ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-2892/2020
30 июня 2020 года
В судебном заседании 29 июня 2020 года объявлялся перерыв до 30 июня 2020 года.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 июня 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шишкова Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Московского района г. Рязани (г. Рязань)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ноябрь" (ОГРН 1126324005829, г. Ульяновск),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Рязанской области (г. Рязань),
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от административного органа: Полежаева И.А., представитель по доверенности от 25.05.2020 №30-2020, личность установлена на основании предъявленного служебного удостоверения;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Малыгина А.С., представитель по доверенности от 25.05.2020 №13, личность установлена на основании предъявленного паспорта (в судебном заседании 29.06.2020);
от третьего лица: Баландина М.А., представитель по доверенности от 22.06.2020 №8, личность установлена на основании предъявленного удостоверения адвоката; Скакунова Н.Н., временный исполняющий обязанности руководителя, (доверенность от 22.06.2020 №9), личность установлена на основании предъявленного служебного удостоверения (в судебном заседании 30.06.2020);
установил: прокурор Московского района г. Рязани обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ноябрь" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 07.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Рязанской области.
Представитель прокуратуры поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель общества в судебном заседании 29.06.2020 возражала относительно заявленного требования, указав на отсутствие вменяемого правонарушения и соблюдение обществом порядка формирования отпускной цены жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП).
Представитель третьего лица придерживается правовой позиции прокуратуры.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района, во исполнение поручения прокуратуры области, с привлечением специалистов Территориального органа Росздравнадзора по Рязанской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере формирования цен на лекарственные средства в условиях распространяющейся в стране новой коронавирусной инфекции.
Проверка проведена в отношении фармацевтической организации - общества с ограниченной ответственностью "Ноябрь" по адресу осуществления фармацевтической деятельности: Рязанская область, г. Рязань, ул. Октябрьская, д.21/1, пом. Н4, в присутствии заместителя заведующей аптеки Лукашиной (Белухиной) О.С.
В ходе проверки установлено, что ООО "Ноябрь" осуществляет фармацевтическую деятельность по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Октябрьская, д.21/1, пом. Н4. Данное нежилое помещение принадлежит обществу на основании свидетельства о государственной регистрации права 62-МД № 880074.
ООО "Ноябрь" осуществляет фармацевтическую деятельность в соответствии с лицензией от 24.03.2020 № ЛО-58-02-001501, выданной Министерством здравоохранения Пензенской области, сроком бессрочно.
07.04.2020 в 09 час. 15 мин. установлено, что в реализации общества находился лекарственный препарат "Арбидол", капс. 100 мг, уп. пачка картонная № 10 (производитель: ОАО "Фармастандарт Лексредства", штрихкод 4601669004581, серия 310818), розничная цена которого составляла 294 руб. 80 коп.
ООО "Ноябрь" закупило у АО "Фармперспектива" лекарственные препараты, в том числе "Арбидол", капс. 100 мг, уп. пачка картонная № 10 в количестве 2 шт. за 481 руб. 21 коп. с НДС, то есть за 240 руб. 60 коп. за 1 шт., что подтверждается счетом-фактурой № ФПОн387627 от 01.04.2020 (том 1 л.д. 30-100).
По состоянию на 15.07.2019 зарегистрированная цена на лекарственный препарат "Арбидол" капсулы, 100 мг. 10 шт., согласно государственному реестру цен на ЖНВЛП составила 202 руб. 36 коп.
Согласно расчету административного органа максимальная розничная цена спорного лекарственного препарата составляет 287 руб. 14 коп.
По мнению прокуратуры, ООО "Ноябрь" осуществило розничную торговлю лекарственного препарата "Арбидол", капс 100 мг, уп. пачка картонная № 10 с превышением предельно допустимой розничной цены на лекарственный препарат включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 7 руб. 60 коп.
Также, ООО "Ноябрь" в протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП № ФПОн387627 от 01.04.2020 (том 1 л.д. 101-104) указало зарегистрированную предельную отпускную цену, установленную производителем на лекарственные препараты, в том числе на "Арбидол" капс. 100 мг, упаковка картонная пачка №10 - 198 руб. 72 коп. Указанная цена не соответствует информации фактической отпускной цены, установленной организацией розничной торговли размеру розничной цены на лекарственный препарат при отпуске из аптеки.
Вышеперечисленные нарушения, по мнению административного органа, являются нарушением подпункта "г" п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081.
