Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-7422/2016
02 февраля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 февраля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Костюченко М.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудихиной И.К. (по уважительной причине произведена замена лица, ведущего протокол судебного заседания),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форпост" (ОГРН 1156234023560; г. Рязань)
к Межрайонной инспекция ФНС России №1 по Рязанской области (ОГРН 1046206020365; г. Рязань)
о признании незаконными действий, выразившихся в принудительном взыскании налога на доходы физических лиц в сумме 6240 руб. по инкассовому поручению от 23.08.2016 № 841 и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 223,92 руб. по инкассовому поручению от 23.08.2016 № 842,
в судебном заседании объявлялся перерыв с 27.01.2017 до 31.01.2017 и с 31.01.2017 до 01.02.2017
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Поляков С.Г., представитель по доверенности от 12.12.2016 (в судебном заседании 27.01.2017); Корябин И.С., представитель по доверенности от 12.12.2016 (в судебном заседании 27.01.2012, 31.01.2017, 01.02.2017),
от заинтересованного лица: Казакова К.Д., представитель по доверенности от 23.01.2017 №2.2.1-20/16 (в судебном заседании 27.01.2012, 31.01.2017); Драницына Л.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 №2.2.1-20/3 (в судебном заседании 27.01.2012, 31.01.2017); Харитонова М.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 №2.2.1-20/8 (в судебном заседании 27.01.2012, 31.01.2017, 01.02.2017),
установил: общество с ограниченной ответственностью "Форпост" (далее - заявитель, Общество, ООО "Форпост") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявление к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в принудительном взыскании налога на доходы физических лиц в сумме 6 240 руб. по инкассовому поручению от 23.08.2016 № 841 и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 223,92 руб. по инкассовому поручению от 23.08.2016 № 842.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия представителей заявителя и заинтересованного лица арбитражный суд перешел из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
Представители общества заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представители налогового органа требования отклонили, доводы изложены в отзыве на заявление и дополнении к нему.
Из материалов дела следует, что инспекцией был выявлен факт неисполнения ООО "Форпост" обязанности по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в качестве налогового агента, в связи с чем налоговый орган направил Обществу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 410588 по состоянию на 25.07.2016 (л.д. 13, 71). В соответствии с данным требованием ООО "Форпост" было предложено в срок не позднее 12.08.2016 уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 6 240 руб. и пени в сумме 223,92 руб.
Поскольку требование об уплате налога и пени в установленный срок заявителем не исполнено, инспекцией принято решение от 23.08.2016 № 67470 о взыскании налога, сбора, пени, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика в банках (л.д. 74). На основании указанного решения инспекцией на расчетный счет Общества № 40702810453000001293, открытый в Рязанском отделении № 8606 ПАО "Сбербанк России", выставлены инкассовые поручения от 23.08.2016 № 841 на взыскание налога на доходы физических лиц в сумме 6 240 руб. и от 23.08.2016 № 842 на взыскание пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 223,92 руб. (л.д. 14-15). Денежные средства списаны с расчетного счета общества 24.08.2016.
Не согласившись с действиями инспекции по принудительному взысканию налога и пеней, ссылаясь на своевременную уплату налога на доходы физических лиц, ООО "Форпост" обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган (л.д. 25-28), которая решением УФНС России по Рязанской области от 26.10.2016 № 2.15-12/13925 оставлена без удовлетворения (л.д. 32-35).
15.11.2016 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 14.11.2016 № 14-11/16 о возврате излишне взысканного налога и пени (л.д. 36). Возврат денежных средств инспекцией произведен не был.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Форпост" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Возражая против требований общества, инспекция указывает, что заявителем неправильно заполнен расчет по форме 6-НДФЛ за 1 квартал 2016 года, в результате чего после представления им расчета по форме 6-НДФЛ за полугодие 2016 года в карточке расчетов с бюджетом по состоянию на 13.07.2016 образовалась недоимка в сумме 6 240 руб. В подтверждение своих доводов заинтересованное лицо ссылается на письма ФНС России от 25.02.2016 № БС-4-11/3058@ и от 18.03.2016 № БС-4-11/4538@, разъясняющие порядок заполнения указанных расчетов.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи.
