г. Кызыл «19» января 2021 года. | Дело № А69-2811/20 |
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 19 января 2021 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Доваадор А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Хурала представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавакский Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва(ОГРН 1081722000360, ИНН 1711004244)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании решения от 23.10.2020 № 02-10/7179 недействительным
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности 15.01.2021 года,
от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности от 07.12.2020,
установил:
Хурал представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавакский Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва(далее – Хурал представителей, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее – Управление Федеральной налоговой службы, налоговый орган, ответчик) о признании решения от 23.10.2020 № 02-10/7179 недействительным.
Представитель требования, изложенные в заявлении, поддержали в полном объёме, а представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего спора.
Хурал представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавакский Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, за основным государственным регистрационным номером(ОГРН) <***>, ИНН <***>.
Из материалов дела следует, что Хуралом представителей в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Тыва представлены расчёты сумм по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года(от 30.03.2020 № 962661465), за 12 месяцев 2018 года(от 30.03.2020 № 962660501), за 3 месяца 2019 года(от 30.03.2020 № 962660521), за 6 месяцев 2019 года(от 30.03.2020 № 962661453), за 9 месяцев 2019 года(от 30.03.2020 № 962661474), за 12 месяцев 2019 года(от 30.03.2020 № 962661458), по результатам камеральной проверки которых налоговым органом составлены акты от 13.07.2020 №.№. 978, 979, 980, 984, 981, 982 и вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.09.2020 №.№. 837, 838, 839, 840, 841 и 842.
Указанные решения Хурал представителей обжаловал в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва.
Решением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва от .10.2020 № 02-10/7179 , вынесенным в порядке главы 20 НК РФ(части первой), апелляционная жалоба Хурала представителей оставлена без удовлетворения.
Таким образом, при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого решения, вынесенного в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган(решение по жалобе от 23.10.2020 № 02-10/7179).
Не согласившись с решением вышестоящего налогового органа(УФНС по Республике Тыва) Хурал представитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации(далее – АПК РФ) установлено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В силу части 1 статья 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Оспариваемое решение принято по апелляционной жалобе Хурала представителей, следовательно заявитель вправе его оспорить в арбитражном суде.
С учётом требований статьи 35 АПК РФ, настоящее дело подсудно Арбитражному суду Республики Тыва, исходя из места нахождения ответчика – Управления Федеральной налоговой службы, принявшего оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Управление Федеральной налоговой службы, вынесшее оспариваемое решение.
А на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт(Хурале представителей), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов.
Заявитель обращаясь в арбитражный суд отмечает, что Хуралом представителей сумона по акту проверки налогового органа отправлено возражение, в котором ссылаясь на письмо ФНС от 04 октября 2019 года № БС-4-11/21114 и указывая, что в соответствии со статьей 19 Устава сельского поселения сумона Ээр-Хавакский, Глава Хурала представителей Ээр-Хавакский осуществляет свои полномочия на общественных началах, т.е. на непостоянной основе, данные отношения к трудовым не относятся, компенсация, как социальная выплата не является объектом обложения страховыми взносами, и как следствие данного факта, Хуралу представителей сумона Ээр-Хавакский не вменены в обязанности представлять расчеты с нулевыми показателями, при этом и УФНС России по Республике Тыва и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Тыва, в оспариваемых решениях не дали надлежащую оценкуданному письму ФНС, в оспариваемом решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган в ответ на наше возражение,
заблуждаясь, ссылаются на письмо Минфина России от 24.03,2017 года №03-05-07/17273 по представлению расчетов с нулевыми показателями, тогда как, Глава сумона Ээр-Хавакский не является застрахованным лицом, и компенсационные выплаты депутатам не
признаются объектом обложения страховыми взносами.
Управление Федеральной налоговой службы не соглашаясь с вышеприведёнными доводами Хурала представителей указывает, что хоть компенсационные выплаты депутатам, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, объектом обложения страховыми взносами не признаются, Хурал представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавак Бай-Тайгинского кожууна не исключает обязанности по предоставлению отчетности, поскольку на юридическое лицо возложена обязанность по сдаче "нулевой" отчетности, если в отчетном периоде отсутствовали выплаты, на которые начисляются взносы, так как представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в орган контроля за уплатой страховых взносов об отсутствии выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии уплаченных сумм страховых взносов, ссылаясь, при этом, на положения статей 23, 419, 422, 439 НК РФ, разъяснения содержащиеся в письме Минфина России от 24.03.2017 №03-15-07/17273.
Оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, вышеизложенные доводы Хурала представителей и возражения Управления Федеральной налоговой службы, с представленными материалами проведённых камеральных налоговых проверок, арбитражный суд приходит к следующему.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, согласно пункту 1 статьи 9 НК РФ являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (статья 19 НК РФ).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 04.12.2020 № ЮЭ9965-20-313061062 сведения о Хурале представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавак Бай-Тайгинского кожууна в качестве юридического лица включены в Единый государственный реестр юридических лиц 08.12.2008, за основным государственным регистрационным номером(ОГРН) <***>, ИНН <***>.
Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах(подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик(плательщик сборов, плательщик страховых взносов) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
К таким федеральным законам относятся Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ), Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ), Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (пункт 1 статьи 420 НК РФ).
В частности, согласно статье 7 Федерального закона № 167-ФЗ, статье 2 Федерального закона № 255-ФЗ и статье 10 Федерального закона № 326-ФЗ обязательному социальному страхованию подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам. Положениями статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ также предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе.
Также положениями статей 16, 17 Трудового Кодекса РФ определено, что трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность, если избрание на должность предполагает выполнение физическим лицом определенной трудовой функции.
Исходя из положений статьи 11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).
На основании абзаца 3 части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат(абзац 4 части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Основным учредительным документом, определяющим деятельность Хурала представителей, является Устав, зарегистрированный 06.06.2008г., за № 140, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (регистрационный номер RU 175013072008001).
Согласно пунктов 5 и 6 статьи 20 Устава закреплено, что депутаты осуществляют полномочия на постоянной и непостоянной основе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 26 октября 2012 г. № 593 утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Тыва, в том числе:
- предельные значения размеров должностных окладов депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления Республики Тыва, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе(Приложение № 1 к постановлению Правительства РТ);
- предельные значения размеров должностных окладов депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления Республики Тыва, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе(Приложение № 2 к постановлению Правительства РТ).
Главам сельского поселения - председателям Хуралов представителей муниципального образования, предусмотрены предельные размеры компенсаций, зависящие от численности населения сельского поселения:
- 1,5 - 1,0 тыс.человек компенсация в размере 15 600 руб.;
- 1,0 - 0,7 тыс.человек компенсация в размере 10 400 руб.;
- до 0,7 тыс.человек компенсация в размере 5 200 руб.(приложение № 2 к постановлению Правительства РТ).
Из представленной заявителем Выписки из ЕГРЮЛ от 04.12.2020 № ЮЭ9965-20-313061062 усматривается, что Хурал представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавак Бай-Тайгинского кожууна зарегистрирован в качестве страхователя:
- в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации(11.12.2008);
- и в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации(21.01.2009).
С учётом вышеприведённого следует, что в силу закона и локального акта(Устава) Хурал представителей является страхователем и зарегистрирован в установленном порядке в данном качестве.
Хурал представителей был привлечён к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Следовательно, настоящий спор связан с наличием или отсутствием обязанности по представлению в налоговый орган расчёта по страховым взносам при отсутствии у страхователя выплат в пользу физических лиц.
Поэтому ссылка Хурала представителей на письмо ФНС России от 04.10.2019 № БС-4-11/21114 является несостоятельной, поскольку данное официальное разъяснение касается только вопроса обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с возмещением депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и депутатам представительного органа муниципального образования (далее - депутаты) расходов при осуществлении ими должностных обязанностей.
Вместе с тем, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов по страховым взносам в случае отсутствия выплат в пользу физических лиц.
Как отмечает Министерство финансов Российской Федерации в своём письме от 28 апреля 2020 г. № 03-15-06/34726 представляя Расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном (расчетном) периоде выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный (расчетный) период.
Министерство финансов Российской Федерации также в своём письме указывает, что представляемые Расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить недобросовестных плательщиков, которые нарушают установленный Налоговым кодексом срок для представления Расчетов, от плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат и иных вознаграждений физическим лицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, и, следовательно, не применять к данным плательщикам способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате страховых взносов, установленные статьей 76 Налогового кодекса (в частности, в виде приостановления операций плательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств), а также не привлекать к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса. В случае отсутствия выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода страхователи обязаны представить в установленный срок в налоговые органы Расчет с нулевыми показателями.
По настоящему спору арбитражный суд считает необходимым применить вышеприведённые официальные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, поскольку он является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов(Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и подпункт 5 пункта 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, вывод налогового органа о наличии в бездействии Хурала представителей состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в связи с непредставлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета за 9, 12 месяцев 2018 года, за 3, 6, 9 и 12 месяцев 2019 года, арбитражный суд считает обоснованным и законным.
Представленными доказательствами подтверждается, что налоговым органом были приняты все возможные меры для соблюдения процедуры привлечения Хурала представителей к налоговой ответственности, акты камеральных налоговых проверок и извещения о времени и месте их рассмотрения заявителем получены, его представитель участвовал в их рассмотрении. Обратное не доказано.
Таким образом, у арбитражного суда отсутствуют предусмотренные частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для удовлетворения заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Хурала представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавакский Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании решения от 23.10.2020 № 02-10/7179 недействительным отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья А.М. Ханды