АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«03» декабря 2018 года Дело № А53-19388/18
Резолютивная часть решения объявлена «27» ноября 2018 года
Полный текст решения изготовлен «03» декабря 2018 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Паутовой Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвиновой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» ИНН <***>, ОГРН <***>
к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону ИНН <***>, ОГРН <***>
об оспаривании ненормативного правового акта (решения от 13.04.2018 №2),
третье лицо: Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области
при участии:
от заявителя: представители ФИО1 (доверенность №6153 от 09.05.2017), ФИО2 (доверенность №6116 от 23.07.2018)
от заинтересованного лица: представители ФИО3 (доверенность от 09.01.2018), ФИО4 (доверенность от 20.07.2018)
от 3-го лица: представитель ФИО5 (доверенность от 09.01.2018)
установил:
Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области») обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону (далее – Управление ПФ) о признании незаконным решения от 13.04.2018 №2 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ) за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в сумме 61 901,50 руб.; данным решением начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 146 936,67 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в соответствии с частями 1, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года – пункт 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; также в оспариваемом решении указано на необходимость отражения в строке 120 и в разделе 4 «Суммы перерасчета страховых взносов с начала расчетного периода» формы РСВ-1 ПФР доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам с января 2014 года по декабрь 2016 года в размере 1 290 611,82 руб., представлении откорректированных сведений индивидуального учета застрахованных лиц в части отражения льготных стажевых периодов в составе отчета РСВ-1 ПФР.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель органа, чей ненормативный правовой акт оспаривается, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица поддержал позицию органа, чей ненормативный правовой акт оспаривается.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд установил следующее.
В соответствии с планом-графиком выездных проверок на 2017 год, утвержденным УПФР в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону совместно с филиалом №6 ГУ РРО ФСС РФ 20.12.2016 была проведена плановая выездная проверка плательщика ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» на предмет правильности начисления, полноты и своевременности перечисления (уплаты) страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Выездная проверка проводилась на территории плательщика страховых взносов в период с 20.11.2017 по 19.01.2018.
По результатам выездной проверки за период с января 2014 по декабрь 2016 года выявлено занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ) на сумму 16 299 831,71 руб., сумма доначисленных страховых взносов по дополнительным тарифам за период с января 2014 по декабрь 2016 года составила 1 290 611,82 руб.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 14.03.2018 №4.
13.04.2018 начальник ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону вынес решение, которым ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона №212-ФЗ за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в сумме 61 901,50 руб.; данным решением начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 146 936,67 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в соответствии с частями 1, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года – пункт 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», также в оспариваемом решении указано на необходимость отражения в строке 120 и в разделе 4 «Суммы перерасчета страховых взносов с начала расчетного периода» формы РСВ-1 ПФР доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам с января 2014 года по декабрь 2016 года в размере 1 290 611,82 руб., представлении откорректированных сведений индивидуального учета застрахованных лиц в части отражения льготных стажевых периодов в составе отчета РСВ-1 ПФР.
Не согласившись с вынесенным решением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» оспорило его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона №250-ФЗ (с 01.01.2017) (статья 24 Федерального закона №250-ФЗ).
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от 14.12.2015 №373-ФЗ) было установлено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе осуществление контроля за их уплатой, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ).
Частью 9 статьи 35 Федерального закона №212-ФЗ определен период проведения выездной проверки: период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона №212-ФЗ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
С 01.01.2013, согласно положениям статьи 58.3 ранее действовавшего Федерального закона №212-ФЗ, плательщики, осуществляющие выплаты и вознаграждения в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях») (далее – Федеральный закон №400-ФЗ), и занимающих должности (профессии), установленные Списками 1 и 2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Списки 1 и 2), обязаны были исчислять и уплачивать страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам, независимо от того, включаются ли периоды работы в специальный стах для досрочного назначения трудовой пенсии или нет, так как исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.
Указанный вывод подтвержден позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.10.2016 №310-КГ16-11033.
С 01.01.2014 статья 58.3 Федерального закона №212-ФЗ дополнена частью 2.1, согласно которой установлены размеры тарифов, применяемые плательщиками взамен частям 1 и 2 указанной статьи по результатам проведенной специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон №426-ФЗ) аттестация рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда которых по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными.
Если работник занят на работах, указанных в пунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и при этом результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следовало начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частью 1 или частью 2 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ (Письмо Минтруда и социальной защиты РФ от 13.03.2014 №17-3/В-113).
Согласно Ростовскому областному трехстороннему (региональному) соглашению между Правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2014-2016 годы, заключенному 27.11.2013, в числе прочих обязательств, отнесенных к полномочиям работодателей, предусмотрена организация работы по своевременному предоставлению ежегодно, до 1 февраля, территориальным органам ПФР по Ростовской области Перечня рабочих мест с особыми условиями труда в целях обеспечения полноты учета сведений о страховом стаже застрахованных лиц, имеющих основания для досрочного назначения страховой пенсии.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством, не предоставление вышеуказанных Перечней рабочих мест, наименований, профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда не освобождает плательщика страховых взносов от начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении работников, занимающих должности (профессии), установленные Списками 1 и 2.
