АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«28» июня 2010г . Дело № А53-9350/10
Резолютивная часть решения объявлена «28» июня 2010г.
Полный текст решения изготовлен «28» июня 2010г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи С.В.Гришко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И.Фаргиевой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Спортивного клуба Армии СКВО
к Федеральной налоговой службе УФНС России по Ростовской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области
о пересмотре вопроса о наложении административного взыскания на юридическое лицо - СКА СКВО г. Ростова-на-Дону и на должностное лицо начальника СКА СКВО- Зубченко Н.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: Грибанев В.А. доверенность № 297 от 15.07.2010г., Пенечко Ю.Ю. паспорт..
от ИФНС: представитель Редкокашина В.С. доверенность от21.12.2009г.
установил: В открытом судебном заседании рассматривается заявление Спортивного клуба Армии СКВО ( далее по тексту – СКА СКВО) к Федеральной налоговой службе УФНС России по Ростовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области ( далее по тексту – МИФНС № 23 по РО), о пересмотре вопроса о наложении административного взыскания на юридическое лицо - СКА СКВО г. Ростова-на-Дону и на должностное лицо начальника СКА СКВО- Зубченко Н.В.
Представитель Спортивного клуба Армии СКВО в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил отменить постановление МИФНС № 23 по РО № 47 от 30 марта 2010г. о привлечении СКА СКВО г.Ростов-на-Дону к административной ответственности.
Уточнение судом принято.
Представитель СКА СКВО просит требования удовлетворить.
Представитель МИФНС № 23 по Ростовской области просит в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
При подаче заявления СКА СКВО ходатайствовал о восстановлении срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности, пояснив, что постановление о привлечении к административной ответственности получено им посредством почтовой связи 09 апреля 2010г., после чего обратился в вышестоящий налоговый орган с заявлением об оспаривании постановления, однако ответа на данное заявление не получил.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (часть 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, основным условием для восстановления срока обжалования является уважительность причины его пропуска. При этом каких-либо критериев для определения уважительности причин в тех или иных случаях законодатель не установил, в связи с чем, данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом обстоятельств дела.
Установленный в ч.2 ст.208 АПК РФ срок не является пресекательным и может быть восстановлен судом.
В Федеральном законе «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 30.03.98г. содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде-органе государственной системы правосудия.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости чрезмерных правовых или практических преград к судебной защите, суд считает возможным восстановить заявителю процессуальный срок на подачу заявления при учете оспаривания заявителем постановления о привлечении к административной ответственности в вышестоящем налоговом органе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил.
25 марта 2010 года на основании Поручения № 182 от 04.02.2010 года на проведение проверки соблюдения Законодательства Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) с использованием платёжных карт" № 54-ФЗ от 22.05.2003г., и проверки полноты учёта выручки, была осуществлена проверка Спортивного клуба Армии Северо-Кавказского округа, расположенного по адресу: 344068, Россия, г.Ростов-на-Дону ул. Фурмановская 150.
Главному бухгалтеру Спортивного клуба Армии Северо-Кавказского округа 04.02.2010года было вручено требование о предоставлении документов за период с 01.12.2009 года по 04.02.2010 года: 1) кассовая книга, 2) ежедневные фискальные отчеты 3) полный фискальный отчет с разбивкой по дням /делает мастер ЦТО/ 4) акты формы КМ-3 5)приходные и расходные кассовые документы 6) книга кассира - операциониста 7) расчет лимита остатка денег в кассе 8) приказ о порядке сдачи торговой выручки в банк, 9) карточка учета выручки по обособленному подразделению 10) свидетельство на право собственности на помещение или договор аренды 11) технический паспорт на строение ( помещение ).
В ходе проведения проверки полноты учёта выручки было установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, выразившееся в превышении в кассе Спортивного клуба Армии Северо-Кавказского округа лимита остатка наличных денежных средств за период с 04.12.2009 года по 04.02.2010 года в размере 212150 рублей 00 коп, а также неоприходование в кассу предприятия наличных денежных средств полученных за период с 04.12.2009г. по 04.02.2010г., на сумму 2600 рублей.
По вышеуказанному факту составлен протокол № 47 от 25 марта 2010 года об административном правонарушении.
В отношении СКА СКВО вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 47 от 30.03.2010г., которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Заявитель, полагая, что данным Постановлением нарушены его права и законные интересы обратился в суд с заявлением о признании его недействительным и отмене
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основаниям для привлечения к административной ответственности, соблюден лиц установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При исследовании соблюдения порядка привлечения Общества к административной ответственности, судом установлено, что проверка была произведена в соответствии с требованиями ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля».
