АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
26 июня 2014. Дело № А53-14281/13
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2014.
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2014.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОЮЗ-ЖИЗНЬ" ИНН 6163084270, ОГРН 1076163004060
к Центральному Банку Российской Федерации
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя : представитель Осокина Ю.П., доверенность от 12.05.2014;
от заинтересованного лица : представитель Гриценко И.П., доверенность от 23.05.2014;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОЮЗ-ЖИЗНЬ" ( далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Центрального Банка Российской Федерации (Федеральной службе по финансовым рынкам России) от 10,06. 2013 № 13-268/пн о привлечении к административной ответственности по статье 19. 7. 3 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2013 в удовлетворении заявления ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОЮЗ-ЖИЗНЬ" отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 решение отменено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу № А53-14281/13 отменено с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Производство по делу начато с самого начала.
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в удовлетворении заявленного требования просила отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество является страховой организацией и осуществляет деятельность на основании лицензии С № 4002261.
Административным органом установлено, что обществом не был предоставлен в Федеральную службу годовой консолидированный отчет за 2012 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждении дела об административном правонарушении с составлением протокола об административном правонарушении по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 197.3 КоАП РФ.
Постановлением ФСФР России от 10.06. 2013 № 13-269/пн общество признано виновным в совершении вмененного ему в вину правонарушения с наложением административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
При повторном рассмотрении дела суд руководствовался следующим.
Статьей 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 375-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил факт непредставления им в уполномоченный орган годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год.
Общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон N 208-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО). Данный Закон N 208-ФЗ распространяется также на страховые организации (статья 2).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 N 160н на территории Российской Федерации введены в действия Международные стандарты финансовой отчетности.
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" (приложение N 17), действовавший в спорный период, утвержден данным приказом.
Из системного толкования приведенных выше положений федерального законодательства и иных нормативных актов следует, что Закон N 208-ФЗ не ставит обязанность страховых организаций по составлению, представлению и публикации (раскрытию) консолидированной финансовой отчетности в зависимость от наличия или отсутствия у них дочерних и (или) зависимых организаций. Поэтому, все страховые организации вне зависимости от наличия или отсутствия у них дочерних и (или) зависимых обществ должны не позднее 30.04.2013 представить годовую консолидированную финансовую отчетность за 2012 год, составленную в соответствии с МСФО.
Под консолидированной финансовой отчетностью в соответствии с МСФО понимается в том числе финансовая отчетность страховщика, у которого нет дочерней или ассоциированной организации или доли участия в совместно контролируемой организации (пункт 7 МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность").
Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам разработаны информационные письма с соответствующими разъяснениями (от 06.03.2012 N 07-0206/41 (л. д. 193), от 21.03.2013 N 13-ДП-12/9549 "О методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности"; от 24.04.2013 N 13-СХ-12/14856 "О представлении страховыми организациями годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности").
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обществом не доказано принятие всех зависящих от него необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение нарушения требований закона, а административным органом представлены надлежащие доказательства наличия в действиях общества состава правонарушения предусмотренного статьей 19.7.3 Кодекса.
Согласно статье 19.7.3 Кодекса, в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 249-ФЗ, непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, когда в соответствии со страховым законодательством Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа.
В силу пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) субъекты страхового дела обязаны представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении; соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения, в том числе в случае нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора установленной отчетности (статья 32.6 Закона N 4015-1).
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса) в не исполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление на момент его вынесения службой банка России являлось законным, но в связи с внесением изменений в объективную сторону правонарушения, с 23.07.2013 общество перестало быть субъектом ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, на момент обращения в арбитражный суд, неисполненное постановление о привлечении к административной ответственности исполняться не должно.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Центрального Банка Российской Федерации (ФСФР России) от 10.06.2013 №13-26/пн о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОЮЗ-ЖИЗНЬ" к административной ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В.Чернышева