НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 21.08.2008 № А69-1108/07

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Кызыл

Дело № А69-1108/07-11

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2008 года. Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2008 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Ажи В.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ажи В.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Гркикяна Мкртича Карапетовича о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 1 по Республике Тыва № 116 от 05.06.2007г. о привлечении к налоговой ответственности,

при участии:

от заявителя: представитель Сапелкина Е.Н. по доверенности от 09.06.2007г.,

от ответчика: Нефедов И.К. по доверенности от 12.08.2008г.,

установил:

Индивидуальный предприниматель Гркикян Мкиртич Карапетович (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 1 по Республике Тыва (далее – налоговый орган) № 116 от 05.06.2007г. о привлечении к налоговой ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержал требование, пояснил, что в ходе выездной налоговой проверки проверяющим неправильно определена налоговая база по налогам и сборам, не доказан факт совершения налоговых правонарушений, перечисленных в решении.

Также при определении налогооблагаемой базы налоговый орган принимал во внимание счета-фактуры, дублирующие счета-фактуры по реализации горюче-смазочных материалов (далее-ГСМ) ГУП «Рестопсбыт» и Минтопэнерго.

Налоговым органом были утеряны счета-фактуры в количестве 10 штук и в связи с отсутствием счетов-фактур, произвести правильный расчет начислений и вычетов НДС не представляется возможным.

Представитель налогового органа требование оспаривает, считает, что при проведении выездной налоговой проверки правильно установлена недоимка по налогам, обосновано начислены пени по налогам и привлечение ИП Гркикяна М.К. к налоговой ответственности правомерно.

Просит в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела на основании решения от 28.12.2006г. № 347 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ИП Гркиняна М.К. за период с 01.01.2003г. по 31.12.2005г.

В ходе выездной налоговой проверки, отраженной в акте от 11.05.2007г. № 06-11-347, установлена неполная уплата налога на добавленную стоимость (далее – НДС) сумме 3 410 218,66 рублей, единого социального налога (далее – ЕСН) в сумме 31 620 рублей, в том числе зачисляемых в федеральный бюджет в размере 23 155 рублей, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в размере 2 743 рублей, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в размере 5 722 рублей, неуплата страховых взносов на обязательной пенсионное страхование в сумме 3 789 рублей, неуплата целевого сбора на содержание милиции в размере 12 рублей.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 907 928,19 рублей, ЕСН в общей сумме 3 477,15 рублей, страховых взносов в сумме 257,09 рублей и целевого сбора на содержание милиции в размере 5,03 рублей.

По результатам выездной проверки налоговым органом вынесено решение от 05.06.2007г. № 116 о привлечении ИП Гркикяна М.К. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 116922 рублей, в том числе по НДС в размере 110 598 рублей, ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 4631 рублей, ФФОМС в размере 549 рублей, ТФОМС в размере 1144 рублей, по п. 2 ст. 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в виде штрафа в размере 240 рублей по страховой части трудовой пении и по накопительной части в размере 34 рублей.

По результатам возражения ИП Гркикяна М.К. от 25.05.2007г. по акту выездной налоговой проверки № 06-11-347 решением налогового органа от 05.06.2007г. № 116 принял счета-фактуры, которые были зарегистрированы в книге покупок конрагентов: ГУП «Республиканская контора по реализации топлива» и счета-фактуры, предоставленные Министерством энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства в ходе встреченной проверки, не приняты счета-фактуры, которые не были зарегистрированы у контрагентов (перечень счетов-фактур л.38, 39 т.1) из налогооблагаемой базы по НДС за 2005г.

Решением налогового органа от 05.06.2007г. № 116 предпринимателю предложено уплатить недоимку по НДС в размере 2 356 934,22 рублей, пени по НДС в размере 602 021,23 рублей, ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 23 255 рублей, пени в размере 2 748,88 рублей, ФФОМС в сумме 2 743 рублей, пени в размере 325,64 рублей, ТФОМС в сумме 5 722 рублей, пени в размере 679,3 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 1200 рублей, пени в размере 235,68 рублей, (накопительная часть в сумме 170,04 рублей, пени в размере 33,4 рублей, целевой сбор на содержание милиции в размере 12 рублей, пени в размере 5,13 рублей.

ИП Гркикян М.К. не согласившись с решением налогового органа о привлечении к налоговой ответственности обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) предприниматель является плательщиком налога на добавленную стоимость с 01.01.2005г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 2 ст. 153 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по НДС определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральных формах, включая оплату ценными бумагами.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Статьей 174 Кодекса предусмотрена уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

- товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса,

- товаров (работ, услуг) приобретаемых для перепродажи.

В соответствии со ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренным настоящим кодексом.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.

Выездной проверкой установлено, что ИП Гркикян в нарушение ст. 169 Кодекса не вел книги покупок и книги продаж.

Согласно пункту 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: - лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога,

- налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

В нарушение п.5 ст. 173 Кодекса предпринимателем выставлялись сумма НДС в счетах-фактурах, предъявленных ООО «Этна», в результате выявлена неуплата НДС за 2004г. в общей сумме 1 133 300,86 рублей (л.д. 125-144, 147-154, 161-162, 168-169 т.2).

Выездной налоговой проверкой установлено, что предприниматель в 2005г. осуществлял деятельность по оптовой торговле ГСМ, который попадает под налогообложение НДС.

