НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ростовской области от 21.04.2014 № А53-25306/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

28 апреля 2014 г. Дело № А53-25306/2013

Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2014 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Кривоносовой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Токаревой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г Ростова-на-Дону

к Федеральному казенному учреждению Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок № 6» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании штрафных санкций

при участии

от заявителя - представитель ФИО1 по доверенности. от 09.01.2014 года

от ответчика - представитель ФИО2 по доверенности от 14.02.2014 года

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок № 6» о взыскании штрафа за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в размере 200,00 руб.

Представитель заявителя на требованиях настаивал на основаниям изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель ответчика требования не признал, указав на исполнение обязанности по начислению взносов и представлению отчетности иной организаций на основании договора, а также пояснив, что поскольку не имеет обязанности по представлению страховых взносов, то работающие сотрудники соответственно застрахованными лицами не являются.

В соответствии с письмом №ТМ-30-19/10590 от 06.10.2010 при принятии организацией решения о переходе на централизованную уплату страховых взносов, организация снимается с регистрационного учета в территориальном органе ПФР по месту нахождения обособленных подразделений согласно п. 18 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного Фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 года №296п на основании заявления установленной формы и копии приказа (решения, распоряжения) о реорганизации бухгалтерского учета.

В судебном заседании объявлен перерыв до 21.04.2014 года в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных пояснений.

После перерыва судебное заседание возобновлено и продолжено в том же составе участвующих лиц.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ответчик является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования и зарегистрирован в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону.

Во исполнение обязанностей страхователя учреждением представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за отчетный период 2012 год.

Между тем, органом Пенсионного фонда обнаружены признаки нарушения законодательства о пенсионном страховании, что выразилось в нарушении страхователем утвержденного законодательно порядка представления отчетности, а именно, отчет представлен на бумажном и магнитном носителе, в то время как его следовало сдавать в электронном виде с наличием электронной цифровой подписи.

По факту представления данного расчета с нарушением установленного порядка Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону составлен акт камеральной проверки от 26.02.2013 года №0710580001876, направленный 05.03.2013 года в адрес страхователя заказным письмом одновременно с извещением о явке на рассмотрение материалов проверки, назначенном на16.04.2013 года на 10.00 часов.(лд13,15)

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки и представленных страхователем возражений, 16.04.2013 года отделением Пенсионного фонда принято решение № 07105813РК0003941 о привлечении Федерального казенного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок № 6» к ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 200 рублей за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ.

Решение о привлечении к ответственности направлено в адрес учреждения заказным письмом, что подтверждается реестром об отправке и квитанцией от 16.04.2013 года.

В силу п. 13 ст. 39 Закона № 212 ФЗ решение считается полученным страхователем по истечении шести дней со дня направления заказного письма, и является вступившим в силу по истечении в течение 10 дней со дня его вручения (п.12 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В связи с неуплатой штрафных санкций, отделением Пенсионного фонда было сформировано требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам от 20.05.2013 года № 07105840165761, направленное в адрес страхователя заказным письмом 22.05.2013 года ( лд. 21). Данным требованием предложено уплатить в срок до 08.06.2013 года сумму штрафа 200 рублей. Требование в добровольном порядке в установленные сроки не исполнено.

В этой связи, в порядке п.4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ, предусматривающего взыскание недоимки с организаций, которым открыт лицевой счет, в судебном порядке, отделение Пенсионного фонда обратилось с заявлением о взыскании 200 рублей в Арбитражный суд Ростовской области.

Ознакомившись с материалами дела, исследовав фактические обстоятельства совершенного нарушения, суд полагает требование заявителя подлежащим удовлетворению.

Как следует из ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно ст. 16 указанного Федерального Закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно, в порядке определенном данным Законом.

Пунктом 9 ст. 15 указанного Федерального Закона предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, форма которого и порядок заполнения формы утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

При этом согласно п.10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, представляют расчеты, указанные в части 9 статьи 15 закона, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, а именно из расчета представленного ответчиком, численность физических лиц, в пользу которых произведены выплаты составляет 101 человек. Судом в судебном заседании принят к обозрению подлинный расчет, представленный со стороны представителя Пенсионного фонда.

