Арбитражный суд Республики Тыва
667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, 91. Тел. (39422) 2-11-96 (факс)
info@tyva.arbitr.ru http://www.tyva.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-286/2016
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2016 г. Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2016 г.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш А.Ш. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва (ОГРН 1111719000029, ИНН 1701048404) к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в лице Территориального управления в Республике Тыва (ОГРН 1041700512920, ИНН 1701037000) о признании недействительным ненормативного правового акта - представления о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации от 13.01.2016 № 12-05-18/01,
при участии в судебном заседании: Оюн Ч.А. – представителя заявителя по доверенности от 09.03.2016 и Алдын-оол С.С. – представителя административного органа по доверенности от 03.02.2016,
У С Т А Н О В И Л:
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва (далее – Следственный комитет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в лице Территориального управления в Республике Тыва (далее – Служба, административный орган) о признании недействительным ненормативного правового акта - представления о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации от 13.01.2016 № 12-05-18/01.
Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержала заявленные требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенных в заявлении.
Представитель административного органа в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями и поддержала доводы, указанные в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил:
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1111719000029, ИНН 1701048404.
Как следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в РТ с 26.10.2015 по 27.11.2015 проведена выездная внеплановая проверка исполнения законодательства о контрактной системе за 2014 и за период с 01.01.2015 года по 30.09.2015.
Результаты проверки зафиксированы в акте № 122 от 27.11.2015.
На основании данного акта ТУ ФСФБН в РТ вынесено в адрес следственного комитета представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 13.01.2016 № 12-05-18/01, которым установлено нарушение заявителем пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 6, пункта 3 статьи 9, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, абзаца 2 пункта 312, пункта 318 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н.
Следственный комитет, полагая, что представление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат отказу в удовлетворении по следующим основаниям:
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта лежит на органе, который принял акт.
Судом установлено, что оспариваемое представление отвечает признакам ненормативного правового акта: издано в документальной форме с соблюдением необходимых реквизитов (наименование должностного лица, дата, подпись), выражает властное предписание индивидуального характера (сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах), предполагает, в случае его неисполнения, применение мер государственного принуждения (привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации). Названное представление обязывает совершить определенные действия, связанные с осуществляемой учреждением деятельностью, то есть, затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исходя из статей 266, части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, пунктов 5.1.1, 5.14.1, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, оспариваемое представление от 13.01.2016 № 12-05/18/01 вынесены уполномоченным органом.
Статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса (пункт 1).
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2).
Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку (пункт 3).
Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году (пункт 4).
Главными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности (пункт 5).
Из содержания оспариваемого представления следует, что следственному комитету вменено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, выразившееся в не отражении на счете бюджетного учета 502 00 «Обязательства» 4 принятых обязательств по состоянию на 01.01.2014 и на 01.01.2015, подлежавших переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета.
Указанные нарушения признаны надзорным органом как не отражение заявителем 09.01.2014 и 12.01.2015 бюджетных обязательств, принятых на 2014-2015 годы, на счете бюджетного учета 502 11 «принятые обязательства» (за 2014 – 1 001 003 руб. 08 коп., за 2015 -71 904 руб.), подлежавших переносу со счета 502 20 «принятые обязательства на первый год, следующим за текущим (на очередной финансовый год)».
Обязательные общие требования к учету органами государственной власти финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов (пункт 11 Инструкции № 157н).
Учет принятых (принимаемых) обязательств и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным субъектом учета в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом.
В целях обеспечения исполнения бюджетного процесса учет показателей принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых обязательств (денежных обязательств) на счетах раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта" (счет 0 502 00 000 "Обязательства") определен пунктами 318 - 319 Инструкции № 157н.
На основании пунктов 318 и 319 Инструкции № 157н счет 0 502 00 000 "Принятые обязательства" предназначен для учета учреждением показателей принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (очередного) финансового года, первого и второго годов планового периода и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых обязательств (денежных обязательств).
При этом согласно пункту 309 Инструкции № 157н принятые (принимаемые) обязательства и денежные обязательства учитываются на счетах раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта" по аналитическим группам, формируемым по финансовым периодам: 10 "Санкционирование по текущему финансовому году"; 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)"; 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)"; 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным"; 90 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)".
Порядок отражения в бюджетном учете органами государственной власти операций по учету показателей принятых обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных изменений в показатели принятых в текущем году обязательств определен пунктами 139 - 141 Инструкции N 162н.
Учитывая вышесказанное, первичные учетные документы, подтверждающие возникновение обязательств, принимаются к бюджетному учету по факту их поступления в бухгалтерскую службу. Отражение на счетах бюджетного учета задолженности по обязательствам производится как на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", так и на соответствующих счетах аналитического учета счета 502 00 000 "Обязательства".