Согласно представленных счетов-фактур и платежных поручений, подтверждающих оплату счетов-фактур и материалов встречных проверок (л.д. 105-163 т.1) сумма налоговых вычетов за 2005г. у налогоплательщика составила 4 989 811,9 рублей.

По результатам проверки налоговым органом обосновано доначислен НДС за 2005г. в сумме 1 223 633,36 рублей.

Из смысла ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеней признается денежная сумма, подлежащая уплате налогоплательщиком при уплате этим лицом причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению установленными законодательством сроки.

За несвоевременную уплату предпринимателем НДС налоговым органом начислены пени в размере 602 021,23 рублей.

Несостоятелен довод предпринимателя о том, что налоговым органом были утеряны счета-фактуры в количестве 10 штук и в связи с отсутствием счетов-фактур, произвести правильный расчет начислений и вычетов НДС не представляется возможным, по следующим основаниям:

Согласно описи документов от 15.01.2007г., составленному предпринимателем и переданных старшему государственному налоговому инспектору Устюжанину И.А. на проверку предъявлены 307 листов счетов-фактур, 110 платежных поручений, 47 листов налоговых деклараций, 16 листов заявлений и 96 листов выписки из банка.

Из реестра документов от 15.05.2007г. передаваемых в юридический отдел для передачи в МВД УНП по РТ по индивидуальному предпринимателю Гркикая Мкртич Карапетович ИНН 17010475228 усматривается, что налоговым органом переданы документы в общем количестве 433 страниц, из них первичные документы в количестве 343 страниц.

Указанное количество переданных документов не позволяет с достаточной точностью определить о представленных предпринимателем счетов-фактур в связи с отсутствием перечня с указанием даты, номера, суммы счетов-фактур.

Также несостоятелен довод заявителя о том, что налоговым органом при определении налоговой базы по НДС принимались счета-фактуры, дублирующие счета-фактуры по реализации горюче-смазочных материалов ГУП «Рестопсбыт» и Минтопэнерго.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Из пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 29 Правил ведения журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, предусмотрено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Выставление новых счетов-фактур с теми же реквизитами вместо внесения соответствующих исправлений в ранее выставленные счета-фактуры статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации и названными Правилами не предусмотрено.

В соответствии с п.2 ст. 235 Кодекса индивидуальный предприниматель Гркикян М.К. является плательщиком ЕСН.

Пунктом 2 ст. 236 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Пунктом 3 ст. 237 Кодекса установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

Налоговым органом в результате выездной проверки установлен доход от предпринимательской деятельности, подлежащий налогообложению ЕСН за 2005г. в размере 28 623 684,75 рублей.

Сумма подтвержденных расходов предпринимателя на основании первичных документов: платежных поручений за 2005г. составляет 28 243 133,93 рублей, следовательно, налоговая база для исчисления ЕСН за 2005г. составила 380 550,82 рублей.

Таким образом, предпринимателю обоснованно доначислен ЕСН в сумме 31 620 рублей, их них ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 23 155 рублей, ФФОМС в размере 2 743 рублей, ТФОМС в размере 5 722 рублей.

На основании ст. 75 Кодекса за несвоевременную уплату ЕСН начислены пени в общей сумме 3 753,82 рублей, в том числе по ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 2 748,88 рублей, ФФОМС в размере 325,64 рублей, ТФОМС в размере 679,3 рублей.

В соответствии со статьей 3 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ (далее – Закон) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о пенсионном страховании финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФ РФ.

Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в ПФ РФ в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.

Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов установлена пунктом 2 статьи 27 Закона о пенсионном страховании.

Таким образом, налоговым органом неправомерно привлечен ИП Гркикян М.К. к ответственности, предусмотренной статьей 27 Закона № 167-ФЗ в виде штрафа в размере 274 рублей, так как взыскание недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отнесено к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

В пункте 2 ст. 5 Положения о целевом сборе с предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, утвержденного постановлением председателя администрации г.Кызыла № 554 от 20.05.1997г. предусмотрены исчисление целевого сбора и сроки представления расчетов по целевому сбору на содержание милиции.

Поскольку, Положением о целевых сборах на содержание милиции установлена уплата сбора, сбор уплачивается на основании расчета, который представляется в налоговый орган в установленный срок, т.е. до 30 марта 2004г., по утвержденной форме и содержит сведения, связанные с исчислением и уплатой целевого сбора, налоговым органом обоснованно доначислено 12 рублей целевого сбора на содержание милиции, также пени в размере 5,13 рублей.

Таким образом, заявление предпринимателя подлежит удовлетворению в части.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительными подпунктов 5 и 6 пункта 1 «Привлечь индивидуального предпринимателя Гркикяна Мкртича Карапетовича к налоговой ответственности»: по п.2 ст.27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за неправомерное не перечисление страховых взносов по страховой и накопительной частям в виде штрафов в размере 240 рублей и 34 рублей соответственно; подпунктов 5 и 6 пункта 2 «Начислить пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки по сравнению с установленным с законодательством о налогах и сборах»: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой и накопительной частям не позднее 31 декабря текущего года в размере 235.68 рублей и 33,40 рублей соответственно решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва № 116 от 05.06.2007г., в остальной части заявления в удовлетворении отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва государственную пошлину в пользу индивидуального предпринимателя Гркикяна Мкртича Карапетовичав размере 20 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месяца со дня его принятия.

Судья Ажи В. А.