НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ростовской области от 15.11.2011 № А53-16200/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«22» ноября 2011. Дело № А53-16200/11

Резолютивная часть решения объявлена «15» ноября 2011.

Полный текст решения изготовлен «22» ноября 2011.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевич И.С.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевич И.С.

рассмотрев в предварительном судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя Парахина Виктора Серавимовича, ИНН 615421965937, ОГРН 305615427000033, об отмене постановления Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области от 16.09.2011г. № 2096 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя Парахина В.С. в сумме 4951 руб. 48 коп., признав его неподлежащим исполнению в бесспорном порядке,

об обязании Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области зачесть излишне уплаченные страховые взносы в счет предстоящих платежей 2010г. плательщика индивидуального предпринимателя Парахина В.С.,

заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области,

при участии:

от заявителя: Парахин В.С. (паспорт),

от заинтересованного лица: представитель Першутов Д.Ю. (доверенность от 10.11.2011)

установил: индивидуальный предприниматель Парахин Виктор Серавимович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об отмене постановления Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области от 16.09.2011г. № 2096 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя Парахина В.С. в сумме 4951 руб. 48 коп., признав его неподлежащим исполнению в бесспорном порядке, об обязании Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Таганроге Ростовской области зачесть излишне уплаченные страховые взносы в счет предстоящих платежей 2010г. плательщика индивидуального предпринимателя Парахина В.С.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 08.11.2011 объявлен перерыв до 15.11.2011 до 12 час. 00 мин., в обоснование чего судом было принято протокольное определение, что получило отражение в протоколе судебного заседания. После перерыва судебное заседание в установленное время было продолжено.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, заявил об уточнении по мотивировочной части заявления и просил суд принять как аналогию закона, подпункта 2 пункта 3 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации о прекращении обязанностей индивидуального предпринимателя Парахина В.С. по уплате страховых взносов за 2009 год в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.

Представленные сторонами документы приобщены к материалам дела.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно справки ГУ УПФР по г.Таганрогу Ростовской области от 14.07.2011 №ОВП-26-3156, выданной Пархину В.С., из его пенсии произведены удержания в сумме 4 951 руб. 48 коп. на основании постановления ГУ УПФР по г.Таганрогу Ростовской области от 16.09.2010 №2096, постановления судебного пристава-исполнителя УФССП по г.Таганрогу Ростовской области Нестеренко Н.В. от 10.03.2011 №29784/11/76/61.

Как следует из постановления ГУ УПФР по г.Таганрогу Ростовской области от 16.09.2010 №2096 Парахиным В.С. не была уплачена недоимка по страховым взносам по состоянию на 16.03.2010, подлежащая уплате в срок до 01.04.2010 в соответствии с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 16.03.2010 №921, в связи с чем заинтересованное лицо постановило произвести взыскание страховых взносов , пеней и штрафов за счет имущества заявителя в общей сумме 4 951 руб. 48 коп., в том числе: 4 850 руб. 00 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 101 руб. 48 коп. пени.

Не согласившись с постановлением, вынесенным заинтересованным лицом индивидуальный предприниматель Парахин В.С. обратился с настоящим заявлением в суд. В обоснование заявления предприниматель сослался на то, что при начислении страховых взносов заинтересованным лицом неверно применены нормы законодательства, а также то, что им не было получено об уплате страховых взносов.

Из материалов дела следует, что в 2009 заявитель являлся индивидуальным предпринимателем, следовательно, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в редакции по состоянию на 31.12.2009) (далее - ФЗ № 167) заявитель являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 ФЗ № 167 страхователи были обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Пунктами 1, 2 статьи 28 ФЗ № 167 определено, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 ФЗ № 167, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, при этом, размер фиксированного платежа в расчёте на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ «О стоимости страхового года на 2009 год» от 27.10.2008 № 799 стоимость страхового года на 2009 утверждена в размере 7274 руб. 40 коп.

Согласно п. 5 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 г. № 148, уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом, две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с Определениями Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 г. № 164-0, № 165-0, от 12.05.2005 г. № 183-0 нормативные положения п. 1 - 3 ст. 28 ФЗ № 167 по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ, в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагали возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Таким образом, заявитель в 2009 г. бы обязан уплатить: (7274,40 руб. / 3) х 2 = 4850 руб. страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии.

