НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 17.12.2018 № А69-3413/18

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

«20» декабря 2018года.

Дело № А69-3413/18

Резолютивная часть решения объявлена «17» декабря 2018 года.

Полный текст решения изготовлен «20» декабря 2018 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доваадор А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва (ОГРН 1021700513010, ИНН 1701025968)

к Некоммерческой организации «Фонд экономического развития и социальных программ г. Кызыла» (ОГРН 1041700518694 ИНН 1701037321),

о взыскании суммы финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 500 рублей,

при участии в заседании:

от заявителя - Санданова А.Э., представителя по доверенности от 06.06.2017,

от ответчика - не явился,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кызыле Республики Тыва(далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Некоммерческой организации «Фонд экономического развития и социальных программ г. Кызыла» (ОГРН 1041700518694 ИНН 1701037321(далее - Общество, ответчик) о взыскании суммы финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 500 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в заявлении.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего дела.

Как следует из материалов дела, Некоммерческая организация «Фонд экономического развития и социальных программ г. Кызыла»зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, за основным государственным регистрационным номером(ОГРН 1041700518694 ИНН 1701037321)

01.12.2016, общество представило в Управление Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исх) за август 2016 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а).

Управление Пенсионного фонда, установив факт представления сведений по форме СЗВ-М(исх) за август 2016 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а) и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришло к выводу о нарушении обществом требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 15.12.2016 № 018S18160001463 и вынесло решение от 03.02.2017 № 018S19160001463, которым ответчик привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ(за несвоевременность) в виде штрафа в размере 500 руб.

При этом о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении Управление Пенсионного фонда известило ответчика уведомлением от 15.12.2016, копия которого была направлена по месту его нахождения, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 19.12.2016.

Требованием от 02.03.2017 № 018S01171240604 Управлением Пенсионного фонда предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа в размере 500 рублей, в срок до 21.03.2017 г.

Неисполнение ответчиком требования к установленному сроку явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании и обязательных платежей и санкций, в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя(часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в судебном порядке определено абзацем 17 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Кроме того, в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Ответчик зарегистрирован в ГУ - Управлении Пенсионного фонда Кызыле Республики Тыва в качестве страхователя, осуществляющего выплаты в пользу физических лиц, следовательно, заявитель обоснованно обратился в Арбитражный суд Республики Тыва(г.Кызыл) с заявлением о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, по месту нахождения ответчика(статья 35 АПК РФ).

Управление Пенсионного фонда просит взыскать с ответчика финансовые санкции, наложенные в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Следовательно, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных(недостоверных) сведений.

Часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ отсылает к положениям законодательства об обязательном пенсионном страховании.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании установлены Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"(далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

На основании статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ(в редакции действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При этом страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР(статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ).

Следовательно, Федеральный закон № 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в соответствующий орган ПФР.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».

Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах «доп» и «отмн».

Из материалов дела следует, что ответчик 01.12.2016 представил "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исх) за август 2016 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а).

Поскольку пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ(в редакции действовавшей в спорный период) срок представления страхователем сведений определён не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, то представление ответчиком 11.10.2016 "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исх) за август 2016 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а) Управлением Пенсионного фонда правомерно было квалифицировано как их несвоевременное представление.

Вместе с тем, заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 2812.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа перечисленных норм права следует, что в том числе к отношениям, связанным с привлечением к ответственности за нарушение требований Федерального закона № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению нормативные положения, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции Управление Пенсионного фонда вправе было обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.

Из материалов дела следует, что требованием от 02.03.2017 № 018S01171240604 Управлением Пенсионного фонда предложено ответчику уплатить в установленные сроки сумму штрафа в размере 500 рублей, в срок до 21.03.2017 г.

Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании с ответчика обязательных платежей и санкций– 27.11.2018г., то есть за пределами установленного п.3 ст.46 НК РФ шестимесячного срока.

Правовая неопределённость не может признана в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд с заявлением, поскольку указываемая в качестве основания правовой неопределённости норма закона, а именно ч.19 ст.17 Закона № 27-ФЗ касается только вопроса привлечения к ответственности, а не процедуры взыскания наложенной финансовой санкции.

Таким образом, у арбитражного суда отсутствуют, предусмотренные частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания, для удовлетворения заявленных требований.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому расходы по оплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва (ОГРН 1021700513010, ИНН 1701025968, адрес нахождения: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 146) к Некоммерческой организации «Фонд экономического развития и социальных программ г. Кызыла» (ОГРН 1041700518694 ИНН 1701037321, адрес нахождения: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 32, офис 312) о взыскании финансовых санкций за непредставление установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 500,00 рублей отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Тыва в месячный срок со дня его принятия.

Судья А.М.Ханды