АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону 20 декабря 2023 г. Дело № А53-22388/23
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2023 г. Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Штыренко М. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Намалян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» (ОГРН: 1126100005899, ИНН: 6163113192)
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (ОГРН: 1026103280060, ИНН: 6163030517)
третьи лица - АО «Российский экспортный центр», Министерство экономического развития Ростовской области
о признании незаконными предписания, представления,
при участии:
от заявителя – представитель Савырина Н.К. по доверенности от 10.03.2023 года,
от заинтересованного лица – представитель Коньков С.А. по доверенности от 28.06.2019, представитель Ясенков Д.В. по доверенности от 21.12.2020 года, представитель Булаева Ж.В. по доверенности от 28.06.2019,
от АО «Российский экспортный центр» - представитель Минаева С.С. по доверенности от 15.11.2023, представитель Касьян А.А. по доверенности от 28.12.2021, представитель Кирилов Д.А. по доверенности от 08.12.2023,
от Министерства экономического развития Ростовской области – представитель Калиниченко О.А. по доверенности от 20.12.2022, представитель Глущенко С.В. по доверенности от 03.07.2023,
установил:
Автономная некоммерческая организация «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» (далее - АНО «ЦПЭ» по Ростовской области) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными:
- предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 28-23-05/23-3820 о принятии в срок до 20.10.2023 (включительно) мер по
возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в размере 500 000 рублей путем перечисления в доход федерального бюджета;
- представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3819 в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных, в частности, в пунктах 1, 2, 3, 4, 5 представления, а именно:
- по пунктам 1, 3 - усилить контроль за достижением показателей результативности;
- по пунктам 2,4 - усилить контроль за предоставлением достоверной отчетности о достижении значений показателей результативности;
- по пункту 5 - усилить контроль за правомерным расходованием средств субсидии, предоставленных из средств федерального бюджета;
- об обязании Управления Федерального казначейства по Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
До рассмотрения спора по существу заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил требования и просит, в дополнение к изначально заявленным требованиям, признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3819 в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пункте 6 представления, а именно - усилить контроль за соблюдением требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в части центров поддержки экспорта.
Таким образом, рассмотрению подлежат требования Автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» о признании недействительными предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3820 и представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3819 в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах в 1, 2, 3, 4, 5, 6 представления, об обязании Управления Федерального казначейства по Ростовской области устранить допущенное нарушение прав и интересов Автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области».
Управление Федерального казначейства по Ростовской области представило отзыв на заявление, в котором возражало против его удовлетворения, ссылаясь на законность оспариваемых ненормативных актов.
Определением суда от 05.09.2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Российский экспортный центр», Министерство экономического развития Ростовской области.
АО «Российский экспортный центр» представило отзыв на заявление, в котором указало на то, что им верно произведен мониторинг результатов деятельности центров поддержки экспорта согласно требованиям Приказа Минэкономразвития России от 26.10.2019 № 702 и Приказа Минэкономразвития России от 24.09.2021 № 566, основываясь на положениях п. 12, 12.3 Приказа Минэкономразвития России от 18.02.2021 № 77, пп. «в» п. 18 Приказа Минэкономразвития России от 24.09.2021 № 566; верно установлено достижение АН О «ЦПЭ» Ростовской области второго и третьего показателей; замечаний к действиям АО «РЭЦ» от контрольно-надзорных органов не поступало.
Данное третье лицо указывает, что Управление Федерального казначейства по Ростовской области неверно произвело расчет показателей, достигнутых АНО «ЦПЭ» по Ростовской области, без учета требований федерального законодательства, что привело к предъявлению к АНО «ЦПЭ» по Ростовской области необоснованных требований, в виде
принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных, в частности, в пунктах 1. 2. 3.4, 5 представления.
Министерство экономического развития Ростовской области представило отзыв на заявление, в котором поддержало требования заявителя, просило признать незаконными предписание Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3820 и представление Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3819.
Представитель заявителя в заседании суда требования поддержал.
