НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 18.09.2018 № А69-1560/18

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-1560/18

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2018 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Ондар Ч.Ч. при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артык-оол М.А., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ИП ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Отделению пенсионного фонда РФ по РТ об обязании компенсировать установку памятника в сумме 372 950 рублей, взыскании судебных расходов в размере 10459 рублей

при участии в судебном заседании:

от Отделения пенсионного фонда РФ по РТ – ФИО2 по доверенности от 22.08.2017г.

от Министерства труда и социальной политики Республики Тыва- ФИО3 представитель по доверенности от 25.04.2018г.

Установил:

ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Отделению пенсионного фонда РФ по РТ об обязании компенсировать установку памятника в сумме 372 950 рублей, взыскании судебных расходов в размере 10459 рублей.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 03 июля 2018г. к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица был привлечен Ооржака Херел-оол Дажы-Намчалович, проживающий по адресу: <...>. В материалах дела имеется почтовое уведомление № 75584, свидетельствующее о получении третьи лицом 11 июля 2018г. определения суда от 03.07.2018г., о чем свидетельствует подпись на уведомлении ФИО4 Д-Н.

Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом (почтовое уведомление №66701223755833, направленное истцу по адресу, указанному в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц: ул. Городокская, д. 9, г.Минусинск) в судебное заседание не явились. Учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на сайте Арбитражного суда Республики Тыва и сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в соответствии с ч.6 ст.121, ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьего лица.

От представителей ответчиков поступило ходатайство, согласно которого они просят суд обязать явку третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФИО4 Д-Н.

Суд отказал в удовлетворении данного ходатайства сторон, поскольку участие в судебном заседании в соответствии со ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является правом третьего лица, а не его обязанностью.

В материалы дела от Отделения пенсионного фонда РФ по РТ поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме, по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, также просит отказать в иске.

Выслушав доводы ответчиков, суд установил следующее.

05 июля 2016 года между истцом (исполнитель) и гражданином Ооржак Херел-оолом Дажы-Намчаловичем (заказчик) заключен договор на изготовление и установку надгробного памятника Герою Социалистического Труда (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязуется соорудить в п.Алдан-Маадыр Сут-Хольского района Республики Тыва на могиле Героя Социалистического Труда – Ооржака Дажы-Намчала Чыртай-ооловича надгробие установленного образца в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 740 от 05.12.2006г. «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» (пункты 1.2, 1.4 договора).

Согласно пункту 2.3. договора заказчик передал исполнителю право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1. Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы".

Стоимость работ определена сторонами в сумме 372 950 рублей (пункт 3.1. договора), работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда определены в смете, согласованной заказчиком, является твердой договорной и изменению не подлежит (пункт 3.2. договора).

03 июня 2017 года предприниматель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического Труда.

Полагая, что расходы на изготовление и установку надгробного памятника в силу положений действующего законодательства подлежат возмещению истцу из федерального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Порядок досудебного урегулирования спора, предусмотренный частью 5 статьи 4 АПК РФ, истцом соблюден.

Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно положениям части 2 статьи 6.1 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон N 5-ФЗ) сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.

Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.

Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 Закона N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 рассматриваемого Закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации:

1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации;

2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией рассматриваемого Закона, и потребности в средствах на следующий месяц.

В развитие Закона N 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 740, которым определен образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.

В соответствии с пунктом 2 Постановления N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона N 5-ФЗ.

Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из смысла положений Закона N 5-ФЗ, Постановления N 740 усматривается, что в отношении умерших (погибших) Героев действует государственная социальная гарантия, заключающаяся в оплате расходов и оказании похоронных услуг погибшим (умершим)

Героям за счет средств федерального бюджета, а ее реализация возложена на специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти.

Следовательно, названная гарантия является государственной и обеспечивается средствами федерального бюджета. Ограничений по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника действующее законодательство не содержит.

