Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
№ А69-482/2023
14 февраля 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2024 года. Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2024 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хайдып Н.М.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания Ламажап Ч.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению, уточненному в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Микрокредитной компании Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва (ИНН 1701035719, ОГРН 1031700521973, дата присвоения ОГРН: 19.09.2003, адрес регистрации: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, д. 18, офис 26)
к Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (ИНН 1701037843, ОГРН 1051700509519, дата присвоения ОГРН: 21.02.2005, адрес регистрации: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдума, д. 18)
о признании недействительным пункта 1 в части пунктов 4, 6, 17, пункта 3 в части пункта 19 представления от 27.10.2022 № 05-01/22-36,
при участии представителей:
от заявителя: Астафьевой Н.М. по доверенности от 09.01.2023, диплому, паспорту,
от заинтересованного лица: Монгуш С.М. по доверенности от 20.12.2023, диплому, паспорту; главный контролер-ревизор Монгуш В.К. по доверенности от 15.01.2024,
установил:
Микрокредитная компания Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва (ИНН 1701035719, ОГРН 1031700521973) (далее – заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (ИНН 1701037843, ОГРН 1051700509519) (далее – заинтересованное лицо, Служба) о признании недействительным пункта 1 в части пунктов 4, 6, 17, пункта 3 в части пункта 19 представления от 27.10.2022 № 05-01/22-36.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы, просила суд признать недействительными пункты представления в связи с тем, что нарушения, указанные в пунктах 4, 6, должны содержаться в предписании, но никак не в представлении в связи с фактической невозможностью их исполнения. Восстановление документов по 54 актам невозможно в связи с истечением 4 лет. По пункту 6 требуется восстановить документы, составить акты, что также невозможно по истечении нескольких лет. Возвратить сумму не представляется возможным, Фонд функционирует за счет предоставляемых субсидий из федерального бюджета. По пункту 19 оспариваемого представления отметила, что на момент проверки индивидуальные предприниматели Хертек А-Х., А., Донгак Б.М. были зарегистрированы в качестве предпринимателей, и протоколом подтверждается выдача займа непосредственно предпринимателям, будучи зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей. На основании изложенного просила заявление удовлетворить.
Представители заинтересованного лица не согласились с заявленными требованиями, просили отказать в удовлетворении заявления, указали, что те действия, которые были произведены Службой, обоснованы и правомерны. В части индивидуальных предпринимателей отметили, что Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей содержит иные сведения по этим предпринимателям. С учетом изложенного просили в удовлетворении заявления отказать.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил:
Согласно выписке из Единого государственного реестра от 19.09.2003 Микрокредитная компания Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1031700521973.
Устав Фонда утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от 30.07.2003 № 523 «О микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва», зарегистрирован в Управлении Минюста России по Республике Тыва от 21.01.2021 (распоряжение Управления Минюста России по Республике Тыва о государственной регистрации от 21.01.2021 № 13-р).
Основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение мероприятий, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», предприятий-участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» Республики Тыва, а также инфраструктуры поддержки предпринимательства на территории Республики Тыва, в том числе обеспечение их доступа к кредитным и иным ресурсам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Службы от 23.06.2022 № 55, письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.06.2022 № 0-18-53С Службой в отношении Фонда в период с 24.06.2022 по 15.07.2022 проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов республиканского бюджета на реализацию государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 – 2024 годы» за период 2019 – 2020 годы.
Объем проверенных средств Службой составил 391 510 568,83 руб., из них нарушения в финансовой бюджетной сфере составили 129 297 355,15 руб., в том числе: неправомерное расходование средств субсидии на реализацию Подпрограммы № 7 Госпрограммы Республики Тыва от 27.10.2016 № 450 на сумму 30 263 910,42 руб., неэффективное использование средств субсидии на реализацию Подпрограммы № 7 Госпрограммы от 27.10.2016 № 450 на сумму 99 033 444,73 руб., а также иные нарушения.
