НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 22.12.2014 № А69-3101/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ул. Кочетова, д. 91, г.Кызыл, Республика Тыва, 667000

телефон для справок: (394-22) 2-11-96, е-mail: info@tyva.arbitr.ruhttp://tyva.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                                                     Дело № А69-3101/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2014 года. Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Санчат Э.А., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Салчак С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.06.2014 № 018 18 14 РВ 0000006;

при участии в судебном заседании:

Амвросова В.Г. представитель заявителя по доверенности от 12.08.2014;

Мижит В.Б., Ховалыг Н.Ю. представителей Пенсионного фонда по доверенностям от 29.04.2013г., 02.12.2014г.

установил:

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось с заявлением в арбитражный суд к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кызыле Республики Тыва  (ОГРН 1021700513010, ИНН 1701025968) (далее – Пенсионный фонд) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.06.2014 № 018 18 14 РВ 0000006.

В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В судебное заседание заявителем представлено письмо за исх. № 02/1148 14-1 от 16.12.2014, акт совместной сверки расчетов от 11.11.2014, не подписанный сторонами.

После перерыва в судебном заседании заявителем представлено уточнение к заявлению, заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле специалиста-аудитора Матвееву Любовь Яковлевну.

Представитель Пенсионного фонда возразила против ходатайства.

Суд приобщил представленные документы к материалам дела, в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле специалиста-аудитора Матвеевой Л.Я. отказал.

Представитель заявителя поддержала заявленные требования с учетом уточнения.

Представитель заинтересованного лица признала часть заявленных требований обоснованными, в части недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в территориальный фонд обязательного медицинского страхования уменьшение до 6640,87 рублей, в части штрафных санкций за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в территориальный фонд обязательного медицинского страхования уменьшение до 1328,13 рублей, в части начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в территориальный фонд обязательного медицинского страхования признали расчет пени недействительным, указали на отсутствие нового расчета пени.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

На основании решения о проведении выездной проверки заместителя начальника УПФ РФ в г.Кызыл Республики Тыва от 10 февраля 2014 г. № 018 018 14 BP 0000003 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов в отношении Учреждения за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

09.04.2014 составлена справка о проведенной выездной проверке № 018 018 14 СВ 0000010.

По результатам проверки 16.05.2014 составлен акт выездной налоговой проверки № 11018 018 14 АВ 0000006, в котором отражены выявленные нарушения:

- недоимка по страховых взносов в размере 452 382,25 руб.,в том числе:

 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 370 029,03 руб., в т.ч.: на страховую часть трудовой пенсии- 305 154,31 руб.; на накопительную часть трудовой пенсии- 64 874,72 руб.;

страховых взносов на обязательное медицинское страхование- 82 353,22 руб., в т.ч.: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) - 74 963,27 руб.;  в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) - 7 389,95 руб.

Предложено взыскать с учреждения страховые взносы на общую сумму 452 382,25 рублей, пени в общей сумме 31 757,33 рублей, привлечь предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон 212-ФЗ) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Уведомлением № 018 018 14 МВ 0000007 от 27.05.2014 учреждение извещено о рассмотрении материалов выездной проверки 25.06.2014 в 11 час. 00  мин. по адресу Пенсионного фонда.

Учреждением в Пенсионный фонд представлены возражения к акту выездной проверки исх. № 03.06.2014 № 05/521-1-14-1, которые Пенсионный фонд признал необоснованными.

Решением № 018 018 14 РВ 0000006 от 25.06.2014 Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона 212-ФЗ, в виде наложения штрафа в общей сумме 84 394,26 рублей, в том числе: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 57 027,17 рублей, на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 11 933,57 рублей, по страховым взносам в ФФОМС в размере 15 433,52 рублей, по страховым взносам в ТФОМС в размере 1 391,13 рублей.

Начислены пени по состоянию на 31.12.2013 в общей сумме 29 474,43 рублей, в том числе: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 16 924,23 рублей, на накопительную часть  - 6097,63 рублей, в ФФОМС – 4758,14 рублей, в ТФОМС – 1 694,43 рублей.

