АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2023 г. Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Колесник И. В. при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Коломыцевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Лапшиной Анастасии Сергеевны (ИНН 616486008582, ОГРН 321619600125482),
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579)
о признании незаконным решения от 24.03.2023 № 61-01/16675л
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности Лапшин В.С. (до перерыва); от заинтересованного лица: представитель по доверенности Бабич Ю.А.;
установил:
индивидуальный предприниматель Лапшина Анастасия Сергеевна (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 24.03.2023 № 61-01/16675л об отказе в выплате пособия по беременности и родам.
В судебном заседании 28.08.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 04.09.2023 и до 05.09.2023 до 11 час. 00 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области в сети Интернет - http://rostov.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание было продолжено.
После перерыва представитель заявителя не явился.
Представитель заинтересованного лица явился, представил дополнение к заявлению с контррасчетом заявленных требований.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя при наличии доказательств его надлежащего уведомления.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ИП Лапшина А.С. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 24.06.2021 в МРИ ФНС № 26 по Ростовской области.
Страховые взносы уплачены ИП Лапшиной А.С. 12.12.2023, что подтверждается приставленным платежным поручением № 25.
В связи с первичным обращением в женскую консультацию с целью постановки на учёт 16.01.2023 заявителю был выдан листок нетрудоспособности № 910160565352 (в соответствии с пунктом 54 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения № 925н от 01.09.2020) на период с 20.12.2022 по 08.05.2023.
Письмом от 24.03.2023 № 61-01/16675л Фонд уведомил об отказе в предоставлении пособия по беременности и родам в связи с тем, что дата начала действия листка нетрудоспособности выпадает на 2022 год.
Не согласившись с отказом в выплате пособия от 24.03.2023 № 61-01/16675л, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ИП Лапшина А.С.. обратилась в суд с заявлением.
Свои требования предприниматель обосновывает тем, что у нее имелось право на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как страховые взносы ею были уплачены за 2022 год и страховой случай должен был наступить в 2023 году. Однако больничный лист был выдан на период с 20.12.2022 по 08.05.2022.
Оценив доводы участников дела и представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или
иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 настоящей статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 настоящей статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В силу части 4 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 790 (далее – Порядок).
В силу пункта 6 Порядка страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в соответствии с настоящими Правилами за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других
страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж.
Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, право на получение страхового обеспечения (в данном случае право на получение пособия по беременности и родам) лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающими за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской федерации, обусловлено уплатой страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, и наличием листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по установленной форме.
Судом установлено, что за 2022 год предпринимателем была осуществлена уплата страховых взносов в сумме 4 833,72 руб.
Листок нетрудоспособности датирован 16.01.2023, однако период указан с 20.12.2022 по 08.05.2023. страховой случай наступил 20.02.2023, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка.
В отделение предприниматель обратилась 14.03.2023.
Суд соглашается с доводом заявителя о том, что поскольку в перечне страховых случаев, приведенных в статье 1.3 Федерального закона № 255-ФЗ, к таковым отнесены беременность и роды, а не факт выдачи застрахованному лицу листка нетрудоспособности, то для назначения и выплаты пособия по беременности и родам имеет значение наличие самого страхового случая, подтвержденного в установленном порядке медицинской организацией и уплата застрахованным лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году обращения за пособием.
В части 1 статьи 10 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Таким образом, в соответствии с буквальным толкованием указанной выше правовой нормы, страховой случай – беременность и роды как единый физиологический процесс не подлежит разделению и описан в законе как единый страховой случай.
Поэтому разделение беременности и родов на самостоятельные составляющие противоречит нормам закона, определяющего страховой случай как совокупность «беременность и роды».
Указанное пособие является социальной гарантией застрахованному лицу, не имеющему возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность в указанный период, о чем свидетельствует основание его назначения – временная нетрудоспособность в указанный период.
Суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что у Отделения отсутствовали законные основания для отказа предпринимателю в выплате пособия.
Действия Отделения по отказу в выплате ИП Лапшиной А.С. пособия по беременности и родам не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают ее права в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение от 24.03.2023 № 61-01/16675л Отделения об отказе в получении страхового обеспечения по страховому случаю в связи с материнством является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Лапшиной А.С.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обязывает Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) назначить и выплатить индивидуальному предпринимателю Лапшиной Анастасии Сергеевне (ИНН 616486008582, ОГРН 321619600125482) в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу пособие по беременности и родам за период с 01.01.2023 по 24.05.2023 в размере 72 944,58 руб.
Расчет пособия произведен по калькулятору фонда, но с учетом того, что средний заработок, исходя из которого начисляется пособие принимается равным размеру оплаты труда (далее - МРОТ), установленному на день наступления страхового случая, а в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 973 с 01.06.2022 МРОТ равен 15279 руб., а страховой случай наступил 20.12.2022, но право на пособие возникло с 01.01.2023.
В удовлетворении остальной части требований суд отказывает.
При обращении с настоящим заявлением в суд ИП Лапшина А.С. по платежному поручению от 05.06.2023 № 16 уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» в ред. информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 139, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
В связи с указанным, с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области в пользу индивидуального предпринимателя Лапшиной Анастасии Сергеевны подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ от 24.03.2023 № 61-01/16675л Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) в назначении и выплате пособия по беременности и родам.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) назначить и выплатить индивидуальному предпринимателю Лапшиной Анастасии Сергеевне (ИНН 616486008582, ОГРН 321619600125482) в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу пособие по беременности и родам за период с 01.01.2023 по 24.05.2023 в размере 72 944,58 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) в пользу индивидуального предпринимателя Лапшиной Анастасии Сергеевны (ИНН 616486008582, ОГРН 321619600125482) судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В. Колесник
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 02.03.2023 4:30:00
Кому выдана Колесник Ирина Валентиновна