НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ростовской области от 19.09.2023 № А53-5074/23




АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону
«26» сентября 2023 года Дело № А53-5074/23

Резолютивная часть решения объявлена «19» сентября 2023 года  Полный текст решения изготовлен «26» сентября 2023 года 

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Малыгиной М. А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Лебедевой О. С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению  акционерного общества «Водоканал Ростова-на-Дону» (ОГРН <***>, ИНН  <***>) 

к обществу с ограниченной ответственностью «Ростовский завод металлоконструкций  ЮТМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

третье лицо: акционерное общество «Ростовавтомост» (ОГРН <***>, ИНН  <***>) 

о взыскании задолженности,

при участии:
от истца: представитель по доверенности ФИО1, диплом;
от ответчика: представитель по доверенности ФИО2 удостоверение адвоката;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,

установил: акционерное общество «Водоканал Ростова-на-Дону» (далее – истец,  АО «Ростовводоканал») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым  заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ростовский завод  металлоконструкций ЮТМ» (далее – ответчик, ООО «РЗМК ЮТМ») о взыскании платы  за сброс сточных вод с превышением нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в  централизованную систему водоотведения (канализации) г. Ростова-на-Дону в размере  118 281, 60 руб., плату за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения в размере 664 849, 15 руб., расходов по уплате государственной пошлины в  размере 18 663 руб. 

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельные требования относительно предмета спора акционерное общество  «Ростовавтомост». 

Определением суда от 28.02.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке  упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 


Определением от 17.04.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам  искового производства. 

Истец явку представителя в судебное заседание обеспечил, настаивал на  удовлетворении требований в полном объеме. 

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения  исковых требованиях, представил контррасчет. 

Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено  надлежащим образом. 

В судебном заседании, состоявшемся 14.09.2023, в порядке статьи 163  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до  19.09.2023 до 16 час. 30 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте  Арбитражного суда Ростовской области в сети Интернет - http://rostov.arbitr.ru. 

После перерыва судебное заседание продолжилось в отсутствие сторон. 

В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации суд считает лиц, участвующих в деле, надлежаще уведомленным о  начавшемся процессе, в том числе публично путем размещения соответствующей  информации на официальном сайте суда. 

Поскольку в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей лиц, участвующих в  деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства дела, не  является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся материалам, суд считает  возможным рассмотреть исковое заявление по существу в отсутствие представителей лиц,  участвующих в деле. 

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в  деле, суд установил следующие обстоятельства. 

Между обществом с ограниченной ответственностью «Ростовский завод  металлоконструкций ЮТМ» и акционерным обществом «Водоканал Ростова-на-Дону»  заключен Договор на отпуск питьевой воды и технической воды и прием сточных вод от  22.04.2009 № 11649. 

Пунктом 1.2.1 Договора АО «Ростовводоканал» обязано предоставить Абоненту  возможность потреблять из городской системы водоснабжения питьевую и техническую  воду в объеме установленного лимита водопотребления и сбрасывать в канализацию  сточные воды, в т.ч. от горячего водоснабжения с концентрациями загрязняющих веществ  в сточных водах, в соответствии с «Условиями приема» и действующими  нормативно-правовыми актами. 

Согласно пункту 1.2.3 Договора АО «Ростовводоканал» вправе контролировать  качество сточных вод, отводимых Абонентом и его субабонентами в городскую  канализацию. Сведения об отборе проб или обнаруженных аварийных ситуациях,  залповых сбросах и т.п. вносятся в акт, форма которого разрабатывается в  АО «Ростовводоканал», отказ Абонента или субабонента от участия в контрольном отборе  сточных вод или от подписи акта не лишает односторонне составленный акт  доказательной силы. Полученный результат отобранной АО «Ростовводоканал» пробы  считается действительным до следующего отбора проб, периодичность которого  АО «Ростовводоканал» устанавливает индивидуально для каждого Абонента, в  зависимости от технико-экономических возможностей, но не реже одного раза в год. 

