НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 28.04.2015 № А69-4541/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ул. Кочетова, д. 91, г.Кызыл, Республика Тыва, 667000

телефон для справок: (394-22) 2-11-96, е-mail: info@tyva.arbitr.ruhttp://tyva.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                                                   Дело № А69-4541/2014

     Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2015 года. Полный текст решения изготовлен 19 мая  2015 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Санчат Э.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретаря судебного заседания Салчак С. С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва (ИНН 1701046164, ОГРН 10917190000955) о признании недействительным представления Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва(ИНН 17010370000, ОГРН 1041700512920) № 42 от 29 сентября 2014 года;

при участии в заседании:

от заявителя –  Середкин М. В. – представителя по доверенности № 18 от 04.02.2015.,

от ответчика – Доржукай А. А. – представитель по доверенности от 12.01.2015.

установил:

Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва (ИНН 1701046164, ОГРН 10917190000955) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва(ИНН 17010370000, ОГРН 1041700512920) № 42 от 29 сентября 2014 года.

Представитель Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва в судебном заседании уточнил свои требования в порядке стати 49 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил признать недействительным пункт 1 представления Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва № 42 от 29 сентября 2014 года.

Суд, руководствуясь статьями 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает уточнение заявленных требований, поскольку данное уточнение не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

Представитель Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва (далее – Комитет) заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика (далее – Служба, Росфиннадзор) с заявленными требованиями не согласился, представив отзыв.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что на основании удостоверения от 07 марта 2014 года № 14 в соответствии с пунктом 20 Плана контрольной работы Росфиннадзора на 2014 года и пунктом 36 Плана контрольной работы Территориального управления Росфиннадзора в Республике Тыва на 2014 год(раздел 1), поручения Росфиннадзора № 01-05-25/302@ от 16 января 2014 года проведена выездная проверка правомерности использования средств федерального бюджета, в том числе субвенций, представленных бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в Государственном комитете по лесному хозяйству Республики Тыва за 2012 и 2013 годы.

В результате проверки установлены следующие нарушения: неправомерное расходование средств федерального бюджета на общую сумму 20 109 592,74руб., неэффективное использование средств федерального бюджета на сумму 140 670,13 руб., нарушение порядка ведения бюджетного учета на сумму 72960руб., о чем был составлен акт № 14 от 05 мая 2014 года.

На основании акта руководителем Службы внесено представление № 42 от 21 сентября 2014 года с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, устранить выявленные нарушения, о результатах исполнение представления проинформировать службу в течении 30 дней со дня получения.

Не согласившись с пунктом 1 Представления, Комитет обратился в суд о признании пункта 1 Представления недействительным.

Оценив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующему.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В предмет доказывания по делам об оспаривании ненормативных правовых актов входит вопрос о наличии полномочий у органа по принятию соответствующего акта.

Согласно статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль осуществляет, в том числе Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 77 от 04.02.2014, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Согласно пункту 5.14.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

Таким образом, акт проверки 05.05.2014 № 14 и представление № 42 от 29.09.2014 вынесено Управлением в пределах предоставленных полномочий.

Согласно пункту 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила).

Указанные Правила устанавливают порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенции).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Агентству на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия), в том числе - организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и достоверность отчетов, представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил (пункт 8 Правил).

Агентством 10.11.2009 утверждены Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Рекомендации).

Рекомендации устанавливают единые подходы к формированию перечня работ, состава и учета затрат на тушение лесных пожаров, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, и оформлению документов, подтверждающих произведенные затраты и подлежащих обязательному предоставлению заказчику работ.

Как установлено Службой Комитетом произведено не правомерное расходование субвенций, выделенных из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в виде не правомерного включения Государственного автономного учреждения Республики Тыва «Авиалесоохрана» в расходы на тушение лесных пожаров общехозяйственных (накладных) расходов: оплата труда работников фактически не участвующих в тушении лесных пожаров (оплата труда работников административно-управленческого аппарата Государственного автономного учреждения Республики Тыва «Авиалесоохрана», оплата труда работников 4 авиационных отделений за работу во вне пожароопасный период ) на общую сумму 20 109 592,74 руб., (2012 – 14 964 189,03 руб., 2013 – 5 145 403,71 руб.).

Данный факт подтверждается актом проверки № 14 от 05 мая 2014 года и актом встречной проверки № 14-4 от 29 апреля 2014 года, а также материалами приложенных к актам проверок.

В соответствии с абзацем 15 раздела 4 Рекомендаций по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий в области лесных отношений от 2009 года направленных письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 года № АС-05-54/7018 в случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации для организации и выполнения работ по тушению лесных пожаров созданы специализированные государственные учреждения, то в таких учреждениях к расходам на тушение лесных пожаров относятся только прямые расходы без учета накладных расходов и прибыли.

В соответствии с Уставом Государственного автономного учреждения Республики Тыва «Авиалесоохрана» «Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ по охране, защите лесного фонда Республики Тыва» (пункт 1.3 Устава).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 Устава предметом деятельности является тушение лесных пожаров, также тушение лесных пожаров является основной задачей учреждения (пункт 2.5.2 Устава).

На основании изучения Устава Государственного автономного учреждения Республики Тыва «Авиалесоохрана» суд приходит к выводу, что данное учреждение  является специализированным государственным учреждением созданным для организации и выполнения работ по тушению лесных пожаров.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что факт нарушения заявителем в виде не правомерного включения Государственного автономного учреждения Республики Тыва «Авиалесоохрана» в расходы на тушение лесных пожаров общехозяйственных (накладных) расходов: оплата труда работников фактически не участвующих в тушении лесных пожаров (оплата труда работников административно-управленческого аппарата Государственного автономного учреждения Республики Тыва «Авиалесоохрана», оплата труда работников 4 авиационных отделений за работу во вне пожароопасный период ) на общую сумму 20 109 592,74 руб., (2012 – 14 964 189,03 руб., 2013 – 5 145 403,71 руб.) подтвержден материалами дела.

Таким образом, судом не установлены основания для признания оспариваемого заявителем пункта 1 Представления Службы  недействительным. В связи с чем в удовлетворении требования Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва о признании недействительным  пункта 1 Представления Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва № 42 от 29 сентября 2014 года следует отказать.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем на основании чек ордера , за рассмотрение заявления учреждения о признании недействительным ненормативного акта составляет 2 000 руб.

Учитывая результат рассмотрения настоящего дела, а именно отказа в удовлетворении заявленного заявителем требования, суд приходит к выводу о наличии оснований для отнесения судебных расходов в размере 2 000 руб. по уплате государственной пошлины на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва (ИНН 1701046164, ОГРН 10917190000955) о признании недействительным пункта 1 представления Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва(ИНН 17010370000, ОГРН 1041700512920) № 42 от 29 сентября 2014 года отказать в полном объеме.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья

     Э.А. Санчат