На основании указанного решения Учреждению направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.07.2014 № 01801840013672

Полагая, что решением № 018 018 14 РВ 0000006 от 25.06.2014 нарушены его права и законные интересы Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу подпункта 1 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее -Закон № 212-ФЗ) указанный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также − страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 18 этого же Закона обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации как лицо, производящее выплаты физическим лицам.

В силу п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить проверки плательщиков страховых взносов, в том числе выездные, целью которых является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Согласно пункту 10 статьи 35 названного Закона выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года.

В соответствии с ч.2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лица­ми органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть состав­лен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной провер­ки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере со­циального страхования.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" м "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

Согласно материалам дела, Пенсионным фондом в ходе проверки установлено, что в 2011 году в нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ не включены в объект обложения страховыми взносами выплаты (заработная плата) на общую сумму 111 233,9 руб., не включена в объект обложения страховыми взносами выплата (заработная плата) за время вынужденного прогула незаконно уволенного работника Дегтяренко Е.Ф. на общую сумму 220 809,39 руб.

Таким образом, в нарушение с ч. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ страхователем занижен объект обложения страховых взносов, следовательно, занижена база для начисления страховых взносов за 2011г. в размере 332 043,39 рублей.

За 2012 г.проверкой установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ не включены в объект обложения страховыми взносами выплаты (по трудовым соглашениям, заработная плата)    на общую сумму 931 988,76руб.

В 2012 г., после увольнения, работники Дегтяренко Е.Ф., Василевская О.Г. в судебном порядке были восстановлены на работе, трудовые отношения между ними и организацией были восстановлены начиная с момента увольнения, период времени с момента увольнения до момента восстановления на работе, в течение которого работники фактически не работали по вине работодателя, стал временем вынужденного прогула. Выплата работодателем работникам среднего заработка за время вынужденного прогула (возмещение не полученного им заработка) является выплатой в рамках трудовых отношений.

Организацией произведены выплаты заработной платы в размере 251 619,08 руб. за время вынужденного прогула незаконно уволенных работников.

В соответствии со ст. 11 Закона 212-ФЗ дата осуществления выплат и иных вознаграждений организацией-работодателем определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого  осуществляются выплаты и иные вознаграждения). Таким образом, начисление страховых взносов должно производиться на дату начисления выплат за время вынужденного прогула.

В нарушение ч. 1ст. 7 Закона № 212-ФЗ не включены в объект обложения страховыми взносами выплаты (заработная плата) за время вынужденного прогула незаконно уволенных работников Дегтяренко Е.Ф., Василевская О.Г. на общую сумму 201 619,08 руб.

Таким образом, в нарушение с ч. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ страхователем занижен объект обложения страховых взносов, следовательно, занижена база для начисления страховых взносов за 2012 г. всего по выплатам в размере 1 133 607,84 рублей.

За 2013 г.проверкой установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ не включены в объект обложения страховыми взносами выплаты (заработная плата) на общую сумму 41 266,61 руб.

Таким образом, в нарушение с ч. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ страхователем занижен объект обложения страховыми взносами, следовательно, занижена база для начисления страховых взносов за декабрь 2012 г.  в размере  41 266,61 рублей.

Всего за проверяемые периоды установлено занижение облагаемой базы,  определяемой в соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ для начисления страховых взносов в размере  1 506 917,74 руб.

С учетом признания заявленных требований в части начисления страховых взносов в ТФОМС, штрафных санкций в ТФОМС и отсутствием расчета пени по страховым взносам в ТФОМС заявленные требования подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить частично.

Признать решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов от 25.06.2014 № 018 018 14 РВ 0000006 недействительным в части начисления страховых взносов, зачисляемых в территориальный фонд обязательного медицинского страхования:

недоимку по страховым взносам, зачисляемым в территориальный фонд обязательного медицинского страхования уменьшить до 6640,87 рублей;

штраф за неуплату страховых взносов, зачисляемых в территориальный фонд обязательного медицинского страхования уменьшить до 1328,13 рублей;

в части начисления пени по страховым взносам, зачисляемым в территориальный фонд обязательного медицинского страхования отменить полностью.

В остальной части отказать.

Обеспечительные меры, принятые Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22.10.2014г. отменить.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                            Санчат Э.А.