Арбитражный суд установил, что между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено соглашение от 16.03.2007 N 28-38 "О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" (далее - Соглашение).

В статье 1 Соглашения определен порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации, в том числе статей 1,4-9 1 - 6.1 Федерального закона N 5-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Соглашения (в редакции дополнительных соглашений от 13.03.2009 N 6-д, от 05.05.2009 N 16-д) Пенсионный фонд Российской Федерации обязуется обеспечить распределение, утверждение в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств для выполнения мероприятий в соответствии со статьей 1 Соглашения и доведение указанных лимитов до отделения; финансирование указанных мероприятий в соответствии с утвержденными лимитами и с учетом остатка неиспользованных средств; перечисление средств после поступления их из федерального бюджета через счет отделения в бюджет Республики Тыва (пункт 2.1 Соглашения).

Правительство (Администрация) Республики Тыва обязуется обеспечить: ежемесячное представление в отделение, до 10 числа месяца, предшествующего выплатному, заявки на финансирование расходов и отчета о фактически произведенных расходах (по форме и в сроки, устанавливаемые Минфином России); использование средств федерального бюджета для выполнения мероприятий, предусмотренных статьей 1 Соглашения, исключительно в этих целях (пункт 2.2 Соглашения).

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда и социальной политики, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 N 229, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в области труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, социальной защиты и социального обслуживания населения, охраны труда, а также реабилитации или реабилитации инвалидов в сфере социальной защиты населения и в области содействия занятости населения.

В соответствии с пунктом 4 Положения министерство осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.

Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.

Согласно положениям статьи 6 Закона N 8-ФЗ в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле. Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.

Таким образом, суд установил, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва, Министерство труда и социального развития являются надлежащими ответчиками по настоящему иску.

Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечиванию памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

О наличии понесенных истцом расходов свидетельствует сам факт установления надгробного памятника, который ответчиками не оспаривается.

При таких обстоятельствах, истец правомерно обратился к ответчикам с требованием о возмещении его расходов на сооружение и установку надгробия на месте погребения умершего (погибшего) Героя.

Факт выполнения истцом работ, предусмотренных договором, подтверждается актом приемки выполненных работ от 03 июня 2017 года. То обстоятельство, что умерший ФИО5 Н-Ч. является Героем Социалистического Труда, подтверждается документами представленными в материалы дела и сторонами не оспаривается.

Представитель пенсионного фонда в отзыве указал, что с заявлением в адрес пенсионного фонда истец не обращался.

Вместе с тем, в материалах дела имеется копия почтовой квитанции от 04 мая 2018г., согласно которой, указывает истец, он обратился в пенсионный фонд с требованием о компенсации понесенных им расходов на установку надгробия.

Таким образом, порядок досудебного урегулирования спора, предусмотренный частью 5 статьи 4 АПК РФ, истцом соблюден.

Статьей 6.1. Федерального закона N 5-ФЗ предусмотрено, что сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации в лице его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.

Как следует из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006г. N 740 и Соглашения между Правительством Республики Тыва и Пенсионным фондом Российской Федерации 16.03.2007 N 28-38 "О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы", с учетом полномочий Министерства труда и социального развития Республики Тыва, установленных Положением о Министерстве труда и социального развития Республики Тыва, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва задач и функций, возложенных на него, процесс компенсации расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника Герою Социалистического Труда, обусловлен действиями ответчиков.

Таким образом, выплата истцу соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва на основании заявления гражданина (родственника) формирует заявку на финансирование расходов и передает ее в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва на основании заявки Министерства осуществляет перечисление необходимых денежных средств в бюджет Республики Тыва.

Согласно пункту 5 Постановления N 740 надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, если на 01.01.2006г. не было установлено постоянное надгробие другого образца.

Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать предпринимателю расходы по изготовлению и установке памятника.

