АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону Дело № А53-2721/2010
«10» марта 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена «04» марта 2010г.
Полный текст решения изготовлен «10» марта 2010г.
Арбитражный суд Ростовской области
в составе судьи Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Южного управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя Молокотиной Людмилы Викторовны к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
лицо, привлекаемое к административной ответственности: индивидуальный предприниматель Молокотина Людмила Викторовна,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 19.10.2009г. № 3134 Веретенникова М.Н.;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом,
установил: Южное управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Госавтодорнадзор) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Молокотиной Людмилы Викторовны (далее – предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании представитель заявителя просил привлечь предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Уточнил, что предприниматель ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Индивидуальный предприниматель Молокотина Людмила Викторовна, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, корреспонденция, направленная в адрес предпринимателя возвращена отделением почтовой связи с отметкой: «Истек срок хранения».
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
С учетом мнения заявителя, дело рассмотрено в порядке статей 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.
09.02.2010г. главным государственным инспектором Южного управления Госавтодорнадзора на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от 26.01.2010г. № 243, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 398, Федеральным законом № 128-ФЗ от 08.08.2001г., в присутствии предпринимателя проведена внеплановая проверка соблюдения последним лицензионных требований и условий.
В ходе проверки выявлено, что предприниматель осуществляет деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным (разрешением) лицензией. По результатам проверки составлены акт проверки № 24 от 10.02.2010г., протокол об административном правонарушении № 19 от 10.02.2010г.
Акт проверки подписан, копия акта получена лично предпринимателем.
Протокол об административном правонарушении также составлен в присутствии предпринимателя, который расписался в данном протоколе и пояснил, что с нарушениями согласен, выявленные нарушения обязался устранить.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Федеральный закон от 08 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В данном случае лицензионные требования и условия установлены пунктом 4 Положения Правительства Российской Федерации «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006г. № 637, к которым относятся следующие положения:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Согласно лицензии, выданной индивидуальному предпринимателю, лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации являются следующие требования и условия: владелец лицензии обязан обеспечивать наличие лицензионной карточки у водителя на каждом автотранспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм, не допускать передачу лицензии и лицензионных карточек другому юридическому или физическому лицу.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной внеплановой проверки выявлено осуществление предпринимателем лицензируемой деятельности по перевозкам пассажиров на заказных маршрутах, в соответствии с выданной лицензией регистрационный номер АСС-61-0011073 от 12.02.2008г. сроком действия до 12.02.2013г. с нарушением требований и условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), и установленных Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006г., а именно:
- прием на работу и допуск к самостоятельной работе водителей автобусов предприниматель осуществляет без проведения стажировок в реальных условиях движения, при осуществлении пассажирских перевозок. Так, при приеме на работу водителя Обжерина В.М. 25.12.2009г. стажировка в реальных условиях движения на маршруте в связи с переходом на маршрут другой категории ему не проводилась, что подтверждается отсутствием путевых листов о прохождении стажировки и заключения о допуске водителя к самостоятельной работе. Таким образом, водитель Обжерин В.М. осуществляет перевозку пассажиров самостоятельно без стажировки, что подтверждается путевыми листами № 157 от 27.12.2009г. и № 158 от 13.01.2010г. и является нарушением пунктов 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации № 2 от 08.01.1997г., а также подпунктов «б», «е» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006г.;
- к осуществлению международных перевозок пассажиров допускаются водители, не имеющие непрерывного стажа работы водителем автобуса в течение трех последних лет, водители Теркин В.А. и Обжерин В.М. по путевым листам № 157 от 27.12.2009г. и № 158 от 13.01.2010г. осуществляли перевозку пассажиров по маршруту «Волгодонск-Москва-Удомль-Москва-Волгодонск» и «Волгодонск-Москва-Волгодонск» соответственно не имея необходимого стажа работы водителя автобуса для осуществления междугородных перевозок пассажиров. Водитель Теркин В.А. имеет непрерывный стаж работы водителем автобуса с 01.02.2008г. до этого имеется перерыв в трудовой деятельности. Водитель Обжерин В.М. имеет непрерывный стаж работы водителем автобуса с 25.12.2009г. до этого имеются перерывы в трудовой деятельности, что подтверждается трудовыми книжками Теркина В.А. и Обжерина В.М. и является нарушением пункта 2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 08.01.1997г., а также подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006г.;
- не осуществляется учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством; личные карточки на водителей Теркина В.А. и Обжерина В.М. у предпринимателя отсутствуют; информация о наложении взысканий, поощрений, участии в дорожно-транспортных происшествиях, об общем стаже работы водителем и на определенных типах транспортных средствах, сроках прохождения стажировок, нарушений правил дорожного движения отсутствует, что является нарушением пункта 3.1.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 27 от 09.03.1995г.; а также подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006г.;
