НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ростовской области от 28.09.2010 № А53-16165/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону Дело №А53-16165/2010

30 сентября 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2010 г. Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2010 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

председательствующего: судьи О.П. Захарченко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Вяткиной

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Ростовоблгаз», г.Ростов-на-Дону

к администрации Зерноградского района Ростовской области, г. Зерноград

о признании права собственности

при участии:

от истца: Якимова Д.Д. – представитель (дов. от 22.07.2010 №08.1-01/307)

от ответчика: не явился, надлежаще уведомлен (увед. №75869)

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Ростовоблгаз» обратилось в суд с исковым заявлением кадминистрации Зерноградского района Ростовской области о признании за ним права собственности на подземный газопровод низкого давления литера 1Л протяженностью 225 метров от выхода из ГРП, расположенного в 43,0м от угла жилого дома №4 в Научном городке, до выхода из земли, расположенного в 1,0 м от угла жилого дома №1 в Научном городке в г. Зернограде Ростовской области с отнесением расходов по оплате госпошлины на истца.

Истец настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме по изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему основаниям. В обоснование иска указывает на то обстоятельство, что на то обстоятельство, что в 1980г. было окончено строительство подземного газопровода низкого давления в г. Зерноград Ростовской области общей протяженностью 225 метров. Заказчиком строительства указанного объекта, в соответствии с актами приемки газопровода в эксплуатацию, являлось предприятие Селекцентр; строительство производилось в период с 03.01 1980 по 04.06.1980. Построенный спорный газопровод непосредственно по окончании строительства был передан истцу, в связи с чем был принят к бухгалтерскому учету Общества. В момент передачи спорного газопровода к истцу требования законодательства не предполагали обязательность проведения каких-либо регистрационных действий, связанных с легитимизацией прав истца в отношении такого рода объектов, но для государственной регистрации прав в отношении спорного газопровода на настоящий момент по заявлению истца он не располагает необходимыми для ее проведения документами, что препятствует ее проведению во внесудебном порядке. Основываясь на положениях ст.ст. 12, 218, 213 ГК РФ просит суд признать за ним право собственности на указанный в иске газопровод как объект недвижимого имущества.

Ответчик, надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.

Невозможность регистрации права собственности в административной порядке явилось основанием обращения истца в суд с настоящим иском.

Суд, выслушав представителей истца, ответчика на собеседовании, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81, 132 АПК РФ, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, в 1980 было окончено строительство подземного газопровода низкого давления в г. Зерноград Ростовской области общей протяженностью 225 метров. Заказчиком строительства указанного объекта, в соответствии с актами приемки газопровода в эксплуатацию, являлось предприятие Селекцентр; строительство производилось в период с 03.01 1980 по 04.06.1980

Факт приемки газопровода в эксплуатацию подтверждается актом приемки газопровода в эксплуатацию, составленным в июне 1980 года, и подписанным со стороны истца представителем ПУ «Зерноградмежрайгаз». Непосредственно по окончании строительства и подписания акта о его вводе в эксплуатацию, он был передан правопредшественнику Общества для дальнейшего его содержания и обслуживания. С указанного момента и до настоящего времени спорный газопровод находится во владении ОАО «Ростовоблгаз», как специализированной организации, в чьи правомочия входит поставка, транспортировка и реализация газа непосредственного его потребителям, в связи с чем последний осуществляет эксплуатацию объектов повышенной опасности –газопроводов, в том числе низкого давления. Факт принятия спорного объекта на баланс общества подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств предприятия № 15-47952, в соответствии с данными которой указанный газопровод совместно с другим газопроводом протяженностью 199 метров, принят к бухгалтерскому учету 26.12.1986 и с указанного момента не выбывал из владения Общества. При проведении технической инвентаризации и государственного кадастрового учета объединенные в единый объект бухгалтерского учета газопроводы протяженностью 199 метров и 225 метров были учтены в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества.

Документы, подтверждающие фактическую передачу спорного газопровода от лица, осуществившего его строительство, к правопредшественнику Общества на момент передачи газопровода не составлялись, хотя сам факт передачи газопровода, равно как и его нахождение во владении Общества не оспаривается. Указанный газопровод, совместно с газопроводом протяженностью 199 метров, в реестре муниципальной собственности не числится, что подтверждается письмом Главы Зерноградского городского поселения от 28.10.2009г. № 02-43/2004.

Согласно требованиям ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований приобретения права собственности предусмотрено универсальное правопреемство юридических лиц, в соответствии с которым в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Открытое акционерное общество «Ростовоблгаз» создано в процессе приватизации Производственного объединения по газификации, газоснабжению и эксплуатации газового хозяйства «Ростовоблгаз» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1559 от 8 декабря 1992г. и Указом Президента Российской Федерации № 721 от 1 июля 1992г. и зарегистрировано в установленном законом порядке 2 марта 1994г. № 445-РП. Организационно-правовая форма предприятия приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах», в связи с чем соответствующие изменения в учредительные документы общества зарегистрированы 10 июня 1997г.