В соответствии с п. 1.3.1 Договора ООО «РЗМК ЮТМ» обязано обеспечить учет  потребляемой воды из всех источников и сбрасываемых стоков, не превышать  установленные лимиты водопотребления, не сбрасывать в горканализацию сточные воды  с превышением норм допустимых концентраций загрязнений в них и не сбрасывать  вещества, запрещенные к сбросу в горканализацию, установленные в соответствии с  действующим законодательством и решениями органов местного самоуправления, а также 


не сбрасывать любые загрязняющие вещества, не согласованные к сбросу с  АО «Ростовводоканал», контролировать лимит использования питьевой воды, лимит  потребления и качество сточных вод субабонентов и, в случае нарушения сброса по  объему или качеству, производить оплату за эти нарушения, согласно настоящему  договору и действующему законодательству. Осуществлять постоянный контроль и  представлять сведения в АО «Ростовводоканал» о количественном и качественном  составе сточных вод (протокол КХА), сбрасываемых в систему канализации.  Периодичность контроля за составом сточных вод определяется графиком хим. Контроля  Абонента, согласованным с АО «Ростовводоканал». 

Пункт 3.1 Договора определяет, что сумма платы за потребленную воду и  сброшенные сточные воды, а также за сброс загрязняющих веществ в сточных водах в  пределах допустимых концентраций (ДК) определяется по тарифам, утвержденным в  соответствии с действующим законодательством. 

Пункт 3.2 Договора определяет, что сумма платы за сверхлимитное  водопотребление, превышение лимита сброса сточных вод, а также за сброс  загрязняющих веществ с превышением ДК (ВДК) определяется в порядке, установленном  органами местного самоуправления и действующим законодательством. 

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и  приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011   № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении),  Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении  изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской  Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728  (далее - Правила № 728) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о  внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее- Правила № 644). 

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 22.05.2020 № 728,  настоящие правила устанавливают порядок осуществления организацией,  осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе  транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение),  контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную  систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод). 

Пунктом 2 Правил № 728 установлено, что при осуществлении контроля состава и  свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет  фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические  показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод,  сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации)  (далее - фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие  фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в  декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в  централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - декларация), и (или)  нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод,  отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами  холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил  холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты  Правительства Российской Федерации"» (далее - Правила холодного водоснабжения и  водоотведения) в целях предотвращения негативного воздействия на работу  централизованной системы водоотведения (далее - требования, установленные в целях 


предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы  водоотведения). 

Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных  абоненту к сбросу в канализацию, определены Постановлением Администрации  г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 № 1074 «Об установлении нормативов состава сточных  вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города  Ростова-на-Дону». 

В силу статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от  24.06.2008), негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы  платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными  законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе  относятся, сбросы загрязняющих веществ. 

Истец указал, что АО «Ростовводоканал» в присутствии представителя ответчика  07.06.2022 отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце абонента на объекте,  расположенном по адресу: <...>, что зафиксировано  актом контрольного отбора проб сточных вод № 0706/1/1. 

Взятые пробы сточных вод направлены в лабораторию ХБ и ТК (протокол КХА от  14.06.2022 № 322). По результатам проведенного лабораторного анализа произведен  расчет платы за сброс сточных вод с превышением нормативов состава сточных вод,  сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации)  г. Ростова-на-Дону, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения за периоды: c 0l.08.2022 по31.08.2022 в размере 118 281,60 руб.  (расчете 1217); с 01.08.2022 по 31.08.2022 в размере 664 849,15 руб. (расчет № Н-863). 

Общая сумма задолженности ответчика перед АО «Ростовводоканал» платы за  сброс сточных с превышением ДК в системы канализации г. Ростова-на-Дону и  негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составила  783 130, 75 руб. 

В адрес ответчика направлена претензия от 02.12.2022 № 32387 об оплате  задолженности, которая оставлена ответчиком без финансового удовлетворения. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о  том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. 