- не обеспечено оформление заказ-нарядов на предоставление автобусов юридическим и физическим лицам, для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам, что является нарушением требований пункта 4 статьи 27 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, пункта 93 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112, а также подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006г.;
- не обеспечено заполнение бланков путевых листов в полном объеме, в ходе проведения проверки установлены нарушения обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, а именно: во всех проверенных путевых листах не указана фамилия, имя, отчество водителя, медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителям, что подтверждается путевыми листами № 157 от 27.12.2009г. и № 158 от 13.01.2010г., кроме того в путевом листе № 158 от 13.01.2010г. отсутствует отметка о проведении послерейсового медицинского осмотра водителям, что является нарушением требований пунктов 7, 16 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008г. № 152, а также подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006г.;
- не обеспечено регулярное проведение водителем послерейсовых и междурейсовых медицинских осмотров при осуществлении междугородних перевозок пассажиров на маршрутах большой протяженности, когда водители начинают рабочий день (смену) вне производственной территории владельца автобуса. Проверкой путевой документации установлено, что послерейсовый медицинский осмотр водителям проводится не регулярно, в путевом листе № 158 от 13.01.2010г. отсутствуют отметки о проведении водителям послерейсового медицинского осмотра, что подтверждается отсутствием отметки в журнале учета результатов проведенных медицинских осмотров водителям автотранспортных средств, кроме того в путевом листе № 157 от 27.12.2009г. отсутствуют отметки о проведении водителям междурейсового медицинского осмотра, при осуществлении междугородних перевозок пассажиров на маршруте большой протяженности «Волгодонск-Москва-Удомль-Москва-Волгодонск», так как водители начали рабочий день (смену) внепроизводственной территории владельца автобуса, что является нарушением статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г., пункта 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 08.01.1997г., а также подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006г.;
- не обеспечено техническое обслуживание и ремонт автобуса, собственные условия для проведения технического обслуживания и ремонта автобуса у предпринимателя отсутствует, договор на проведение технического обслуживания и ремонта автобуса со специализированной организацией обладающей необходимой производственной базой и работниками необходимой квалификации на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств предприниматель не заключал, документы, подтверждающие фактическое проведение работ по техническому обслуживанию автобуса ВОЛЬВО государственный номер К 576 АА 161 rusу предпринимателя отсутствуют, что является нарушением статьи 18 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г., пункта 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 08.01.1997г., пункта 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994г. № 15, пункта 4.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 27 от 09.03.1995г., а также подпунктов «б», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006г.
Таким образом, выявленные нарушения транспортного законодательства свидетельствуют об осуществлении предпринимателем лицензируемого вида деятельности без соблюдений требований, установленных лицензией. Следовательно, административным органом действия предпринимателя были квалифицированы правильно, как осуществление предпринимателем деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за которые ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина предпринимателя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, пояснениями предпринимателя, данными при составлении протокола об административном правонарушении, где он фактически признавая свою вину, обязался устранить все выявленные нарушения, а также иными доказательствами, собранными по делу.
Таким образом, выявленные нарушения транспортного законодательства административным органом были квалифицированы правильно, как осуществление индивидуальным предпринимателем деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за которые ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного предпринимателю правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, следовательно, заявленное требование Южного управления Государственного автодорожного надзора подлежит удовлетворению.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Исследовав и изучив материалы дела, суд установил, что предприниматель ранее не привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
Суд считает, что вышеназванные обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии смягчающего ответственность предпринимателя обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Таким образом, суд пришел к выводу о возможности наложения на предпринимателя минимального размера штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.5, 28.2, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Молокотину Людмилу Викторовну, 27.06.1961 года рождения, уроженку г.Пермь, проживающую по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, д. 56, кв. 48, основной государственный регистрационный номер 304860303000187, ИНН 860301029250, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по РО (Южное Управление Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
Р/сч 40101810400000010002
Банк ГРКЦ ГУ Банка России по РО г. Ростова-на-Дону
БИК 046015001
ИНН 6164028158
КПП 616401001
ОКАТО 60401000000
КБК 106 116 900 4004 0000 140
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья Г.А. Сурмалян