Итоги проверки оформлены актом от 15.09.2022 № 55 (т.6 л.д. 2-50).
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки Службой вынесено предписание от 27.10.2022 № 06-01/22-07, а также представление от 27.10.2022 № 05-01/22-36.
Фонд, не согласившись с вынесенным представлением от 27.10.2022 № 05-01/22-36, признав его незаконным и необоснованным, обратился в Арбитражный суд Республики Тыва о признании его недействительным.
В ходе рассмотрения дела заявителем неоднократно уточнялись заявленные требования. Последним уточнением представитель Фонда просила признать недействительным пункт 1 в части пунктов 4, 6, 17, пункт 3 в части пункта 19 представления от 27.10.2022 № 05-01/22-361, в которых указаны на следующие нарушения:
- пункт 1 в части пункта 4: в нарушение пунктов 1,2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пунктов 15,18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета № 34н), Фондом допущено неправомерное расходование средств субсидии на реализацию мероприятий господдержки СМСП на общую сумму 13 160 503,90 руб. в результате списания денежных средств со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по 54 актам приемки выполненных работ и услуг за оказанные услуги 42 поставщиками и подрядчиками, оформленным ненадлежащим образом, где в полном объеме отсутствует расшифровка видов оказанных услуг и документы, подтверждающие наличие распорядительного документа о проведении мероприятий, и к ним организационные документы, свидетельствующие о планировании и проведении мероприятий;
- пункт 1 в части пункта 6: в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 15,18 Положения по ведению бухгалтерского учета № 34н, Фондом допущено неправомерное расходование средств субсидии на реализацию мероприятий господдержки СМСП на общую сумму 8 682 419 рублей в результате их перечисления поставщикам и подрядчикам при отсутствии договоров, счетов и актов приемки выполненных работ и услуг;
- пункт 1 в части пункта 17: в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 151-ФЗ, пункта 1 статьи 9 Федерального закона 402-ФЗ, пункта 3 Порядка предоставления субсидий № 305, пункта 1.1.1. договоров аренды оборудования и инвентаря Фондом допущено неэффективное использование оборудования, приобретенного за счет средств субсидии на реализацию мероприятий господдержки СМСП, на общую сумму 4 175 414, 36 рублей в результате неисполнения индивидуальными предпринимателями условий договоров аренды оборудования и инвентаря в виде неоплаты арендной платы (30 000 руб. 1 раз в полгода), непроведение курсов, мастер-классов (4 раза в месяц), неоказания консультационных услуг;
- пункт 3 в части пункта 19: в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 151-ФЗ, пункта 1.1 Правил предоставления микрозаймов комиссией для выдачи микрозаймов отобраны заявки 2 получателей микрозайма (ИП Хертек А-Х.А, ИП Донгак Б.М.), которыми на момент выдачи займа не осуществлялась предпринимательская деятельность (согласно выпискам из ЕГРЮЛ) и которым впоследствии выданы микрозаймы на общую сумму 600 000 руб.
Данные уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В частях 1, 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях соблюдения установленного порядка.
Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие
в установленный законом срок. При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Кодекса не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм следует, что срок для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих государственные полномочия, не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
Как следует из материалов дела, оспариваемое представление № 05-01/22-36 вынесено Службой 27.10.2022 и направлено 28.10.2022 с сопроводительным письмом № 04-02/22-1449 на имя директора Фонда Ооржака О.Д.
Получено Фондом 28.10.2022 за вх. № 1762.
23.11.2022 Службой повторно направлено представление № 05-01/22-36 от 27.10.2022, в этот раз адресованное и.о. директора Фонда Ултургашевой О.Г.
Получено Фондом 23.11.2022 за вх. № 1793.
С заявлением об оспаривании представления Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Тыва 13.02.2023.
Служба, указывая на пропуск Фондом срока для оспаривания представления от 27.10.2022, пояснила, что на имя и.о. директора Фонда Ултургашевой О.Г. было направлено 23.11.2022, как вновь назначенному руководителю Фонда, с целью информирования и напоминания о необходимости организации исполнения представления.