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по  договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту  (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать  принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее  потребления. В пункте 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии  определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской  Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество  энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом,  иными правовыми актами или соглашением сторон. 

Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть  газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о  договоре энергоснабжения (статьи 539-547 названного Кодекса), если иное не  установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа  обязательства. 

Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к  отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом 


Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении,  а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. 

Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями  водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными  системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются  Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,  Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением  Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. 

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения  организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод  абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку  и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и  свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской  Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату  водоотведения. 

Согласно части 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды,  принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат  загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на  работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей  водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и  микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и  порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения,  утвержденными Правительством Российской Федерации. 

Аналогичные положения закреплены в пункте 118 Правил № 644.

В силу пункта 113 Правил № 644 значения показателей общих свойств сточных вод  и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать  максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно  приложению № 5. 

Согласно пункту 114 Правил № 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых  (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать  нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям  загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную  систему водоотведения. 

Обязанность по указанной выше компенсации расходов наступает у абонента в  силу пункта 118 Правил № 644, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в  централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные  вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не  отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктами 113 и 114 названных  Правил. 

В силу пункта 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу  централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей  водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в  случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120,  123 (1) и 130 данных Правил, на основании результатов анализов контрольных проб  сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых  организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления  счета. 

Формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего  вещества в случае, если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением 


требований, установленных пунктом 114 Правил № 644, установлена пунктом 123 Правил   № 644. 

Согласно подпункту «г» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных  вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в  централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие  на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ,  запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения. 

Таким образом, с введением в действие с 01.01.2014 раздела VII Правил № 644 все  абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить плату  за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. 

Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод  сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной  платы регламентирован разделом XV Правил № 644. 

Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх  установленных нормативов состава сточных вод, взимаемой с абонента (за исключением  случаев, предусмотренных пунктом 203 Правил № 644), определяется по формуле,  предусмотренной пунктом 197 Правил № 644. 

В соответствии с пунктом 196 Правил № 644 в целях расчета платы за сброс  загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава  сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение,  применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы  загрязняющих веществ в водные объекты) и соответствующие дополнительные  коэффициенты к ставкам такой платы, установленные федеральными законами и актами  Правительства Российской Федерации. 

В соответствии с подпунктом «е» пункта 34 Правил № 644 организация  водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за составом и  свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением  нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод,  нормативов допустимых сбросов абонентов, а также требований, установленных в целях  предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы  водоотведения. 

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об  утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о  внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства  Российской Федерации» (далее - Правила № 728), правила устанавливают порядок  осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею  организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация,  осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых  абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль  состава и свойств сточных вод). 

Пунктом 2 Правил № 728 установлено, что при осуществлении контроля состава и  свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет  фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические  показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод,  сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации)  (далее - фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие  фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в  декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в  централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - декларация), и (или)  нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, 


отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами   № 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной  системы водоотведения (далее - требования, установленные в целях предотвращения  негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения). 

Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных  абоненту к сбросу в канализацию, определены постановлением Администрации  г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 № 1074 «Об установлении нормативов состава сточных  вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города  Ростова-на-Дону». 

В силу статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ,  негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за  негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К  видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе относятся, сбросы  загрязняющих веществ. 

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил № 644 «Об утверждении  правил холодного водоснабжении и водоотведения» абонент обязан производить оплату  по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору  холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение  нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере  и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами. 

Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять  контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением  абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и  составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в  целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы  водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных  нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе  сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункты «в», «г»  пункта 36 Правил № 644). 

Согласно подпунктам «д», «е» подпункта 34 Правил № 644 в перечень  обязанностей организации водопроводно-канализационного хозяйства входит в том числе:  осуществлять производственный контроль качества питьевой воды; осуществлять  контроль за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и  соблюдением нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему  водоотведения сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов, а также  требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу  централизованной системы водоотведения. 

