НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ростовской области от 20.04.2009 № А53-2312/09

Арбитражный суд Ростовской области

344002, ул. Станиславского 8а, г. Ростов-на-Дону

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Ростов-на-Дону Дело № А53-2312/2009

24 апреля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2009 года

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи  Соколовой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каденко В.И.
 рассмотрев в судебном заседании дело

по иску Южного таможенного управления

к обществу с ограниченной ответственностью Страховой медицинской компании «Айболит»; Ростовскому областному фонду обязательного медицинского страхования

о понуждении заключить договор обязательного медицинского страхования

при участии:

от истца: представитель Аксенова Ю.С. – по доверенности от 02.12.2008 года № 49-29/20420

от ответчиков: от РОФОМС – представитель Яицкая Т.М. – по доверенности № 4 от 11.01.2009 года, Добрякова К.С. – по доверенности № 10-8 от 11.01.2009 года, от ООО СМК «Айболит» - представитель не направлен.

Суд установил:

Рассматривается исковое заявление Южного таможенного управления к обществу с ограниченной ответственностью Страховой медицинской компании «Айболит» о понуждении заключить договор обязательного медицинского страхования сотрудников Южного таможенного управления на условиях освобождения от уплаты страховых взносов сроком на один год.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении в полном объеме. Представил ходатайство об исключении из числа ответчиков по делу Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования в связи с тем, что предметом спора по данному делу является обязание заключить договор обязательного медицинского страхования, а Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и не осуществляет страховую деятельность и, следовательно не имеет возможности заключить с ЮТУ договор обязательного медицинского страхования сотрудников ЮТУ.

Представитель Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования поддержал заявленное ходатайство истца; заявил ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица на стороне ответчика – ООО СМК «Айболит» в связи с тем, что судебное решение по настоящему делу может повлиять на права или обязанности фонда по отношению к ООО СМК «Айболит», а именно, при обязании последнего заключить с истцом договор обязательного медицинского страхования, увеличить сумму финансирования фондом по договору о финансировании от 23.04.2007 года № 06-63 СМО, поскольку увеличится список застрахованных СМК граждан.

Указанные ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены на основании статей 49, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования исключен из числа ответчиков по делу и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика ООО СМК «Айболит».

Ответчик – ООО СМК «Айболит» представителя в судебное заседание не направил; о дате и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Через канцелярию суда в материалы дела поступило ходатайство ООО СМК «Айболит» о переносе судебного заседания по причине невозможности обеспечить участие представителя компании в процессе.

Ходатайство судом рассмотрено и отклонено на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с указанной статьей отложение судебного разбирательства по ходатайству лица – это право, а не обязанность суда. В данном случае у суда отсутствуют какие-либо основания для отложения судебного разбирательства в связи с неявкой представителя лица, участвующего в деле, в данном случае ответчика.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело слушалось с перерывом с 17.04.2008 года по 20.04.2008года.

По окончании перерыва судебное заседание было продолжено с участием тех же представителей сторон.

Представитель ответчика – ООО СМК «Айболит» в судебное заседание по окончании перерыва явился.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Между Южным таможенным управлением и ООО Страховой медицинской компанией «Айболит» заключен договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 14.10.2002 года № 5112. Дополнительным соглашением № 1 к договору обязательного медицинского страхования от 14.10.2002 года № 5112 срок действия указанного договора продлен до 13.10.2009 года. Ссылаясь на условия вышеуказанного договора, Южное таможенное управление 02.07.2008 года обратилось в страховую компанию с целью заключения договора на обязательное медицинское страхование сотрудников управления, ввиду отсутствия у сотрудников таможенного органа полисов обязательного медицинского страхования. 28.11.2008 года в Южное таможенное управление поступил ответ ООО СМК «Айболит» о том, что таможенное управление имеет право обратиться непосредственно в лечебные учреждения, работающие в системе ОМС, и заключить договор на предоставление медицинской помощи напрямую в отношении сотрудников таможенных органов. Согласно указанного письма ООО СМК «Айболит» Южному таможенному управлению было отказано в заключении договора обязательного медицинского страхования сотрудников управления.

Считая, что данный отказ ООО СМК «Айболит» в заключении договора обязательного медицинского страхования сотрудников управления неправомерен и противоречит нормам действующего законодательства, истец обратился с настоящим иском в суд.

Ответчик ООО СМК «Айболит» против иска возражает, поясняя, что заключенный 14.10.2002 года между истцом и ответчиком договор № 5112 обязательного медицинского страхования, срок действия которого продлен до 13.10.2009 года в соответствии с заключенным сторонами Дополнительным соглашением от 22.08.2008 года № 1, соответствует требованиям, предъявляемым Правилами ОМС, в связи с чем не был перезаключен в соответствии с пунктом 3 Постановления Администрации РО от 16.05.2003 года № 228. В соответствии с пунктами 1.5.2, 1.5.3 Договора на Управлении лежит обязанность по представлению СМК списка, изменений в список застрахованных лиц, в который включаются лица, работающие по трудовому договору (контракту) при наличии трудовой книжки в отделе кадров. В соответствии с предоставленными Управлением изменениями списка застрахованных лиц СМК в соответствии с пунктом 1.4.2 Договора выдает страхователю медицинские полисы ОМС в течение 10 дней со дня представления сведений об изменениях в списках застрахованных. Письмом от 20.11.2008 года № 02-02.08/628 Управлению разъяснен порядок включения лиц, выполняющих возложенные на них обязанности в таможенных органах.