Возражая против данных доводов, Фонд считает срок обращения в суд подлежащим исчислению именно с 23.11.2022, поскольку первоначально сопроводительное письмо от 28.10.2023 о направлении представления от 27.10.2022 было адресовано Ооржаку О.Д., в то время как он с 24.08.2022 приказом Минэкономразвития Республики Тыва от 24.08.2022 № 93-лс был переведен на должность заместителя директора Фонда, в связи с чем не был директором Фонда, поэтому срок следует исчислять с 23.11.2022, когда представление поступило в адрес и.о. директора Фонда Ултургашевой О.Г.
Изучив в совокупности представленные документы и указанные доводы сторон, учитывая получение Фондом представления № 05-01/22-36 28.10.2022 по юридическому адресу, что не оспаривается сторонами, суд приходит к выводу, что Фонд, подав настоящее заявление в арбитражный суд 13.02.2023, обратился с пропуском установленного процессуального срока для подачи заявления - на 9 дней (28.01.2023 – выходной день, в связи с чем срок начинает исчисляться с 31.01.2023).
Между тем, учитывая, что ошибочное исчисление процессуального срока с момента получения представления 23.11.2022 было вызвано проявленной осмотрительностью Службы по надлежащему уведомлению нового руководителя Фонда (Ултургашеву О.Г.) о вынесенном представлении и необходимости его исполнения, арбитражный суд, руководствуясь тем, что одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является, в том числе, обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 2 АПК РФ), приходит к выводу о наличии оснований для восстановления Фонду срока на обращение в суд.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливают, нарушают ли оспариваемый акт, решений и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащим полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли или совершили действие (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, в силу положений части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Службу возлагается бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, а на Фонд - бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов.
Согласно абзацу 3 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее – Постановление № 21) суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть независимо от доводов заявления суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 269.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления.
Пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 утвержден федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" (далее – Федеральный стандарт N 1235), который устанавливает правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований (далее - контрольное мероприятие), а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - орган контроля) полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 2 Федерального стандарта № 1235 он регламентирует назначение контрольного мероприятия и подготовку к его проведению; проведение контрольного мероприятия, в том числе назначение (организацию) экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия, оформления их результатов; оформление результатов контрольного мероприятия.
Согласно пункту 11 Федерального стандарта № 1235 решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято на основании: результата анализа данных, содержащихся в информационных системах; установления должностным лицом органа контроля в ходе исполнения должностных обязанностей признаков нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля; результата рассмотрения поступивших обращений, запросов, поручений, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля, с учетом риск-ориентированного подхода, который может быть установлен правовым актом органа контроля; истечения срока исполнения объектами контроля ранее выданных органом контроля представлений и (или) предписаний; результата проведенного контрольного мероприятия, в том числе в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения камеральной проверки.
Согласно Положению о Службе финансово-бюджетного надзора Республики Тыва, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 11.03.2021 N 111, Служба является органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным осуществлять внутренний государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Тыва.
В силу подпунктов 5.1.1 - 5.1.4. Положения Служба осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, в том числе: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю Служба проводит проверки, ревизии и обследования; направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (п. 6.1. Положения).
Согласно пунктам 25, 26 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного приказом Службы от 12.04.2021 № 32/од, плановые и внеплановые контрольные мероприятия назначаются руководителем Службы; основанием для начала административной процедуры подготовки и назначения внепланового контрольного мероприятия является решение руководителя (заместителя руководителя) Службы, принятое в связи с поступлением обращений (поручений) Главы Республики Тыва, Правительства Республики Тыва, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций.
Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка в отношении Службы проведена на основании приказа Службы от 23.06.2022№ 55 «О назначении внеплановой выездной проверки», письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.06.2022 № 0-18-53С, направленного в адрес Главы Республики Тыва Ховалыгу В.Т., по проверке осуществления расходов республиканского бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республики Тыва на 2017-2024 годы» в Фонде. Проверяемый период установлен 2019-2020 гг.
