НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 30.09.2016 № А69-1275/16

Арбитражный суд Республики Тыва

667000, г.Кызыл, ул. Кочетова, д.91, телефон/факс: (394-22) 2-11-96,

http://tyva.arbitr.ru, электронная почта: info@tuva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

               Дело №А69-1275/2016

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2016 года. Полный текст решения изготовлен 07 октября 2016 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш А.Ш. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного бюджетного учреждения «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна Республики Тыва» (ОГРН 1041700595683, ИНН 1707003079) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Тыва (ОГРН 1041700690096, ИНН 1714005510) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 25.04.2016 № 14-94-24/1,

при участии в судебном заседании: Уржук Р.Х. – начальника ГБУ «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна РТ», Кунгаалай Ч.А. – представителя заявителя по доверенности от 03.08.2016 и Ондар Д.Ю. – представителя налогвоого органа по доверенности,

установил:

Государственное бюджетное учреждение «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна Республики Тыва» (далее – учреждение или ГБУ «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна Республики Тыва») обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Тыва (далее – налоговая инспекция или административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 25.04.2016 № 14-94-24/1 о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 13.05.2016 заявление ГБУ «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна Республики Тыва» принято к производству и возбуждено производство по делу в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 05.07.2016 определено рассмотрение дела по общим правилам искового производства.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после объявления перерыва с 14 час. 30 мин. 26.09.2016 г. до 09 час. 45 мин. 30.08.2016 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме и пояснила, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого правонарушения, так как денежные средства в размере 330 руб. оприходованы заявителем в кассу в день их поступления, поэтому, по мнению учреждения, налоговым органом не доказан факт неоприходования данных денежных средств. Как полагает заявитель, налоговым органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности. По указанным основаниям заявитель просит суд признать оспариваемое постановление налогового органа незаконным.

Представитель налогового органа в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями учреждения, пояснив, что при выдаче ветеринарной справки гражданину Намчаа С.А. не выдана квитанция или другой документ, подтверждающий факт оприходования в кассу наличных денежных средств в сумме 330 руб., что является нарушением требований пунктов 4.6, 5.2 Указания о порядке ведения кассовых операций юридическими и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденного Центральным банком РФ от 11.02.2014 № 3210-У. По мнению налогового органа, по результатам проверки полноты учета выручки налоговым органом выявлено неоприходование в кассовую книгу денежных средств 330 руб., что является нарушением ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, поэтому налоговый полагает, что факт совершения заявителем вменяемого правонарушения подтвержден материалами административного дела по оспариваемому постановлению. По мнению налогового органа, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, так как протокол об административном правонарушении составлен в присутствии начальника учреждения. По указанным основаниям просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований и признать законным и обоснованным оспариваемое постановление.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения и возражения сторон, арбитражный суд установил:

Из материалов дела следует, что Государственное бюджетное учреждение «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна Республики Тыва» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1041700595683, ИНН 1707003079) согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе по месту ее нахождения серии 17 № 000535979 от 09.08.2004, представленного учреждением суду.

Административным органом на основании поручения от 17.03.2016 № 14-94-24 проведена проверка в отношении заявителя, по результатам которого налоговой инспекцией составлен акт проверки полноты учета выручки денежных средств от 17.03.2016 № 001089 в присутствии начальника учреждения Уржук Р.Х.

29.03.2016 налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 14-94-24 /1, которым вменено учреждению нарушение, выразившееся в неоприходовании денежных средств в сумме 330 руб. в кассу учреждения, в присутствии начальника учреждения Уржук Р.Х.

Извещением о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении административный орган известило учреждение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 18 апреля 2016 в 14 час. 30 мин. по адресу: г. Шагонар, ул. Октябрьская, д. 45, каб. № 303.

25.04.2016 и.о. начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Республике Тыва Куулар А.В. вынесено постановление № 14-94-24/1 по делу об административном правонарушении, согласно которому ГБУ «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна РТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, назначено минимальное административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

ГБУ «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна», не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с соответствующим заявлением.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@, протокол об административном правонарушении от 29.03.2016 № 14-94-24/1 составлен, постановление по делу об административном правонарушении от 25.04.2016 № 14-94-24/1 вынесено должностными лицами административного органа в пределах, предоставленных законом полномочий.

Таким образом, протокол об административном правонарушении № 14-94-24/1 от 29.03.2016 составлен, а постановление по делу об административном правонарушении от 25.04.2016 № 14-94-24/1 вынесено должностными лицами в пределах полномочий, предоставленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за: нарушение порядка работы с денежной наличностью; нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности; несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств; в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

То есть состав, предусмотренный данной нормой, является альтернативным и правонарушение может быть совершено любым из указанных способов.

Объективной стороной указанного административного правонарушения является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в несвоевременном оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.

Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 4 Указаний ЦБ РФ № 3210-У кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа своих работников (кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (пункт 4.1 Указания).

Пунктом 4.6. Указаний установлено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.

Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).

Пунктом 5.2. Указаний ЦБ РФ №3210-У приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Из анализа указанных положений следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу полученных обществом денежных средств, на сумму, отраженную на контрольной ленте ККТ, за минусом денежных средств, возвращенных покупателям.

Под оприходованием в кассу денежной наличности понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации) и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах, невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.

Таким образом, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности есть несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу наличности в день ее поступления в кассовой книге предприятия.

Указания ЦБ РФ №3210-У не предусматривают другие условия учета наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием этих денежных средств.

Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением вменено учреждение нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполное оприходование) денежной наличности в сумме 330 руб. в кассу учреждения.

