Арбитражный суд Республики Тыва
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-2414/2011
21 декабря 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2011 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Ханды А.М., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Сарыглар Р.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по
заявлению Открытого акционерного общества Небанковская кредитная организация «Тувакредит»
к Центральному банку Российской Федерации, в лице Национального банка Республики Тыва,
о признании незаконным и отмене постановления № 93-11-Ю/0002/3120 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении № 93-11-Ю/0002 от 31.10.2011 и постановления № 93-11-Ю/0003/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 93-11-Ю/0003 от 31.10.2011,
при участии судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, руководителя временной администрации(по приказу Центрального банка РФ от 31.10.2011 № ОД-783, по приказу временной администрации по управлению ОАО НКО «Тувакредит» от 01.11.2011 № 1);
от административного органа: ФИО2, представителя по доверенности от 23.12.2010;
установил:
Открытое акционерное общество Небанковская кредитная организация «Тувакредит»(далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному банку Российской Федерации, в лице Национального банка Республики Тыва(далее – Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 93-11-Ю/0002/3120 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении № 93-11-Ю/0002 от 31.10.2011 и постановления № 93-11-Ю/0003/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 93-11-Ю/0003 от 31.10.2011,
В судебном заседании, в порядке статьи 163 АПК РФ, с 07.12.2011 по 14 час.00 мин. 12 декабря 2011 года, объявлялся перерыв.
Представитель общества в судебном заседании заявленные требования не поддержал.
Несмотря на то, что представитель временной администрации заявленные требования общества не поддержал, арбитражный суд считает необходимым рассмотреть заявление общества, исходя из предмета доказывания, определённого законом(ч.6 ст.210 АПК РФ), поскольку временная администрация по управлению обществом назначена приказом Центрального Банка России, находится в ведомственном его подчинении, то по настоящему спору она не может действовать в интересах общества, которое обратилось в арбитражный суд за судебной защитой своего нарушенного права, в связи с привлечением к административной ответственности.
Представитель административного органа не согласился с заявленными требованиями, по доводам изложенными в отзыве на заявление.
Арбитражный суд, изучив материалы, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением на проведение проверки от 19.09.2011 № ПИ-И25-12/271ДСП административным органом проведена проверка общества, в результате которой было выявлено, в том числе неисполнение законодательства, в части осуществления внутреннего контроля, выразившееся в нарушении порядка представления информации, предусмотренной статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в уполномоченный орган, а именно требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пункта 7 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пунктов 2.5 и 2.8 Положения от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при заполнении отдельных полей электронных сообщений, в частности блока «Информация об операции», повлекшее предоставление в уполномоченный орган недостоверных сведений (неверная кодификация операций клиентов, подлежащих обязательному контролю, как подозрительные операции) в следующих случаях:
1.в электронных сообщениях, направленных в уполномоченный орган, в блоке «Информация об операции» в поле «VO» кода вида операции сведений(строка 21 приложения 4 к Положению № 321-П) неверно квалифицированы операции клиентов, подлежащих обязательному контролю, как подозрительные операции(сообщения 1697, 1699):
- сообщение с порядковым номером 1697, направленное в Росфинмониторинг 05.09.2011 в составе электронного файла(далее – ОЭС) 04740005.011, содержит сведения об операции клиента, которая была неверно квалифицирована как подозрительная(код 6001).
Операция является первой операцией, согласно выписке по счету ООО(наименование общества находится в материалах дела) (п\п. № 3 от 01.09.2011), в течение операционного дня 02.09.2011: поступление платежа от контрагента за товар(отражено в выписке по кредиту счета). Дата открытия счета - 31.08.201 I. Операций по счету с даты открытия не проводились, на начало дня 02.09.2011 входящее сальдо по счету было нулевым. Списание по счету (по дебету счета) при отсутствии остатка на счете не предусмотрено договором банковского счета, заключенного между обществом и ООО(наименование общества находится в материалах дела). Данная операция подлежит обязательному контролю (код вида операции 4006).
- сообщение с порядковым номером 1699 направленное в Росфинмониторинг 05.09.2011 в составе электронного файла (далее - ОЭС) 04740005.011, содержит сведения об операции клиента, которая была неверно квалифицирована как подозрительная (код 6001).