В ходе проведения проверки Службой выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере.
По итогам проверки руководителем Службы Монгуш Т.Х. выдано Фонду, в том числе, представление от 27.10.2022 № 05-01/22-36.
С учетом вышеизложенного и исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235, Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 11.03.2021 № 111, Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного приказом Службы от 12.04.2021 № 32/од, следует признать, что у Службы имелись достаточные правовые основания для проведения внеплановой выездной проверки и вынесения представления от 27.10.2022 № 05-01/22-36, которое подписано уполномоченным должностным лицом Службы в пределах предоставленной компетенции.
Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным правоотношениям.
В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются, в том числе, органы государственного (муниципального) финансового контроля, получатели бюджетных средств.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями и некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе должны определять: порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, положения об осуществлении проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления. При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
На основании пункта 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Следовательно, правовое значение представления заключается в превенции нарушений в дальнейшей деятельности лица, которому адресовано данное представление.
По доводу о признании недействительным пункта 1 в части пункта 4 оспариваемого представления от 27.10.2022 № 05-01/22-36:
Как следует из оспариваемого пункта представления от 27.10.2022 № 05-01/22-36, Фонду вменяется нарушение пунктов 1,2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 15,18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение № 34н), выразившееся допущении неправомерного расходования средств субсидии на реализацию мероприятий господдержки СМСП на общую сумму 13 160 503,90 руб. в результате списания денежных средств со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по 54 актам приемки выполненных работ и услуг за оказанные услуги 42 поставщиками и подрядчиками, оформленным ненадлежащим образом, где в полном объеме отсутствует расшифровка видов оказанных услуг и документы, подтверждающие наличие распорядительного документа о проведении мероприятий, и к ним организационные документы, свидетельствующие о планировании и проведении мероприятий.
Согласно материалам проверки данное нарушение допущено Фондом в результате списания денежных средств со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на основании 54 актов приемки выполненных работ и услуг, оформленных ненадлежащим образом. В частности, в указанных актах полностью отсутствует расшифровка видов выполненных работ и оказанных услуг, не отражены темы, вопросы, количество и списки участников семинаров, конкурсов, а также не указаны наименования сайтов, редакций СМИ, где были размещены объявления о проведении вышеперечисленных мероприятий (за 2019 год – 7 007 931,90 руб., за 2020 год – 6 152 572 руб.).
Службой представлены реестры неправомерно списанных денежных средств за 2019-2022 гг., договоры поставки и акты приемки оказанных услуг (т. 1 ст. 106-150, т.2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 420-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В соответствии с пунктом 15 Положения № 34н первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
В соответствии с пунктом 18 Положения № 34н первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Возражая против вменяемого нарушения, Фонд ссылается на невозможность восстановления документов по 54 актам приемки выполненных работ ввиду ограниченного срока, установленного для устранения (2 месяца).
При этом согласно представленным документам Фондом приняты меры по устранению нарушения: проведена инвентаризация всех договоров с поставщиками и подрядчиками, по которым отсутствуют закрывающие бухгалтерские документы; проводится работа по истребованию и оформлению документов; разработано и внедрено Положение по управлению рисками Фонда; утверждено общим собранием 01.11.2022 новое штатное расписание со штатной единицей риск-менеджера (т. 5 л.д. 26-39, 50-52).
Иных доводов Фондом не приводится, по существу вменяемого нарушения возражений не представлено.
По доводу о признании недействительным пункта 1 в части пункта 6 оспариваемого представления от 27.10.2022 № 05-01/22-36:
Согласно оспариваемому пункту Фонду вменяется нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 15,18 Положения № 34н, выразившееся в допущении Фондом неправомерного расходования средств субсидии на реализацию мероприятий господдержки СМСП на общую сумму 8 682 419 руб. в результате их перечисления поставщикам и подрядчикам при отсутствии договоров, счетов и актов приемки выполненных работ и услуг.
