НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Татарстан от 30.05.2006 № А65-2999/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

420014, Республика Татарстан, г.Казань, Кремль, корп.1, под.2

тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                           Дело № А65-2999/2006-СА1-19

06 июня 2006 г.

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2006 г. Полный текст решения изготовлен 06 июня 2006 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Шайдуллина Ф.С.,

с участием:

от заявителя – Сагирова А.С. по доверенности №175 от 29.05.2006г.;

                         - Раскин М.Г. по доверенности №8 от 02.11.2005г.;

                         - Жихарев Н.В. по доверенности №8 от 02.11.2005г.;

от ответчика – Хлебникова Г.М. по доверенности №17710 от 08.12.2005г.;

                          - Насырова Э.Х. по доверенности №3111 от 10.03.2006г.;

от третьих лиц:

Межрайонная Инспекция ФНС России №16 по РТ – Хабибуллина И.Р. по доверенности №9 от 11.01.2006г.;

Государственный жилищный фонд при Президенте РТ – Наумов А.В. по доверенности №14 от 23.03.2006г.;

Управление Федерального Казначейства МФ РФ по РТ -  Алексеева О.Н. по доверенности от 23.01.2006г.;

лица ведущего протокол судебного заседания – судья Шайдуллин Ф.С.,

рассмотрев 23-30 мая 2006 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Татойлгаз», г. Альметьевск, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа в проведении зачета,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Татойлгаз», (далее по тексту заявитель) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, (далее по тексту ответчик, налоговый орган) о признании незаконным отказа в проведении зачета излишне уплаченной в 1999-2000 гг. в бюджет Республики Татарстан суммы акциза на нефть в размере 38 976 003 рублей в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) к участию в деле были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - Межрайонная Инспекция ФНС России №16 по РТ, Государственный жилищный фонд при Президенте РТ, Управление Федерального Казначейства МФ РФ по РТ.

Заявитель в судебном заседании поддержал требование в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Указал, что Соглашение от 15.12.94г. между Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан действовало только 5 лет, а Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан от 17.03.1999г. «О бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан» нигде не опубликовано, следовательно, уплата акциза в бюджет Республики Татарстан была незаконна. Кроме этого, считает, что трехгодичный срок, установленный статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ, не распространяется на зачеты.

Ответчик требование заявителя не признал по причине пропуска заявителем трехгодичного срока для обращения с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм акциза. Представил дополнения к отзыву и акт сверки.

Представители третьих лиц требование заявителя не признали также по причине пропуска заявителем трехгодичного срока для обращения с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм акциза.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 30 мая 2006г. В назначенное время судебное заседание было продолжено.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в налоговый орган с заявлением 23.12.2005г. за №04-2/1892 о зачете излишне уплаченной в 1999-2000 г.г. в бюджет Республики Татарстан суммы акцизов на нефть в размере 38 976 003 рублей в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РТ.

Письмом от 26.12.2005г. за №20-01-24/18648@ налоговый орган отказал заявителю в проведении зачета, сообщив, что по состоянию на 23.12.2005г. в КРСБ переплаты по акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат не имеется.

Отказ налогового органа произвести зачет послужил основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что заявитель осуществлял добычу нефти, включая газовый конденсат, который был экспортирован за пределы Российской Федерации и государств-участников СНГ.

В период 1999-2000 г.г. заявитель уплачивал акциз за экспортированную нефть как в бюджет Российской Федерации – в составе таможенных платежей, так и в бюджет Республики Татарстан. При этом, в консолидированный бюджет Республики Татарстан акциз на нефть был уплачен, по расчетам заявителя, в размере 38976003 рублей.

Довод заявителя о том, что уплата сумм акциза на нефть является незаконной, поскольку Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан от 17.03.1999г. «О бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан» нигде не опубликовано, суд считает несостоятельным.

Взимание акциза на нефть в 1999-2000 гг. в бюджет Республики Татарстан было основано на Законе Республики Татарстан от 22.12.1998г. №1924 «О бюджетной системе Республики Татарстан на 1999 год» и на Законе Республики Татарстан от 17.11.1999г. №2438 «О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год».

Заявитель обращался в налоговый орган с заявлениями №04/370 от 27.03.2000г. и №04-2/1477 от 05.11.2002г. о возврате или зачете в счет недоимки суммы акциза. В обоснование своих требований заявитель указал, что уплатил акциз в бюджет Российской Федерации за период с 1999 года по 2000 год с экспортированной нефти таможенным органам в составе таможенных платежей. Отказ налогового органа произвести возврат или зачет излишне уплаченной суммы акциза  от экспорта нефти в размере 24 698 088,13 рублей послужил основанием для обращения заявителя в суд. Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2003г. в удовлетворении требований заявителя отказано по причине отсутствия доказательств, свидетельствующих об излишней уплате указанных сумм акциза в бюджет  Российской Федерации.

Затем 23.12.2005г. заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченной в 1999-2000 г.г. в бюджет Республики Татарстан суммы акцизов на нефть в размере 38 976 003 рублей в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РТ.

Согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, подлежащих уплате.

Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.

По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Исходя из универсальности воли законодателя, срок на подачу заявления как на возврат, так и на зачет сумм излишне уплаченного налога ограничен тремя годами, исчисляемыми в соответствии с пунктом 8 статьи 78 НК РФ со дня уплаты указанных сумм.

Указанный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.08.2005г. №5335/05.

      Довод заявителя о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не вправе руководствоваться Постановлениями Президиума ВАС РФ, несостоятелен, поскольку по смыслу статьи 304 АПК РФ, задачей Президиума ВАС РФ является обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами.  

По заявлению от 23.12.2005г. зачет сумм излишне уплаченного налога мог быть произведен налоговым органом при условии, что указанные суммы уплачены в течение предшествующих трех лет, то есть не ранее 23.12.2002г.

Судом установлено, что уплата акциза на нефть в бюджет Республики Татарстан произведена заявителем начиная с 20.04.1999г. по 18.12.2000г. (л.д. 11 и 31).

По всем платежам, которые заявитель считает излишне уплаченными, со дня их уплаты до момента обращения заявителя в налоговый орган с заявлением о зачете истеки три года.

Обращение с заявлением о зачете в налоговый орган по истечении предусмотренного статьей 78 НК РФ срока обоснованно явилось основанием для отказа в проведении зачета излишне уплаченного налога, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст.110, 112, 167-169, 176, 198-201 Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию.

      Судья                                                                             Ф.С. Шайдуллин