Операция является первой операцией по счету ООО(наименование общества находится в материалах дела) (п\п. № 88 от 01.09.2011): поступление 02.09.2011 платежа от контрагента за товар(отражено по выписке по кредиту счета). Дата открытия счета- 31.08.2011. Операция по счету с даты открытия не проводились, на начало дня 02.09.2011 входящее сальдо по счету было нулевым. Списание денежных средств по счету (по дебету счета) при отсутствии денежных средств на счете не предусмотрено договором банковского счета, заключенного между обществом и ООО(наименование общества находится в материалах дела). Данная операция подлежит обязательному контролю (код вида операции 4006).
Все вышеуказанные факты получили своё отражение в акте проверки от 14.10.2011 и послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 25.10.2011 № 93-11-Ю/0002/1020 по части 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 31.10.2011 № 93-11-Ю/0002/3120 административный орган привлёк общество к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначил наказание в виде предупреждения.
Кроме того, в акте проверки от 14.10.2011 получили отражение факты отсутствия со стороны общества, за период с 20 апреля по 09 июня 2011 года и 24 января 2011 года, документальной фиксации и не представление в уполномоченный орган – Росфинмониторинг через Национальный банк Республики Тыва сведений по следующим операциям:
1. Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации:
операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 20 апреля 2011,сумма операции 2000000 рублей (платежное поручение № 180 от 20.04.201 1, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.201 1 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 22 апреля 2011 года, сумма операции 2000000 рублей (платежное поручение № 1 от 21.04.2011. выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.201 1 по 09.06.201 1);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 29 апреля 2011 года, сумма операции 1500000 рублей (платежное поручение № 184 от 29.04.2011, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 3 мая 2011 года, сумма операции 1470000 рублей(расходный кассовый ордер № 879 от 03.05.2011, выписка по лицевому счёту(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011;
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 16 мая 2011 года, сумма операции 1000 000 рублей(платёжное поручение № 180 от 16.05.2011, выписка по лицевому счёту(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011;
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 18 мая 2011, сумма операции 984000 рублей (расходный кассовый ордер № 883 от 18.05.201 1, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 26 мая 2011 года, сумма операции 1000000 рублей (платежное поручение № 180 от 26.05.2011, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.201 1 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 27 мая 2011 года, сумма операции 980 000 рублей (расходный кассовый ордер № 885 от 27.05.2011 выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 9 июня 2011 года, сумма операции 700 000 рублей (платежное поручение № 76 от 09.06.2011, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011);
24.01.2011 ОАО НКО «Тувакредит» документально не зафиксировал и не представил в уполномоченный орган -Росфинмониторинг через Национальный банк Республики Тыва сведения по операции:
2. зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента их открытия:
-операция (код вида операции 4006), дата совершения операции 24 января 2011 года, сумма операции 1000000 рублей (объявление на взнос наличными № 742 от 24.01.2011, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 17.06.2010 по 31.01.2011).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 25.10.2011 № 93-11-Ю/0003/1020 по части 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 31.10.2011 № 93-11-Ю/0003/3110 административный орган привлёк общество к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначил наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество, указывая на допущенные административным органом нарушения порядка привлечения к административной ответственности обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы, об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ.
В силу статьи 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 15.27 настоящего Кодекса рассматривают органы банковского надзора в пределах своих полномочий.
Согласно указания Центрального банка РФ от 17.12.2010 № 2542-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлен перечень
должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в случаях выявления правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 15.27 КоАП РФ, в который включены, в том числе: начальники управлений, их заместители, начальники отделов, заведующими секторами и иные должностные лица, территориальных учреждений Банка России, осуществляющие контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Распоряжением Центрального банка РФ от 19.01.2011 № Р-7 «О должностных лицах Территориальных учреждений Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» руководителей территориальных учреждений Банка России обязали определить в срок до 24.01.2011 должностных лиц территориальных учреждений Банка России, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-4 статьи 15.27 КоАП РФ, совершаемых кредитными организациями и должностными лицами кредитных организаций.
Распоряжением Национального банка Республики Тыва от 24.01.2011 № РТ-7 «О должностных лицах Национального банка Республики Тыва, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» определены следующие должностные лица Национального банка Республики Тыва, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-4 статьи 15.27 КоАП РФ, совершаемых кредитными организациями и должностными лицами кредитных организаций:
- Председатель Национального банка Республики Тыва ФИО3;
- первый заместитель Председателя Национального банка Республики Тыва ФИО4;
- заместитель Председателя Национального банка Республики Тыва Н.А.Самсоненко.