В соответствии с п. 2.1 Устава предприятия, являющегося правопреемником всех прав и обязанностей Производственного объединения «Ростовоблгаз» (п. 1.6 Устава), основной целью общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей, в связи с чем основным видом деятельности предприятия является поставка, транспортировка и реализация газа непосредственно его потребителям на территории Ростовской области. Предприятие входит в Единую систему газоснабжения Российской Федерации, является газораспределительной организацией, осуществляет свою деятельность в региональной системе газоснабжения Ростовской области. «Зерноградмежрайгаз» в соответствии с п. 4.6 Устава является филиалом предприятия и осуществляет его функции в том числе на территории Зерноградского района Ростовской области.

В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», действовавшего на момент проведения приватизации производственного объединения «Ростовоблгаз», приватизацией является приобретение акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий.

ОАО «Ростовоблгаз» учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 1 июля 1992г. № 721 и от 8 декабря 1992г. № 1559 и зарегистрировано в соответствующем правовом статусе 2 марта 1994г. (п. 1.1 Устава). Общество создано в порядке преобразования государственного предприятия - производственного объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Ростовоблгаз и является правопреемником всех имущественных прав и обязательств последнего (п. 1.6 Устава).

Положения Указа Президента Российской Федерации № 721 от 1 июля 1992г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» предусматривали преобразование предприятий в акционерные общества в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (п. 4 Указа). Величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с утвержденным данным Указом Положением о коммерциализации, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 г. № 66 (за исключением пунктов 1.3, 2.4, 3.1.1, 3.4.1, первого и шестого абзацев пункта 5.1, пунктов 5.2, 5.3, 5.4, 5.5) по состоянию на 1 июля 1992 года (пункт 5 Положения). При этом, составление пообъектного перечня для преобразуемых предприятий предусмотрено только в отношении объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации.

Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992г., № 66, устанавливают порядок оценки имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий при определении начальной цены предприятия, величины уставного капитала акционерного общества. Так, в состав оцениваемого имущества предприятия включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы (пункт 2.1 Указаний). Определение стоимости основных средств осуществляется по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки, исходя из норм амортизации основных средств (пункт 3.1 Указаний). Начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества устанавливаются в акте оценки стоимости имущества предприятия (приложение 9). К акту оценки стоимости имущества предприятия (приложение 9) прилагается перечень объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации; находящихся на балансе объектов социально-бытового и социально-культурного назначения и других объектов, остающихся при приватизации предприятия в государственной, муниципальной собственности по решению соответствующего комитета (пункт 5.1 Указаний).

Иные поименованные в Положении о коммерциализации положения Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, касающиеся необходимости проведения полной инвентаризации имущества предприятия, составления пообъектного перечня имущества, составления передаточного бухгалтерского баланса и документов, отражающих результаты инвентаризации, при преобразовании предприятия в порядке Указа № 721 от 1 июля 1992г. применению не подлежали, в связи с чем такие документы при преобразовании правопредшественника Общества не составлялись.

Согласно п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», а также пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998г., акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации соответствующего юридического лица становится, правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

Поскольку передаче в порядке приватизации от правопредшественника Общества к нему подлежало все имущество, находящееся на балансе предприятия по состоянию на 1 июля 1992г., за исключением имущества, для которого предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, Общество стало собственником такого имущества с момента его государственной регистрации в соответствующей организационно-правовой форме. Возникшие у общества в отношении такого имущества права являются ранее возникшими правами (ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») и признаются юридически действительными.

Общество непрерывно владеет спорным имуществом как своим собственным в течение более чем пятнадцати лет, присоединяя время владения таким имуществом правопредшественником, такое владение осуществляется в отношении спорного имущества не на основании каких-либо обязательственных правоотношений, а само владение отвечает требованиям его открытости.

План приватизации производственного объединения по газификации, газоснабжению и эксплуатации газового хозяйства «Ростовоблгаз» утвержден председателем Комитета по управлению имуществом Ростовской области 25 февраля 1994г. Величина сформированного уставного капитала общества в соответствии с данными Плана приватизации без учета результатов переоценки основных фондов (средств) и последующих переоценок составляет 55.068 руб.

Спорный объект газового хозяйства – подземный газопровод низкого давления принят к бухгалтерскому учету Общества 26.12.1986 г. совместно с газопроводом протяженностью 225 метров с первоначальной стоимостью 231622 руб. Согласно данным технического учета, данный объект имеет 1986 год постройки, сведения о правообладателях отсутствуют. Таким образом, спорный газопровод по состоянию на 01.07.1992 г. находился на балансе правопредшественника Общества и подлежал включению в передаваемую ему в порядке приватизации имущественную массу.

