НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ростовской области от 05.09.2023 № А53-20055/23





АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2023 г.  Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2023 г. 

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Колесник И. В.  при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Коломыцевой Д.А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального  предпринимателя Лапшиной Анастасии Сергеевны (ИНН 616486008582, ОГРН  321619600125482), 

к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по  Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) 

о признании незаконным решения от 24.03.2023 № 61-01/16675л 

при участии: 

от заявителя: представитель по доверенности Лапшин В.С. (до перерыва);  от заинтересованного лица: представитель по доверенности Бабич Ю.А.; 

установил: 

индивидуальный предприниматель Лапшина Анастасия Сергеевна (далее –  заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Отделению  Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской  области (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 24.03.2023   № 61-01/16675л об отказе в выплате пособия по беременности и родам. 

В судебном заседании 28.08.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен  перерыв до 04.09.2023 и до 05.09.2023 до 11 час. 00 мин. Информация о перерыве  размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области в сети  Интернет - http://rostov.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание было продолжено. 

После перерыва представитель заявителя не явился.

Представитель заинтересованного лица явился, представил дополнение к  заявлению с контррасчетом заявленных требований. 

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в отсутствие заявителя при наличии доказательств его  надлежащего уведомления. 

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ИП Лапшина А.С. зарегистрирована в качестве  индивидуального предпринимателя 24.06.2021 в МРИ ФНС № 26 по Ростовской области.  


Страховые взносы уплачены ИП Лапшиной А.С. 12.12.2023, что подтверждается  приставленным платежным поручением № 25. 

В связи с первичным обращением в женскую консультацию с целью постановки на  учёт 16.01.2023 заявителю был выдан листок нетрудоспособности № 910160565352 (в  соответствии с пунктом 54 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности,  утвержденного Приказом Министерства здравоохранения № 925н от 01.09.2020) на  период с 20.12.2022 по 08.05.2023. 

Письмом от 24.03.2023 № 61-01/16675л Фонд уведомил об отказе в предоставлении  пособия по беременности и родам в связи с тем, что дата начала действия листка  нетрудоспособности выпадает на 2022 год. 

Не согласившись с отказом в выплате пособия от 24.03.2023 № 61-01/16675л,  воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, ИП Лапшина А.С.. обратилась в суд с  заявлением. 

Свои требования предприниматель обосновывает тем, что у нее имелось право на  получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как страховые взносы ею  были уплачены за 2022 год и страховой случай должен был наступить в 2023 году. Однако  больничный лист был выдан на период с 20.12.2022 по 08.05.2022. 

Оценив доводы участников дела и представленные доказательства в совокупности,  суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим  основаниям. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых  актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в  судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий  и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также  устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов  недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными  является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также  нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной  экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом  незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных  лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств:  несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных  актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие  одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или 


иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об  обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в  связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) адвокаты, индивидуальные  предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не  признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной  практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской  Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных  малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации  подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в  отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в  соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. 

Согласно части 6 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ лица, добровольно  вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на  получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4  настоящей статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3  настоящей статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором  наступил страховой случай. 

В силу части 4 статьи 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ уплата страховых  взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с  материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи  заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному  страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 

Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в  правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними  правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством определен постановлением Правительства  Российской Федерации от 02.10.2009 № 790 (далее – Порядок). 

В силу пункта 6 Порядка страхователи приобретают право на получение  страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в соответствии с  настоящими Правилами за календарный год, предшествующий календарному году, в  котором наступил страховой случай. 

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и  выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам  осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской  организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия  застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе  страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием  усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и  медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь  являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями  в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. 

Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет  справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с  места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других 


страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным  органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть  исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения,  документы, подтверждающие страховой стаж. 

Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а  также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного  документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и  реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской  Федерации. 

Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей,  медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка  нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством  Российской Федерации. 

Таким образом, право на получение страхового обеспечения (в данном случае  право на получение пособия по беременности и родам) лицами, добровольно  вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию и  уплачивающими за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской  федерации, обусловлено уплатой страховых взносов за календарный год,  предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, и наличием  листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по установленной  форме. 

Судом установлено, что за 2022 год предпринимателем была осуществлена уплата  страховых взносов в сумме 4 833,72 руб. 

