НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 28.03.2012 № А-69-84/2012

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело №А-69-84/2012

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2012 года, решение в полном объеме изготовлено 30 марта 2012 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хертек А.В., рассмотрев в судебном заседании заявление государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Республики Тыва «Республиканская детско-юношеская спортивная школа» к Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва

о признании недействительным пункта 1 предписания от 07.11.2011 N 01-06-200,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 20.01.2012г.,

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 01.12.2011г.,

установил:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Республики Тыва «Республиканская детско-юношеская спортивная школа» (далее – учреждение, детско-юношеская спортивная школа) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1 и 4 предписания от 07.11.2011 N 01-06-200 Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее - Финнадзор) по устранению выявленных нарушений.

В судебном заседании от 27 марта 2012 года по ходатайству заявителя был объявлен перерыв для представления дополнительных доказательств до 28 марта 2012 года на 15 час. 00 мин.

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме и просит суд признать недействительным пункты 1 и 4 предписания от 07.11.2011г. По мнению заявителя, заработная плата директору учреждения в сумме 75 787 рублей в виде доплаты за руководство централизованной бухгалтерией выплачена правомерно на основании трудового договора №13 от 01.01.2010г., заключенного с министром образования, науки и молодежной политики Республики Тыва. Данная доплата относится к компенсационным выплатам за расширение зоны обслуживания, поскольку централизованная бухгалтерия учреждения ведет на основании договоров бухгалтерское обслуживание иных учреждений. Вывод Финнадзора о неправомерности выплаты указанной доплаты противоречит ст. 145 Трудового кодекса Российской Федерации и Положению об оплате труда работников учреждения, утвержденного приказом от 01.12.2009г.№48. Кроме того, заявитель считает оспариваемое предписание невыполнимым, поскольку излишне выплаченная заработная плата не может быть взыскана. Пункт 4 предписания о расходовании бюджетных средств в сумме 87450 рублей на цели не предусмотренные сметой учреждения является незаконным, поскольку учреждение не допускало неправомерного расходования бюджетных средств, расходование бюджетных средств производилось на основании обращения министра образования, науки и молодежной политики Республики Тыва в экспертно – редакционный совет высшей национальной награды общественного признания заслуг и достижений граждан для рассмотрения кандидатуры ФИО3 в качестве номинанта на высший всероссийский национальный орден «Заслуженный гражданин России».

Ответчик с требованиями заявителя не согласился по мотивам, изложены в отзыве на заявление, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, просит суд в удовлетворении требований отказать.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, на основании удостоверения от 05 октября 2011 года №238 Финнадзором в период с 10 по 30 октября 2011 года проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Детско-юношеской спортивной школы за период с 1 января 2009года по 01 октября 2011 года по вопросам обоснованности сметных назначений и их исполнение, использование средств, выделенных из бюджета республики Тыва по целевому назначению и их экономного расходования, сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, соблюдения финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета.

Актом от 31.10.2011 N 238 установлен факт неправомерное начисление и выплата доплаты к заработной плате директору учреждения за руководство централизованной бухгалтерией на сумму 75787 рублей, неправомерное расходование бюджетных средств на сумму 87450 рублей на цели, не предусмотренные бюджетной сметой.

По результатам рассмотрения акта Финнадзором вынесено предписание от 07.11.2011г. N01-06-200, которым Детско-юношеской спортивной школе предписано устранить выявленные нарушения путем взыскания и восстановления неправомерно выплаченных бюджетных средств.

Считая, что данными пунктами предписания нарушаются его права и законные интересы, учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании их недействительными и отмене.

Изучив материалы дела, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими отказу в удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание вынесено 07 ноября 2011 года, в арбитражный суд заявитель обратился 24 января 2012 года, т.е в пределах установленного законом срока.

В соответствии с п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что оспариваемое предписание является ненормативным правовым актам (носит распорядительный характер, выражает юридически властное волеизъявление, адресовано учреждению), который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 157, 268, 281 - 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 15.05.2007 N 605, Административным регламентом исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства при использовании средств республиканского бюджета, оспариваемые предписания вынесены Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва в пределах предоставленных полномочий.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела за счет средств подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» учреждением на основании счет- фактуры от 15.03.2010 г. №339 по платежном поручению от 31.03.2010г. №18036 на сумму 25950 рублей и по платежным поручениям от 28.05.2010г. №33458 и от 01.06.2010г. №35644 на общую сумму 61500 рублей оплачены услуги за размещение информации в энциклопедию «Лучшие люди России», за размещение информационно-имиджевого материала в сети интернет, а также за организацию участия в торжественной церемонии награждения орденом «Заслуженный гражданин России».

