НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ростовской области от 19.01.2015 № А53-19637/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«21» января 20 15                                                                                     Дело №А53-19637/2014

Резолютивная часть решения объявлена «19» января 2015

Полный текст решения изготовлен «21» января 2015

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Пименова С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лепилиной О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Старо-Петровская средняя общеобразовательная школа (ИНН 6121994654, ОГРН 1026101284978)

к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: Коновалова С.И., представитель по доверенности от 07.07.2014; Корнева Л.П., директор, по приказу от 23.09.2014 №121РС (до перерыва);

от заинтересованного лица: Мелентьева В.Ю., по доверенности от 13.08.2014 №43/2014 (до перерыва),

установил:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Старо-Петровская средняя общеобразовательная школа (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления врио начальника отдела миграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области от 31.07.2014 по делу об административном правонарушении №120933/881 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 30.09.2014 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 определение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

11.12.2014 определением суд принял заявление к производству. В судебном заседании, представитель заявителя, требования поддержал в полном объёме, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств. Суд, с учётом мнения сторон, протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство. 

В судебном заседании представители Управления требования учреждения не признали, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства. Суд, протокольным определением удовлетвори заявленное ходатайство.

13.01.2015 по делу объявлен перерыв до 19.01.2015 до 11 час. 30 минут. После перерыва судебное разбирательство продолжилось. В судебное заседание после перерыва от заявителя Коновалова С.И., представитель по доверенности от 07.07.2014; от заинтересованного лица Мелентьева В.Ю., по доверенности от 13.08.2014 №43/2014 (до перерыва). Суд продолжил судебное разбирательство.

            Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, судом установлено следующее. 

            21.04.2014 сотрудниками отдела Управления в г.Волгодонске, на основании распоряжения от 21.04.2014 №8 проведена проверка места пребывания и проживания иностранных граждан по адресу: ул. Ветеранов, 28 х.Старо-Петровский Морозовского района Ростовской области. В ходе проверки было установлено, что по названному адресу пребывали граждане Армении Мкртычан Арсен Степанович и Мкртычан Степан Азизович, при отсутствии документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации.

            23.04.2014 по факту оказания услуг по предоставлению образовательных программ начального общего, основного общего образования, иностранному гражданину, находящемуся на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка, сотрудниками отдела Управления в г.Волгодонске возбуждено административное расследование по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            В ходе административного расследования Управлением установлено, что Мкртычан А.С. обучался в учреждении с 01.09.2003. Между учреждением и Мкртычан С.А. и Мкртычан Л.Р. был заключён договор от 01.09.2009 на обучение Мкртычана А.С..

            Из текста перевода свидетельства о рождении Мкртычана А.С. следует, что отцом является Мкртычан С.А., матерью Мкртычан Л.Р.. 

            На основании установленных обстоятельств Управление сделало вывод, что учреждением допущено нарушение статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон №114-ФЗ), статьи 57 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 15.02.2012 №107, от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 №31800).

            20.06.2014 сотрудником отдела Управления, в присутствии представителя учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            31.07.2014 в.р.и.о. начальника отдела Управления, в присутствии представителя учреждения, вынесено постановление о привлечении учреждения к административной ответственности по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Полагая, что постановление Управления является незаконным, учреждение обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

            Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителей сторон, суд пришёл к выводу, что требования учреждения подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

            Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Порядок привлечения к административной ответственности установлен Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении; существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что привлечение к административной ответственности незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

            Частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через её территорию.

Из приведённой нормы следует, что объективную сторону административного правонарушения образуют активные действия лица по предоставлению жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину, находящемуся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка, способствовавшему незаконному пребыванию иностранного гражданина в Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ): законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином следует понимать лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; иностранным гражданином следует понимать физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства следует понимать физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.10 Федерального закона №114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы, либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в  том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

            Как следует из материалов дела, в оспариваемом постановлении Управление вменяет учреждению оказание Мкртычану А.С. услуг по получению обучения по образовательным программам начального общего, основного общего образования в период с 01.09.2003 по 30.06.2014.

Управлением было установлено, что Мкртычан С.А. является гражданином Армении.  Договор о сотрудничестве учреждения и родителей от 01.09.2009 заключён с родителями Мкртычана А.С.: Мкртычан С.А. и Мкртычан Л.Р., согласно которому родителя являются стороной по договору.

            Таким образом, услуга получения обучения по образовательным программам начального общего, основного общего образования предоставлялась учреждением непосредственно Мкртычану А.С..

   В силу диспозиции части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона №115-ФЗ, доказательств того, Мкртычан А.С. является иностранным лицом, материалы административного дела Управления не содержат. Следовательно, достаточных доказательств, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.   

   Статьёй 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что в Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

   При этом, согласно статье 73 названного закона, иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

Согласно приказу Минобрнауки России от 15.02.2012 №107 «Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения» приём граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребёнка при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Родители (законные представители) ребёнка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, дополнительно предъявляют заверенные в установленном порядке копии документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося), и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (пункт 12 Порядка).

Пунктом 15 названного Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения также было установлено, что требование предоставления других документов в качестве основания для приёма детей в учреждение не допускается.

   Таким образом, на учреждение не было возложено обязанности истребования каких либо документов, подтверждающих гражданство ребёнка при приёме в учреждение, в связи с чем, довод Управления о том, что учреждение имело возможность установить тот факт, что Мкртычан А.С., является иностранным лицом, судом отклоняется как нормативно не обоснованный. Кроме этого, доказательств того, что учреждение способствовало незаконному пребыванию иностранного гражданина в Российской Федерации, в материалы дела не представлено, Управлением не установлено, что указывает на отсутствие субъективной составляющей вменённого учреждению правонарушения.

             Частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе,  при отсутствии события административного правонарушения.

            При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу, что в действия учреждения по предоставлению Мкрытчану А.С. услуги получения обучения по образовательным программам начального общего, основного общего образования, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, постановление Управления от 31.07.2014 по делу об административном правонарушении №120933/881 о привлечении учреждения к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.

   Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, заявлений о взыскании судебных расходов не подавалось, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

            Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление отдела миграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области от 31.07.2014 по делу об административном правонарушении №120933/881 о привлечении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Старо-Петровская средняя общеобразовательная школа (ИНН 6121994654, ОГРН 1026101284978) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, через Арбитражный суд Ростовской области.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья                                                                                                              С.В. Пименов