Как следует из материалов проверки, Фондом допущено неправомерное расходование средств субсидии на реализацию мероприятий господдержки субъектов среднего и малого предпринимательства, перечисленных с расчетного счета поставщикам и подрядчикам, при отсутствии актов приемки выполненных работ и услуг на общую сумму 8 682 419 руб., из них: за 2019 год - 8 482 419 руб., за 2020 год – 200 000 руб. В основаниях платежных поручений указаны договоры, счета, однако в бухгалтерских документах договоры, счета, а также другие документы, подтверждающие исполнение указанных договоров, не имелись.
В подтверждение вменяемого нарушения Службой представлены реестры неправомерно перечисленных денежных средств при отсутствии договоров и актов приемки выполненных работ и услуг, платежные поручения (т. 3 стр. 127-150, т. 4 стр. 1-52).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии с пунктом 15 Положения № 34н первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.
Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
В соответствии с пунктом 18 Положения № 34н первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Возражая против вменяемого нарушения, Фонд ссылается на невозможность восстановления документов, а именно, договоров, счетов, а также других документов, подтверждающих исполнение указанных договоров.
При этом Фондом также представлены документы в подтверждение принятия мер по устранению нарушения: проведена инвентаризация всех договоров с поставщиками и подрядчиками, по которым отсутствуют закрывающие бухгалтерские документы; проводится работа по истребованию и оформлению документов; разработано и внедрено Положение по управлению рисками Фонда; утверждено общим собранием 01.11.2022 новое штатное расписание со штатной единицей риск-менеджера (т. 5 л.д. 26-39, 50-52).
Иных доводов Фондом также не приводится, по существу вменяемого нарушения возражений не представлено.
По доводу о признании недействительным пункта 1 в части пункта 17 оспариваемого представления от 27.10.2022 № 05-01/22-36:
Согласно оспариваемому пункту представления Фонду вменяется неэффективное использование оборудования, приобретенного за счет средств субсидии на реализацию мероприятий господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на общую
сумму 4 175 414,36 руб. в результате неисполнения индивидуальными предпринимателями условий договоров аренды оборудования и инвентаря в виде неоплаты арендной платы (30 000 руб. 1 раз в полгода), непроведения курсов, мастер-классов (4 раза в месяц), неоказания консультационных услуг.
В подтверждение Службой представлены договоры аренды оборудования и инвентаря, акты приема-передачи оборудования и инвентаря (т. 4 стр.126-142).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.
В проверяемый период действовали Правила предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Фонда поддержки предпринимательства Республики Тыва, утвержденные решениями Общего собрания Фонда, протоколами от 14.04.2017 и от 27.03.2020 (далее – Правила предоставления микрозаймов), которые определяли порядок и условия предоставления Фондом микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил предоставления микрозаймов, утвержденных протоколом от 14.04.2017, Фонд предоставляет займы для осуществления предпринимательской деятельности на цели, указанные заёмщиками в заявлении на получение займа, на договорной основе при соблюдении принципов целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности.
Аналогичные условия также предусмотрены в разделе 3 Правил предоставления займов, утвержденных протоколом от 27.03.2020.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления субсидий в рамках реализации государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 – 2024 годы» микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва», утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 21.06.2018 № 305, действовавшего в проверяемый период, целью предоставления субсидий является финансовое обеспечение затрат Фонда, связанных с организацией деятельности по следующим направлениям:
а) создание и (или) развитие структурных подразделений для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования - гарантийных фондов;
б) создание и (или) развитие структурных подразделений для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования - микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования;
в) создание и (или) развитие структурных подразделений для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на оказание консультационной поддержки, - центров поддержки предпринимательства;
г) создание и (или) развитие структурных подразделений для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции и (или) экспорт товаров (работ, услуг), - центров координации поддержки экспортноориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
д) создание и (или) развитие структурных подразделений для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции и (или) экспорт товаров (работ, услуг), - центров кластерного развития;
е) создание и (или) развитие официальных сайтов (порталов) организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
ж) субсидирование единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
з) создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" и привлечение консультантов регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Как следует из материалов проверки, в целях реализации соглашений о сотрудничестве и совместной реализации проектов между Фондом и 5 субъектами малого и среднего предпринимательства заключены договоры аренды оборудования и инвентаря, приобретенных Фондом в 2021 году на сумму 4 175 414,36 рублей за счет средств субсидии на реализацию мероприятий господдержки СМСП, согласно которым арендатор, используя переданное оборудование, в счет стоимости аренды предоставляет услуги по проведению теоретических образовательных курсов, мастер-классов по изготовлению национальной сувенирной продукции и национальных ювелирных изделий на высокотехнологическом оборудовании, оказывает консультационные услуги с возможностью трудоустройства обучающегося, освоившего теоретические и практические курсы.