Пунктами 1 и 2 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, признаются налоговыми агентами в отношении таких доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (пункт 4 статьи 226 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 НК РФ).
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ утверждена форма расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления, а также формат представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме.
Согласно пункту 3.1 Порядка заполнения расчета по форме 6-НДФЛ в Разделе 1 - указываются обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке.
Пунктом 3.3 Порядка заполнения расчета по форме 6-НДФЛ предусмотрено, что в Разделе 1 указывается:
по строке 010 - соответствующая ставка налога, с применением которой исчислены суммы налога;
по строке 020 - обобщенная по всем физическим лицам сумма начисленного дохода нарастающим итогом с начала налогового периода;
по строке 025 - обобщенная по всем физическим лицам сумма начисленного дохода в виде дивидендов нарастающим итогом с начала налогового периода;
по строке 030 - обобщенная по всем физическим лицам сумма налоговых вычетов, уменьшающих доход, подлежащий налогообложению, нарастающим итогом с начала налогового периода;
по строке 040 - обобщенная по всем физическим лицам сумма исчисленного налога нарастающим итогом с начала налогового периода;
по строке 045 - обобщенная по всем физическим лицам сумма исчисленного налога на доходы в виде дивидендов нарастающим итогом с начала налогового периода;
по строке 050 - обобщенная по всем физическим лицам сумма фиксированных авансовых платежей, принимаемая в уменьшение суммы исчисленного налога с начала налогового периода;
по строке 060 - общее количество физических лиц, получивших в налоговом периоде облагаемый налогом доход. В случае увольнения и приема на работу в течение одного налогового периода одного и того же физического лица, количество физических лиц не корректируется.
по строке 070 - общая сумма удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода;
по строке 080 - общая сумма налога, не удержанная налоговым агентом, нарастающим итогом с начала налогового периода;
по строке 090 - общая сумма налога, возвращенная налоговым агентом налогоплательщикам в соответствии со статьей 231 Налогового кодекса Российской Федерации, нарастающим итогом с начала налогового периода.
В Разделе 2 указываются даты фактического получения физическими лицами дохода и удержания налога, сроки перечисления налога и обобщенные по всем физическим лицам суммы фактически полученного дохода и удержанного налога (пункт 4.1 Порядка заполнения расчета по форме 6-НДФЛ).
Согласно пункту 4.2 Порядка заполнения расчета по форме 6-НДФЛ в Разделе 2 указывается:
по строке 100 - дата фактического получения доходов, отраженных по строке 130;
по строке 110 - дата удержания налога с суммы фактически полученных доходов, отраженных по строке 130;
по строке 120 - дата, не позднее которой должна быть перечислена сумма налога;
по строке 130 - обобщенная сумма фактически полученных доходов (без вычитания суммы удержанного налога) в указанную в строке 100 дату;
по строке 140 - обобщенная сумма удержанного налога в указанную в строке 110 дату.
Если в отношении различных видов доходов, имеющих одну дату их фактического получения, имеются различные сроки перечисления налога, то строки 100 - 140 заполняются по каждому сроку перечисления налога отдельно.
Из материалов дела следует, что Общество представило в налоговый орган расчеты налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ за 1 квартал 2016 года и полугодие 2016 года 04.05.2016 и 13.07.2016 соответственно (л.д. 78-82).
Судом установлено, что указанные расчеты заполнены в соответствии с требованиями, установленными приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.
Удержанный из доходов физических лиц НДФЛ перечислен обществом в бюджет в полном объеме и в установленный срок (л.д. 19-24). Данный факт инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у общества отсутствовала задолженность по НДФЛ в сумме 6 240 руб., подлежащая взысканию в принудительном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку ООО "Форпост" в 1 полугодии 2016 года своевременно перечисляло удержанный из доходов физических лиц НДФЛ в бюджет, пени в сумме 223 руб. 92 коп. начислены неправомерно.
Следовательно, основания для взыскания с Общества налога на доходы физических лиц в сумме 6 240 руб. и пеней в сумме 223 руб. 92 коп. у налогового органа отсутствовали.