База для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона 3212-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона №212-ФЗ.
Плательщик страховых взносов ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» (рег. №071-062-037104) в состав которого входит ВП, зарегистрирован и поставлен на учет в УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с 17.01.2011. С момента государственной регистрации ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» в качестве плательщика страховых взносов, осуществляющего финансовое обеспечение, и до 01.01.2017 представление отчетности и уплата страховых взносов производились по месту регистрации в УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону. Перечни льготных профессий и должностей в УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону не представлялись; прием Перечней от каждого подразделения в отдельности законодательством не предусмотрен.
До перехода на финансовое обеспечение в ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» (до 2011 года) ВП Перечни рабочих мест, наименований, профессий, должностей и показатели с особыми условиями труда, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, с целью последующего учета при исчислении работникам льготного стажевого периода, представлялись в УПФР в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области.
На совещаниях, проводимых в 2013 и 2015 годах ОПФР по Ростовской области и УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с представителями ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» по вопросам предоставления Перечня льготных профессий, сведений индивидуального персонифицированного учета, была предложена методика приема «Перечней рабочих мест, наименований, профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда», работа в которых дает право на досрочную страховую пенсию.
Согласно указанной Методике, перечни, документы отчетности должны представляться в УПФР по месту регистрации работодателей под единой подписью начальника и единым регистрационным номером. Уплата страховых взносов также должна была производиться одним работодателем под соответствующим ему регистрационным номером.
Письмом от 07.10.2015 №2/7095 Управлением ФО МО РФ по РО было сообщено о невозможности формирования единого Перечня за воинские части, как за структурные подразделения Управления, так как решение данного вопроса не входит в компетенцию Управления, в связи с тем, что ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» не является работодателем в отношении работников воинских частей и других подразделений, обслуживание которых ими осуществляется, соответственно Перечни в УПФР не могут быть представлены.
Между тем плановой выездной проверкой было установлено, что начальником 5361 Военного представительства Министерства обороны РФ в адрес начальника ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» направлялось письмо от 14.10.2015 №5361/596, в котором были представлены «Перечни должностей и список гражданского персонала по ВП», имеющих право на исчисление стажа с предоставлением кода «особые условия».
В письме от 26.11.2015 №5361/712 начальником ВП было сообщено, что гражданский персонал ВП осуществляет контроль качества и приемку продукции на конкретных предприятиях, то есть рабочие места работников ВП находятся на вышеуказанных предприятиях.
В соответствии с пунктом 7 Положения о ВП МО РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 №804 на военнослужащих и гражданский персонал ВП, осуществляющих контроль качества и приемку продукции в организациях с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для работников этих организаций.
На основании указанных писем ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» за отчетный период 4 квартал 2015 года – 2016 год правомерно были начислены и уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам в отношении гражданского персонала ВП, предусмотренные частью 1 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ (дополнительный тариф страховых взносов на 2015 год и последующие годы в размере 9%).
За период с января 2014 года по сентябрь 2015 года начисления и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении специалистов и представителей не производились.
Одновременно, с целью урегулирования вопроса в части подтверждения факта работы гражданского персонала в особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ОПФР РФ по РО совместно с УПФР в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области (межрайонное) в январе-феврале 2018 года была проведена проверка первичных технологических документов, регламентирующих деятельность гражданского персонала на участках предприятий.
По результатам указанной проверки установлена и подтверждена занятость специалистов и представителей в особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ (с 01.01.2015 с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ):
- на участке Комбината по разделу IX Списка №1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 (код позиции 10903000-1754в): ведущий специалист – 2 штатные единицы; специалист – 5 штатных единиц; представитель – 9 штатных единиц;
- на участке общества по разделу XVI Списка №1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 (код позиции 11600000-17541): специалист – 2 штатные единицы.
Предприятия и ВП являются особыми объектами – названия цехов и производств условное и технологические документы имеют гриф секретности. В связи с этим, копии документов, подтверждающих занятость гражданского персонала ВП на рабочих местах с вредными условиями труда, в Управлении Пенсионного фонда в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону отсутствуют.
Результаты действующей аттестации на рабочих местах гражданского персонала Представительства не представлены, специальная оценка условий труда на рабочих местах гражданского персонала не проводилась.
В целях реализации прав застрахованных лиц на получение льготного пенсионного обеспечения в соответствии с Российским законодательством, в отношении выплат работникам, занимающим должности, поименованные в Списке №1, плательщик обязан исчислять и уплачивать страховые взносы по тарифу, установленного частью 1 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ (на 2014 год – 6%, на 2015 год и последующие годы – 9%).