Как следует из материалов дела, АО «Ростовводоканал» в присутствии  представителя ответчика 07.06.2022 отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце  абонента на объекте, расположенном по адресу: <...>,  что зафиксировано актом контрольного отбора проб сточных вод № 0706/1/1. 

Взятые пробы сточных вод направлены в лабораторию ХБ и ТК (протокол КХА от  14.06.2022 № 322). По результатам проведенного лабораторного анализа, были  произведены расчеты платы за сброс сточных вод с превышением нормативов состава  сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) г.  Ростова-на-Дону, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения за периоды: c 0l.08.2022 по31.08.2022 в размере 118 281,60 руб.  (расчете 1217); с 01.08.2022 по 31.08.2022 в размере 664 849,15 руб. (расчет № Н-863). 


Общая сумма задолженности ответчика перед АО «Ростовводоканал» платы за  сброс сточных с превышением ДК в системы канализации г. Ростова-на-Дону и  негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составила  783 130, 75 руб. 

Ответчик, возражая против наличия данной задолженности, представил  контррасчет задолженности. 

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, судом установлено  следующее. 

Согласно пункту 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на  работу централизованной системы водоотведения производится организацией,  осуществляющей водоотведение, ежемесячно: 

по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил № 644, на основании  декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а  также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым п. 123, п. 123(2),  123(4), 130 - 130(3) Правил № 644, на основании результатов, полученных в ходе  осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией,  осуществляющей водоотведение; 

по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644, при наличии  условий, указанных в данном пункте. 

Таким образом, в соответствии с пунктом 119 Правил № 644 расчет платы за  негативное воздействие на работу централизованной системы производится на основании  результатов отборов проб в соответствии с пунктом 123, пунктами 123(2), 123(4), 130130(3) Правил № 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123(4) Правил № 644, -  без отборов проб. 

Истцом произведен расчет задолженности на основании результатов, полученных в  ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией,  осуществляющей водоотведение. 

Ответчик при расчете задолженности, представленной в контррасчете, применил  формулу, предусмотренную пунктом 123(4) Правил № 644. 

Формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего  вещества в случае, если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением  требований, установленных пунктом 114 Правил № 644, установлена пунктом 123 Правил   № 644. 

Согласно пункту 123 (4) Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии  любого из условий): 

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в  абзаце первом пункта 124 настоящих Правил; 

с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием  сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к  централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе  поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы  водоотведения; 

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в  многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в  централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; 

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный  канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб  сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, 


расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П)  (рублей), определяется по формуле: 

П = К x Т x Qпр1,
где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод,  сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5); 

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на  добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр); 

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента,  определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом  водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами  организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация,  осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от  другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации  уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее  канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными,  жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами,  управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению  многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в  многоквартирных домах или жилых домов. 

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с  Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс  сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113  настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в  абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией,  осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении  данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу  централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов  определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил. 

Взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения закреплено императивными нормами права, осуществляется при наличии  закрепленных в пункте 123 (4) Правил № 644 оснований вне зависимости от включения  соответствующей обязанности абонента в условия договора и без проведения каких-либо  контрольных мероприятий. 

Судом в ходе судебного разбирательства сторонами проведено контрольное  обследование территории (сетей канализации) ответчика, которое оформлено актом  контрольного обследования от 24.05.2023. 

