ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-5079/2017
19 февраля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании февраля 2018 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2018 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр социальных выплат Рязанской области" (ОГРН 1116234002829, г. Рязань) к Управлению Федерального казначейства по Рязанской области (ОГРН 1026201262394, г. Рязань), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление социальной защиты населения Рязанской области (г. Рязань), Министерства социальной защиты населения Рязанской области (г. Рязань),
о признании недействительными представления от 11.07.2017 № 59-22-11/2616 и предписания от 11.07.2017 №59-22-11/2616,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тимошенко Т.Е. - представитель по доверенности от 11.01.2018; Короткова С.Н. - представитель по доверенности от 11.01.2018; Ильина Н.В. - представитель по доверенности от 11.01.2018;
от ответчика: Седнева Т.А. - представитель по доверенности от 30.11.2017; Байлярова И.Н. - представитель по доверенности от 30.10.2017; Кашурникова Т.В. - представитель по доверенности от 09.01.2018;
от третьих лиц:
- Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление социальной защиты населения Рязанской области: не явились, извещены надлежащим образом,
- Министерства социальной защиты населения Рязанской области: не явились, извещены надлежащим образом,
установил: Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр социальных выплат Рязанской области" (далее - ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области", Центр, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Рязанской области (далее - УФК по Рязанской области, ответчик) о признании недействительными представления от 11.07.2017 № 59-22-11/2616 и предписания от 11.07.2017 № 59-22-11/2616.
Определением арбитражного суда от 07.08.2017 заявление принято к производству.
Определением арбитражного суда от 09.10.2017 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Рязанской области.
Представители заявителя в судебном заседании вышеуказанные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал, указал, что проведение Центром выплатного процесса в автоматизированной системе "Адресная социальная помощь", само по себе, без осуществления надлежащего бухгалтерского учета, не обеспечивает соблюдение требований пункта 4 Инструкции № 157н, предусматривающего формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям, а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводилось в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на заявление ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" доводы заявителя, изложенные в заявлении и дополнениях к нему, поддержало, указало, что на основании Устава, постановления Правительства Рязанской области от 29.12.2014 № 416 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Рязанской области в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения", Порядка направления и расходования средств, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 20.01.2005 № 12, ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" с 01.01.2015 наделено полномочиями по принятию решений о назначении (отказе в назначении) мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также производит расчет по указанной выплате. При этом ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" лишь осуществляет выплату, то есть выполняет функции технического характера после уже принятия решения Управлением. Таким образом, ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" полагает, что самостоятельное принятие ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" решения о выплатах гражданам вышеуказанных мер социальной поддержки повлечет нарушение законодательства. ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" указало, что своевременной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт семье Балыкина М.Д. не произведено в связи с непредставлением МП "КВЦ г. Рязани", а также Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области сведений об оплате, произведенной семьей Балыкина М.Д. Причины невыплаты семье Гаврилина Е.А. компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в объеме, установленном действующим законодательством, послужил технический сбой в автоматизированной системе "Адресная социальная помощь".
Министерство социальной защиты населения Рязанской области в отзыве на заявление доводы заявителя, изложенные в заявлении и дополнениях к нему, поддержало в полном объеме.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее:
19 апреля 2017 года УФК по Рязанской области издан приказ № 67-о/д о проведении в ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" плановой выездной проверки использования средств из федерального бюджета, предоставленных бюджету Рязанской области на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категория граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 (т. 3, л.д. 17-19).
С указанным приказом ознакомлен директор ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области", о чем свидетельствует его личная подпись, проставленная в приказе.
Результаты плановой выездной проверки зафиксированы в акте от 01.06.2017 (т. 3, л.д. 30-91).
ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" представило возражения на акт плановой выездной проверки (т. 3, л.д. 178-183).
Результаты контрольного мероприятия, а также возражения ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" рассмотрены на заседании контрольной комиссии УФК по Рязанской области с участием представителей заявителя, состоявшемся 28.06.2017 (т. 3, л.д. 184-189).