Пунктом 1.1.1. представленных договоров аренды оборудования и инвентаря было предусмотрено, что арендатор, используя переданное оборудование, предоставляет следующие услуги на бесплатной основе:
а) проведение теоритических образовательных курсов и практических мастер-классов по изготовлению национальной сувенирной продукции и национальных изделий на высокотехнологичном оборудовании в количестве не менее 4 (четырех) раз в месяц;
б) предоставляет консультационные услуги населению по изготовлению национальной сувенирной продукции и национальных изделий на высокотехнологичном оборудовании;
в) возможность трудоустройства лучшего обучающегося, освоившего теоритические и практические курсы по изготовлению национальной сувенирной продукции и национальных изделий на высокотехнологическом оборудовании;
г) арендатор обязуется вносить 1 раз в полгода арендную плату в виде готовой сувенирной продукции (по согласованию Сторон) на общую сумму 30 000 (тридцать тысяч рублей) 00 копеек.
При проверке выполнения условий договоров установлено, что документы об оплате арендной платы, первичные учетные документы, подтверждающие проведение курсов, мастер-классов, консультационных услуг с указанием даты проведения (акты выполненных работ (услуг); список лиц, принявших участие; повестки, протоколы, сценарии проведенных мероприятий; договоры, счета и акты о размещении объявления в СМИ, список трудоустроенных и заключенные с ним трудовые договора и другие подтверждающие документы) в Фонде не имеются.
В заключенных договорах не были указаны наименования проекта, на реализацию которого предоставляется оборудование, не были представлены соглашения о сотрудничестве.
Согласно материалам проверки, на запрос Службы о предоставлении первичных учетных документов, подтверждающих внесение арендной платы по переданному в аренду оборудованию, проведение курсов, мастер-классов, консультационных услуг с указанием даты проведения, Фондом предоставлен ответ от 29.08.2022 № 866, согласно которому акты приема-передачи, накладные и другие документы на передачу готовой продукции в счет оплаты арендной платы не были оформлены. Документы, подтверждающие выполнение условий договора аренды, на данный момент не имеются.
Не соглашаясь с вменяемым нарушением и при этом его не опровергая, Фонд ссылается на невозможность восстановления документов.
Между тем, в материалы дела Фондом также представлены документы в подтверждение принятия мер по устранению нарушения: разработано и внедрено Положение по управлению рисками Фонда; утверждено общим собранием 01.11.2022 новое штатное расписание со штатной единицей риск-менеджера; в адреса арендаторов оборудования направлены претензии: Салчак А.К., Чагар-оол А.А., Монгуш А.К., Ооржак С.С.; Чагар-оол А.А. произведен возврат оборудования в полном объеме в марте 2023 года после проведения мастер-классов в январе-феврале 2023 года; остальными мастерами выполнены обязательства по договорам аренды (т. 5 л.д. 26-39, 50-52).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
Как указано в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21), рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Как указано в пункте 17 Постановления N 21, осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Материалами дела подтверждается совершение Фондом вменяемых нарушений. Документов, опровергающих изложенные в представлении нарушения, Фондом не представлено, по существу вменяемых нарушений возражений не заявлено. Напротив, в материалы дела Фондом представлялись доказательства устранения выявленных нарушений, что, по сути, свидетельствует о согласии с выявленными нарушениями и об их добровольном устранении.
