г. Кызыл | Дело № А69-759/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2019 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Маады Л.К-Б., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Дудуп А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (Калинина, д. 1 Б, Кызыл, Республика Тыва, ИНН 1701041078, ОГРН 1071701000183) к обществу с ограниченной ответственностью «Тывабизнесконсалтинг» (ул.Найырал, д.1, пом.1, с.Кызыл-Мажалык, Барун-Хемчикский район, Республика Тыва, ИНН 1712006029, ОГРН 1141722000199) о взыскании задолженности по государственному контракту от 24.04.2017г. № Ф.2017.127695 в сумме 2 782 527,06 рублей, пени в сумме 3 040 606,44 рублей,
без участия сторон,
установил:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Тывабизнесконсалтинг» (далее - ООО «Тывабизнесконсалтинг») о взыскании задолженности по государственному контракту от 24.04.2017 г. № Ф.2017.127695 в сумме 2 782 527,06 рублей, пени в сумме 3 040 606,44 рублей.
Определением суда от 06 июня 2019 года, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва.
В судебное заседание арбитражного суда стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик допустил просрочку в исполнении обязательств по государственному контракту от 24.04.2017г. № Ф.2017.127695 на выполнение кадастровых работ.
Представитель ответчика в отзыве на исковое заявления требования истца отклонил по следующим основаниям.
Факт исполнения обязательств подтверждается наличием акта приемки выполненных работ; 1 из 7 кварталов, с кадастровым номером 17:18:0104001 в районе «Вавилинский затон» г. Кызыла не обновлен в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с утвержденным проектом карты-плана территории; проблема с загрузкой карт-планов обсуждалась на заседании Рабочей группы по ККР от 30.08.2017, на котором Министерству земельных и имущественных отношений РТ рекомендовано обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва; в связи с наличием объективных проблем, было рекомендовано рассмотреть возможность внесения изменений в государственные контракты, что подтверждается протоколом заседания Рабочей группы от 27.09.2017; в мае 2018 года Республика Тыва перешла на новую систему ФГИС ЕГРН, вместо двух систем ГКН и ЕГРП, в связи с чем обнаружилась проблема унификации новой системы с проектами карт-планов, разработанных на базе ГКН.
В отзыве на исковое заявление третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва считает, что истцу необходимо представить доказательства, свидетельствующие о факте неисполнения ответчиком обязательств по выполнению комплексных кадастровых работ по контракту; разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Изучив материалы дела суд установил следующие обстоятельства дела.
24 апреля 2017 года между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (заказчик) и обществом ограниченной ответственностью «Тывабизнесконсалтинг» (иполнитель) в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был заключен государственный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ № Ф.2017.127695 от 24.04.2017г. стоимостью 2 782 527,06 рублей.
В соответствии с условиями контракта исполнитель обязался по заданию заказчика выполнить комплексные кадастровые работы в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории кадастровых кварталов 17:18:0103001, 17:18:0103002, 17:18:0103003, 17:18:0103004, 17:18:0104001, 17:18:0104002, 17:18:0104003 городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы.
Согласно пункту 2.3. государственного контракта оплата производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 10 банковских дней согласно календарному плану после подписания сторонами всех актов выполненных работ на основании представленного исполнителем счета на оплату.
В соответствии с пунктом 2.7 контракта основанием выставления счета к оплате является подписанный сторонами акт сдачи-приемки работ.
Приложением № 1 к документации об электронном аукционе является техническое задание в котором определены объем, содержание, требования и этапы работ.
1этап работ включает проведение исполнителем обследования объектов недвижимости, определений характеристик объектов недвижимости, определение местоположения объектов недвижимости; подготовку исполнителем проектов карт-планов территории, в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 21 ноября 2016 г. № 734; цифровую обработку аэрофотосъемки, с последующим получением цифровых ортофотопланов.
В результате 1 этапа исполнителем представляются проекты карт-планов территорий всех кадастровых кварталов; картографическая основа, на всей площади проведения аэрофотосъемки, в виде цифровых ортофотопланов.