Распоряжением Национального банка Республики Тыва от 07.02.2011 № РТ-15 «О внесении дополнений в распоряжение Национального банка Республики Тыва от 24.01.2011 № РТ-7» перечень должностных лиц Национального банка Республики Тыва, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-4 статьи 15.27 КоАП РФ, совершаемых кредитными организациями и должностными лицами кредитных организаций дополнен следующими лицами:
- заведующий сектором финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка Республики Тыва ФИО5;
- ведущий экономист сектора финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка Республики Тыва ФИО6.
Исходя из части 1 статьи 28.3 и статьи 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Указания Центрального банка РФ от 17.12.2010 № 2542-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», Распоряжения Центрального банка РФ от 19.01.2011 № Р-7 «О должностных лицах Территориальных учреждений Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», Распоряжения Национального банка Республики Тыва от 24.01.2011 № РТ-7 «О должностных лицах Национального банка Республики Тыва, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» и Распоряжения Национального банка Республики Тыва от 07.02.2011 № РТ-15 «О внесении дополнений в распоряжение Национального банка Республики Тыва от 24.01.2011 № РТ-7», протокола об административном правонарушении от 25 октября 2011 № 93-11-Ю/0002/1020 и № 93-11-Ю/0003/1020 составлены уполномоченным должностным лицом – и.о. заведующего сектором финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка Республики Тыва ФИО6 и административное дело рассмотрено с вынесением постановления по делу об административном правонарушении от 31 октября 2011 № 93-11Ю/0002/3120 и № 93-11Ю/0003/3110 заместителем Председателя Национального банка Республики Тыва ФИО7 в пределах предоставленных ей полномочий.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) предусмотрено, что неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(далее – Федеральный закон 115-ФЗ).
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся, в том числе, обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль (статья 4 Федерального закона 115-ФЗ).
Внутренний контроль – это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3 Федерального закона 115-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в электронных сообщениях, направленных обществом в уполномоченный орган, в блоке «Информация об операции» в поле «VO» кода вида операции сведений(строка 21 приложения 4 к Положению № 321-П) неверно квалифицированы операции клиентов, подлежащих обязательному контролю, как подозрительные операции(сообщения 1697, 1699):
- сообщение с порядковым номером 1697, направленное в Росфинмониторинг 05.09.2011 в составе электронного файла(далее – ОЭС) 04740005.011, содержит сведения об операции клиента, которая была неверно квалифицирована как подозрительная(код 6001).
Операция является первой операцией, согласно выписке по счету ООО(наименование общества находится в материалах дела) (п\п. № 3 от 01.09.2011), в течение операционного дня 02.09.2011: поступление платежа от контрагента за товар(отражено в выписке по кредиту счета). Дата открытия счета - 31.08.201 I. Операций по счету с даты открытия не проводились, на начало дня 02.09.2011 входящее сальдо по счету было нулевым. Списание по счету (по дебету счета) при отсутствии остатка на счете не предусмотрено договором банковского счета, заключенного между обществом и ООО(наименование общества находится в материалах дела). Данная операция подлежит обязательному контролю (код вида операции 4006).
- сообщение с порядковым номером 1699 направленное в Росфинмониторинг 05.09.2011 в составе электронного файла (далее - ОЭС) 04740005.011, содержит сведения об операции клиента, которая была неверно квалифицирована как подозрительная (код 6001).
Операция является первой операцией по счету ООО(наименование общества находится в материалах дела) (п\п. № 88 от 01.09.2011): поступление 02.09.2011 платежа от контрагента за товар(отражено по выписке по кредиту счета). Дата открытия счета- 31.08.2011. Операция по счету с даты открытия не проводились, на начало дня 02.09.2011 входящее сальдо по счету было нулевым. Списание денежных средств по счету (по дебету счета) при отсутствии денежных средств на счете не предусмотрено договором банковского счета, заключенного между обществом и ООО(наименование общества находится в материалах дела). Данная операция подлежит обязательному контролю (код вида операции 4006).