Представители заинтересованного лица в заседании суда возражали против удовлетворения требований заявителя.
Представители АО «Российский экспортный центр» в заседании суда поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Представители Министерства экономического развития Ростовской области в заседании суда поддержали заявленные требования.
В заседании суда 06.12.2023 года был объявлен перерыв до 13.12.2023 до 15 часов 30 минут.
После перерыва судебное заседание было продолжено 13.12.2023 в 15 часов 30 минут.
Дело рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 16.01.2023 по 17.02.2023 Управлением Федерального казначейства по Ростовской области была проведена проверка предоставления и использования АНО «ЦПЭ» субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих налоговый режим «налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации.
Проверяемый период – с 01.01.2019 по 31.12.2022 года. Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 17.02.2023 года.
Нарушения, выявленные в ходе проверки и отраженные в акте проверки, явились основанием для вынесения в отношении АНО «ЦПЭ» представления от 02.05.2023 № 5805/23-3819 и предписания от 02.05.2023 № 58-05/23-3820.
АНО «ЦПЭ» с указанными предписанием и представлением в части пунктов 1-6 не согласилось, что и послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением, при рассмотрении которого суд установил следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 утверждена государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - Государственная программа № 316).
В состав государственной программы до 01.01.2022 входила подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
В соответствии с этой программой между Правительством Ростовской области и Министерством экономического развития Российской Федерации были заключены соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации:
- от 13.09.19 № 139-09-2019-199 (на 2019-2020 годы),
- от 25.12.2020 № 139-09-2021-094 (на 2021-2023 годы).
В рамках данных соглашений в период с 2019 по 2022 годы между АНО «ЦПЭ» и Министерством экономического развития Ростовской области ежегодно заключались договоры о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности АНО «ЦПЭ», в том числе:
- договор от 24.04.2019 № 2, к договору заключено 8 дополнительных соглашений,
- договор от 26.05.2020 № 40-2020-00343, к договору заключено 4 дополнительных соглашения,
- договор от 20.05.2021 № 40-2021-01020, к договору заключено 6 дополнительных соглашений,
- договор от 19.04.2022 № 40-2022-000820, к договору заключено 2 дополнительных соглашения.
Общий объем полученных и проверенных средств по данным договорам составил 274 691 600 рублей, в том числе:
- в 2019 году -70 842 900 рублей;
- в 2020 году - 66 883 800 рублей;
- в 2021 году - 92 148 100 рублей;
- в 2022 году - 44 816 800 рублей.
В ходе проверки Управлением Федерального казначейства по Ростовской области был сделан вывод о том, что АНО «ЦПЭ» не соответствовал требованиям и критериям для получения субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
Так, Государственная программа № 316 содержала Приложение № 35 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации» (далее – Правила № 316).
В соответствии с пунктом 10 Правил 316 (Приложение № 35), критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии являются соответствие мероприятий, указанных в заявке субъекта Российской Федерации на получение субсидии по форме согласно приложению (заявка), мероприятиям, указанным в пункте 3 Правил 316 (Приложение № 35), а также наличие юридического лица, наделенного функциями единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и иными организациями поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, требования к которому установлены в соответствии с пунктом 10 Правил 316 (Приложение № 10).
Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2019 N 594 были утверждены Требования к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к центрам поддержки экспорта и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательств (далее - Требования № 594 от 25.09.2019).
Пунктом 7.2 Требований № 594 от 25.09.2019 были установлены, в том числе квалификационные требования к сотрудникам Центра поддержки экспорта:
- к заместителю руководителя ЦПЭ,
- к специалисту ЦПЭ,
- к аналитику ЦПЭ.
В качестве одного из квалификационных требований к вышеуказанным сотрудникам ЦПЭ установлено наличие у них удостоверения о прохождении дистанционной образовательной программы Школы экспорта РЭЦ в течение 1,5 лет с даты назначения на должность.
