НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 16.10.2012 № А69-1598/12

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл

   Дело № А69-1598/2012-6

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 25 октября 2012 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Павлов А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш Н.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства финансов Республики Тыва к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о признании пункта 1 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.06.2012 г. № 12-01-18/1465 недействительным,

при участии в заседании:

от заявителя: Монгуш А.А. – представитель по доверенности от 10.08.2012 г. № ТЧ-2262, заинтересованного лица: Данзынай С.Э. – представитель по доверенности от 20.01.2012 г.,    

установил:

Министерство финансов Республики Тыва (далее по тексту – учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее по тексту – надзорный орган) о признании пункта 1 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.06.2012 г. № 12-01-18/1465 недействительным.

В судебном заседании 11 октября 2012 года на основании части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв судебного заседания до 11 часов 00 минут 16 октября 2012 года.

Представитель учреждения в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, и просит суд признать пункт 1 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.06.2012 г. № 12-01-18/1465 недействительным.

Представитель надзорного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд установил.

Из материалов дела следует, что надзорным органом  проведена плановая проверка учреждения по соблюдению бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации за 2011 год.

По результатам проверки надзорным органом составлен акт проверки от 04.06.2012 г. № 38, на основании, которого учреждению вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.06.2012 г. № 12-01-18/1465.

Не согласившись с пунктом 1 предписания учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании  части 5 статьи 200  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным правоотношениям.

Статья 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирует условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено Соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Тыва от 31.12.2009 № 01-01-06/06-704.

Согласно статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, осуществляют финансовые органы субъектов Российской Федерации. Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Согласно пункту 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса, вправе вынести руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлечь к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий у надзорного органа по проведению проверки и вынесению оспариваемого представления.

 Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что ежемесячное денежное поощрение исчисляется исходя из должностных окладов без учета их увеличений (повышений) в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, изданными в отношении отдельных категорий федеральных гражданских служащих (лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы).

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 58-ФЗ) правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Статьей 4 Федерального закона № 79-ФЗ определены основные принципы государственной гражданской службы, в числе которых указан принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ регулируются основы организации оплаты труда гражданских служащих и структуры ежемесячно выплачиваемого им денежного содержания.

Ни Федеральный закон № 79-ФЗ, ни какой-либо другой нормативный акт не регламентирует размеры и состав ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

Статьей 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 № 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" установлено, что размеры ежемесячного денежного поощрения устанавливаются по государственным органам дифференцированно относительно оклада ежемесячного денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами указами Председателя Правительства Республики Тыва.

В соответствии с Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 10.11.2009 г. № 255 внесены в пункт 1 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 04.08.2006 г. № 116 «О размере ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва» следующие изменения: слова «должностного оклада» заменить словами «оклада денежного содержания».

Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим кодексом.

Статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации является специальной, непосредственно касается условий оплаты труда государственных служащих Российской Федерации и является в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации нормой прямого действия.

Также пунктом 2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", на который ссылается надзорный орган, устанавливает размер ежемесячного денежного поощрения для федеральных государственных служащих.

Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 04.08.2006 г. № 116 «О размере ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва» в редакции Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 10.11.2009 г. № 255 в проверяемый период действовал и не был признан недействительным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что учреждением в соответствии с действующим республиканским законодательством, которое не противоречит федеральному, правомерно осуществляло в проверяемом периоде оплату труда государственных гражданских служащих Республики Тыва.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации установлены в статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 представления от 29.06.2012 г. № 12-01-18/1465 надзорным органом было выявлено незаконное использование учреждением средств республиканского бюджета, не являющееся нецелевым использованием, со следующим содержанием нарушения: «Допущено завышение фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Тыва на 2011 год по причине увеличения размера ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва, вместо «должностного оклада» установлен в размере одного оклада денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки положения измененного положению»; нормативно правовой акт, который нарушен: Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763, Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 10.11.2009 г. № 255. 

Как видно из материалов дела, основания, установленные статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся исполнения учреждением бюджетного законодательства, в акте проверки и оспариваемом представлении не отражены.

Надзорный орган в нарушение требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличия нарушения в части завышения фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Тыва на 2011 год, за совершение которого применяются меры государственного принуждения, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Помимо того, надзорный орган не доказал правовых оснований для применения указанной в представлении меры принуждения, поскольку указанные в пункте 1 представления нарушения не относится к основаниям, предусмотренным статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за совершение которых возможно применение установленных статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации мер принуждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным пункт 1 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 29.06.2012 года № 12-01-18/1465 в части завышения фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Тыва.  

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.

Судья                                                                                                А.Г. Павлов