В связи с этим суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что оспариваемый пункт 1 в части пунктов 4, 6, 17 представления Службы соответствует указанным выше нормам права, не нарушает прав и законных интересов Фонда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, не создает иных препятствий для осуществления Фондом предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем в силу положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя в данной части суд признает не подлежащими удовлетворению.
По доводу о признании недействительным пункта 3 в части пункта 19 оспариваемого представления от 27.10.2022 № 05-01/22-36 суд приходит к следующим выводам.
Согласно данному пункту Фонду вменяется неправомерный отбор 2 заявок получателей микрозайма (ИП Хертек А-Х.А., ИП Донгак Б.М.), которыми на момент выдачи займа не осуществлялась предпринимательская деятельность (согласно выпискам из ЕГРЮЛ) и которым впоследствии выданы микрозаймы на общую сумму 600 000 руб., что является нарушением статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 151-ФЗ, пункта 1.1 Правил предоставления микрозаймов.
Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя урегулирован статьей 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Из содержания Закона N 129-ФЗ следует, что регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в заявительном порядке, то есть при обращении физического лица в регистрирующий орган с соответствующим заявлением и при предоставлении документов, указанных в части 1 статьи 22.1 названного Закона.
Правила ведения Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), внесения исправлений в сведения, включенные в записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), определяют Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2017 N 165н (далее – Порядок № 165н).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 165н внесение записей в ЕГРЮЛ или ЕГРИП осуществляется территориальными органами ФНС России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Каждой записи при внесении в ЕГРЮЛ и ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер (далее - ГРН).
Пунктом 6 Порядка № 165н определено, что записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП), который указывается в последующих записях, вносимых в ЕГРИП в отношении индивидуального предпринимателя.
При принятии физическим лицом решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, указанное лицо также обращается в регистрирующий орган с соответствующим заявлением и предоставляет регистрирующему органу документы, перечисленные в части 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по общему правилу утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП (часть 9 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ).
Исходя из изложенных норм, следует, что единственным источником, содержащим полную и достоверную информацию о наличии статуса индивидуального предпринимателя (либо информации о прекращении его деятельности), является ЕГРИП, информация из которого может быть получена оперативно и безвозмездно на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации. ОГРНИП присваивается каждому индивидуальному предпринимателю, который встал на учет в налоговом органе и внесен в Единый государственный реестр предпринимателей. Пока предприниматель ведет деятельность, ОГРНИП не меняется. При принятии предпринимателем решения о прекращении деятельности государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП, следовательно, при каждой новой регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрационный номер будет новым.
Как следует из материалов дела, 26.11.2018 ИП Хертек Анай-Хаак Анатольевна обратилась в Фонд с заявкой о предоставлении займа в размере 300 000 руб.
Протоколом заседания постоянно действующего комитета по предоставлению микрофинансовых займов от 05.03.2019 Фондом принято решение выдать Хертек А-Х.А. микрозайм на приобретение сушильной камеры для дерева в размере 300 000 руб.
По результатам заседания комиссии 06.03.2019 между Фондом и ИП Хертек А-Х.А. заключен договор займа № 1/19 на сумму 300 000 руб. (т. 12 л.д. 26-32)
Служба, вменяя Фонду неправомерную выдачу микрозайма, представила выписку из ЕГРИП на Хертек А-Х.А. с ОГРНИП 309171908400022, где указано на прекращение предпринимателем деятельности 28.04.2010 (т. 8 л.д. 97-99).
Между тем, согласно свидетельству о государственной регистрации Хертек Анай-Хаак Анатольевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.05.2015, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за ОГРНИП 315172000001388.
Данный ОГРНИП 315172000001388 также указан в договоре займа от 06.03.2019 № 1/19 и в соответствии с общедоступными сведениями, размещенными на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, деятельность предпринимателя за данным ОГРНИП является действующей.