Следовательно, представление расчета страховых взносов ответчика должно осуществляться ответчиком в соответствии в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для представления государственных или муниципальных услуг в форме электронных документов, утвержден Постановлением Правительства от 07.06.2011 года № 533.

Пунктом 1 указанного Порядка предусмотрено, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов подлежат подписанию в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" и статей 21.1 и 21.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и могут быть представлены как через коммуникационные связи, так и посредством иного способа, позволяющего передавать документы в электронном виде.

Из установленных судом фактических обстоятельств представления спорного отчета следует, что он был представлен от имени ответчика уполномоченной организацией на магнитном носителе ( на дискете), что следует признать электронным документом, однако доказательств наличия электронной подписи на указанной документе ответчиком не представлено, и как следует из его пояснений, электронной подписи на документе не имелось.

При таких обстоятельствах следует, что представление отчета по страховым взносам период 2012 год совершено с нарушением установленного порядка.

Нарушение указанной обязанности образует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 ст. 46 Федерального Закона № 212 ФЗ.

Так, в соответствии с частью 2 ст. 46 Федерального Закона № 212-ФЗ несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ , влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

При таких обстоятельствах, действия отделения Пенсионного фонда по привлечению Федерального казенного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок № 6» к ответственности, предусмотренной п.2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ являются обоснованными.

Процедура привлечения к ответственности осуществлена отделением Пенсионного фонда в соответствии с законодательством, нарушений судом не установлено.

Доказательств оплаты спорной суммы штрафа на момент судебного заседания заинтересованным лицом не представлено.

Поскольку судом установлены правовые основания для взыскания спорной санкции, подтверждена верность ее расчета, доказательств ее оплаты не представлено, заявление отделения Пенсионного фонда в части взыскания 200 рублей подлежит удовлетворению.

Доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии оснований для ответственности в связи с тем, что данный расчет был представлен Федеральным бюджетным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» в порядке исполнение условий договора на обслуживание от 11.01.2012 года № 212-1 судом оценены и признаны не изменяющими оснований для привлечения к ответственности в связи со следующим.

Как следует из материалов дела между Федеральным бюджетным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» и ответчиком был заключен договор на обслуживание №212-1, предметом которого является осуществление Управлением финансового обеспечения Министерства обороны финансово-экономического обеспечения территориальных управлений имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете. Согласно п.1.2. договора финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности в интересах Заказчика, в том числе своевременное проведение расчетов с бюджетными системами Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами и представление отчетности; а также составление и представление бюджетной налоговой статистической и иной финансовой отчетности.

Таким образом, ответчик в рамках гражданско-правовых отношений поручил Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» осуществлять действия в частности по представлению отчетности во внебюджетные фонды.

Между тем, учитывая наличие установленной законодательно обязанности страхователя по представлению расчетов в установленный законом срок, поручение выполнения данного действия в порядке гражданских отношений третьему лицу не изменяет субъектный состав правонарушения.

Как указано в п.3 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами части Первой Налогового Кодекса РФ» при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности действия (бездействия) его представителя расцениваются как действиям самого налогоплательщика. Данная практика подлежит равному применению и в отношении ответственности за нарушение законодательства об обязательных взносах.

Доводы ответчика о том, что в рамках исполнения договорных обязательств учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» представлены расчеты в иное отделение Пенсионного фонда судом оценены, и признаны не подлежащими не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, поскольку, как следует из выписки из единого государственного реестра юридических лиц (лд32) ответчик состоит на учете в отделении Пенсионного фонда по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, а следовательно в силу положений ст.9 Закона № 212-ФЗ обязан представлять отчетность по месту своего учета.

Ответчик ошибочно полагая о надлежащем исполнении обязанности по представлению отчетности по страховым взносам, осуществил представление суду отчетности по персонифицированному учету застрахованных лиц. Вместе с тем данные обстоятельства не влияют на существо рассматриваемого вопроса о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика, в связи с чем, с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию 2 000,00 руб. государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела подлежит отнесению на ответчика и взыскивается в доход федерального бюджета в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Федерального казенного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок № 6» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 200,00 руб. штраф, за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде, за календарный 2012 год.

Взыскать с Федерального казенного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок № 6» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.В. Кривоносова