Оспариваемое Постановление вынесено в рамках полномочий, предусмотренных ст.23.3 КоАП РФ, а именно руководителем административного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности ст.15.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя юридического лица, что подтверждается его подписями в протоколе об административном правонарушении, который собственноручно дал пояснения в протоколе.
В протоколе об административном правонарушении от 25 марта 2010г. содержится приглашение законного представителя СКА СКВО на 30 марта 2010года 10-00 час. для явки в налоговый орган в целях рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов проверки и вынесения соответствующего постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.
Административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей применено налоговым органом в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ правомерно.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ( ст.2.1 КоАП РФ). То есть административная ответственность наступает в случае неисполнения лицом определенных обязанностей, которые возложены на него в установленном законом порядке.
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В данном случае предпринимателю вменено неоприходование денежной наличности ввиду отсутствия кассовой книги.
Согласно п.1 ст. 7 Закона 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" ( далее - Закон № 54-ФЗ), налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Федерального закона, осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок.
В соответствии с п.9 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40, а также п.2.6 Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российс кой Федерации» от 05.01.1998 г. №14-П (в ред.Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999г. N488-У, от 31.10.2002г. N1201-У), утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ, предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
В ходе проведения проверки установлено, что СКА СКВО осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет свободные денежные средства, производит прием выдачу подотчетных денежных сумм, хранение переходящих денежных остатков, что подтверждается копиями первичных бухгалтерских документов (кассовой книгой приходными и расходными кассовыми ордерами).
СКА СКВО был представлен расчет лимита остатка кассы на 2009г., согласно которому обслуживающим банком - Отделением по Ворошиловскому району г.Ростова-на-Дону Управления Федерального казначейства по Ростовской области, на основании заявления и представленного СКА СКВО расчета, было выдано Решение, которым данной организации установлен лимит остатка кассы на 2009год в сумме 21300,00 руб. с необходимостью ежедневной сдачи выручки в банк при образовании сверхлимитного остатка.
В результате проведения проверки, проверяющими было установлено, что СКА СКВО в указанные в акте периоды осуществлялось хранение наличных денег в кассе в суммах сверх установленного банком лимита. В соответствии с п.1 Порядка ведения кассовых операций в РФ, предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банка.
Согласно акту снятия показаний фискальной памяти от 04.02.2010г., наличная денежная выручка СКА СКВО за период с 03.01.2010г. по 04.02.2010г. составила 212150,00руб. В результате чего, превышение лимита остатка наличных денежных средств составило 212150,00руб. Данный факт также подтверждается остатками на конец дня по кассовой книге, так например остаток на конец дня 03.02.2010 г. составил 48428,73 руб., на конец дня 04.02.2010г. - 40095,07 руб.
Начальник СКА СКВО Зубченко Н.В. объяснил направление письма об отсутствии лимита кассы на 2010 год как ошибочное и обязался предоставить расчет лимита остатка кассы на 2010 год в течение 2-х дней с даты подписания акта. Однако, указанный документ в налоговый орган предоставлен не был.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что 04.02.2010 г. в кассу СКА СКВО ^ не была оприходована выручка в размере 2600,00 руб., что подтверждается объяснениями бухгалтера по кассовым операциям гр.Шкарупиной Л.Н. и старшего администратора клуба гр.Шкуренко Л.П. от 16.03.2010г., а также листом №18 кассовой книги от 04.02.2010 г.
Согласно отчета кассира-операциониста № 777 от 04.02.2010г., СКА СКВО 04.02.2010г. получена выручка в сумме 2600 руб.00коп., следовательно, оприходована данная выручка должна быть также 04.02.2010г. Однако, данная операция произведена не была, что является нарушением п.24 Порядка ведения кассовых операций в РФ.
Ссылка СКА СКВО на установленный режим работы предприятия несостоятельна.
Руководитель предприятия обязан обеспечить соблюдение предприятием установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации требования к хранению свободных денег в кассе предприятия. Кроме того, следует отметить, что согласно приложенного к отчету кассира-операциониста сменного отчета с гашением по кассовому аппарату, установленному в плавательном комплексе, указанная выручка имелась в наличии уже на 15 час.01 мин.
За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц -от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд, на основании представленных доказательств, пришел к выводу, что у юридического лица –СКА СКВО имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица подтверждена материалами дела, следовательно, его в действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о наличии в деяниях СКА СКВО состава административного правонарушения по ст. 15.1 КоАП РФ, который подтвержден материалами административного дела, а также об отсутствии процессуальных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить срок на обжалование.
В удовлетворении требования Спортивного клуба Армии Северо-Кавказского военного округа о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области от 30 марта 2010г. № 47 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья С.В.Гришко.