По итогам рассмотрения результатов контрольного мероприятия, с учетом рекомендаций контрольной комиссии, руководителем УФК по Рязанской области принято решение о направлении предписания и представления объекту контроля (т. 3, л.д. 190-191).
На основании фактов, установленных в ходе проверки, ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" выдано предписание от 11.07.2017 № 59-22-11/2617, в котором указаны следующие нарушения:
1) в бюджетном учете и финансовой отчетности отсутствовала задолженность, не востребованная 4084 гражданами - получателями социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за прошлые 2010-2015 годы, возвращенная в доход федерального бюджета в 2016 году;
2) в 2016 году семье, имеющей ребенка-инвалида Балыкина М.Д., не предоставлена социальная поддержка на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
3) в 2016 году семье, имеющей ребенка-инвалида Гаврилина Е.А., не предоставлялась социальная поддержка на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на второго родителя, а именно его отца - Гаврилина А.Н.;
4) в бюджетном учете и финансовой отчетности не числилась переплата с 2013 года, перечисленная Васильевой И.А. - матери бывшего ребенка-инвалида;
5) по состоянию на 01.01.2017 невыплата Абдурахмановой Н.М. - матери двух детей-инвалидов с 01.03.2016 не числилась по данным бухгалтерского учета.
Данным предписанием на ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" возложена обязанность:
- предусмотреть в учетной политике до 01.08.2017 применение забалансового счета 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами";
- восстановить в учете до 01.08.2017 на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами" на 01.01.2017 задолженность перед 4084 гражданами-получателями мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 3922143,20 руб., в том числе по годам её формирования и принять меры для выплаты им этой суммы;
- выплатить до 01.08.2017 ежемесячные выплаты за 2016 год по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах двум семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе семье ребенка-инвалида Балыкина М.Д. в сумме 1944 руб., семье ребенка-инвалида Гаврилина Е.А. в сумме 918 руб.;
- принять меры по восстановлению до 01.08.2017 дебиторской задолженности и возврату в доход федерального бюджета переплаты в сумме 150,28 руб., перечисленной Центром в 2013 году Васильевой И.А.;
- восстановить в учете до 01.08.2017 на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами" задолженность в сумме 351,02 руб., образовавшаяся с 01.03.2016 на 01.01.2017 перед Абдурахмановой Н.М. - матерью двух дочерей-инвалидов, и принять меры для выплаты ей этой суммы.
11 июля 2017 года УФК по Рязанской области вынесено представление № 59-22-11/2616 по следующим нарушениям:
1) отсутствие в бюджетном учете и неотражение в финансовой отчетности на 01.01.2016 задолженности, невостребованной одиннадцатью гражданами-получателями мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за прошлые периоды (2010, 2011, 2014, 2015 годы), выплаченной им в 2016 году;
2) отсутствие в бюджетном учете и неотражение в финансовой отчетности по состоянию на 1 января 2016 года задолженности за 2013-2015 годы, невостребованной двадцатью одним гражданином-получателем мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплаченной после их смерти наследникам (т. 3, л.д.192-195).
Указанным представлением ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" предложено рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения: осуществлять учет задолженности ранее невыплаченных сумм на основе данных Журналов выплаты по заявлению из программного обеспечения "Адресная социальная помощь", в том числе по годам их формирования.
ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области", не согласившись с вынесенными представлением от 11.07.2017 № 59-22-11/2616 и предписанием от 11.07.2017 № 59-22-11/2617, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных норм следует, что действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными лишь при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и 2) нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что бремя доказывания факта нарушения прав и интересов лежит не заявителе.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно статье 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при санкционировании операций являются:
контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Во исполнение требований пункта 3 статьи 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила № 1092).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Правил № 1092, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Контроль в финансово-бюджетной сфере осуществляется, в числе иных, должностными лицами территориальных органов Федерального казначейства (пункт 9 Правил № 1092).
Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок (пункт 3 Правил 1092).
В силу части 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Частью 3 этой же статьи установлено, что под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Арбитражным судом установлено, что ответчиком на основании приказа от 19.04.2017 № 67-о/д проведена плановая выездная проверка на предмет использования ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" средств из федерального бюджета, предоставленных бюджету Рязанской области на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категория граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 (т. 3, л.д. 17-19).
ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" создано по распоряжению Правительства Рязанской области от 17.03.2011 № 85-р, действует на основании Устава, утвержденного совместным приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и Министерства социальной защиты Рязанской области от 02.11.2015 № 555-р/54.
Центр обеспечивает осуществление функций по реализации переданных Российской Федерацией государственных полномочий, заключающихся в предоставлении мер социальной поддержки в части выплаты.
Полномочия Центра в рамках предоставления указанных мер социальной поддержки изложены в Порядке направления и расходования средств, связанных с реализацией Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (кроме статей 20 и 22), Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 № 3061-1), Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федерального закона от 10.01. 2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденном постановлением Правительства Рязанской области от 20.01.2005 № 12.
По результатам плановая выездная проверка Центру выдано представление от 11.07.2017 № 59-22-11/2616 и предписание от 11.07.2017 №59-22-11/2616.
Согласно оспариваемому предписанию Центром допущено нарушение пунктов 3, 4 и 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, абзаца 21 пункта 102 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.
Согласно пункту 1 предписания Центром в бюджетном учете и финансовой отчетности не отражена задолженность, не востребованная 4084 гражданами-получателями социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за прошлые 2010-2015 годы, возвращенная в доход федерального бюджета в 2016 году. Нарушение в денежном выражении составило 3922143,20 руб.
Обязательные общие требования к учету государственными учреждениями обязательств и операций их изменяющих на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией № 157н каждый субъект учета самостоятельно формирует свою учетную политику.
Пунктом 6 Инструкции № 157н определены требования к актам субъекта учета при установлении учетной политики.
Субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией № 157н, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.
В соответствии с нормами бюджетного законодательства в Центре приказом от 31.12.2015 № 142 (с последними изменениями от 26.08.2016 года № 24) утверждена Учетная политика по организации и ведению бюджетного учета по осуществлению функций получателя средств областного бюджета, администратора доходов областного бюджета, администратора источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - Учетная политика).
Пунктом 2 раздела 3 Учетной политики установлено, что в соответствии с требованиями пункта 102 Инструкции 162н (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению") суммы выплаты пособий и других социальных выплат отражаются в бухгалтерском учете по счету 1 302.62 (63). Бухгалтерский учет операций по выплате пособий и других социальных выплат ведется в разрезе организаций, осуществляющих доставку по выбору получателей через:
- почтовые отделения связи;
- на счета получателей пособий и других социальных выплат, открытые в кредитных учреждениях.
Таким образом, Центр, исполняя полномочия по выплате денежных средств гражданам-получателям мер социальной поддержки, осуществляет учет расчетов по исполнению денежных обязательств в рамках договоров, заключенных с отделениями Почты России.
Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов (далее - Порядок кассового обслуживания).
Согласно пункту 2.5.6 данного Порядка кассового обслуживания, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) на счет № 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 09.06.2008 № 91 органом, уполномоченным в сфере социальной защиты населения на территории Рязанской области, является Министерство социальной защиты населения Рязанской области (получатель бюджетных средств).
Как следует из материалов дела, денежные средства в сумме 3922143,20 руб. учтены Центром в финансовом результате 2015 года (счет 401 20 262). Указанная сумма отражена в балансе на 01.01.2016, как дебиторская задолженность (счет 206 62) и финансовый результат деятельности прошлых отчетных периодов (счет 401 30 000).
Поскольку Центром осуществляется деятельность в части выплаты населению средств социальной поддержки, согласно учетной политике Центра, предусматривающей учет расчетов по исполнению денежных обязательств в рамках договоров с отделениями Почты России, денежные средства в сумме 3922143,20 руб. являются задолженностью Центра непосредственно перед почтовыми отделениями, в связи с чем, они учтены Центром именно в качестве дебиторской задолженности перед почтовыми отделениями.
Вместе с тем, согласно акту проверки в качестве нарушения Центру вменено отсутствие учета задолженности перед гражданами, а также излишне уплаченных гражданам денежных средств на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами".