В подтверждение довода об отсутствии вины и состава административного правонарушения заявителем представлены следующие документы: кассовая книга 03-11 на 2016; номенклатура дел на 2016-2020 г.г.; копия квитанции на оплату ветеринарных услуг серии 11 № 574162 от 17.03.2016 на сумму 330 руб.; копия квитанции на оплату ветеринарных услуг серии 11 № 574161 от 17.03.2016 на сумму 195 руб.; журнал регистраций приходных ордеров ГБУ «Управления ветеринарии Эрзинского кожууна РТ» от 14.01.2015; журнал входящей корреспонденции формы 02-02; ж\журнал регистрации ветеринарного свидетельства формы № 2; журнал регистрации ветеринарной справки № 4. Оригиналы указанных журналов были представлены суду на обозрение.

В обоснование вменяемого правонарушения налоговой инспекцией представлены материалы административного дела, а именно: поручение от 17.03.2016 № 14-94-24; акт проверки полноты учета выручки денежных средств от 17.03.2016 № 001089; протокол об административном правонарушении от 28.03.2016 № 14-94-24 /1; извещение о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении; объяснение начальника учреждения от 29.03.2016; уведомление от 21.03.2016 о рассмотрении дела об административном правонарушении от 29.03.2016 № 14-94-24/1; постановление от 25.04.2016 № 14-94-24/1 о назначении административного наказания.

Изучив представленные документы, суд приходит к выводу о том, что инспекцией не доказано наличие в действиях (бездействии) учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, поскольку из представленных заявителем документов усматривается оприходование спорной суммы в день их поступления в кассу учреждения.

Из материалов административного дела и оспариваемого постановления следует, что при выдаче ветеринарной справки гражданину Намчаа С.А. учреждением не выдана квитанция или иной другой документ, подтверждающий факт оприходования в кассу денежных средств в сумме 330 руб.

Из представленных заявителем документов, а именно: кассовой книги на 2016; журнала ветеринарно – санитарной экспертизы мяса, рыбы, раков, яйца на мясо – молочной и пищевой контрольной станции; журнала регистраций приходных ордеров «ГБУ «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна РТ» журнала регистрации ветеринарного свидетельства, усматривается факт того, что 17.03.2016 от гражданина Намчаа С.А. получены денежные средства в размере 330 руб., соответственно, указанная сумма оприходована в кассу учреждения в их поступления, то есть 17.03.2016.

Кроме того, в материалах дела имеются копии квитанций на оплату ветеринарных услуг на имя Намчаа С.А. серии 11 № 574162 в сумме 330 руб. и на имя Сагаачы С.К. серии 11 № 574161 в сумме 195 руб.

То есть представленными учреждением документами подтверждает факт оприходования заявителем денежных средств в размере 330 руб. в кассу учреждения в день их поступления, а именно: 17.03.2016.

При этом, в материалах административного дела отсутствуют достоверные и допустимые доказательства совершения учреждением вменяемого правонарушения: неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Суд отклоняет довод административного органа о том, что им доказан факт совершения заявителем вменяемого административного правонарушения, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, суд, оценив представленные материалы административного дела, приходит к выводу о нарушении налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Указанные нормы права призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, постановление о назначении административного наказания от 25.04.2016 № 14-94-24/1 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Тыва вынесено в отсутствие законного представителя учреждения.

В качестве надлежащего извещения о дате, месте и времени о рассмотрении материалов административного дела налоговым органом представлены извещение о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении на последней странице протокола об административном правонарушении от 29.03.2016 и уведомление от 21.03.2016, полученное учреждением от 21.04.2016 № 100.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие о надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела учреждением, поскольку из извещения о рассмотрении материалов на 18 апреля 2016 в 14 час. 30 мин. не усматривается, факт получения данного извещения либо отказа законного представителя учреждения от его получения.

В указанном извещении не имеется отметка о получении извещения либо об отказе в получении извещения, следовательно, налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие получение законным представителем юридического лица извещения налогового органа о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела.

Уведомление от 21.02.2016 также не может быть принят судом в качестве доказательств надлежащего уведомления учреждения, поскольку в содержании указанного уведомления следует, что 25 марта 2016 года в 15 час. 00 мин. будет рассматриваться дело об административном правонарушении по протоколу № 14-94-24/1 от 29.03.2016, при этом оспариваемое постановление вынесено 26.05.2016.

То есть представленными документами подтверждается, что административным органом вынесено оспариваемое постановление без участия законного представителя учреждения при отсутствии его надлежащего извещения о, дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности довода заявителя о наличии существенных нарушений, допущенных со стороны налоговой инспекции при вынесении оспариваемого постановления, поскольку административным органом не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обеспечения его законных прав и интересов.

Тем самым, представленными документами подтверждается факт своевременного оприходования денежных средств в кассу заявителя в день их поступления, а также нарушение налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования ГБУ «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна Республики Тыва» и признает постановления № 14-94-24/1 от 25.04.2016 по делу об административном правонарушении незаконным.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Государственного бюджетного учреждения «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна Республики Тыва» (ОГРН 1041700595683, ИНН 1707003079) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности удовлетворить:

Признать незаконным постановление и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Тыва (ОГРН 1041700690096, ИНН 1714005510) Куулар А.В. от 25.04.2016 № 14-94-24/1 по делу об административном правонарушении о привлечении Государственного бюджетного учреждения «Управление ветеринарии Эрзинского кожууна Республики Тыва» по ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб. незаконным и отменить его полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск).

Судья:                                                                           Чамзы-Ооржак А.Х.