Как следует из акта Управления Федерального казначейства по Ростовской области, в 2019 году таких документов, подтверждающих прохождение повышения квалификации в сфере внешнеэкономической деятельности у заместителя руководителя Жучковой Н.Н., специалиста Колтырева Н.А., специалиста Иванча Н.С. не имелось.
В 2020 году специалист АлпатоваЕ.А, аналитик Момотова А.А. не имели подтверждение прохождения дистанционной образовательной программы Школы экспорта РЭЦ.
В заседании суда 13.12.2023 представители Управления Федерального казначейства по Ростовской области пояснили, что в отношении 2019 года данное нарушение указано в акте ошибочно. Фактически оно было допущено АНО «ЦПЭ» только в 2020 году.
Указанные пояснения приняты судом и по данному эпизоду рассматривается вопрос об обоснованности обжалуемого п. 6 Представления применительно к 2020 году.
Как следует из вышеуказанного п. 7.2 Требований № 594 от 25.09.2019, необходимость прохождения дистанционной образовательной программы Школы экспорта РЭЦ установлена для работников в течение 1,5 лет работы (максимальный срок).
То есть данное нарушение можно установить применительно к специалистам и аналитикам, проработавших в организации более 1,5 лет.
В заседании суда 13.12.2023 установлено, что в ходе контрольных мероприятий Управлениям Федерального казначейства по Ростовской области не выяснило стаж работы в АНО «ЦПЭ» специалиста Алпатовой Е.А., аналитика Момотова А.А. Тогда как заявитель настаивает на том, что Алпатова Е.А. в период обучения в Школе экспорта РЭЦ ушла в отпуск по беременности и родам и по этой причине не закончила обучение.
Аналитик Момотова А.А. проработала в АНО «ЦПЭ» на момент проверки менее 1,5 лет. В связи с чем, у нее на дату составления акта и вынесения оспариваемого предписания не утрачена возможность пройти соответствующее обучение в период после проверки до истечения предельного 1,5-годовалого срока в соответствии с п. 7.2 Требований № 594 от 25.09.2019.
Указанные факты Управлением Федерального казначейства по Ростовской области не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, выводы Управления Федерального казначейства по Ростовской области о том, что АНО «ЦПЭ» нарушило требования п. 7.2 Требований № 594 от 25.09.2019 года являются преждевременными и необоснованными, а требование АНО «ЦПЭ» о признании недействительным п. 6 Представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3819 подлежащим удовлетворению.
Управлением Федерального казначейства по Ростовской области также сделан вывод о том, что АНО «ЦПЭ» в 2021-2022 годах не обеспечено выполнение обязательств по достижению заданных показателей результативности.
По состоянию на 20.12.2021 имело следующие показатели результативности:
- «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг АНО «ЦПЭ», план - 70 единиц, факт - 37 единиц.
- «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, заключивших экспортные контракты при содействии центра поддержки экспорта, всего», план - 70 единиц, факт - 37 единиц.
- «Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства всего» - план - 31,4 млн долларов США, факт - 17,1786 млн долларов США.
По состоянию на 01.01.2022:
- «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего» - план - 500 единиц, факт - 267 единиц.
При этом АНО «ЦПЭ» в Министерство экономического развития Ростовской области предоставлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2022 с недостоверными данными, а именно:
- «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего» - 39 единиц, вместо 73 единиц.
- «Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства всего (млн долларов США)» - 18,3086, вместо 36,0511.
АНО «ЦПЭ» в 2022 году не обеспечено выполнение обязательств по достижению заданных показателей результативности по состоянию на 20.12.2022, а именно:
- «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг АНО «ЦПЭ», план - 62 единицы, факт - 16 единиц.
- «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, заключивших экспортные контракты при содействии центра поддержки экспорта, всего», план - 62 единицы, факт - 16 единиц.
- «Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства всего» - план 26,9 млн долларов США, факт 8,4138 млн долларов США.
АНО «ЦПЭ» в Министерство экономического развития Ростовской области предоставлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2023 с недостоверными данными, а именно:
- «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего» -17 ед., вместо 63 ед.
- «Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства всего (млн долларов США)» - 8,83003, вместо 28,35159.