Неверная кодификация обществом операций клиентов, подлежащих обязательному контролю, административным органом квалифицирована как неисполнение законодательства, в части осуществления внутреннего контроля, выразившееся в нарушении порядка представления информации, предусмотренной статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в уполномоченный орган, а именно требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пункта 7 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пунктов 2.5 и 2.8 Положения от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Общество, ссылаясь на пункт 1.3. Инструкции ЦБР от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации» согласно которого проверки проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ для сбора доказательств по уголовным и другим делам, считает, что сведения отраженные в акте не могут служить доказательством вины кредитной организации.
Арбитражный суд не может согласиться с указанным доводом общества, поскольку согласно вводной части акта проверки от 14.10.2011 следует, что настоящий акт составлен по результатам проверки, проведённой в соответствии с поручением на проведение проверки от 19.09.2011 № ПИ-И25-12/271ДСП и не должен рассматриваться как отчёт о проведении аудиторской проверки или документальной ревизии, проводимых в соответствии с федеральным законодательством компетентными органами.
Сам акт проверки от 14.10.20, в силу положений статьи 26.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает признакам доказательств по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 26.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Перечень доказательств не является исчерпывающим. Доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные статьей 26.2 Кодекса.
Факт совершения обществом вменяемого правонарушения(ч.2 ст.15.27.), кроме акта проверки от 14.10.2011, подтверждается совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, а именно: сообщениями от 05.09.2011 № 1699 и № 1699, выпиской из DBF-файла от 05.09.2011, объяснением вице-президента ОАО НКО «Тувакредит» ФИО8
Частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) предусмотрено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В силу статьи 1 Федерального закона 115-ФЗ, данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе обязательный контроль.
В силу статьи 5 Федерального закона 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с де нежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента) , за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с де нежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с под пунктом 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую о на совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операциям по банковским счетам (вкладам), в том числе, зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо по зачислению де нежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.
Таким образом, из текста приведенной нормы закона следует, что в рассматриваемом случае законодатель связывает необходимость обязательного контроля именно с характером производимой операции (операции по банковским счетам (вкладам)).
Из материалов дела следует, что общество в период с 20 апреля по 09 июня 2011 года и 24 января 2011 года, документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган – Росфинмониторинг через Национальный банк Республики Тыва сведения по следующим операциям:
1. Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации:
операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 20 апреля 2011,сумма операции 2000000 рублей (платежное поручение № 180 от 20.04.201 1, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.201 1 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 22 апреля 2011 года, сумма операции 2000000 рублей (платежное поручение № 1 от 21.04.2011. выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.201 1 по 09.06.201 1);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 29 апреля 2011 года, сумма операции 1500000 рублей (платежное поручение № 184 от 29.04.2011, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 3 мая 2011 года, сумма операции 1470000 рублей(расходный кассовый ордер № 879 от 03.05.2011, выписка по лицевому счёту(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011;
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 16 мая 2011 года, сумма операции 1000 000 рублей(платёжное поручение № 180 от 16.05.2011, выписка по лицевому счёту(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011;
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 18 мая 2011, сумма операции 984000 рублей (расходный кассовый ордер № 883 от 18.05.201 1, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 26 мая 2011 года, сумма операции 1000000 рублей (платежное поручение № 180 от 26.05.2011, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.201 1 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 27 мая 2011 года, сумма операции 980 000 рублей (расходный кассовый ордер № 885 от 27.05.2011 выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011);
- операция (код вида операции 4005), дата совершения операции 9 июня 2011 года, сумма операции 700 000 рублей (платежное поручение № 76 от 09.06.2011, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011);
24.01.2011 ОАО НКО «Тувакредит» документально не зафиксировал и не представил в уполномоченный орган -Росфинмониторинг через Национальный банк Республики Тыва сведения по операции:
2. зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента их открытия:
-операция (код вида операции 4006), дата совершения операции 24 января 2011 года, сумма операции 1000000 рублей (объявление на взнос наличными № 742 от 24.01.2011, выписка по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 17.06.2010 по 31.01.2011).
