НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 08.04.2014 № А69-574/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

667000 г. Кызыл, ул. Кочетова-91

тел. для справок: (394-22) 2-11-96(факс)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-574/2014

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2014 года. Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Хертек А.В., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Куулар Ч.П. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Акционерный банк «Народный банк Республики Тыва» об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по делу об административном правонарушении № А184-14.3/13 от 05 февраля 2014 года,

при участии:

от заявителя: Ооржак А.А. представителя по доверенности;

от ответчика: Кыргыс А.В. представителя по доверенности;

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество Акционерный банк «Народный банк Республики Тыва» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по делу об административном правонарушении № А184-14.3/13 от 05 февраля 2014 года.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал в полном объеме и пояснил, что считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, в частности, заявитель полагает, в рекламе вклада «Онзагай» отражены все существенные условия приобретения рекламируемого продукта, отсутствие в рекламе информации о страховании вкладов не влияет на стоимость вклада и не вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку заявитель является участником системы обязательного страхования вклада, вклад «Онзагай» страхуется банком самостоятельно, вкладчик не несет никаких дополнительных затрат. Кроме того, заявитель считает вывод антимонопольного органа об отсутствии в рекламе информации об условиях получения подарка необоснованным, так как в рекламе финансовых услуг условие о получении подарка отсутствовало.

Представитель Управления в судебном заседании заявила ходатайство о приобщении к материалам дела определения об исправлении ошибки от 13 марта 2014 г, которым на странице 4 абзац 5 об отсутствии в рекламе условий получения товара в подарок, исключен. Как полагает представитель административного органа, дополнительно к тем нарушениям, которые отражены в оспариваемом постановлении, в рекламе отсутствует информация о порядке и условиях выплаты вклада «до востребования».

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил:

Согласно свидетельству серии 17 N 000232004 открытое акционерное общество Акционерный банк "Народный банк Республики Тыва" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021700000046.

В ходе наблюдения за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) антимонопольным органом 26.07.2013 на улице Кочетова города Кызыла напротив здания арбитражного суда выявлено распространение наружной рекламы финансовых услуг следующего содержания: "ОАО АБ «Народный банк РТ» Вкусные проценты! ВКЛАД! ОНГАЗАГАЙ! МЫ ДОСТОЙНЫ ВАШЕГО ДОВЕРИЯ!

Решением антимонопольного органа от 11.11.2013 по делу N 04-04-02/13-13 признана ненадлежащей реклама финансовых услуг, распространяемая обществом с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе. Антимонопольным органом обществу выдано предписание от 11.11.2013 о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Решение антимонопольного органа от 11.11.2013 по делу N 04-04-02/13-13 в установленном порядке обществом не оспорено, вступило в законную силу по истечении трех месяцев на его оспаривание в установленном законом порядке.

Уведомлением УФАС по Республике Тыва от 04.12.2013 обществу предложено явиться 19.12.2013 в 14 часов 30 минут для дачи объяснений по факту нарушения и подписания протокола об административном правонарушении.

Антимонопольным органом, в присутствии генерального директора общества, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.12.2013 N А184-14.3/13, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП), выразившемся в размещении обществом рекламы финансовых услуг, умалчивающей об условиях страхования, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Уведомлением, содержащимся в протоколе по делу об административном правонарушении от 19.12.2013г., общество было извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении на 03 февраля 2014г. на 10 час. 00 мин.

03 февраля 2014г. обществом было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с командировкой руководителя.

Постановлением о наложении штрафа от 05.02.2013 по делу N А184-14.3/13 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Считая вышеназванное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. В силу части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено 05 февраля 2014 года. Обществом постановление получено 10 февраля 2014 года, в арбитражный суд заявитель обратился 20 февраля 2014 года, т.е. в срок установленный законом.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц антимонопольного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.

Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.48 Кодекса, протокол об административном правонарушении от 19.12.2013 №А184-14.3/13 составлен начальником отдела, постановление от 05.02.2014 N А184-14.3/13 об административном правонарушении вынесено руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, то есть уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной компетенции.

Процедура привлечения общества к административной ответственности Управлением соблюдена, права общества не нарушены.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 7 статьи 5, статьей 28 настоящего Закона о рекламе.

Как следует из материалов дела, обществом, являющимся рекламодателем, на улице Кочетова города Кызыла напротив здания арбитражного суда размещена наружная реклама финансовых услуг следующего содержания: "ОАО АБ «Народный банк РТ» Вкусные проценты! ВКЛАД! ОНГАЗАГАЙ! МЫ ДОСТОЙНЫ ВАШЕГО ДОВЕРИЯ! В данной рекламе содержится указание на то, что вклады застрахованы Государственной корпорацией Агентство страхования вкладов.

