Именем Российской Федерации
г. Кызыл | Дело № А69-2255/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2013г. Полный текст решения изготовлен 30 октября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ондар Ч.Ч., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Дажы-Сегбе А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей»Федерального дорожного агентства к ИП Чепкасову Алексею Андреевичу, третьи лица – МУГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Васильев Вячеслав Александрович о взыскании 15356,25 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством
при участии в судебном заседании:
от истца: Корольков А.В. по доверенности № 58 от 19.09.2013г.
установил:
Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Енисей») обратилось с иском к индивидуальному предпринимателю Чепкасову Алексею Андреевичу о взыскании 15356,25 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 09 октября 2013г. к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц были привлечены – МУГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, водитель транспортного средства Васильев Вячеслав Александрович.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, и пояснил следующее. 19 ноября 2012 года в 23ч. 08 мин. на стационарном пункте транспортного контроля СКП «Шивилиг», расположенном в Республике Тыва на 710 км. федеральной автомобильной дороге общего пользования М-54 «Енисей» было осуществлено взвешивание автотранспортного средства NISSANDIESEL, с государственным регистрационным номером Х306АН17, протяженность маршрута составила 365 км, под управлением водителя Васильева Вячеслава Александровича. В результате взвешивания инспекторами межрегионального Управления государственного автомобильного и дорожного по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия был составлен акт № 294 от 19.11.2012 года, подписанный водителем, о превышении допустимых значений осевой нагрузки на 2 ось – 39,55%.
Ссылаясь на нарушение норм гражданского законодательства, инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996г., Приложения № 2 к правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.12г. № 272, истец просил взыскать с ответчика 15356,25 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются почтовые уведомления № 00515 от 15.10.13г., № 00512 от 10.10.13г., свидетельствующие об их надлежащем уведомлении о месте и времени рассмотрения дела.
Учитывая отсутствие в материалах дела каких-либо ходатайств отсутствующих сторон об отложении рассмотрения дела, либо ходатайств о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а также учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в соответствии с ч.6 ст.121, ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд Республики Тыва считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
Чепкасов Алексей Андреевичзарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.07.1997г. МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 31.07.2013 года.
Как следует из материалов дела, а именно из свидетельства о регистрации транспортного средства, автотранспортное средство NISSANDIESEL, с государственным регистрационным номером Х306АН17 принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю Чепкасову Алексею Андреевичу.
Согласно временному разрешению 17 РВ 387263, Васильеву Вячеславу Александровичу предоставлено право управления данным транспортным средством.
19 ноября 2012 года в 23ч. 08 мин. на стационарном пункте транспортного контроля СКП «Шивилиг», расположенном в Республике Тыва на 710 км. федеральной автомобильной дороге общего пользования М-54 «Енисей» было осуществлено взвешивание автотранспортного средства NISSANDIESEL, с государственным регистрационным номером Х306АН17, протяженность маршрута составила 365 км, под управлением водителя Васильева Вячеслава Александровича.
В результате взвешивания инспекторами межрегионального Управления государственного автомобильного и дорожного по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия был составлен акт № 294 от 19.11.2012 года, подписанный водителем, о превышении допустимых значений осевой нагрузки на 2 ось – 39,55%.
Согласно расчету платы за провоз тяжеловесных грузов, составленным истцом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», допустимая нагрузка на 2-ю ось составляет 7,18 т., тогда как фактическая нагрузка на 2-ю ось автотранспортного средства NISSANDIESEL при взвешивании составила 10,02 т., что в процентном соотношении составляет 39,55%.
Таким образом размер вреда от превышения нагрузок по осям на 100 км. составил 3125 руб./ ось и ущерб, причиненный владельцем транспортного средства, составил по акту от 19.11.2012г. № 294 по формуле Пр = (3125 руб.) х 3,64 (S) х 1,35 (Ттг)= 15356,25 рублей, где Пр – размер платы причиненный за ущерб, Ттг – базовый компенсационный индекс Текущего года.
Неоплата индивидуальным предпринимателем в добровольном порядке указанной суммы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам федерального значения, явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд удовлетворяет требования истца по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Предметом исковых требований является взыскание с ответчика вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Енисей».
Возникшие между сторонами отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 08.11.2007г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под вредом в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 данного Кодекса, т.е. под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с общими основаниями ответственности, установленными правилами статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами и г) вину причинителя вреда.
Согласно статьи 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При этом обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Пунктом 14 "Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам", утвержденного Минтрансом Российской Федерации 30.04.1997г., предусмотрено, что плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации, зачисляемая в Федеральный дорожный фонд, перечисляется на расчетный счет Министерства транспорта Российской Федерации, являющегося распорядителем Федерального дорожного фонда.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации", Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 N 710 предусмотрено, что Министерство транспорта Российской Федерации имеет свои территориальные органы.