Суд отклоняет доводы инспекции о неправильном заполнении расчета по форме 6-НДФЛ за 1 квартал 2016 года и полугодие 2016 со ссылкой на письма ФНС России от 25.02.2016 № БС-4-11/3058@ и от 18.03.2016 № БС-4-11/4538@.
Письма ФНС России в соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ к актам законодательства о налогах и сборах не относятся, а также не являются нормативными правовыми актами, применяемыми в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел.
Как установлено судом, расчеты по форме 6-НДФЛ заполнены в соответствии с требованиями Приказа ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.
Кроме того, письма ФНС России от 25.02.2016 № БС-4-11/3058@ и от 18.03.2016 № БС-4-11/4538@ предусматривают, что в случае, работникам заработная плата за март 2016 года выплачена 05.04.2016, а налог на доходы физических лиц перечислен 06.04.2016, то данная операция отражается в разделе 1 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года, при этом налоговый агент вправе не отражать данную операцию в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года.
То есть такой порядок заполнения раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ является правом, а не обязанностью налогового агента, и не исключает возможность заполнения расчета в соответствии с требованиями Приказа ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.
Учитывая изложенное, действия инспекции, выразившиеся в принудительном взыскании с заявителя налога на доходы физических лиц в сумме 6 240 руб. по инкассовому поручению от 23.08.2016 № 841 и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 223,92 руб. по инкассовому поручению от 23.08.2016 № 842, являются незаконными.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий указывает в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В пункте 82 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что суд, установив, что во исполнение оспариваемого решения налогового органа с налогоплательщика взысканы суммы налога, пеней, штрафа, в резолютивной части судебного акта указывает не только на признание данного решения незаконным, но и на обязанность налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы налогов, пеней, штрафов.
Такой судебный акт в части обязания налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы подлежит исполнению в том же порядке, что и судебный акт по имущественному требованию, предусматривающий взыскание названных сумм из бюджета.
Данный правовой подход должен быть применен и при рассмотрении настоящего спора.
Порядок возврата излишне взысканного налога регламентирован статьей 79 НК РФ.
Из представленной налоговым органом в материалы дела справки № 34411 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням штрафам, процентам установлено, что у общества имеется задолженность по пеням по налогу на доходы физических лиц в сумме 63,34 руб. Указанная сумма пеней начислена инспекцией на сумму налога на доходы физических лиц в размере 6 240 руб. (пени продолжались начисляться инспекцией по момент списания налога по инкассовому поручению). Поскольку в отношении данной суммы налога судом установлено, что она перечислена в бюджет своевременно, пени в сумме 63,34 руб. начислены неправомерно.
Сведений о наличии иных задолженностей по федеральным налогам справка не содержит. Доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для возврата из бюджета налога на доходы физических лиц в сумме 6 240 руб. и пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 223,92 руб., инспекцией не представлено.
При таких обстоятельствах в качестве способа устранений нарушенных прав суд считает необходимым обязать налоговый орган возвратить ООО "Форпост" из бюджета налог на доходы физических лиц в сумме 6 240 руб. и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 223 руб. 92 коп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на инспекцию.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области (ОГРН 1046206020365; г. Рязань), выразившиеся в принудительном взыскании за счет денежных средств общества с ограниченной ответственностью "Форпост" (ОГРН 1156234023560; г. Рязань) налога на доходы физических лиц в сумме 6 240 руб. по инкассовому поручению от 23.08.2016 № 841 и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 223 руб. 92 коп. по инкассовому поручению от 23.08.2016 № 842, проверенные на соответствия положениям Налогового кодекса Российской Федерации, признать незаконными.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области (ОГРН 1046206020365; г. Рязань) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Форпост" (ОГРН 1156234023560; г. Рязань) путем возврата из бюджета налога на доходы физических лиц в сумме 6 240 руб. и пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 223 руб. 92 коп.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области (ОГРН 1046206020365; г. Рязань) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Форпост" (ОГРН 1156234023560; г. Рязань) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.
Судья М.Е. Костюченко