Из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что заявителю вменяется нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в виде отсутствия в рекламе существенной информации об условиях страхования вклада, что по мнению антимонопольного органа, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, и влияет на конечную стоимость оказываемой потребителю услуги.

В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" подлежат страхованию вклады в порядке, размерах и на условиях, которые установлены гл. 2 настоящего Федерального закона, за исключением денежных средств, указанных в ч. 2 настоящей статьи.

При этом под вкладом настоящим Законом понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада (п. 2 ст. 2 Закона).

Согласно Закону о страховании вкладов банки - участники системы обязательного страхования вкладов обязаны предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, порядке и размерах получения возмещения по вкладам (п. 2 ч. 3 ст. 6), а также размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков (п. 3 ч. 3 ст. 6).

Порядок предоставления указанной информации содержится в Рекомендациях о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов, принятых решением правления АСВ от 30 июня 2005 г. (протокол N 48). Целью Рекомендаций является оказание банкам организационно-технического содействия в информировании вкладчиков по вопросам страхования вкладов.

В Рекомендациях предложены унифицированные варианты информирования вкладчиков, позволяющие формировать положительное отношение к системе страхования вкладов и операциям банков по привлечению средств населения, а также порядок использования банками зарегистрированного Агентством в качестве промышленного образца знака "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов". Агентство рекомендует банкам, участвующим в системе страхования вкладов, размещать в помещениях, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, следующие материалы:

1) полный текст федерального закона;

2) цветную копию свидетельства Агентства о включении банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов;

3) объявление (буклет, памятку) о порядке и размерах получения возмещения по вкладам, включающее информацию о вкладах, которые застрахованы, определение страхового случая и размера возмещения по вкладам, краткое описание порядка обращения вкладчика в Агентство за возмещением по вкладам и порядка выплаты возмещения по вкладам, а также указание на право вкладчика требовать от банка выплаты оставшейся части вклада в соответствии с действующим законодательством;

4) уведомление вкладчиков о необходимости своевременного представления ими информации об изменениях в представленных при заключении договора банковского вклада или договора банковского счета сведениях (фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, почтового адреса, вида и реквизитов документа, удостоверяющего личность), а также о возможных негативных последствиях невыполнения таких действий в случае наступления в отношении банка, в котором размещен вклад, страхового случая (в частности, увеличение сроков рассмотрения требования вкладчика о выплате возмещения по вкладам, отказ в выплате страхового возмещения при невозможности идентифицировать Агентством личность вкладчика);

5) изображение зарегистрированного Агентством знака "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов".

Фонд обязательного страхования вкладов формируется как за счет страховых взносов, уплачиваемых банками, так и за счет пеней за несвоевременную и неполную оплату страховых взносов; денежных средств, полученных Агентством от удовлетворения прав требований, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам и от других доходов, предусмотренных ст. 34 Закона о страховании вкладов.

Как следует из материалов дела, заявитель включен в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов 15 декабря 20105г. за №943, что подтверждается свидетельством представленным суду, в связи с чем, банком в рекламе вклада «Онзагай» имеется изображение зарегистрированного Агентством знака "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов".

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что указание в рекламе изображение зарегистрированного Агентством знака "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов" банком - участником системы обязательного страхования вкладов, не влияет ни на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, ни на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. Указание в рекламе на то, что вклады застрахованы не способно обмануть ожидания, сформированные у потребителя данной рекламы, не искажает ее смысл, и не может ввести в заблуждение потребителей банковской услуги. Напротив, банк являющийся участником системы обязательного страхования вкладов обязан предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов.

Доводы антимонопольного органа о том, что в рекламе отсутствует информация об условиях и порядке выплаты вклада «до востребования» не принимаются судом во внимание, поскольку из текста оспариваемого постановления следует, что обществу вменено нарушение закона о рекламе в виде рекламы банковской услуги не содержащей существенной информации об условиях страхования вклада, иных нарушений закона о рекламе, оспариваемое постановление не содержит.

По этим основаниям, суд считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление открытого акционерного общества Акционерный банк «Народный банк Республики Тыва» удовлетворить.

Признать постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по делу об административном правонарушении № А184-14.3/13 от 05 февраля 2014 года незаконным и отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней в Третий арбитражный апелляционный суд со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья А.В. Хертек