Третье лицо Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования, возражая против исковых требований, представил пояснения, в которых просит в удовлетворении иска отказать.

Как следует из материалов дела, истец Южное таможенное управление, ссылаясь на нормы Закона РФ от 28.06.1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», настаивает на том, что объемы услуг по добровольному и обязательному страхованию не совпадают и в соответствии со статьей 9 указанного Закона страхователь имеет право на участие во всех видах медицинского страхования. Истец не согласен с позицией РОФРМС, который считает, что ЮТУ должно заключить с соответствующими муниципальными или государственными медучреждениями договоры по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911, и оплачивать предоставляемую ими медицинскую помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующими федеральными органами на эти цели в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911. Однако, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 245 Налогового кодекса РФ от уплаты единого социального налога освобождены сотрудники таможенной системы РФ по всем видам выплат, выплата средств на эти цели не предусмотрена федеральным бюджетом главному распорядителю – Федеральной таможенной службе. Таким образом, неучет освобождения таможенных органов от уплаты страховых взносов при утверждении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования не может служить основанием для освобождения ООО СМК «Айболит» от заключения договора обязательного медицинского страхования сотрудников ЮТУ. Кроме того, в свою очередь ООО СМК «Айболит» и Ростовскому областному фонду обязательного медицинского страхования следует решить вопрос о компенсации льготных освобождений в установленном порядке.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Предметом настоящего спора является отказ ООО СМК «Айболит» от заключения договора обязательного медицинского страхования сотрудников истца на условиях освобождения от уплаты страховых взносов сроком на один год.

Истец основывает свои требования на установленном Конституцией Российской Федерации праве гражданина на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; при этом истец указывает, что предоставленная гражданам бесплатно медицинская помощь оплачивается медицинскому учреждению за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений.

При этом, как следует из материалов дела и установлено судом, поскольку с 01.01.2001года страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются налогоплательщиками в составе единого социального налога, а согласно части 2 статьи 245 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты ЕСН с сумм денежного довольствия, продовольствия, вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых сотрудниками таможенной системы, указанные сотрудники освобождены от уплаты единого социального налога по всем видам выплат, в том числе с сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения. Предоставляемая последним государственными и муниципальными медицинскими учреждениями медицинская помощь не может быть оплачена из такого источника, как страховые взносы: частью 1 статьи 957 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии; статья 9 Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР» устанавливает в качестве одной из обязанностей страхователя, вносить страховые взносы в порядке, установленном указанным Законом или договором, то есть в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Отчисления в фонд обязательного медицинского страхования являются частью единого социального налога, за счет которых формируются финансовые средства территориального фонда обязательного медицинского страхования, обеспечивающего реализацию Закона о медицинском страховании граждан. Частью 2 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что «для страховщиков заключение договора на предложенных страхователем условиях не является обязательным». Следовательно, у истца нет оснований требовать от ООО СМК «Айболит» заключения договора обязательного медицинского страхования, и тем более – на условиях отсрочки уплаты страховых взносов.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» в структуре таможенных органов выделяют две категории лиц, выполняющих возложенные на них обязанности (ст.ст. 3,4):

- работники таможенных органов, обеспечивающие техническое обеспечение деятельности таможенных органов. Отношения с указанной группой лиц регулируются законодательством о труде;

- сотрудники таможенных органов – граждане, занимающие должности в указанных органах и которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды. В отношении указанной группы лиц действует отраслевое законодательство.

Законом о медицинском страховании граждан РФ определен субъектный состав медицинского страхования (статья 2), в соответствии с которым страхователями при обязательном медицинском страховании для работающего населения являются организации, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования – для работающего населения.

В отношении с работниками таможенных органов (первая категория лиц) таможенная служба выступает страхователем, поскольку производит уплату страховых взносов в ФОМС.

Относительно второй категории лиц (сотрудников) необходимо отметить, что за указанных лиц не производится уплата единого социального налога и, следовательно, управление не может выступать страхователем в том смысле, в котором это предусмотрено законом. Между тем, указанной группе лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона № 114, действительно гарантируется предоставление медицинских услуг в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, предусмотренном территориальной программой обязательного медицинского страхования при отсутствии учреждений здравоохранения в системе таможенных органов по месту службы или месту жительства.

Федеральным законом от 29.06.2004 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» внесены изменения в редакцию статьи 45 Федерального закона «О службе таможенных органов Российской Федерации», (регламентирующей право сотрудников таможенных органов на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов), согласно которым – расходы на оказание медицинской помощи возмещаются Федеральной таможенной службой. Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» утвердило Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава фельдъегерской связи». В соответствии с этими Правилами истец должен заключить с соответствующими муниципальными или государственными медучреждениями договоры по форме, утвержденной вышеназванным постановлением и оплачивать предоставляемую медицинскую помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам на эти цели в порядке, предусмотренном этим же постановлением.

Таки образом, Федеральным законом «О службе таможенных органов Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004года №911 установлен порядок предоставления медицинской помощи сотрудникам таможенных органов не за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, а за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Южного таможенного управления об обязании ООО СМК «Айболит» заключить договор обязательного медицинского страхования сотрудников управления.

Государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается в связи с тем, что стороны, участвующие в деле, от уплаты государственной пошлины освобождены на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 927 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей», статьями 49, 51, 123, 156, 158, 163, 168-179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Т.Б. Соколова