Вместе с тем, ведение бухгалтерского и бюджетного учета непосредственно в отношении конкретным гражданам не входит в компетенцию Центра.
Судом установлено, что в своей деятельности Центр использует технические ресурсы (системы) в соответствии с указаниями Министерства социальной защиты.
В силу положений Устава указания и поручения Министерства социальной защиты населения Рязанской области являются для Центра обязательными для исполнения.
В соответствии с приказом Министерства от 11.04.2014 № 82-АХ "Об утверждении порядка предоставления доступа к информационным ресурсам министерства социальной защиты населения Рязанской области" информационные ресурсы (системы) Министерства включают в себя весь перечень используемых Министерством программных продуктов (предоставить приказы за более ранний период не представляется возможным, в связи с истечением установленного срока хранения данных документов). Данный приказ регламентирует порядок предоставления доступа подведомственным учреждениям к информационным ресурсам Министерства. Согласно приложению № 1 к данному приказу автоматизированная система "Адресная социальная помощь" входит в перечень используемых Министерством программных продуктов.
Согласно инструкции по работе в данном программном обеспечении "Адресная социальная помощь" предназначена для автоматизации работ специалистов, занимающихся адресной социальной поддержкой различных слоев населения района (региона). Система позволяет создать региональный банк данных с разнообразной информацией о гражданах региона. В системе отражены методы и приемы работы, принятые в органах социальной защиты на муниципальном и региональном уровнях.
Разработанные алгоритмы распределения социальной помощи, услуг, льгот, социальных выплат (пособия, субсидии, компенсации и пр.) основываются на федеральном, региональном, муниципальном социальном законодательстве.
В соответствии с письмом Министерства от 30.05.2011 № НР/13-3311 технологическое обеспечение выплатного процесса Центр обязан производить в автоматизированных системах "Адресная социальная помощь", "Автоматизированная система выплат".
Как указало Министерство социальной защиты в отзыве на заявление, данное программное обеспечение позволяет не только организовать систему единого учета граждан, обращающихся в органы социальной защиты и производить ежемесячное начисление и выплату социальных пособий, но и производить адресное распределение и учет финансовой и натуральной социальной помощи. Кроме того, данный программный продукт позволяет формировать отчеты по заданным параметрам, выполнять аналитические расчеты.
Автоматизированная система "Адресная социальная помощь" обеспечивает не только централизованный учет по гражданам-получателям, но и учет денежных средств, подлежащих к выплате (в том числе и учет задолженности перед гражданами).
Судом установлено, что на основании распоряжения Правительства Рязанской области от 09.10.2014 № 468-р функции по предоставлению мер социальной поддержки в части назначения социальных выплат представлены ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области".
Непосредственно выплатной процесс осуществляется на основании сведений, внесенных районными отделами РКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" в программное обеспечение "Адресная социальная помощь".
Таким образом, именно Управление ведет учет по гражданам в программном обеспечении "Адресная социальная помощь", а Центр ведет учет денежных средств в разрезе организаций, осуществляющих доставку выплат в программном продукте "1С: Бухгалтерия для государственных учреждений" и осуществляет технологическое обеспечение выплатного процесса в автоматизированной системе "Адресная социальная помощь".
УФК по Рязанской области в своем отзыве от 10.01.2018 указывает, что Центр не является стороной представленных в материалы дела государственных контрактов (от 17.09.2008, 13.01.2016, 22.08.2016) на оказание услуг по сопровождению программного обеспечения "Адресная социальная помощь".
Вместе с тем, все права по использованию автоматизированной системы "Адресная социальная помощь" принадлежат именно Министерству.
При предоставлении доступа к автоматизированной системе "Адресная социальная помощь" Министерство сохраняет за собой все права и обязанности по контракту, а Центр (как подведомственное учреждение) на основании приказа Министерства от 11.04.2014 № 82-АХ "Об утверждении порядка предоставления доступа к информационным ресурсам министерства социальной защиты населения Рязанской области" использует данный информационный ресурс в целях обеспечения выплатного процесса.