Министерство труда РТ указало в своем отзыве на то, что заявленная истцом сумма компенсации является завышенной, поскольку стоимость надгробия по городу Кызылу составляет не более 110 000 рублей, по районам Республики Тыва не более 160 000 рублей.

Суд отклоняет указанные доводы, как документально неподтвержденные.

Довод ответчика о том, что надгробие Героя Социалистического Труда установлено не на месте самого захоронения, а в другом месте поселка, судом не принимается, поскольку согласно справке Администрации сельского поселения сумон Алдан-Маадырский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, уроженец данного села Герой Социалистического ФИО6 Д-Н.Ч. действительно похоронен на территории сельского поселения сумон Алдан-Маадырский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва.

Материалами дела подтверждается, что имело место изготовление памятника конкретному Герою Социалистического ФИО6 Д-Н.Ч. в качестве надгробного сооружения.

Тот факт, что надгробие установлено не на самом месте захоронения не свидетельствует о том, что надгробие установлено повторно за счет бюджетных средств, поскольку памятник установлен на одной территории места захоронения - сельское поселение сумон Алдан-Маадырский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва и данное обстоятельство является лишь волеизъявлением родственников умершего и не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 2 Постановления N 740, частями 1 - 3 статьи 7 Закона N 5-ФЗ арбитражный суд признает обоснованным требование истца о компенсации расходов на изготовление и установку надгробного памятника.

При определении размера компенсации суд исходит из доказанности факта несения истцом расходов на изготовление и установку спорного надгробия в заявленной сумме.

Доказательства несения расходов на изготовление и установку памятника Ооржак Д-Н.Ч. ответчиками в материалы дела не представлены, материалы дела свидетельствуют о том, что третьим лицом расходы по изготовлению и сооружению надгробия не были понесены.

Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать предпринимателю расходы по изготовлению и установке памятника.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, в отсутствие доказательств чрезмерности расходов, заявленных истцом к взысканию, арбитражный суд пришел к выводу о соразмерности, заявленной истцом компенсации и расходов, понесенных истцом на изготовление и установку спорного надгробия.

Все представленные в материалы дела документы и противоречия в совокупности свидетельствуют о том, что ответчиками нарушен порядок обеспечения компенсации расходов на реализацию мер социальной поддержки Героев Социалистического Труда.

Отделением не представлены доказательства невозможности доведения Пенсионным фондом Российской Федерации соответствующих лимитов финансирования из федерального бюджета на цели компенсации расходов на реализацию мер социальной поддержки Героев Социалистического Труда.

При указанных обстоятельствах материально-правовые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Выводы арбитражного суда по настоящему делу подтверждаются судебной практикой по аналогичным спорам: постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июля 2009 года N 5622/09, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N ВАС-218/14, в том числе правовой позицией Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отраженной в постановлении от 28 июля 2015 года по делу N А74-4997/2014.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 10459 рублей и уплачена истцом при обращении в арбитражный суд по чеку-ордеру от 29 мая 2018 года, по результатам рассмотрения дела в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на ответчиков и подлежат взысканию в пользу истца с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сумме 5230 рублей, с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва - в сумме 5230 рублей.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва, возместить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, МРИ ФНС № 23 по Красноярскому краю 24.04.2002г., проживающего по адресу: 662608 <...>) 372 950 рублей, в качестве расходов на изготовление и установку надгробного памятника Герою Социалистического ФИО6 Дажы-Намчал Чыртай-ооловичу, в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 года N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" и Соглашением от 13.03.2009г. N 5-д "О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" (в редакции дополнительных соглашений от 13.03.2009 N 6-д и от 05.05.2009 N 16-д).

Взыскать с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>, 667000 <...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, МРИ ФНС № 23 по Красноярскому краю 24.04.2002г., проживающего по адресу: 662608 <...>) 5230 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, МРИ ФНС № 23 по Красноярскому краю 24.04.2002г., проживающего по адресу: 662608 <...>) 5230 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия.

Судья Ондар Ч.Ч.