Уведомлением от 14.04.2020 №10-40в-20 представитель общества приглашался в прокуратуру для возбуждения в отношении ООО "Ноябрь" дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 119). Указанное уведомление вручено фармацевту аптеки 15.04.2020. Также уведомление направлено телеграммой по юридическому адресу общества (том 1 л.д. 120-121).
Общество заявило ходатайство о переносе даты возбуждения дела на 22.04.2020 (том 1 л.д. 122).
Уведомлением от 21.04.2020 №10-40в-20 законный представитель общества приглашалось в прокуратуру на 22.04.2020 (том 1 л.д. 123-124), которое направлено обществу по электронной почте.
22 апреля 2020 года заместителем прокурора Московского района г. Рязани в присутствии представителя общества Кадыровой О.И., действующей на основании доверенности от 15.04.2020, вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Ноябрь" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 11-15). В объяснениях представитель общества указала на соблюдения порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП, а также на то, что общество является плательщиком ЕНВД.
С целью привлечения ООО "Ноябрь" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор Московского района г. Рязани обратился в арбитражный суд.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать. При этом суд исходит из следующего.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с названным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (часть 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение № 1081).
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения № 1081 лицензионными требованиями является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Отношения, возникающие в связи с обращением, в том числе с реализацией лекарственных средств на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон № 61-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона № 61-ФЗ установленные производителями лекарственных препаратов предельные отпускные цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат государственной регистрации.
На основании части 2 статьи 63 Закона № 61-ФЗ организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" утверждены Правила государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Правила регистрации № 865), Правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Правила ведения реестра № 865) и Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации (далее - Правила установления надбавок № 865).
Согласно пункту 2 Правил установления надбавок № 865 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 3 Правил установления надбавок № 865 предусмотрено, что под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).
Сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации (пункт 4 Правил установления надбавок № 865).
В соответствии с пунктом 5 Правил установления надбавок № 865 размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
При этом в силу пункта 7 Правил установления надбавок № 865 формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), утвержденной Приказом ФСТ России от 11.12.2009 № 442-а, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП устанавливаются в процентах, дифференцированных в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей субъекта Российской Федерации.
Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 20.12.2011 № 488 "Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" установлены предельно оптовые и предельные розничные надбавки на лекарственные средства.
В соответствии с данным постановлением для лекарственных средств, стоимость которых свыше 50 руб. до 500 руб. включительно размер предельной оптовой надбавки составляет 14%, а размер предельно розничной надбавки составляет 23%.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" Арбидол (умифеновир) включен в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения на 2020 год.
С учетом приведенных выше норм реализация данного лекарственного препарата, не может превышать цену, равную сумме: 1) фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены: 2) предельного размера оптовой надбавки; 3) предельного размера розничной надбавки, установленной в субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на реализации общества 07.04.2020 находился лекарственный препарат "Арбидол", капс. 100 мг, уп. пачка картонная № 10 (производитель: ОАО "Фармастандарт Лексредства", штрихкод 4601669004581, серия 310818), розничная цена которого составляла 294 руб. 80 коп.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации (http://grls.rosminzdrav.ru) по состоянию на 15.07.2019 зарегистрированная цена на лекарственный препарат "Арбидол" капсулы, 100 мг. 10 шт. составила 202 руб. 36 коп. без НДС.
Согласно статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации организации оптовой торговли лекарственными препаратами, применяющие общую систему налогообложения, начисляют налог на добавленную стоимость (далее - НДС) поверх примененной ими оптовой надбавки, так как налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, что предусматривает необходимость начисления налога на добавленную стоимость непосредственно на отпускную цену поверх оптовой надбавки.
Судом установлено, что обществом приобретен спорный лекарственный препарат у организации оптовой торговли - АО "Фармперспектива", являющего плательщиком НДС, что подтверждается счетом-фактурой № ФПОн387627 от 01.04.2020 (том 1 л.д. 30-100).
ООО "Ноябрь" исходя из протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, № ФПОн387627 от 01.04.2020 (том 1 л.д. 101-104), объяснения представителя общества, данных при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, и дополнений, представленных 30.06.2020, является плательщиком ЕНВД.
С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что организациям оптовой торговли, находящимся на общей системе налогообложения (то есть являющимся плательщиками НДС), необходимо формировать отпускную цену на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП без НДС (если поставщик ЖНВЛП является плательщиком ЕНВД или находится на УСН, то есть не является плательщиком НДС - фактическую цену приобретения ЖНВЛП у такого поставщика), надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте Российской Федерации для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС, и налог на добавленную стоимость, исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки.