Листок нетрудоспособности датирован 16.01.2023, однако период указан с  20.12.2022 по 08.05.2023. страховой случай наступил 20.02.2023, что подтверждается  свидетельством о рождении ребенка. 

В отделение предприниматель обратилась 14.03.2023.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что поскольку в перечне страховых  случаев, приведенных в статье 1.3 Федерального закона № 255-ФЗ, к таковым отнесены  беременность и роды, а не факт выдачи застрахованному лицу листка  нетрудоспособности, то для назначения и выплаты пособия по беременности и родам  имеет значение наличие самого страхового случая, подтвержденного в установленном  порядке медицинской организацией и уплата застрахованным лицом, добровольно  вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию страховых  взносов за календарный год, предшествующий календарному году обращения за  пособием. 

В части 1 статьи 10 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что пособие по  беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период  отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной  беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86,  при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. 

Таким образом, в соответствии с буквальным толкованием указанной выше  правовой нормы, страховой случай – беременность и роды как единый физиологический  процесс не подлежит разделению и описан в законе как единый страховой случай. 


Поэтому разделение беременности и родов на самостоятельные составляющие  противоречит нормам закона, определяющего страховой случай как совокупность  «беременность и роды». 

Указанное пособие является социальной гарантией застрахованному лицу, не  имеющему возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность в  указанный период, о чем свидетельствует основание его назначения – временная  нетрудоспособность в указанный период. 

Суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что у  Отделения отсутствовали законные основания для отказа предпринимателю в выплате  пособия. 

Действия Отделения по отказу в выплате ИП Лапшиной А.С. пособия по  беременности и родам не основаны на нормах действующего законодательства и  нарушают ее права в предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового  акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд приходит к  выводу о том, что решение от 24.03.2023 № 61-01/16675л Отделения об отказе в  получении страхового обеспечения по страховому случаю в связи с материнством  является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Лапшиной А.С. 

В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд обязывает Отделение Фонда пенсионного и социального  страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН  1026103162579) назначить и выплатить индивидуальному предпринимателю Лапшиной  Анастасии Сергеевне (ИНН 616486008582, ОГРН 321619600125482) в 10-дневный срок с  момента вступления решения суда в законную силу пособие по беременности и родам за  период с 01.01.2023 по 24.05.2023 в размере 72 944,58 руб. 

Расчет пособия произведен по калькулятору фонда, но с учетом того, что средний  заработок, исходя из которого начисляется пособие принимается равным размеру оплаты  труда (далее - МРОТ), установленному на день наступления страхового случая, а в  соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 №  973 с 01.06.2022 МРОТ равен 15279 руб., а страховой случай наступил 20.12.2022, но  право на пособие возникло с 01.01.2023. 

В удовлетворении остальной части требований суд отказывает. 

При обращении с настоящим заявлением в суд ИП Лапшина А.С. по платежному  поручению от 05.06.2023 № 16 уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб. 

Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007   № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса  Российской Федерации» в ред. информационного письма Президиума ВАС РФ от  11.05.2010 № 139, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа  местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины  подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов. 

В связи с указанным, с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Ростовской области в пользу индивидуального  предпринимателя Лапшиной Анастасии Сергеевны подлежит взысканию госпошлина в  размере 300 руб. 


Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ от 24.03.2023 № 61-01/16675л Отделения Фонда  пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области  (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) в назначении и выплате пособия по  беременности и родам. 

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской  Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) назначить и  выплатить индивидуальному предпринимателю Лапшиной Анастасии Сергеевне (ИНН  616486008582, ОГРН 321619600125482) в 10-дневный срок с момента вступления  решения суда в законную силу пособие по беременности и родам за период с 01.01.2023  по 24.05.2023 в размере 72 944,58 руб. 

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской  Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) в пользу  индивидуального предпринимателя Лапшиной Анастасии Сергеевны (ИНН 616486008582,  ОГРН 321619600125482) судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб. 

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении  месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае  подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в  законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной  инстанции. 

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном  порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты  принятия решения через суд, принявший решение. 

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном  порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня  вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что  оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд  апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи  апелляционной жалобы. 

 Судья И.В. Колесник

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 02.03.2023 4:30:00

Кому выдана Колесник Ирина Валентиновна