Из материалов дела следует, что Следственным управлением Следственного комитета РФ по РТ заключен государственный контракт № 1020 от 25.12.2013 с ОАО «Тываэнергосбыт» на поставку электрической энергии на сумму 480 353 руб. 92 коп.
Из государственного контракта № 15 от 31.12.2013 следует, что Отдел вневедомственной охраны по г. Кызыла – филиал Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Тыва» берет на себя обязанность по сохранении общественного порядка на объектах, принадлежащих следственному комитету, указанных в прилагаемом к контракту перечне.
Пунктом 4.1 части 4 вышеуказанного контракта определена цена контракта в размере 173 549 руб. 72 коп. с 01.01.2014 по 31.01.2014 г.
31.12.2013 следственным комитетом также заключен с Отделом вневедомственной охраны по г. Кызыла – филиал Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Тыва» государственный контракт № 17 об охране объекта полицией, по условиям которого стоимость услуг в месяц составила 347 099 руб. 44 коп.
Из материалов дела следует, что 31.12.2014 ООО «База Потребсоюза РТ» и Следственное управление Следственного комитета РФ по РТ заключили договор аренды нежилых помещений № 172 на период с 01.01.2015 по 15.01.2015.
Пунктом 3.1. части 3 вышеуказанного договора предусмотрена арендная плата в размере 71 904 руб.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт заключения вышеперечисленных договоров. Данное обстоятельство также подтверждается книгой регистрации государственных контрактов и протоколов.
В обоснование нарушения порядка учета бюджетных обязательств административным органом представлены главные книги за декабрь 2013, за январь 2014, за декабрь 2014, за январь 2015.
Из представленных документов не усматривается отражение в бюджетном учете следственного комитета операций по учету показателей принятых обязательств текущего (очередного) финансового года, следовательно, на счету 0 502 00 000 "Принятые обязательства" не отражены объемы принятых и не исполненных бюджетных обязательств, исполнение которых будет осуществляться в следующие отчетные периоды.
То есть материалами дела подтверждается нарушение порядка отражения в бюджетном учете операций по учету показателей принятых обязательств текущего (очередного) финансового года.
В связи с изложенным суд соглашается с выводом административного органа о не отражении заявителем на счете бюджетного учета 502 00 «Обязательства» принятых 4 обязательств по состоянию на 01.01.2014 и на 01.01.2015 года на общую сумму 1 072 907 руб. 08 коп.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что не отраженные в бюджетном учете принятые и не исполненные бюджетные обязательства, по заключенным заявителем государственным контрактам, привели к нарушению порядка отражения учета бюджетных обязательств.
Кроме того, в силу пункта 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минисетсрва финансов Российской Федерации от 19.09.2008 № 98н (в редакции Приказа Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 151н) основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению № 1 к Порядку учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, предоставленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если обязательство возникло, в частности, из:
государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд реестр контрактов;
договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов.
Сведения об обязательстве представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта (договора, соглашения), на основании которого принято бюджетное обязательство.
Из материалов дела следует, что следственным комитетом 06.02.2014 направлены сведения об обязательствах по государственным контрактам от 31.12.2013 за № 15 и 17 об охране объекта полицией в орган Федерального казначейства.
Сведения об обязательстве по государственному контракту от 31.12.2013 № 1020 направлены 13.01.2014 в орган Федерального казначейства.
Материалами дела, а именно: скриншотами от 25.12.2015, сделанным с системы удаленного финансового документооборота Федерального казначейства, подтверждается направление заявителем сведений о принятых обязательств 13.01.2014 и 06.02.2014,соответственно, учтены в органе УФК 13.01.2014 и 07.02.2014.
Следовательно, указанные сведения представлены в орган Федерального казначейства с нарушением установленного срока, то есть по истечении шести рабочих дней со дня заключения государственных контрактов.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований у административного органа для выдачи заявителю представления от 13.01.2016 № 12-05-18/01, возлагая на заявителя обязанности по устранению нарушений в области бюджетного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое в судебном порядке представление соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Следственного комитета, в связи с чем суд в порядке ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагается на заявителя. Учитывая, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины, то ее взыскание не производится.
Руководствуясь статьями 97, 167-170, 176, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва (ОГРН 1111719000029, ИНН 1701048404) к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в лице Территориального управления в Республике Тыва (ОГРН 1041700512920, ИНН 1701037000) о признании недействительным представления о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации от 13.01.2016 № 12-05-18/01 отказать полностью, признав оспариваемый ненормативный правовой акт соответствующим требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отменить обеспечительные меры в виде приостановления действия представления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в лице Территориального управления в Республике Тыва о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации от 13.01.2016 № 12-05-18/01, принятые определением Арбитражного суда Республики Тыва от 17.02.2016 г. по настоящему делу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня принятия.
Судья Чамзы-Ооржак А.Х.