Как следует из акта проверки, указанное нарушение обусловлено следующим.
Заявитель в отчет о показателях результативности включил все субъекты малого и среднего предпринимательства, заключившие экспортные контракты в году, за который предоставляется отчет вне зависимости от года предоставления субсидии из бюджета.
Указанное, по мнению Управления Федерального казначейства по Ростовской области, является неверным, поскольку средства из федерального бюджета (субсидии) доводятся до получателей с указанием цели их использования, а также результата, который должен быть достигнут в связи с их использованием, в году предоставления данных средств (субсидии).
Кроме того, заявитель, определяя результативность по показателю «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги», определяет их по состоянию на 01.01.2022 и 01.01.2023, тогда как Управление Федерального казначейства по Ростовской области считает, что показатель следует определять :
- за 2021 год – на 20.12.2021,
- за 2022 года – на 20.12.2022.
При оценке данных доводов Управления Федерального казначейства по Ростовской области суд исходит из следующего.
Как указано выше, в 2021 году субсидия была предоставлена АНО «ЦПЭ» на основании Договора от 20.05.2021 № 40-2021-01020, в 2022 года – на основании Договора от 19.04.2022 № 40-2022-000821.
Приложением № 3 к обоим договорам «Показатели результативности предоставления субсидии» были установлены следующие показатели:
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства - экспортеров, заключивших экспортные контракты при содействии центра поддержки экспорта в 2021 году – 70 единиц, в 2022 году - 62 единицы.
- объем экспорта субъектов малого и среднего предпринимательстве получивших поддержку центра поддержки экспорта (объем поддержанное экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства) в 2021 году – 31,4 млн. долларов США, в 2022 году26,9 млн. долларов США.
Срок достижения показателей - 20.12.2021 и 20.12.2022 соответственно.
В связи с указанным Управление Федерального казначейства по Ростовской области полагает, что АНО «ЦПЭ» должно было четко соблюдать условия соглашений о предоставлении субсидии и определять показатели результативности по состоянию на 20 декабря соответствующего года.
Между тем, указанные выводы Казначейства нельзя признать обоснованными в виду следующего.
В соответствии с положениями пункта 1.1 Договора от 20.05.2021 № 40-202101020, предметом договора является предоставление АНО «ЦПЭ» из бюджета Ростовской области в 2021 году субсидии в целях:
- достижения результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национальной проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальное предпринимательской инициативы», в целях реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (Ростовская область) (пункт 1.1.1);
- обеспечения деятельности АНО «ЦПЭ» в рамках подпрограммы «Развитие международного, межрегионального сотрудничества и поддержка экспортной деятельности в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» (пункт 1.1.2);
- направления расходования средств субсидии согласно приложению № 1 к договору (пункт 1.1.3).
В соответствии с пунктом 4.3.6 Договора от 20.05.2021 № 40-2021-01020 АНО «ЦПЭ» обязуется обеспечить достижение значений результатов предоставлена субсидии и соблюдение сроков их достижения.
Пунктом 4.3.7.2 Договора от 20.05.2021 № 40-2021-01020 установлено, что АНО «ЦПЭ» обязуется представлять Министерству в том числе отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии пунктом 4.1.5.1 указанного договора.
В соответствии с положениями пункта 1.1 Договора от 19.04.2022 № 40-2022 000820, предметом договора является предоставление АНО «ЦПЭ» из бюджета Ростовской области в 2022 году субсидии в целях:
- достижения результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национальное проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в целях реализации регионального проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (Ростовская область) (пункт 1.1.1);
- обеспечения деятельности АНО «ЦПЭ» в рамках подпрограммы «Развитие международного, межрегионального сотрудничества и поддержка экспортной деятельности в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» (пункт 1.1.2),
- направления расходования средств субсидии согласно приложению № 1 к договору (пункт 1.1.3).
В соответствии с пунктом 4.3.6 Договора от 19.04.2022 № 40-2022-000821 АНО «ЦПЭ» обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности предоставления субсидии, значения результата предоставления субсидии и (или) иных показателей, установленных Порядком № 1021 ши Министерством в соответствии с подпунктом 4.1.4 указанного договора.