Согласно пункту 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

В силу ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельно

Перечень расходов бюджетного учреждения ограничен и расходование бюджетных средств на иные цели, не предусмотренные статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускается.

Согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н на подстатью 226 относятся, расходы бюджетов бюджетной системы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных нужд).

Оценив представленные в дело обращение министра образования, науки и молодежной политики Республики Тыва от 10 мая 2010г. отборочному комитету Экспертно-редакционного Совета высшей национальной награды общественного признания заслуг и достижений граждан ордена «Заслуженный Гражданин России», которым предлагается рассмотреть кандидатуру ФИО3 в качестве номинанта на высший всероссийский национальный орден общественного признания заслуг и достижений, договор от 21 мая 2010года №ЗГР-0606/10, заключенный между учреждением и ООО «НАОПЗДГ», счет – фактуру от 15 марта 2010г. №00000339, выставленную ООО «Издательство «Спец-Адрес» за размещение информации в энциклопедии «Лучшие люди России», арбитражный суд приходит к выводу о том, что расходы в сумме 87 450 рублей не связаны с выполнением работ, оказанием услуг для нужд учреждения, в связи с чем, основания для осуществления указанных расходов с подстатьи 226 «Прочие расходы» у учреждения отсутствовали.

По необоснованному начислению и выплате доплаты к заработной плате директору учреждения за руководство централизованной бухгалтерией в сумме 75787 рублей.

Как следует из материалов дела, с директором учреждения Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва заключен трудовой договор от 01.01.2010г. №13.

Пунктом 4.2.5. трудового договора директору установлена доплата за руководство централизованной бухгалтерией государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей республики Тыва в размере 25 процентов должностного оклада.

Как следует из материалов дела, за 2010 и 2011 годы директору ФИО3 выплачено в качестве доплаты за руководство централизованной бухгалтерией 75787 рублей.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 145 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

В соответствии с п.6 Положения об установлении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва 12.12.2008г. №720 оплата труда (заработная плата) работников учреждений включает:

должностные оклады руководителей, служащих, специалистов и оклады рабочих;

выплаты компенсационного характера;

выплаты стимулирующего характера.

Пунктом 9 данного Положения установлен перечень выплат компенсационного характера, который включает:

выплата за работу в сельской местности;

доплата за работу в ночное время;

доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

повышенная оплата сверхурочной работы;

выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда;

районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надбавка за высокогорность и безводность;

доплата за особенности деятельности отдельных видов учреждений и отдельных категорий работников, установленные по подведомственным учреждениям органом исполнительной власти Республики Тыва.

Согласно п.20 указанного Положения руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам могут устанавливаться выплаты компенсационного характера, предусмотренные перечнем выплат компенсационного характера, применяемых в учреждении в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва. При установлении компенсационных выплат характеристика условий труда должна быть отражена в трудовых договорах.

Перечень условий труда, видов работ, за которые устанавливаются компенсационные выплаты для работников государственных учреждений образования установлен приложением №8 Положения об оплате труда работников государственных учреждений образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 04 мая 2009 года №179 «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Тыва», где доплаты за руководство централизованной бухгалтерией в качестве компенсационных выплат не предусмотрены.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что доплата за руководство централизованной бухгалтерией установлена трудовым договором незаконно, и выплата указанных доплат производилась неправомерно.

Не принимается во внимание довод заявителя о невозможности исполнения предписания в указанной части.

Перечень мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства и установленный ст. 282 БК РФ, не является исчерпывающим, в полномочия Управления Финнадзора входит право предложить способ устранения выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства.

Учитывая, что источником возмещения бюджетных средств могут быть лишь лица, виновные в допущенном нарушении бюджетного законодательства, суд считает правомерным указание в оспариваемом предписании на необходимость принятия мер, направленных на удержание денежных средств с виновных лиц. При этом суд признал, что Финнадзор не ограничил заявителя в выборе порядка восстановления незаконно израсходованных данных денежных средств.

Таким образом, арбитражным судом установлено, что предписание от 07.11.2011 N01-06-200 в оспариваемой части соответствует действующему законодательству, принято в рамках представленных Финнадзора полномочий.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Республики Тыва «Республиканская детско-юношеская спортивная школа» к Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва о признании недействительным пункта 1 и 4 предписания от 07.11.2011 N 01-06-200 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия.

Судья Хертек А.В.