Факт совершения обществом вменяемого правонарушения(ч.3 ст.15.27.), подтверждается совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, а именно: актом проверки от 14.10.2011, платежным поручением № 180 от 20.04.2011, платежным поручением № 1 от 21.04.2011, платежным поручением № 184 от 29.04.2011, расходным кассовым ордером № 879 от 03.05.2011, платежным поручением № 180 от 16.05.2011, расходным кассовым ордером № 883 от 18.05.2011, платежным поручением № 180 от 26.05.2011, расходным кассовым ордером № 885 от 27.05.2011, платежным поручением № 76 от 09.06.2011, объявлением на взнос наличными № 742 от 24.01.2011), выпиской по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 17.06.2010 по 31.01.2011; выпиской по лицевому счету(номер счёта находится в материалах дела), за период с 09.03.2011 по 09.06.2011; объяснением Вице-Президента ОАО НКО «Тувакредит» ФИО8
В нарушение статей 6 и 7 Федерального закона N 115-ФЗ обществом документально не зафиксированы и не представлены в уполномоченный орган сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 указанного закона.
Следовательно, общество не выполнило обязанность, установленную подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.
При проверке соблюдения процедуры привлечения конкурсного управляющего к административной ответственности арбитражным судом установлено следующее.
В своём заявлении общество ссылается на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности указывая, что согласно Уставу ОАО НКО «Тувакредит» единоличным исполнительным органом является Президент, который от имени общества действует без доверенности (пункт 15.2 Устава), в связи с чем, вице-президент при рассмотрении административного дела должен был наделен полномочиями на основании надлежаще оформленной доверенности с обязательным указанием конкретного административного дела, в материалах административных дел отсутствуют доверенности на представителя ФИО8(вице-президента), так как они от имени ОАО НКО «Тувакредит» не выдавались, полномочия лица при составлении протокола не проверялись, также полномочия лица не были установлены и при вручении определений о назначении места и времени рассмотрения административных дел. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление /получения извещения о дате и месте рассмотрения административных дел в адрес юридического лица – общества.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, в связи с чем юридическое лицо должно быть извещено о времени и месте составления протокола.
Частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ предусмотрено, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Следовательно, ФИО8 как вице-президент общества не может рассматриваться в качестве его законного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ не содержит положения о том, что юридическое лицо может считаться извещенным при уведомлении лишь непосредственно его законного представителя.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что уведомлением от 30.09.2011, исх.№ 06/4019, общество уведомило Национальный банк Республики Тыва об увольнении с 30.09.2011 ФИО9, президента общества, приложив копии протокола совета директоров № 5 приказа № 100 от 28.09.2011.
Согласно протокола заседания Совета директоров общества от 27.09.2011 № 5 следует, что Советом директоров общества удовлетворена просьба президента общества ФИО9 об его увольнении по собственному желанию, с 30.09.2011, о чём было принято соответствующее решение.
На основании приказа(распоряжения) от 28.09.2011 № ЛС-100, подписанного вице-президентом общества, как руководителем общества, прекращен трудовой договор с ФИО9, президентом общества(собственное желание), по п.3 ст.77 ТК РФ.
Следовательно, общество само уведомило административный орган о расторжении трудового договора с президентом общества ФИО9, с его законным представителем.
Уведомления о составлении протокола от 25.10.2011 № 93-11-Ю/0002/1010 и № 93-11-Ю/0003/1010 получены вице-президентом общества ФИО8(25.10.2011).
Протокола об административном правонарушении от 25.10.2011 № 93-11-Ю/0002/1020 и от 25.10.2011 № 93-11-Ю/0003/1020 составлены в присутствии вице-президента общества ФИО8
Поскольку уведомления о составления протокола были адресованы не вице - президенту обществу, а ОАО НКО «Тувакредит». То обстоятельство, что указанные уведомления вручались вице - президенту общества, само по себе не свидетельствует о несоблюдении административным органом требований статьи 28.2 КоАП РФ. В то же время передача указанных уведомлений через вице - президента общества подтверждает тот факт, что они получены обществом.
Определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 31.10.2011 №. 93-11-Ю/0002 и №. 93-11-Ю/0003 также получены вице-президентом общества ФИО8
По вышеуказанным основаниям, арбитражный суд считает, что административным органом соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества Небанковская кредитная организация «Тувакредит» к Центральному банку Российской Федерации, в лице Национального банка Республики Тыва, о признании незаконным и отмене постановления № 93-11-Ю/0002/3120 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении № 93-11-Ю/0002 от 31.10.2011 и постановления № 93-11-Ю/0003/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 93-11-Ю/0003 от 31.10.2011(от 14.11.2011 вх.№ 2414) отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья А.М. Ханды