Пунктом 4.3.7.2 Договора от 19.04.2022 № 40-2022-000820 установлено, что АНО «ЦПЭ» обязуется представлять Министерству отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.1.5.1 указанного договора.
Министерство в свою очередь в соответствии с требованиями пункта 4.1.5. Договора от 20.05.2021 № 40-2021-01020 обязуется осуществлять оценку достижения АНО «ЦПЭ» результата предоставления субсидии согласно приложение № 2 и пунктами 2 и 3 Приложения № 3 к договору на основании отчета достижении значений показателей результативности предоставления субсидии показателей результативности предоставления субсидии по форме, установленной приложении № 4 и № 5 к договору.
Аналогичное положение содержится в п. 4.1.5 договора от 19.04.2022 № 40-2022 000820.
Расчет показателя "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта, нарастающим итогом" осуществлялся в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23.12.2019 N 832 «Об утверждении методики расчета показателя "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта, нарастающим итогом" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В соответствии с разделом I данной Методики показатель рассчитывается нарастающим итогом.
Периодичность формирования показателя - ежеквартально и ежегодно.
Указанные сроки коррелировали пункту 4.3.7.3.6 обоих договоров на предоставления субсидии, в которых было предусмотрено, что сроки предоставления указанной в п. 4.3.7.2. и 4.3.7.3 отчетности – не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом и не позднее 10-числа месяца, следующего за отчетным годом.
А также соответствовали Приложениям № 3 и № 4 к договорам на предоставление субсидии на 2021 и 2022 годы, в которых содержались формы «Отчетов о достижении значений результатов предоставления субсидии по состоянию на 1____20___.» Была установлена периодичность предоставления отчетов – квартальная и годовая.
В связи с этим отчётность по достижению показателей результативности субсидии предоставлялась АНО «ЦПЭ» за квартал и за год. По состоянию на 20 декабря соответствующего года заявитель отчетность не формировал.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка предоставления субсидий на обеспечение деятельности АНО «ЦПЭ», утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2012 № 1021 в действовавшей на момент проверки редакции (далее – Порядок № 1021) результатом предоставления субсидии АНО «ЦПЭ» является количество субъектов малого и среднего предпринимательства – экспортеров, заключивших экспортные контракты в году предоставления субсидии по результатам услуг АНО «ЦПЭ».
Буквальное толкование данного пакта говорит о том, что для определения результатов предоставления субсидии учитываются все субъекты малого и среднего предпринимательства с экспортными контрактами в году предоставления субсидии.
Указанное, по мнению суда, определено тем, что сами средства субсидии напрямую не направляются и не оказывают влияние на заключенные экспортные контракты. Такое влияние осуществляется посредством проводимых и (или) организуемых АНО «ЦПЭ» мероприятий. Именно на оказание этих услуг ежегодно выделяются средства федерального бюджета.
Сам спектр этих услуг довольно широк и включает в себя как первичные консультации субъектов малого и среднего предпринимательства, так и последующее завершающее юридическое сопровождение предприятий, которые уже осознанно прошли весь путь к выходу на экспорт и по сути находятся в его завершении. Такой временной промежуток может достигать от полугода до более чем 2-2,5 лет. Это наглядно видно из подготовленных и представленных АНО «ЦПЭ» суду примеров, в том числе по ООО «Турбулентность-Дон».
При этом в рамках обеспечения установленного действующим законодательством равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к услугам (мероприятиям), АНО «ЦПЭ» не вправе отказать какому-либо претенденту в услуге или выбрать исключительно наиболее подготовленных для выхода на экспорт субъектов предпринимательства, учитывая необходимость достижения показателей результативности.
Исходя из п. 2.10 Порядка № 1021 момент предоставления (или оказания) АНО «ЦПЭ» услуг не был привязан к году предоставления субсидий, так как это противоречило бы возможности оказания услуг предприятиям с наиболее длительным временным периодом выхода на заключение экспортного контракта.