В соответствии с письмом Комитета по управлению государственным имуществом Ростовской области от 27 декабря 2000г. № 9/8812 и письмом ТУ Росимущества по Ростовской области от 26 декабря 2006г. № 12-12364/01, направленными ОАО «Ростовоблгаз» в ответ на запрос о составе имущества, переданного ему в порядке приватизации, в уставный капитал АООТ «Ростовоблгаз» на дату приватизации было включено все имущество, находившееся по состоянию на 1 июля 1992г. на балансе ПО «Ростовоблгаз», за исключением 5 жилых домов, внутридомового газового оборудования в домах местных советов, объекта незавершенного строительства (жилого дома) и объектов гражданской обороны.

Согласно Приложению № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991г. № 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), в том числе и газопроводы, относились к объектам муниципальной собственности, в связи с чем спорный объект газоснабжения, как призванный обеспечивать надлежащее газоснабжение жилых домов (коммунально-бытовое хозяйство) мог быть передан в муниципальную собственность. Но согласно сведениям из реестра муниципальной собственности Зерноградского района Ростовской области - спорный объект газоснабжения (объект недвижимого имущества) в реестре муниципальной собственности муниципальных образований не значится. При таких обстоятельствах спорный объект газоснабжения, как находившийся на балансе правопредщественника общества, относился к основным средствам предприятия и подлежал включению в состав основных средств, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал образуемого в результате приватизации предприятия.

В соответствии со ст. 52 Основ гражданского законодательства, действовавших в момент приватизации предприятия, хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, арендные и коллективные предприятия, хозяйственные объединения, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с их уставами являются собственниками имущества, переданного их учредителями (участниками, членами), а также полученного в результате их собственной предпринимательской деятельности и по иным основаниям, не противоречащим закону.

Согласно требованиям ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

Согласно требованиям ст.ст. 6, 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31 марта 1999г. газоснабжение в России - это Единая система газоснабжения, представляющая собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Организация-собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Согласно ст. 14 указанного Федерального закона для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.

Таким образом, законодатель установил, что собственником имущества, относящегося к системе газоснабжения, может являться исключительно специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие сетей газоснабжения, к числу которых относится истец по настоящему делу.

В порядке реализации предусмотренной положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по несению бремени содержания имущества истец несет расходы, связанные с содержанием спорного объекта, учитывает их на своем балансе, производит оплату налога на имущество.

В реестре муниципальной собственности спорный объект недвижимого имущества не значится, что подтверждается соответствующим письмом главы Зерноградского городского поселения Ростовской области от 28.10.2009 г. № 02-43/2400, направленным в ответ на обращение Общества от 15.10.2009 г. № 8.3-05/6127. Отсутствуют притязания в отношении спорного объекта и со стороны иных лиц, в связи с чем спорный объект не является объектом конкурирующих прав на него со стороны третьих лиц.

Технические характеристики спорного объекта приведены в техническом паспортах, составленном ГУПТИ Ростовской области по состоянию на 03.02.2009г., а также кадастровом паспорте, составленном по состоянию на 01.06.2010г. В соответствии с данными указанных паспортов, спорный объект представляет собой подземный газопровод низкого давления литера 1Л протяжённостью 225м. от выхода из ГРП, расположенного в 43,0м. от угла жилого дома №4 в Научном городке, до выхода из земли, расположенного в 1,0м. от угла жилого дома №1 в Научном городке в г. Зернограде Ростовской области.

Таким образом, спорный объект не является объектом конкурирующих прав на него со стороны третьих лиц. В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные нрава на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Государственная регистрация представляй собой действие, завершающее юридический состав, определяющий возникновение и переход вещных прав на недвижимые вещи. При этом одним из оснований государственной регистрации, согласно требованиям ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является решение суда, вступившее в законную силу.

Основанием для государственной регистрации прав, согласно требованиям ст. 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является документ (совокупность документов), бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта недвижимости определенному в них лицу. Отсутствие у общества документа, подтверждающего наличие соглашения о передаче спорного объекта, препятствует в данном случае государственной регистрации, но не исключает возможности признания такого права посредством судебного решения.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

В связи с тем, что фактически между сторонами отсутствует спор в отношении объекта, являющегося предметом иска, и обращение ОАО «Ростовоблгаз» в арбитражный суд с настоящим иском не связано с наличием противоправных действий (бездействия) со стороны ответчика, у суда отсутствуют основания для отнесения на последнего расходов по уплате госпошлины по иску.

Руководствуясь статьями 209, 210, 213, 217, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 102, 110, 158, 167-170, 176, 64, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Открытым акционерным обществом «Ростовоблгаз» право собственности на подземный газопровод низкого давления литера 1Л протяжённостью 225м от выхода из ГРП, расположенного в 43,0м от угла жилого дома №4 в Научном городке, до выхода из земли, расположенного в 1,0м от угла жилого дома №1 в Научном городке в г. Зернограде Ростовской области.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты

Судья О.П. Захарченко