2 этап включает представление исполнителем заказчику работ в согласительную комиссию проектов карт-планов территории, в том числе в форме документа на бумажном носителе, для его рассмотрения на заседаниях согласительной комиссии, созданной в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 5 мая 2015 г. № 216; представление исполнителем заказчику работ в согласительную комиссию картографической основы территории (ортофотопланы), в форме электронного документа, в соответствии с требованиями, и в формате, указанными в пункте 6.2, 6.3, 6.4 настоящего задания; участие исполнителя в заседаниях согласительной комиссии по рассмотрению
представленных проектов карт-планов территорий; внесение исполнителем изменений в карт-план территории в соответствии с заключениями согласительной комиссии о необходимости изменения исполнителем комплексных кадастровых работ карты-плана территории; оформление исполнителем карт-планов территорий в окончательной редакции.
В результате 2 этапа исполнителем обеспечивается подготовка в окончательной редакции, с учетом заключений согласительной комиссии, 100% карт-планов территории.
3 этап работ включает утверждение заказчиком комплексных кадастровых работ карты-плана территории; представление исполнителем заказчику работ результатов сопутствующих материалов (работ).
В результате 3 этапа обеспечивается утверждение карт-планов территории 100% кадастровых кварталов, а также представление 100% материалов картографической основы в виде ортофотопланов местности в формате, необходимом для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
4 этап включает обеспечение исполнителем работ представления карт-планов территорий в орган регистрации прав для внесения сведений об объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости; обеспечение исполнителем внесения сведений об объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, представления заказчику подтверждающих документов о внесении сведений; обеспечение исполнителем внесения картографической основы в виде цифровых ортофотопланов в Единый государственный реестр недвижимости; сдача заказчику результатов работ.
В результате 4 этапа исполнителем обеспечивается внесение в ЕГРН 100% объектов недвижимости, сведения о которых имеются в картах-планах территорий кадастровых кварталов. Также исполнителем обеспечивается внесение в ЕГРН 100% ортофотопланов, полученных в результате проведения аэрофотосъемки.
Приложением № 2 к техническому заданию является календарный план выполнения кадастровых работ, согласно пункту 5 которого срок выполнения работ по 4 этапу: внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости установлен до 30 ноября 2017 г.
Согласно пункту 7.4 государственного контракта за нарушение сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, по вине исполнителя, исполнитель за каждый день просрочки обязуется уплатить неустойку в виде пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически исполненных Исполнителем, и определяется по формуле:
П - (Ц - В) х С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Министерство земельных и имущественных отношений перечислило ООО «Тывабизнесконсалтинг» денежные средства по государственному контракту от 24.04.2017 г. № Ф.2017.127695 в сумме 2 782 527,06 рублей. Факт перечисления денежных средств ООО «Тывабизнесконсалтинг» подтверждается платежными поручениями.
28 июня 2017 года стороны подписали акт выполненных кадастровых работ № 46, в котором указано, что работы выполнены в полном объеме в соответствии с условиями государственного контракта от 24.0.2017 г.; претензий к исполнителю по нарушению сроков выполнения работ заказчик не предъявлял.
Из материалов дела следует, что истцом не представлен расчет неустойки, указанный в приложении к исковому заявлению под номером 1, о чем составлен акт от 19.03.2019 № 231 специалистами отдела обеспечения судопроизводства и делопроизводства Арбитражного суда Республики Тыва; направление акта в электронном виде истцу подтверждается отчетом о доставке от 20.03.2019.
Министерство обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по государственному контракту от 24.04.2017г. № Ф.2017.127695 в сумме 2 782 527,06 рублей, пени в сумме 3 040 606,44 рублей, полагая, что нарушены сроки выполнения работ; обязательства по выполнению комплексных кадастровых работ исполнены ООО «Тывабизнесконсалтинг» ненадлежащим образом, контракт не исполнен в полном объеме.