Иное толкование вышеприведенной нормы означает, что получатель субсидии будет расходовать средства субсидии «частично впустую» – то есть на предоставление услуг тем предприятиям, которые объективно (например, в силу временного фактора) не могут повлиять на показатель результативности, а АНО «ЦПЭ» в рамках общедоступности оказываемых им услуг было лишено права выбора только «перспективных» предприятий.
При таких обстоятельствах, выводы Управления Федерального казначейства по Ростовской области о том, что АНО «ЦПЭ» нарушило требования п. 2.10 Порядка № 1021, условия договоров о предоставлении субсидии за 2021 и 2022 год являются необоснованными, а требование АНО «ЦПЭ» о признании недействительным п.п. 1 - 4 Представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3819 подлежащим удовлетворению.
При проверке правильности использования заявителем субсидии в 2019 году, законности и обоснованности предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3820 и представления от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3819 в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в частности в пункте 5, суд исходил из следующего.
АНО «ЦПЭ» создано в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 20.09.2012 № 902 в целях развития внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области и реализации Областной долгосрочной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2011-2014 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 09.09.2010 № 173 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2011-2014 годы» (с 15.10.2018 государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области № 637).
В целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации органами государственной власти субъектов РФ полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета, в соответствии с Правилами № 316.
Как указано в п. 57 Правил № 316 направление, указанное в абз. 4 пп. «б» п. 3 Правил, включает в себя реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию центров (агентств) координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 58 Правил № 316 реализация мероприятия, указанного в пункте 57 Правил, осуществляется при методическом и информационном взаимодействии уполномоченного органа с акционерным обществом «Российский экспортный центр» на основании соглашения о взаимодействии, которое содержит: направления расходов субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации; ключевые показатели эффективности деятельности; план командировок сотрудников.
В соответствии с п. 1 ст. 46.1 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта и импорта реализуются акционерным обществом «Российский экспортный центр» (далее по тексту АО «РЭЦ») и их дочерними хозяйственными обществами в соответствии с настоящим Федеральным законом, актами Правительства Российской Федерации, решениями уполномоченных органов управления этих организаций.
В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» АО «РЭЦ» в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляет проведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, мониторинга соблюдения центрами поддержки экспорта требований к центрам поддержки экспорта, установленных указанным федеральным органом исполнительной власти, и анализа результатов деятельности центров поддержки экспорта.
В соответствии с пп. «д» п. 4.1.1 Приказа Минэкономразвития России от 14.02.2018 № 67 требованиями к реализации мероприятия являются наличие плановых направлений расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование центра экспорта на год, в котором предоставляется субсидия (приложение № 14 к требованиям).
Суммарный объем бюджетных средств, направленный на формирование фонда оплаты труда, начислений на оплату труда, приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала, приобретение расходных материалов и прочие текущие расходы центра экспорта, не должен превышать размер средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на финансирование центра экспорта.
В соответствии с пп. «е» п. 4.1.1 Приказа Минэкономразвития России от 14.02.2018 № 67 требованиями к реализации мероприятия являются наличие фактических направлений расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта
Российской Федерации на финансирование центра экспорта за предшествующий год (для центров экспорта, созданных до 1 января года предоставления субсидии) (приложение № 14 к требованиям).
Приложением № 14 к Приказу Минэкономразвития России от 14.02.2018 № 67 утвержден рекомендуемый образец направления расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование центра (агентства) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Смета), согласно п. 3 которого субсидия может расходоваться на «приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала».
При этом форма Сметы, приведенная в Приложении № 14 к Приказу Минэкономразвития России от 14.02.2018 № 67 является исключительно рекомендованным образцом, которая, исходя из системного толкования Приказа Минэкономразвития России от 14.02.2018 № 67 и Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 при методическом и информационном взаимодействии уполномоченного органа (то есть Минэкономразвития России) с акционерным обществом «Российский экспортный центр» может быть изменена.