Доказательств того, что на момент подачи заявки, рассмотрения ее и по итогам заключения договора на предоставление микрозайма Хертек А-Х.А., зарегистрированная за ОГРНИП 315172000001388, прекратила деятельность, материалы дела не содержат, судом не установлено.
Также на основании протокола заседания постоянно действующего комитета по предоставлению микрофинансовых займов по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления микрозаймов от 29.10.2020 № 29/2020 Фондом принято решение выдать ИП Донгаку Буяну Мерген-ооловичу микрозайм на покупку оборудования для учебного языкового центра «Эртем» в размере 300 000 руб.
На основании принятого решения 16.11.2020 между Фондом и ИП Донгак Б.М. заключен договор микрозайма № 185/20 на сумму 300 000 руб.
Служба, вменяя Фонду неправомерную выдачу микрозайма, представила выписку из ЕГРИП на Донгака Б.М. с ОГРНИП 310172207700011, где указано на прекращение предпринимателем деятельности 03.11.2016 (т. 8 л.д. 100-102).
Между тем, согласно договору микрозайма от 16.11.2020 № 185/20 Донгак Б.М. имеет ОГРНИП 319171900007320 и в соответствии с общедоступными сведениями, размещенными на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, деятельность предпринимателя по данному ОГРНИП 319171900007320 (дата присвоения 24.04.2019) является действующей (т.12 л.д.125-127).
Доказательств того, что на момент подачи заявки, рассмотрения ее и по итогам заключения договора на предоставление микрозайма Донгак Б.М., зарегистрированный за ОГРНИП 319171900007320, прекратил деятельность, материалы дела также не содержат, судом не установлено.
На основании вышеизложенного следует вывод, что Служба, неполно выяснив все обстоятельства вменяемых нарушений, не установив статус данных лиц (Хертек А-Х.А., Донгак Б.М.) на момент отбора заявок и заключения договоров займа, необоснованно возложила на Фонд принятие мер по устранению причин и условий нарушения, которого не допущено.
Данное обстоятельство свидетельствует о неправомерности указанного в представлении требования Службы, чем нарушается права и законные интересы Фонда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исследовав материалы дела в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований учреждения по пункту 3 в части пункта 19 представления Службы от 27.10.2022 № 05-01/22-36.
В связи с изложенным суд признает заявленные требования Службы подлежащими частичному удовлетворению.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Заявителем при подаче заявления в суд уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. (платежные поручения от 10.02.2023 № 93 на сумму 2 000 руб., от 16.02.2023 № 136 на сумму 1 000 руб.).
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. В случае признания обоснованным (полностью или частично) заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
В пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, сделан вывод, что в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
В связи с изложенным, учитывая частичное удовлетворение заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Фондом, подлежат взысканию с Службы в пользу Фонда.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва
Р Е Ш И Л:
Заявление Микрокредитной компании Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва (ИНН 1701035719, ОГРН 1031700521973, адрес регистрации: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, д. 18) удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 3 в части пункта 19 представления Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 27.10.2022 № 05-01/22-36, как несоответствующий положениям действующего законодательства.
Обязать Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (ИНН 1701037843, ОГРН 1051700509519, адрес регистрации: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдума, д. 18) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Микрокредитной компании Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва (ИНН 1701035719, ОГРН 1031700521973, адрес регистрации: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, д. 18) путем отмены признанного недействительным пункта представления от 27.10.2022 № 05-01/22-36.
В остальной части заявленных требований Микрокредитной компании Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва отказать.
Взыскать с Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (ИНН 1701037843, ОГРН 1051700509519, адрес регистрации: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдума, д. 18) в пользу Микрокредитной компании Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва (ИНН 1701035719, ОГРН 1031700521973, адрес регистрации: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, д. 18) государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по платежным поручениям от 10.02.2023 № 93 на сумму 2 000 руб., от 16.02.2023 № 136 на сумму 1 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Н.М. Хайдып