В ходе контрольного обследования установлено, что в установлено, что  Контрольный колодец находится на подпоре. В канализационный колодец, находящийся  на территории абонента, имеются несколько выпусков с соседней территории, на которой  находится абонент АО «Ростовавтомост». Канализационные сети ООО «РЗМК ЮТМ»  после крайней точки на сети (КК) проходят через территорию соседнего абонента  ОАО «РЖД» (сеть канализации которого также на подпоре), далее канализационная сеть  попадает на ул. Орскую (через ж/д пути, лесопосадка), сточные воды частично затопили  часть ж/д путей и лесопосадки. Выпуск в городскую сеть канализации после ж/д путей и  лесопосадки не обнаружен. Далее по сетям канализации на пересечении улиц  Механизаторов и Орской сеть находится в рабочем состоянии. В колодец, из которого  отбирались пробы 07.06.2022, имеются два выпуска с территории АО «Ростовавтомост»,  из одного из них (нижнего) на момент осмотра 24.05.2023 в 10.11 вытекал поток поды. 


Истцом даны пояснения, что паспортом водного хозяйства ООО «РЗМ ЮТМ» от  12.02.2002 согласован контрольный колодец КК1. Паспортом водного хозяйства  ООО «РЗМ ЮТМ» от 03.07.2012 согласован контрольный колодец КК. Поскольку на  момент проведения отбора проб сточных вод от 07.06.2022 срок действия паспортов  водного хозяйства истек, а новый ВХБ ответчиком не представлен, контрольный колодец  согласован сторонами фактически перед началом отбора проб. Согласно имеющейся у  сторон схем в колодце КК1 отсутствует подключение иных абонентов, что не  соответствует обстоятельствам, установленным актом контрольного обследования  24.05.2023, в ходе которого установлено, что в контрольный колодец вытекает поток воды  из выпуска с территории АО «Ростовавтомост». 

На основании приведенных выше положений действующего законодательства  Российской Федерации, принимая во внимание акт от контрольного обследования  24.05.2023 и пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о  применимой в рассматриваем случае для расчета задолженности формулы,  предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644. 

Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет платы негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период, в  соответствии с которым плата за спорный месяц составляет 9 821, 28 руб. 

В случае если абонентом и обеспечена возможность отбора проб сточных вод или  возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствуют поданная абонентом в  установленном порядке декларация о составе и свойствах сточных вод и расчет платы за  сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов  состава сточных вод с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента, и при  этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил   № 644, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных  нормативов состава сточных вод начисляется по формуле: Пнорм. сост. = 2 х Т х Qnp1. 

Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет платы за сброс сточных  вод с превышением норматива состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную  систему водоотведения (канализации) за спорный период, в соответствии с которым плата  за спорный месяц составляет 40 485, 12 руб. 

Исходя из пояснения истца, арифметические ошибки при использовании  ответчиком формулы расчета не допущены, истец не согласен с использованием данной  формулы по существу заявленных требований. 

Суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному  удовлетворению за сброс сточных вод с превышением нормативов состава сточных вод,  сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации)  г. Ростова-на-Дону в размере 40 485, 12 руб., за плату за негативное воздействие на работу  централизованной системы водоотведения в размере 9 821, 28 руб. 

В оставшейся части требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Судебные расходы по исковому заявлению распределяются в соответствии со  ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

При подаче искового заявления ответчиком уплачена государственная пошлина в  размере 18 663 руб. на основании платежного поручения от 14.02.2023 № 3618. 

Судебные расходы по уплате государственной пошлины пропорционально размеру  удовлетворенных исковых требований в сумме 1 198, 16 руб. подлежат взысканию с  ответчика в пользу истца. 

Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:


Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ростовский завод  металлоконструкций ЮТМ» (ОГРН 1066166039301, ИНН 6166057080) в пользу  акционерного общества «Водоканал Ростова-на-Дону» (ОГРН 1056167043470, ИНН  6167081833) плату за сброс сточных вод с превышением нормативов состава сточных  вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации)  г. Ростова-на-Дону в размере 40 485, 12 руб., плату за негативное воздействие на работу  централизованной системы водоотведения в размере 9 821, 28 руб., расходы по уплате  государственной пошлины в размере 1 198, 16 руб. 

В оставшейся части требования оставить без удовлетворения.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении  месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае  подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в  законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной  инстанции. 

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном  порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты  принятия решения через суд, принявший решение. 

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном  порядке по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

 Судья М. А. Малыгина