В целях согласования иной формы Сметы АО «РЭЦ» направило в Министерство экономического развития Российской Федерации свою форму проекта соглашения, заключаемого АО «РЭЦ» и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 2019 году, что подтверждается Письмом АО «РЭЦ» № 4565 от 21.12.2018.
Письмом Минэкономразвития России № 39090-ВЖ/Д13н от 28.12.2018 согласован проект соглашения, заключаемого АО «РЭЦ» и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 2019 году, содержащим смету, отличную от рекомендуемого образца сметы, определенною приказом Минэкономразвития России от 14.02.2018 № 67. В указанной форме сметы предусмотрена возможность приобретения основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала - в том числе в связи с увеличением штатной численности персонала ЦПЭ.
Как указано выше между Министерством экономического развития Ростовской области и АНО «ЦПЭ» был заключен договор о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» № 2 от 24.04.2019.
В соответствии с п. 4.3.9 данного договоре АНО «ЦПЭ» обязуется обеспечивать соблюдение требований вышеуказанного Приказа № 67.
Согласно п. 4, 4.1 и 4.2 Приложения № 1 к договору о предоставлении субсидии, к направлениям расходования субсидии на финансирование АНО «ЦПЭ» отнесено, в том числе, приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала в размере 500 000 рублей.
Судом установлено, что 29.05.2019 между АНО «ЦПЭ» (заказчик) и предпринимателем Родимовым А.И. (поставщик) был заключен договор № 12 о поставке компьютеров, их компонентов, а также офисной мебели на общую сумму 500 000 рублей, из которых 420 000 рублей составили расходы на покупку 7 комплектов компьютеров в сборе, а 80 000 руб. - расходы на покупку 4 комплектов офисной мебели.
В адрес АНО «ЦПЭ» поставщиком ИП Родимовым А.И. был направлен счет на оплату № 43 от 05.06.2019, в котором указаны наименования приобретаемых товаров: системный блок, монитор, клавиатура и мышь (в количестве 7 штук каждого товара) на общую сумму 420 000 рублей, а также мебель офисная (комплект: стол рабочий с подставкой под компьютер, шкаф офисный, кресло рабочее) - 4 комплекта на общую сумму 80 000 рублей.
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Как установлено в п. 1, 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Расходы АНО «ЦПЭ» на приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно управленческого персонала являлись целевыми, и возможность их несения была предусмотрена:
- Приказом Минэкономразвития России от 14.02.2018 № 67 с учетом Письма АО «РЭЦ» № 4565 от 21.12.2018 и Письма Минэкономразвития России № 39090-ВЖ/Д13и от 28.12.2018;
- Соглашением от 08.04.2019 между АО «РЭЦ» и Правительством Ростовской области о методическом и информационном взаимодействии;
- Договором о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» № 2 от 24.04.2019.
Таким образом, АНО «ЦПЭ» правомерно произвело расходование денежных средств в размере 500 000 рублей, в связи с чем предписание Управления Федерального казначейства по Ростовской области № 58-23-05/23-3820 от 02.05.2023, а также представление № 58-23-05/23-3819 от 02.05.2023 в части п. 5, являются недействительными.
Принимая во внимание все вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что требования Автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» о признании недействительными предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3820 и представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-
05/23-3819 в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах в 1, 2, 3, 4, 5, 6 законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
В этой связи с Управления Федерального казначейства по Ростовской области в пользу Автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» следует взыскать возмещение расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей, уплаченных АНО при обращении в суд по платежному поручению № 361 от 29.05.2023.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ ы резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительными предписание Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-23-05/23-3820 и представление Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.05.2023 № 58-2305/23-3819 в части принятия мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в частности в пунктах в 1, 2, 3, 4, 5, 6 представления, обязать Управление Федерального казначейства по Ростовской области устранить допущенное нарушение прав и интересов Автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области».
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ОГРН: 1026103280060, ИНН: 6163030517) в пользу Автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области» (ОГРН: 1126100005899, ИНН: 6163113192) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.Е. Штыренко