НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 26.08.2010 № А69-1720/10

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. К г. Кызыл

Дело № А69-1720/2010-8

Резолютивная часть определения объявлена 26 августа 2010 года. Полный текст решения изготовлен 31 августа 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Санчат Э.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Салчак С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества разрез «Каа-Хемский» к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва о признании незаконным и отмене требования, при участии в судебном заседании: от заявителя:Орехов В.Л. – представителя по доверенности, от ответчика: Лопсан Серен А.Х. – представителя по доверенности,

установил:

Открытое акционерное общество разрез «Каа-Хемский» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва о признании незаконным и отмене требования от 12.07.2010 № 01800540001185.

Дело рассматривается в открытом судебном заседании.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования с учетом представленного отзыва и просит признать требование частично, а именно, требование уплаты в ФОМС в рамках дела о банкротстве признать за требованием кредиторов.

Представитель ответчика не согласилась с заявленными требованиями и пояснила, что данное требование - это просто уведомление об уплате страховых взносов и штрафа за несвоевременную уплату страховых взносов, а не ненормативный акт.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26.09.2008 по делу N А33-2237/06-8 Открытое акционерное общество разрез «Каа-Хемский» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство на 1 год.

На основании ходатайства конкурсного управляющего срок конкурсного производства продлевался до 22.09.2009, до 22.09.2010.

Управление Пенисионного фонда в Кызылском кожууне выставило требование № 01800540001185 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам 12.07.2010.

Требованием от 12.07.2010 обществу предложено уплатить в срок до 31.07.2010 г. недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в общей сумме 92875,06 руб., в том числе: недоимка на обязательное медицинское страхование - 89536,00 руб., в том числе: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 31771,00 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 57'765,00 руб., пени в Пенсионный фонд Российской Федерации - 3339,06 руб., в том числе: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 453,69 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 51,46 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1 005,79 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1828,72 руб.

Общество, не согласившись с принятым решением, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, пояснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Статьей 26 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, при этом процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" если на момент вынесения решения сумма недоимки не уплачена налогоплательщиком, в решении суда о взыскании с налогоплательщика пеней должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней с учетом положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки.

В силу статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях данного Закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 29 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

При этом из разъяснений, приведенных в пункте 15 названного Постановления Пленума от 22.06.2006 N 25, следует, что при применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).

Таким образом, требования органов Пенсионного фонда в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.

Кроме того, исходя из указанного выше особого характера страховых взносов и их назначения, они не являются задолженностью общества по смыслу абзаца третьего пункта 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а, следовательно, на них не распространяется ограничение, установленное названной нормой.

Этот вывод следует и из толкования положения абзаца третьего пункта 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", содержащегося в абзаце втором пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, согласно которому требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки.

Таким образом, Управление Пенсионного фонда правомерно произвело начисление пени в Пенсионный фонд Российской Федерации - 3339,06 руб., в том числе: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 453,69 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 51,46 руб. Размер пеней исчислен Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации верно.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"» требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Вместе с тем, в пункте 47 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 06.2006 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам», в пункте 13 которого указано, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Абзацем 2 пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 установлено, что требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной в пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя в части начисления недоимки, пеней и штрафов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 92 370,51 руб.

На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление Открытого акционерного общества разрез «Каа-Хемский» удовлетворить частично.

Признать недействительным требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 12.07.2010 № 01800540001185, принятого Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва, в части взыскания недоимки, пеней и штрафов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 92 370,51 руб.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кызылском районе Республики Тыва в пользу Открытого акционерного общества разрез «Каа-Хемский» расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб.

Взыскателю выдать исполнительный лист.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его вынесения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Э.А. Санчат