Вышеприведённые правовые нормы раскрывают методику начисления индивидуальным предпринимателям страховых взносов в 2009 году. Данная методика не содержит в качестве переменных величин «базу налогообложения», о которой упоминает заявитель. Размер страховых взносов не зависит от каких-либо иных значений, кроме стоимости страхового года и тарифа страховых взносов. Размер страховых взносов так же не зависит от осуществления, либо неосуществления индивидуальным предпринимателем деятельности и от наличия, либо отсутствия дохода. Подобный вывод подтверждается судебной практикой, в частности, п. 4 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании, содержащегося в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 г. № 79

Довод заявителя о том, что он получает пенсию по адресу, отличному от того, который указан в Выписке из ЕГРИП, в связи с чем почтовая корреспонденция о взыскании страховых взносов должна была отправляться ему именно по этому адресу не может быть признан судом обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), в том числе пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений.

Согласно пункту 6 «Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства; граждане Российской Федерации, не имеющие подтверждённого регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания; граждане Российской Федерации, не имеющие подтверждённого регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.

В соответствии с пунктом 7 «Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых Постановлением ПФ РФ № 15п, Минтруда РФ № 18 от 16.02.2004 г., выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера.

Таким образом, пенсионное законодательство предоставляет пенсионеру возможность выбора адреса, по которому выплачивается пенсия. Пенсионер по своему усмотрению указывает данный адрес и по своему усмотрению вправе указывать иной адрес, нежели, чем адрес регистрации по месту жительства. Указанный пенсионером адрес используется исключительно для целей пенсионного обеспечения.

В то время, как подпунктом «д» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об адресе, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации (т.е. тот адрес который предпринимателем самостоятельно указан в выписке).

Абзацами 1, 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что регистрация страхователей (физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей) осуществляется в территориальных органах страховщика в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Абзацем 1 п. 23 «Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нём сведений», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 г. № 630, предусмотрено, что регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации индивидуального предпринимателя и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения об индивидуальном предпринимателе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, во взаимоотношениях со страхователями по вопросам обязательного пенсионного страхования (в том числе, по вопросам взыскания страховых взносов) территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации руководствуются той информацией, которая содержится в полученных из регистрирующего органа сведениях об индивидуальных предпринимателях.

Статьёй 22.2. Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Для внесения изменений в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в частности, изменений, касающихся адреса регистрации, заявитель должен был обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. До того момента, как заявитель обратится за внесением изменений, сведения в соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» считаются достоверными и риск наступления неблагоприятных последствий (например, неполучения почтовых отправлений), естественно, лежит на заявителе.

Ссылки заявителя на статьи 7, 8 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - ФЗ № 212) не состоятельны, так как обозначенные статьи определяют объект обложения страховыми взносами и базу для начисления страховых взносов за периоды начиная с 2010 года для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Постановление № 2096 вынесено Управлением ПФ в отношении недоимки за 2009 год, образовавшейся в связи с неуплатой-заявителем страховых взносов за себя, а не за своих наёмных работников.

Заявитель утверждает, что поставил Управление ПФ в известность об изменении места регистрации по месту жительства, однако суду не были представлены доказательства свидетельствующие о совершении предпринимателем данного действия.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ гражданин в своём письменном обращении в обязательном порядке указывает почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Следовательно, направляя ответ исх. № П-367-1/426 от 08.09.2010, Управление ПФ выполняло требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Рассматривать обращение заявителя по поводу расчёта пенсии в качестве уведомления об изменении места регистрации по месту жительства не представляется возможным, так как на это нет указания в тексте обращения, а почтовый адрес в обращениях указывается по усмотрению гражданина и не зависит от места фактической регистрации.

Подпунктом «д» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об адресе, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации. Статьёй 22.2. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Для внесения изменений в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в частности, изменений, касающихся адреса регистрации, заявитель должен был обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. До того момента, как заявитель обратится за внесением изменений, сведения в соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» считаются достоверными и риск наступления неблагоприятных последствий (например, неполучения почтовых отправлений), естественно, лежит на заявителе.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Кроме того, суд не может принять за основу позицию заявителя о том, что к данным правоотношениям подлежат применению положения Налогового законодательства по сравнимой ситуации (в качестве аналогии права), поскольку рассматриваемый спор не является налоговым и регламентируется положениями ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации». Рассматриваемая ситуация определена положениями названного закона и не является пробелом в законодательстве, в связи с чем аналогия права не подлежит применению.

С учетом приведенной выше позиции суд не видит оснований для удовлетворения заявления, в связи с чем, в удовлетворении заявления Парахину В.С. надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

  В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в вышестоящие инстанции в порядке и сроки определенные главами 34-35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Бондарчук Е.В.