена статьей 80 НК РФ.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно пункту 213 приказа Минфина России от 02.07.2012 № 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе, в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (далее - Административный регламент) при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя; формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю; проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента.
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет); отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю (пункт 214 Административного регламента).
В пункте 28 Административного регламента установлены следующие основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета): отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Как следует из материалов дел, 01 ноября 2017 ООО "Мейн" направило в адрес Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области посредством телекоммуникационных каналов связи электронный файл, содержащий декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года (первичный, 23, 2017 год).
Уведомлением от 01.11.2017 налоговая инспекция сообщила об отказе в приеме налоговой декларации, указав, что декларация содержит ошибки и не принята к обработке - не идентифицирован шаблон с кодом документа... ПолОшЭл: КНД, ЗнЭлем: 1151001, Свед: Не идентифицирован шаблон и (или) его декларация (расчет).
При этом представленные 13.11.2017, 17.11.2017 и 22.11.2017 декларации также не были приняты налоговым органом по следующим причинам: декларация содержит ошибки и не принята к обработке - не идентифицирован шаблон с кодом документа... ПолОшЭл: КНД, ЗнЭлем: 1151001, Свед: Не идентифицирован шаблон и (или) его декларация (расчет).
Вместе с тем положениями Административного регламента не предусмотрены приведенные основания для непринятия налоговой декларации.
При таких обстоятельствах обязанность налогоплательщика по представлению налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года следует считать исполненной в срок.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.
Согласно подпункту 2 пункта 11 статьи 76 НК РФ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.
Как следует из материалов дела, 15.11.2017 Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области вынесла решение № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового органа) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Основанием принятия такого решения указано непредставление Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
В дальнейшем 07.02.2018 декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года принята Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области, вынесено решение от 14.02.2018 № 209795 об отмене решения от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
В судебном заседании представитель инспекции не опроверг довод Общества о представлении налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года в установленный НК РФ срок.
Следовательно, решение от 15.11.2017 Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области вынесла решение № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового органа) в банке, а также переводов электронных денежных средств, является незаконным и необоснованным.
Ссылка налогового органа на отмену оспариваемого решения на основании решения инспекции от 14.02.2018 № 209795, судом не может быть принята во внимание ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного акта, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц проверяется судом на момент их принятия.
В абзаце 2 пункта 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Таким образом, при оспаривании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, либо должностного лица, арбитражный суд в любом случае обязан рассмотреть заявленные требования по существу, вне зависимости от того, отменен ли оспариваемый ненормативный правовой акт либо продолжает свое действие.
Оспариваемым решением были нарушены права и законные интересы заявителя: Общество было лишено возможности осуществлять расходные операции по счетам в период с 15.11.2017 (дата приостановления операций по счетам) по 14.02.2018 (дата принятия решения об отмене приостановления), производить расчеты с контрагентами и выполнить договорные обязательства. Принятые инспекцией обеспечительные меры препятствовали и поступлению на счет платежей от контрагентов, поскольку последние в этом случае не могли быть использованы Обществом.
В указанной связи оспариваемое решение инспекции не соответствует нормам НК РФ и нарушало права и законные интересы налогоплательщика.
В этой связи решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового органа) в банке, а также переводов электронных денежных средств, следует признать незаконным.
Поскольку решением инспекции от 14.02.2018 № 209795 отменено решение от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, основания для обязания налогового органа в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить нарушения прав Общества у суда отсутствуют.
Общество обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области о признании недействительным, не соответствующим статьям 76, 101 НК РФ, решения от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по расчетным счетам заявителя, открытым в ПАО "Промсвязьбанк", а также об обязании принять налоговую декларацию за налоговый период - 23, отчетный год - 2017.
В судебном заседании 16 августа 2018 представитель Общества уточнил требования и просил суд признать недействительными, не соответствующим НК РФ, решение о приостановлении операций по расчетным счетам ООО "Мейн" открытым в ПАО "Промсвязьбанк" от 15 ноября 2017 года Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области, как не соответствующее ст.ст. 76, 101 НК РФ, взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области госпошлину в размере 6000 руб. В остальной части от заявленных требований отказался.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд приходит к выводу, что отказ заявителя от требований не нарушает законные права и интересы других лиц.
Учитывая те обстоятельства, что Общество заявило отказ от части требований, отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, арбитражный суд считает необходимым принять отказ от части заявленных требований.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Поскольку отказ от заявления принят арбитражным судом, производство по делу №А54-1315/2018 в части требования ООО "Мейн" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области об обязании принять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, следует прекратить.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С инспекции в пользу ООО "Мейн" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Излишне перечисленная по платежному поручению от 05.12.2017 № 1273 государственная пошлина в размере 3000 руб. на основании статьи 104 АПК РФ подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
1. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) от 15.11.2017 № 41779 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового органа) в банке, а также переводов электронных денежных средств, проверенное на соответствие положениям Налогового кодекса Российской Федерации, признать незаконным.
2. Производство по делу № А54-1315/2018 в части требования общества с ограниченной ответственностью "Мейн" (<...>, этаж 2, офис 4; ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) об обязании принять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, прекратить.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мейн" (<...>, этаж 2, офис 4; ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
4. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мейн" (<...>, этаж 2, офис 4; ОГРН <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 3000 руб., излишне перечисленную по платежному поручению от 05.12.2017 № 1273.
5. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья И.А. Стрельникова