В соответствии с пунктами 1.2., 3.1., 3.3.6. устава федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства", утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 г. № 87, предусмотрено, что управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Целью деятельности управления является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности. Для достижения целей и реализации предмета деятельности управление выполняет различные функции, в том числе согласование маршрутов движения по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами и выдача соответствующих разрешений на проезд по автомобильным дорогам федерального значения, транспортных средств, масса, нагрузки на ось и габариты которых превышают допустимые значения, кроме международных перевозок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. Указанным постановлением введена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также размер, порядок исчисления и взимания платы.
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств (пункт 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934).
Целью введения платы с владельцев (пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным автомобильным дорогам общего пользования, является защита сверхнормативного износа и соразмерное возмещение наносимого им ущерба, возникающие в результате осуществления систематических перевозок.
Из материалов дела следует, что автотранспортное средство - NISSANDIESEL, с государственным регистрационным номером Х306АН17, принадлежащее на праве собственности ИП Чепкасову А.А., осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге М-54 «Енисей» по маршруту движения г.Минусинск – г.Туран с превышением допустимой нагрузки на ось автомобиля.
При проверке вышеуказанного автомобиля управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия был составлен акт № 294 от 19.11.2012 года, подписанный водителем, о превышении допустимых значений осевой нагрузки на 2 ось – 39,55%.
Принадлежность автотранспортного средства - NISSANDIESEL, с государственным регистрационным номером Х306АН17 ИП Чепкасову А.А. подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства серии 17 ХУ № 116023.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 31.07.2007 N 107, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.09.2007 N 10136, утвержден Административный регламент Федерального дорожного агентства по предоставлению государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, определяющий порядок взаимодействия Росавтодора, его подведомственных организаций и их структурных подразделений с физическими и юридическими лицами при предоставлении государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в счет возмещения вреда (пункт 1 регламента).
Пунктом 3 указанного регламента предусмотрено, что предоставление государственной услуги осуществляется подведомственными Росавтодору организациями, осуществляющими расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, перечень которых указан в приложении N 1 к Регламенту. Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства" вошло в указанный перечень подведомственных Росавтодору организаций и определено под номером 10.
Согласно акту от 19.11.2012г. N 294 фактическая полная масса транспортного средства составляет 24,3 т., фактическая масса на 2-ю ось следующая – 10,02 т. (допустимая нагрузка с учетом Приложения № 2 к правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2012г. № 272 - 7,18 т.), размер нанесенного вреда составил 15356 рублей 25 копеек
Расчет суммы вреда произведен истцом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», размер вреда от превышения нагрузок по осям на 100 км. составил по акту от 19.11.2012г. № 294 3125 руб./ ось.
Расчет, подготовленный истцом по формуле: Пр = (3125 руб.) х 3,64 (S) х 1,35 (Ттг)= 15356,25 рублей, где Пр – размер платы причиненный за ущерб, Ттг – базовый компенсационный индекс Текущего года, проверен судом и является верным.
Ответчик доказательства исполнения обязанности по внесению платы в указанном размере и контррасчет не представил.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Отзыв на исковое заявление ответчик не представил.
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя 15 356,25 рублей в качестве возмещения вреда, причиненного транспортным средством.
В силу ст. ст. 102, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, а также возврата или зачета государственной пошлины, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обращаясь с требованием о взыскании задолженности, истец ходатайствовал об отсрочке уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что настоящий спор возник, и производство по делу возбуждено в виду ненадлежащего исполнения ИП Чепкасовым А.А. своих обязательств по возмещению вреда, причиненного транспортным средством, а также учитывая, что заявленное требование Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства» фактически удовлетворено в полном объеме, государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально сумме удовлетворенных требований в размере 2000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 102, 167-171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства» удовлетворить
Взыскать с индивидуального предпринимателя Чепкасова Алексея Андреевича (ОГРНИП 304170135100033, ИНН 170100330909, 30.03.1958 г.р., 29ю07.1997г. МРИ ФНС РФ № 1 по РТ, адрес проживания: г.Кызыл, ул.Сергея Лазо, 88 кв.2) в пользу Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства» (ОГРН 1021700513009, ИНН 1701034257, 11.12.2002г. МРИ ФНС РФ № 1 по РТ, г.Кызыл, ул.Кузнецова, 50 «а») задолженность в сумме 15356,25 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Чепкасова Алексея Андреевича государственную пошлину в доход федерального бюджета РФ в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ондар Ч.Ч.