Таким образом, являясь учреждением, подотчетным Министерству социальной защиты Рязанской области, в своей деятельности Центр обязан использовать технические ресурсы (системы) в соответствии с указаниями Министерства.
Программное обеспечение "Адресная социальная помощь" позволяет осуществлять функции, которые аналогичны, в части учета задолженности перед гражданами-получателями, функциям программного продукта "1С: Бухгалтерия для государственных учреждений", так и содержит более широкий комплекс функций, чем "1С: Бухгалтерия для государственных учреждений", который позволяет производить расчет денежных средств, подлежащих к выплате гражданам-получателям.
В данном случае Центр осуществляет выплату на основании сведений, предоставленных Управлением социальной защиты, так как именно Управление принимает меры социальной поддержки в части определения права гражданина на меры социальной поддержки, сроков ее предоставления, размера выплаты, то есть ведет учет по гражданам в программном обеспечении адресная социальная помощь".
Кроме того, из пояснений Центра и представленных им доказательств следует, что при поступлении из почтовых отделений информации о недополученных гражданами денежных средствах, указанные сведения специалистами Центра вносятся в программное обеспечение "Адресная социальная помощь" в разрезе граждан-получателей.
По результатам введения неоплаты в программе "Адресная социальная помощь" формируется сводный список граждан, имеющих недополученные денежные средства, за соответствующий месяц.
На основании указанного списка и неоплаченных почтовых поручений выплатной отдел формирует предварительный акт сверки и предоставляет его в бухгалтерию Центра.
Бухгалтерия на основании предоставленных документов составляет сводный акт сверки с УФПС Рязанской области с целью подтверждения их задолженности.
Бухгалтерский учет операций по выплате пособий и других социальных выплат ведется в разрезе организаций, осуществляющих доставку.
Денежные средства, подлежащие к выплате, перечисляются УФПС Рязанской области как аванс и учитываются в бухгалтерском учете как дебиторская задолженность за УФПС Рязанской области. На основании вышеуказанного сводного акта сверки неполученные гражданами денежные средства возвращаются на лицевой счет Центра в качестве возврата дебиторской задолженности для перечисления в доход бюджета.
Бухгалтерский учет в Центре ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения (установления переплаты). Для Центра фактом совершения (установления переплаты) является поступление переполученных денежных средств на лицевой счет (возврат). После поступления денежных средств на счет Центра бухгалтерия, сделав корректировочную бухгалтерскую проводку, передает сведения о возврате переполученных сумм в выплатной отдел Центра для уточнения и внесения соответствующей информации в программное обеспечение "Адресная социальная помощь".
В конце каждого месяца, нарастающим итогом, выплатным отделом из программы "Адресная социальная помощь" формируется список граждан с излишне выплаченными денежными средствами в целях проведения учета и дальнейшей работы.
Таким образом, данные о наличии задолженности перед гражданами отражаются в бухгалтерском учета Центра, но не в разрезе забалансового счета 20 .
Кроме того, отражение в Учетной политике порядка списания задолженности, не востребованной кредиторами, как с балансового, так и с забалансового учета не является обязательным условием, так как в соответствии с пунктом 371 Инструкции Минфина России № 157н (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению") списание задолженности учреждения, невостребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения, в порядке, установленном: для казенных учреждений - главным распорядителем бюджетных средств.
Довод УФК по Рязанской области о том, что в целях организации учета и обеспечения Центром отражения полной информации о данных видах выплат, необходимо применять рекомендации Минфина России, изложенные в письме от 16.08.2013 № 02-06-10/33639, не принимается судом, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом, не имеет юридического значения, носит рекомендательный характер и не является обязательным для применения.
То обстоятельство, что в Учетной политике предусмотрен забалансовый счет 20 не является основанием полагать, что на нем, с учетом специфики работы Центра, должна учитываться задолженность перед гражданами. Указанный счет Центр вправе использовать для отражения операций, связанных с осуществлением своей внутрихозяйственной деятельности.