Сложившиеся между сторонами отношения регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре подряда и положениями Федерального законаот 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Как следует из материалов дела, письмом от 26.05.2017 № 030/17 исполнитель сообщил заказчику о направлении информации о ходе выполнения предварительного этапа исполнения контракта.
Письмом от 28.07.2017 № 039/07 ООО «Тывабизнесконсалтинг» пояснил Министерству земельных и имущественных отношений, что схемы разбивки земельных участков с отображением образуемых и уточняемых земельных участков (для садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан) были предоставлены по запросу от 21 июля 2017 года на электронном носителе (CD-диск) по семи кадастровым кварталам, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы; ранее были предоставлены сведения об уведомлении правообладателей и иных лиц; материалы инвентаризации земель кадастровых кварталов; сведения об объектах недвижимости в отношении которых проводятся работы; сведения о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках (Исх. № 030/17 от 26.05.2017 г.).
Из письма от 28.07.2017 № 039/07 следует, что опись документов и приложений, приложенных к письму №030/17 от 26.05.2017 содержит: пояснительную записку (отчет) на 5-и листах в бумажном виде; таблицу по форме запроса на 74 листах; электронные носители DVD-R с ортофотопланами 100% кадастровых кварталов, подлежащих комплексным кадастровым работам -15 штук; электронный носитель с результатами запросов с Росреестра - кадастровые планы территорий и выписки из ЕГРН по всем земельным участкам, расположенным на территории обслуживаемых кадастровых кварталов и электронными образами всех прочих исходных данных -1 шт.
Письмом от 27.10.2017 № 063/10 от 27.10.2017 подтверждается направление исполнителем государственному заказчику карт-планов территории в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера; карт-планов территории в форме документа на бумажном носителе; картографической основы территории в виде цифровых ортофотопланов и отчетов контроля в соответствии с требованиями и в формате, указанными в пунктах 6.2, 6.3, 6.4 технического задания.
Из письма ООО «Тывабизнесконсалтинг» от 07.08.2018 № 056/07 направленного в адрес заказчика, следует, что утвержденныепроекты карт-планов неоднократно подавались в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва; решений о приостановлении не поступало, в то же время имеется информация, общедоступная всем членам рабочей группы при Управлении Росреестра по Республике Тыва, касающаяся невозможности своевременно внести сведения в ЕГРН, и проблемах, касающихся исполнения государственного контракта.
Протоколами заседаний Рабочей группы по координации выполнения комплексных кадастровых работ в рамках реализации мероприятия «Проведение комплексных кадастровых работ» федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы) (далее – Рабочая группа) подтверждается, что при выполнении работ по государственному контракту у исполнителя имелись проблемы с загрузкой в АИС ГКН карт-планов в связи с отсутствием технической возможности; в связи с наличием объективных проблем, рекомендовано рассмотреть возможность внесения изменений в государственные контракты, что подтверждается протоколом заседания Рабочей группы от 27.09.2017.
В судебном заседании установлено и не отрицается истцом, что на день обращения с иском суд, ответчиком не поставлены на учет объекты по одному из семи кварталов, с кадастровым номером 17:18:0104001 по не зависящим от ответчика обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что ответчиком 11 сентября 2019 года поставлены на кадастровый учет 456 объектов недвижимости по кварталус кадастровым номером 17:18:0104001, хотя обозначенное в техническом задании вышеуказанного контракта количество требуемых к исправлению объектов по указанному выше кварталу составляет 271 единицу.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно части 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном настоящей статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.
Толкуя указанные положения части 3.1 и части 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.10.2013 N 8127/13 указал: "В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений части 3.1 статьи 70 Кодекса следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Часть 5 статьи 70 Кодекса предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном этой статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.
Таким образом, положения части 5 статьи 70 Кодекса распространяются на обстоятельства, которые считаются признанными стороной в порядке части 3.1 статьи 70 Кодекса".