Указанные выводы согласуются с позицией ФАС России по вопросу порядка применения надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, в зависимости от применяемых хозяйствующими субъектами, участвующими в цепи реализации соответствующего лекарственного препарата, систем налогообложения размещена на официальном сайте ФАС России (http://fas.gov.ru/) в разделе "Направления деятельности" - "Тарифное регулирование" - "Лекарственные средства" - "Разъяснения", публикация от 20.10.2015 "Об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП" и от 09.11.2015 "О порядке формирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП организациями, находящимися на общей системе налогообложения и организациями, находящимися на УСН или являющимися плательщиками ЕНВД".
Согласно протоколу согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, № ФПОн387627 от 01.04.2020 (том 1 л.д. 101-104) оптовой организацией АО "Фармперспектива" указана фактическая отпускная цена, установленная производителем, - 191 руб. 88 коп. без НДС, с НДС - 211 руб. 07 коп. Фактическая цена приобретения спорного лекарства по счету-фактуре № ФПОн387627 от 01.04.2020 (том 1 л.д. 30-100) составляет 240 руб. 60 коп. с НДС за 1 шт.
Таким образом, предельный размер надбавки организацией розничной торговли, применяющей ЕНВД, может составлять 44 руб. 13 коп., то есть реализоваться спорный препарат мог по цене 284 руб. 73 коп. Фактическая реализация лекарственного препарата "Арбидол", капс. 100 мг, уп. пачка картонная № 10 (производитель: ОАО "Фармастандарт Лексредства", штрихкод 4601669004581, серия 310818) осуществлялась ООО "Ноябрь" на момент проверки по цене 294 руб. 80 коп., что превышает предельный размер розничной цены на 10 руб. 07 коп.
При этом довод общества о фактическом изменении в последующем оптовой цены спорного препарат судом не принимается во внимание, поскольку формирование цены розничной реализации ЖНВЛП осуществляется непосредственно от фактической отпускной цены производителя и оптовой цены, указанной в соответствующем счете-фактуре и протоколе согласования цены.
С учетом изложенного, общество формировало отпускную цену на ЖНВЛП с нарушением требований пунктов 5, 7 Правил от 29.10.2010 № 865, что, в свою очередь, является нарушением требований подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании № 1081 и признается грубым нарушением лицензионных требований в силу пункта 6 Положения о лицензировании № 1081, в связи с этим прокуратура обосновано пришла к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Общество, имея лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и допустив грубые нарушения лицензируемого вида деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в несоблюдении требований действующего законодательства к осуществляемой лицензионной деятельности.
Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, общество не приняло необходимых мер к их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На момент рассмотрения дела трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Суд, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку затрагиваются права потребителей на доступность к лекарственным средствам, включенным в список ЖНВЛП.
Довод об отсутствии у Территориального органа Росздравнадзора полномочий по осуществлению надзора за формированием цены на ЖНВЛП, судом отклоняется, поскольку проверка проводилась непосредственно прокуратурой с привлечением специалистов тероргана, которые в силу п. 5.2.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" уполномочены осуществлять мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
При таких обстоятельствах и с учетом отсутствия доказательств привлечения ранее общества к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, арбитражный суд считает возможным назначить ООО "Ноябрь" административное наказание по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере 30000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Ноябрь" (ОГРН 1126324005829, ИНН 6324029956, 432067, г. Ульяновск, проспект Ульяновский, д. 11, ком. 95, зарегистрированное в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска 01.12.2015) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить обществу с ограниченной ответственностью "Ноябрь" (ОГРН 1126324005829, ИНН 6324029956, 432067, г. Ульяновск, проспект Ульяновский, д. 11, ком. 95, зарегистрированное в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска 01.12.2015) административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. для зачисления по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа - УФК по Рязанской области (Прокуратура Рязанской области)
КПП 623401001, ИНН 6231010247, ОКТМО 61701000
Номер счета получателя платежа - 40101810400000010008 в РКЦ ГУ Банка России по Рязанской области в г. Рязань
БИК 046126001, КБК 11690020020000140
Наименование платежа - штраф.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующим в деле лицам разъясняется, что решение будет выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной электронно-цифровой подписей. В связи с этим на основании части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Ю.М. Шишков