Довод УФК по Рязанской области о том, что данные учета, осуществляемого в программном обеспечении "Адресная социальная помощь", не интегрируется в программном обеспечении "1С: Бухгалтерия для государственных учреждений" и не корреспондирует с ним, не принимается судом, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о ненадлежащем ведении Центром учета расчетов по исполнению денежных обязательств перед гражданами и ненадлежащем формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям. Фактически учет ведется согласно функциональной деятельности Центра. При этом программа "Адресная социальная помощь" позволяет вести учет непосредственно по гражданам, который осуществляет Управление социальной защиты.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование УФК по Рязанской области об учете задолженности перед гражданами фактически возлагает на Центр функцию по ведению учета самих граждан, что не является обязанностью Центра. Нарушения, отраженные в пункте 1 предписания, не свидетельствуют о ненадлежащем выполнении Центом учета обязательств, а по сути, касаются деятельности ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области". Нарушений, связанных с невыплатами Центром денежных средств гражданам, начисленных Управлением социальной защиты, УФК по Рязанской области не выявлено.
В соответствии с пунктами 2 и 3 предписания Центру вменены нарушения, выраженные в том, что в 2016 году Балыкиной М.Д. и Гаврилиной Е.А. не предоставлена социальная поддержка на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме соответственно в суммах 1944 руб. и 918 руб.
Судом установлено, что с 01.01.2015 полномочия по принятию решений о назначении (отказе в назначении) мер социальной поддержки возложены на ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области".
Постановлением Правительства Рязанской области от 20.01.2005 № 12 утвержден Порядок направления и расходования средств, связанных с реализацией Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (кроме статей 20 и 22), Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 № 3061-1), Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком Управление определяет право гражданина на меру социальной поддержки и принимает решение по ее назначению (отказе в назначении), а Центр, на основании решения ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" производит формирование выплатной документации и осуществляет перечисление выплат на расчетные счета граждан, открытые в кредитных учреждениях, либо осуществляет доставку посредством почтовой связи.
В силу вышеуказанного нормативно-правового акта (п. 5, 6 Порядка) ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" осуществляет выплату только после принятия соответствующего решения ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области".
На основании изложенного, установление права граждан на получение меры социальной поддержки и ее назначение не входят в компетенцию Центра и, следовательно, Центр действовал в рамках исполнения уставных задач и строго в пределах своей компетенции, а именно обеспечивал права граждан на своевременное получение выплат.
В рассматриваемом случае, именно ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" уполномочено принимать решение о назначении ежемесячной выплаты, а также производить расчет по указанной выплате, в связи с чем, предписание в данной части вынесено ненадлежащему лицу.
Как следует из отзыва ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" МП "КВЦ г. Рязани", а также Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области не были своевременно представлены сведения об оплате, произведенной семьей Балыкина М.Д., что не позволило произвести расчет суммы компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт указанной семье.
Причины невыплаты семье Гаврилина Е.А. компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в объеме, установленном действующим законодательством, послужил технический сбой в программе "Адресная социальная помощь".
На основании сведений, предоставленных Управлением, Центром в июне 2017 года приняты меры по выплате сумм в размере 1944 руб. и 918 руб. Балыкиной М.Д. и Гаврилиной Е.А.
Таким образом, обязательства в указанной части предписания фактически исполнены Центром с момента принятия ГКУ РО "Управление социальной защиты населения Рязанской области" соответствующего решения.
Согласно пункту 4 предписания содержание нарушения составляет: в бюджетном учете и финансовой отчетности не числилась переплата с 2013 года, перечисленная Васильевой И.А. - матери бывшего ребенка-инвалида. Нарушение в денежном выражении - 150,28 руб.
Согласно пункту 5 предписания содержание нарушения составляет: по состоянию на 01.01.2017 невыплата Абдурахмановой Н.М. - матери двух детей-инвалидов с 01.03.2016 не числилась по данным бухгалтерского учета. Нарушение в денежном выражении - 351,02 руб.
Вместе с тем, поскольку у заявителя отсутствует обязанность по ведению забалансового счета 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" и учету на нем задолженности перед конкретными гражданами, данное требование также следует признать неправомерным.