В ходе рассмотрения дела Министерство земельных и имущественных отношений не оспаривало факта наличия обращений подрядчика, не заявило о фальсификации доказательств, поэтому суд исходит из того обстоятельства, что подрядчик своевременно информировал государственного заказчика о наличии обстоятельств, не зависящих от подрядчика и препятствующих окончанию работы в оговоренный срок.
Вместе с тем в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N 5467/14, указано, что продолжение работ подрядчиком по государственному контракту при наличии оснований для их приостановления в силу статьи 719 Кодекса само по себе не исключает возможности применения судом положений статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации для определения размера ответственности при наличии вины кредитора.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит и исследование вины кредитора, а также оценка условий государственного контракта.
Протоколами заседаний Рабочей группы по координации выполнения комплексных кадастровых работ в рамках реализации мероприятия «Проведение комплексных кадастровых работ» федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы) подтверждается, что при выполнении работ по государственному контракту у исполнителя имелись проблемы с загрузкой в АИС ГКН карт-планов в связи с отсутствием технической возможности; администрациями районов не соблюдались требования нормативных актов, касающихся сроков и порядка извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ, требований к созданию согласительной комиссии по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что условия государственного контракта о сроках выполнения работ не учитывают нормативно определенных сроков согласования в органах муниципального самоуправления и сроков для совершения действий органами государственного кадастрового учета. При любых обстоятельствах подрядчик был лишен возможности своевременно исполнить обязательства в части соблюдения сроков.
Суд принимает во внимание, что вместо оговоренных по спорному кварталу 271 земельному участку подрядчиком проведены кадастровые работы в отношении 456 земельных участков. При этом за достоверность сведений о количестве земельных участков должен отвечать государственный заказчик. Подрядчик при заключении договора вправе был разумно рассчитывать на достоверность информации об объеме подрядных работ. Вместе с тем даже при выявлении недостоверности информации, и учитывая важность реализации проекта, связанного с выполнением мероприятий по решению задачи общегосударственного значения, подрядчик продолжил выполнение работ. При этом суд учитывает, что срок выполнения кадастровых работ зависит не столько от площади земельного участка, сколько от количества формируемых земельных участков, поскольку именно количество участков определяет трудоемкость и срок выполнения работ: получение разрешения на каждый земельный участок, формирование и согласование схемы размещения, формирование межевого дела и сдача дела для постановки на кадастровый учет.
Учитывая, что подрядчиком выполнен значительно больший объем работ, нежели определен в государственном контракте, и результат указанных работ принят государственным заказчиком, суд приходит к выводу, что, несмотря на просрочку в исполнении обязательства, завершившуюся передачей 456 кадастровых паспортов по спорному кварталу, требование Министерства о взыскании задолженности и неустойки согласно пункту 7.4 государственного контракта следует рассматривать как злоупотребление правом ввиду недобросовестного осуществления права.
На основании пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Согласно пункту 2 этой статьи в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая отсутствие вины подрядчика в нарушении сроков исполнения обязательств, выполнение подрядчиком значительно большего объема работ, чем определен в государственном контракте, а также факт принятия государственным заказчиком результата указанных работ, суд приходит к выводу, что, в удовлетворении требований Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о взыскании задолженности по государственному контракту от 24.04.2017г. № Ф.2017.127695 в сумме 2 782 527,06 рублей, пени в сумме 3 040 606,44 рублей следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на истца.
В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (Калинина, д. 1 Б, Кызыл, Республика Тыва, ИНН 1701041078, ОГРН 1071701000183) к обществу с ограниченной ответственностью «Тывабизнесконсалтинг» (ул.Найырал, д.1, пом.1, с.Кызыл-Мажалык, Барун-Хемчикский район, Республика Тыва, ИНН 1712006029, ОГРН 1141722000199) о взыскании задолженности по государственному контракту от 24.04.2017г. № Ф.2017.127695 в сумме 2 782 527,06 рублей, пени в сумме 3 040 606,44 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месяца со дня его принятия, а также после рассмотрения в апелляционной инстанции в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Л.К-Б. Маады