За отчетный период 4 квартал 2015 года плательщиком страховых взносов в УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону представлен расчет по форме РСВ-1 от 11.02.2016, согласно которому начисления страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении гражданского персонала ВП составили 164 745,89 руб., оплата с ноября по декабрь 2015 года составила 82 000 руб. (платежные поручения от 12.11.2015 №166285 и от 10.12.2015 №897043).
За отчетный период 2016 года, согласно представленному расчету по форме РСВ-1 от 08.02.2017, начисления по дополнительным тарифам составили 463 612,33 руб., оплата с января по декабрь 2016 года составила 546 358,22 руб. (платежные поручения от 25.01.2016 №117691 (оплата начислений за декабрь 2015 года с нарушением срока уплаты); от 08.02.2016 №446536, от 09.03.2016 №207741, от 07.04.2016 №79006, от 06.05.2016 №822186, от 07.06.2016 №699515, от 06.07.2016 №531641, от 08.08.2016 №419048, от 02.09.2016 №102003, от 05.10.2016 №885892, от 09.11.2016 №897351, от 07.12.2016 №786600, от 29.12.2016 №818537.
Таким образом, всего за период с октября 2015 года по декабрь 2016 года ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» в отношении гражданского персонала 5361 ВП МО РФ начислено и уплачено страховых взносов по дополнительным тарифам в размере 628 358,22 руб.
Вместе с тем, согласно представленному ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» в УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону уточненному расчету по форме РСВ-1 за 2016 год от 25.05.2017, начисления страховых взносов по дополнительным тарифам (Список №1) за период с октября 2015 по декабрь 2016 года составил 0,0 руб. При этом выездной проверкой установлен факт уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении гражданского персонала Представительства в сумме 628 358,22 руб.
Зачетов и (или) возвратов сумм страховых взносов по дополнительным тарифам, излишне уплаченных плательщиком, предусмотренных статьями 26 и 27 Федерального закона №212-ФЗ, УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону не производилось.
Фактически по результатам выездной проверки за период с января 2014 по декабрь 2016 года выявлено занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ) на сумму 16 299 831,71 руб., сумма доначисленных страховых взносов по дополнительным тарифам за период с января 2014 по декабрь 2016 года составила 1 290 611,82 руб.
Частью 2 статьи 28 Федерального закона №212-ФЗ была установлена обязанность плательщика правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона №212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производили исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам. В течение расчетного периода страхователь уплачивал страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начислялся ежемесячный обязательный платеж (части 4 и 5 статьи 15 Федерального закона №212-ФЗ).
По результатам проведенной выездной проверки установлены нарушения положений статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ с января 2014 по декабрь 2016 года в части неуплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении отдельных категорий работников гражданского персонала, занятых на видах работ, соответствующих подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ (с 01.01.2015 – пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ).
Статьей 25 Федерального закон №212-ФЗ было установлено, что сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от принятия мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2), а также, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом №212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов (пункт 3).
Пунктом 9 статьи 25 Федерального закона №212-ФЗ было определено, что на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), пени не начисляются.
В ходе проведения повторной выездной проверки за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 (решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности от 03.05.2017 №2) Отделением ПФР по РО не доначислены страховые взносы по дополнительным тарифам, установленные статьей 58.3 Федерального закона №212-ФЗ, в отношении специалистов и представителей 5361 ВП МО РФ в связи с отсутствием возможности установления фактической занятости данных работников в особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии – отсутствие соответствующего допуска к рабочим местам гражданского персонала.
Суд критически расценивает ссылку заявителя на определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 №310-КГ16-11033, поскольку в нем не содержится информация, свидетельствующая об отсутствии обязанности по начислению и уплате страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона №212-ФЗ, по смыслу и содержанию относящейся к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка.
В связи у УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону отсутствовали основания для применения положений пункта 9 статьи 25 Федерального закона №212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона №212-ФЗ предусматривалось следующее: неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов влечет взыскание штрафов в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ и в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, плательщик привлекается к ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов только за период с января по сентябрь 2015 года.
Из пояснений УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону следует, что ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» 19.03.2018 была произведена оплата недоимки в сумме 662 253,36 руб., 01.06.2018 была произведена оплата пени в полном размере. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что в налоговый орган были направлены письма о зачете указанных платежей по иным статьям и аннулировании решения о взыскании пени и недоимки.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленную силу.
Согласно пункту третьему статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение законно и обоснованно, соответствует действующему законодательству (на момент вынесения оспариваемого решения), оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Все остальные доводы заявителя, положенные в основу заявленных требований, судом рассмотрены и признаны не подлежащими удовлетворению, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 168 - 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.Н. Паутова