Учитывая вышеизложенное, вывод ответчика о нарушении заявителем требований пунктов 3, 4 и 6 Инструкции № 157н, абзаца 21 пункта 102 Инструкции №162н неправомерен.
ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" просит признать недействительным представление от 11.07.2017 № 59-22-11/2616, в соответствии с которым ответчиком вменены следующие нарушения:
1) отсутствие в бюджетном учете и неотражение в финансовой отчетности на 01.01.2016 задолженности, невостребованной одиннадцатью гражданами-получателями мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за прошлые периоды (2010, 2011, 2014, 2015 годы), выплаченной им в 2016 году;
2) отсутствие в бюджетном учете и неотражение в финансовой отчетности по состоянию на 1 января 2016 года задолженности за 2013-2015 годы, невостребованной двадцатью одним гражданином-получателем мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплаченной после их смерти наследникам (т. 3, л.д.192-195).
Согласно Акту проверки использование ассигнований 2016 года на расходы прошлых периодов является нарушением пунктов 3, 4 Инструкции 157н и абзаца 21 пункта 102 Инструкции Минфина России № 162н, части 3 статьи 242 и части 1 статьи 264.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Порядком меры социальной поддержки носят заявительный характер, следовательно, обращения за выплатой в 2016 году и начисления, произведенные в 2016 году являются основанием для использования ассигнований 2016 года на выплату, так как в соответствии с пунктом 3 Инструкции 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения.
Для Центра обязанность произвести выплату наступает в момент поступления от гражданина (в порядке наследования - от наследника) заявления о предоставлении мер социальной поддержки (в порядке наследования - с приложением свидетельства о праве на наследство).
Как следует из пояснений заявителя и не оспаривается ответчиком, по указанным в представлении гражданам документы, являющиеся основанием для получения выплат на общую сумму 66610,26 руб. поступили в Центр в 2016 году и были исполнены в том же году.
Таким образом, вывод ответчика о нарушении пунктов 3, 4, 6 Инструкции 157н и абзаца 21 пункта 102 Инструкции Минфина России №162н, части 3 статьи 242 и части 1 статьи 264.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации является необоснованным.
Учитывая, что представление вынесено на основе обстоятельств, отраженных в предписании, данное представление также следует признать недействительным.
Оценив на основании положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы настоящего дела, арбитражный суд пришел к выводу, что представление от 11.07.2017 № 59-22-11/2616 и предписание от 11.07.2017 № 59-22-11/2616, принятые Управлением Федерального казначейства по Рязанской области, подлежат признанию недействительными, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, поскольку перечисленные в них нарушения и вина заявителя в их совершении не доказаны ответчиком, не повлекли нарушений бюджетного законодательства.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В данном случае, представление и предписание нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку возлагает на него обязанность по устранению причин и условий, способствующих совершению якобы имевших место нарушений, создавая препятствия для осуществления заявителем возложенных на него функций.
Учитывая вышеизложенное, требования ГКУ РО "Центр социальных выплат Рязанской области" подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в сумме 6000 руб., уплаченная платежным поручением от 25.07.2017 № 82380, подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку в силу подпункта 1.1. статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик в рассматриваемом споре освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Представление от 11.07.2017 № 59-22-11/2616 и предписание от 11.07.2017 №59-22-11/2616, принятые Управлением Федерального казначейства по Рязанской области (ОГРН 1026201262394, г. Рязань), проверенные на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, признать недействительными.
Обязать Управление Федерального казначейства по Рязанской области (ОГРН 1026201262394, г. Рязань) устранить нарушение прав и законных интересов Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр социальных выплат Рязанской области" (ОГРН 1116234002829, г. Рязань), допущенные вынесением представления от 11.07.2017 № 59-22-11/2616 и предписания от 11.07.2017 № 59-22-11/2616.
2. Возвратить Государственному казенного учреждению Рязанской области "Центр социальных выплат Рязанской области (ОГРН 1116234002829, г. Рязань) из дохода федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб., уплаченную платежным поручением от 25.07.2017 № 82380.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья И.В. Шуман